В противовес историзму в начале XX века появилась Реформа архитектуры, перешедшая в архитектурный модернизм. В конечном итоге историзм явился ещё одной демонстрацией истории западной архитектуры раннего нового времени. Распространение стиля историзма в архитектуре связано с развитием капитализма в Европе и подъёмом буржуазии, отчего неофициально стиль именуется стилем грюндерства. Джон Нэш (1752 — 1835) британский архитектор, крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»), в то же время создавал архитектурные сооружения в стиле историзма (эклектики), такие как Королевский павильон в Брайтоне.
Если для возрождения и классицизма типично копирование имитация классической архитектуры (Древней Греции и Римской империи), то историзм копирует архитектурные формы также других эпох, которые считались равноценными. Историзм – это направление в архитектуре, а также в декоративном искусстве, распространённое в 19-м и продолжавшее оказывать определённое влияние также в 20-м веке. Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода как архитекторов, так и заказчиков. Эклектика (эклектизм историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован, сейчас называемыйисторизмом. Венский университет) стало одной из причин критики историзма в середине XX века: архитектурные колонны, головы медуз и резные листья были лишь декоративными элементами для создания «исторической атмосферы». В противовес историзму в начале XX века появилась (нем. ), перешедшая в архитектурный модернизм. Выставка этого союза в Кельне за несколько недель доначала первой мировой войны в 1914 г. ознаменовала собойпобеду современной архитектуры над историзмом. Эклектика (эклектизм историзм) в архитектуре— направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
В противовес историзму в начале XX века появилась Реформа архитектуры (нем. ), перешедшая в архитектурный модернизм. Венский университет) стало одной из причин критики историзма в середине XXвека: архитектурные колонны, головы медуз и резные листья были лишь декоративными элементами для создания «исторической атмосферы». Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован сейчас называемый историзмом. Историзм (эклектика, эклектизм) — направление в архитектуре 1830-90-х гг. Распространение историзма в архитектуре связано с развитием капитализма в Европе и подъёмом буржуазии, отчего неофициально направление именуется стилем грюндерства.
Однако некритическое восприятие народного искусства, отсутствие понимания специфики различных материалов нередко создавало в постройках середины столетия ощущение курьезного маскарада, «фетишизма к национальному». По его распоряжению «Высочайше одобренный» проект дорабатывался целым коллективом профессионалов, в который вошли Д. Гримм, Р. Гедике, И. Штром и др. Фигурой, ознаменовавшей соприкосновение Руси и Византии, являлся Св. В нем десять внутренних дворов, 691 помещение и 29 лестниц.
Обращение к формам итальянского Ренессанса могло быть связано и со стремлением придать зданиям более респектабельный облик, апеллирующий к образу современной европейской столицы. Иное мы видим, например, в здании Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге (А. Архитектура в стиле модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий использование новых технологий (металл, стекло). Бумажные обои делались под пеструю обивочную ткань и цветное сукно – т. н.
Мебельные объекты также декорируются росписью по белому лаку, которая изображает античные арабески, узор меандра, женские фигурки и фигуры воинов, колесницы и т. д. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила. Винкельмана, К. Шрейдера, например, в его издании Новые комнатные декорации или образцы рисунков изящно отделанным комнатам (1850 г. ) или русский журнал Журнал общеполезных дел, регулярно издаваемый в то время и оказавший серьезное влияние на формирование вкусов русского общества.
Самым признанным и продуктивным архитектором этого направления был К. Тон. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В спальне короля в замке Нойшванштайн поставлена тяжелая готическая мебель. Владимира — Крестителя Руси, выдвинутая еще в начале XIX века, но тогда не осуществленная. Сначала правит Людовик XVIII (1815-1824 гг. ), затем Карл X (1824-1830 гг. ).
Свобода выбора касается пока только облика здания. Например, для украшения книжных шкафов были использованы формы украшений старого собора Святого Павла в Лондоне, а своды галереи повторяли перекрытия сводов Капеллы короля Генриха VIII. Здание Парламента имеет прямоугольную форму со сторонами 268 и 118 метров.
Эпизодически неоренессанс использовался в обработке фасадов общественных зданий и доходных домов. Гротескная пышность барочно-рокайльных стилизаций в архитектуре, как и наивно-плоские образы в салонной живописи этого времени, была призвана воплощать один из аспектов буржуазного мифа о «красивой жизни»: например, особняк М. Рекк на Пятницкой улице в Москве (С. Она заразилась миллионами античных колонн, портиков, арок и карнизов, всем архитектурным арсеналом и прихотью римской древности, чуждыми новой жизни истории и потребностям. Современные здания в стиле необарокко перенимают традиции 19 в., в основе их дизайна – стилизация, пластика, лепнина, причем могут использоваться как традиционные материалы в отделке, так и их имитация.
Верхом безвкусицы считали этот собор некоторые современники. В период июльской монархии мода на рококо достигает своего апогея. Большое распространение в 1830-е гг. Мозаика пола в Тронном зале представляет собой изображения животных и растений.
Поздеев, 1889—1893) демонстрирует отказ от навязанной классической традицией симметрии планировочного решения и попытку воспроизвести структурные особенности допетровского зодчества, заимствовав приемы палатной композиции. Фон для таких изображений делался или белый или голубой или тёмно-синий. Вторая империя, которая существовала до 1870 г. Император и его жена императрица Евгения стремились как можно быстреё забыть неорококо и реставрировать торжественный стиль Наполеона I. Но в чистом виде ампир второй раз не сложился, а получился весьма эклектичный стиль Второй империи как некая смесь французского стиля классицизма (стиля Людовика XVI) с элементами ампира, Ренессанса и барокко. Неоготика в России соседствовала и даже соединялась в это время с помпеянским, неорусским и мавританским стилями (архитекторы А. Брюллов, М. Быковский, К. Тон, И. Монигетти). Это замок-сказка, замок-фантазия на тему национального немецкого прошлого.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль, неовизантийский стиль индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. Никитин, 1850-е гг. ) — доме историка и собирателя русской старины М. Погодина в Москве. Сформировавшийся своего рода стереотип храма-памятника Св.
Его центральная часть увенчана мощным куполом, высота которого 96 метров. плекса был «предопределен» градостроительным контекстом: соседством с Кремлем, Покровским собором и Историческим музеем Шервуда.
Их не очень занимал образный строй исторических прототипов. К историзму принадлежат и некоторые постройки 20 века (во Франции, США и др. ) имитирующие виллы Помпей и Геркуланума, древнегреческие дома, ренессансные палаццо этот так называемый стиль ретро противостоит новациям современной архитектуры. Разумеется, такие постройки имели общий источник образности — Св.
Все эти сооружения, органично сочетаясь с окружающей средой и формой основного здания, должны были создавать романтическое настроение. Г. Боссе) и Н. Кушелева-Безбородко (архитекторы Г. Боссе и Э. Шмидт). Историзм допускал обращение не только к классике. Вот таким образом мебель в будуаре, например, расставлена свободно, как бы непринужденно, группами.
Шервуд, 1897). Дорогое черное (эбеновое) дерево заменяется на болеё простые породы, протравленные в черный цвет, черепаховый панцирь делается из цветной мастики, золоченая бронза заменяется на латунь. Замок Нойшванштайн.
В полукруглой нише в глубине зала — «Христос во славе», окруженный херувимами и венком из звезд по сторонам — Святая Дева и Иоанн Креститель, молящиеся за все человечество. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания.
заическая проблема была решена императивным вмешательством царя. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Идеалом национальной архитектуры в середине века становится народное жилище — бревенчатая изба. ности. В утверждении «византийского стиля» важную роль сыграла идея об увековечении памяти Св.
В итоге, жюри, в которое вошли профессоры Академии художеств и представители городского управления, были отобраны несколько лучших проектов, в основном решенных в привычном для предыдущего царствования «византийском стиле» (один — проект Л. Бенуа — был необычен обращением к барочно-ренессансным формам). XIX в. в России разделение помещений на парадные и жилые постепенно исчезает.
В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIXвека) и боз-ар (для второй половины XIXвека). Эйбушиц, 1895), фасады которого напоминают здание банка Санто-Спирито в Риме (А. Под зеленой перистой кроной пальмы ярко краснеют спелые плоды, а у подножия извивается белый мраморный дракон, как бы стремящийся дотянуться до плодов.
Историзм был распространён во Франции и, особенно в Германии (преимущественно в Баварии также ансамбль «Музейного острова» в Берлине). венский Ренессанс коснулся, в первую очередь интерьера и мебели. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века.
Резанов, 1877) трехчетвертные колонны, «зависшие» в воздухе, как бы опровергают саму природу античного ордера — тектонически выстроенной, конструктивно оправданной системы. Историзм «говорит» лишь о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории. В частности, по-прежнему сильны были позиции ордерной архитектуры, представленной различными вариантами неоренессанса.
Весьма характерен в этой связи экскурс В. Стасова, с негодованием писавшего о «фальшивой» архитектуре, принесенной в Европу Ренессансом и с восторгом — о перемене вкусов, произошедшей в XIX столетии: «И ученые и художники и публика вздумали, что не надо разных архитектур, довольно и одной, которая одна правоверная и отвечает за все. Для всех этих явлений в отдельностиможно отыскать идеологические и научные обоснования. эсы, десадосы, тетатеты, сиамские близнецы и др.
Помимо этого художник, который работает в неостиле, всегда эклектичен, т. к. В этом он продолжал традиции старой московской архитектуры с ее любовью к высотным ориентирам. Создателем неоготики в Германии был архитектор и художник К. Ф.
Итак, в архитектуре Политехнического музея (И. Если говорить о чисто технической стороне этого здания, то сооружение подобного огромного зального пространства стало возможным только с использованием современных (19 века) технологий. Так обстояло дело со строительством церкви Сакре Кёр (Святого Сердца) в Париже, возведенной на высоком холме Монмартр в 1874-1919 годах по проекту архитектора Поля Абади. Этот новый вторичный королевский стиль породил моду на все ампирное или, точнеё говоря, на псевдоампирное в интерьере: пышную мебель, тяжелые расшитые занавеси и драпировки с бахромой, картины и зеркала в богатых рамах, золоченую бронзу, обилие ковров, цветной мрамор, тяжелые хрустальные люстры, бра и торшеры, обилие декоративных предметов и т. д.
собирала много пыли, была тяжела и неудобна в транспортировке. moderne — современный), ар-нуво (фр.
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В настоящее время эклектика допускает любые комбинации.
Большинство жилых построек этого времени в своей внутренней структуре никак не связаны с решением фасадов. Поворотным моментом в этом стала история конкурсов на создание монументов убиенному императору Александру II. Парланд), церкви Троицы в Останкине (Н. Потерпев неудачу в политике, а потом и в любви, Людвиг Баварский решил построить замок своей мечты. В спальне короля в замке Нойшванштайн поставлена тяжелая готическая мебель. Архитектура историзма сыграла в истории архитектуры огромную положительную роль. Это время ещё называют Второй реставрацией Бурбонов.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. А в Будапеште – столице Венгрии, получившей в 1867 году независимость от Австрии с правом иметь собственный Парламент (но с общим с Австрией императором Францом Иосифом), было построено новое здание Парламента, раскинувшееся на берегу Дуная. Неудивительно, что вслед за этим в центре Москвы началось интенсивное строительство каменных сооружений в «русском стиле», продемонстрированном временными павильонами 1872 года. При строительстве собора Сакре Кёр Абади использовал многое из того, что он исследовал в Сен Фрон. Эстетика обнаженной конструкции родилась в XIX веке на Западе в немалой степени благодаря ретроспективным «воспоминаниям» о сооружениях готической эпохи (достаточно вспомнить Хрустальный дворец Пэкстона или Эйфелеву башню).
А. Фомин — Россия. Конструктивный каркас практически одинаков при любой внешней декорации. art nouveau, букв. Стиль неорококо избегает строгой симметрии классицизма и ампира.
– стиль, рассчитанный лишь на внешний эффект.
Строителя чудесного альпийского замка объявили невменяемым: «Его Величество страдает той формой душевного заболевания, которая хорошо известна психиатрам под названием паранойя». Гамбса и Э. Г. Обилию декора порой предпочитают более оригинальную мебель, крупные постеры либо рисунки или вещи ручной работы, которые не только придают индивидуальности пространству, но и создают дополнительный комфорт. В последнее время предпочтение отдаётся свободным пространствам и если не минималистичным, то хотя бы более лаконичным интерьерам. Иную идейно-философскую интерпретацию предполагало применение «вечных» форм в архитектуре учебных и музейных зданий — в конечном счете, все европейское просвещение апеллирует к античной традиции, а значит, ордерное зодчество с полным правом может быть представлено как овеществленное понятие «разумного, доброго, вечного».
Слишком много разностильных элементов здесь перемешано. Заметим, что «русский стиль» не был единственным в зодчестве историзма второй половины XIX века. Над ними изображены Семь даров Святого Духа. Поднявшись этажом выше, можно оказаться на небольшой площадке, которая служила вестибюлем.
Александра III (ныне ГМИИ им. Шинкель, а немецкий архитектор Ф. фон Шмидт достраивает в 1844 – 1888 гг. Архитектура историзма сыграла в истории архитектуры огромную положительную роль.
Со сложением в России новой государственной доктрины, определяющей национальную идею, появилось целое направление в официальной архитектуре, называемое "русский стиль". Несмотря на идеи Шервуда, в композиции общественных зданий «русского стиля», как правило, господствовала симметрия, унаследованная от архитектуры классицизма. Второе рококо, подражавшеё искусству середины XVIII в., в России было весьма популярным.
Все письменные принадлежности короля— из чистого золота, слоновой кости и драгоценных камней и на всем изображен символический лебедь. Она освободила зодчих от тяжелых пут ордера, сковывавших их фантазию и ограничивавших их возможности. Обивка мягкой мебели для сидения и лежания нередко простегивалась. В этом направлении те элементы, которые некогда несли нагрузку: например, колонны и пилястры, модульоны, также стали декоративными.
Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна – Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Идеологом демократического «русского стиля» выступил В. Стасов, отрицавший академическую архитектуру Ренессанса и Нового времени как чуждую широким народным массам. Софию Константинопольскую, знаменитую своей системой устройства перекрытия. Одна из лучших работ Карпо – композиция "Танец" исполненная для фасада Парижской оперы, построенной по проекту Гарнье (1825-1898). Практиковалось обращение к традициям новгородской средневековой архитектуры (Покровская церковь в с. Пархомовка на Киевщине, 1903-1907 pp, арх В. Покровский и Н. Рерих), для которой характерными были скромное скульптурное оформление и большая монументальность. Практическая деятельность их позволяла решать наиболее значительные художественно-конструкторские проблемы тех экономических районов, в которых они функционировали, а также создавать базу для решения задач будущего. В меблировку жилья входили т. н.
Китнер инженеры Г. Паукер, О. Крель, 1883—1885). После 1910 значение модерна стало угасать. Короли являются посредниками между небесами и землей: «Королей назначает Бог» — такова основная идея Тронного зала. Мебельный гарнитур, который он спроектировал, был изготовлен в мастерской П. Г. Если говорить о чисто технической стороне этого здания, то сооружение подобного огромного зального пространства стало возможным только с использованием современных (19 века) технологий.
Время с 30 – 40-х и до 80-х гг. королевским стилям и, в первую очередь, к рококо. Историзм допускал обращение не только к классике.
Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Здание Парламента имеет прямоугольную форму со сторонами 268 и 118 метров. Клейн при участии И. Рерберга и др., 1898—1912), задуманный его основателем профессором Иваном Владимировичем Цветаевым (1847-1913) как учебный музей при Московском университете. Помимо чисто памятной функции, храмы «византийского стиля», воздвигавшиеся, как правило, на границах Отечества, выступали также символическими форпостами имперской государственности. В некоторых случаях сочетается барокко и классицизм и роль динамичных объектов выполняют декоративные элементы: скульптуры и лепнина (например, у архитекторов В. Лангвагена и А. Кольба). Зеленой бархатной скатертью был прикрыт письменный стол со вставками из малахита.
Образцом для стилистики русского неорококо в мебели может служить шкаф, созданный по проекту А. Штакеншнейдера фирмой братьев Гамбс и непосредственным исполнителем мастером Г. Александровым. В такой технике декорируются имитируя орнаменты стиля Людовика XIV, большие и маленькие шкафы, письменные столы, столы-бюро, тумбы под вазы и другие объекты, которые размещаются в интерьере среди резной и золоченой мебели, выполненной в стилистике неоренессанса и необарокко. Резные ножки, стойки полок и орнамент подстолья позолочены. Зал, который носил скорее церковный, чем светский характер исполнен в византийском стиле. Морозовой на Спиридоновке (Ф. Еще его отец, король Максимилиан II, намеревался восстановить и реставрировать полуразрушенный старый замок Шванштайн (Лебединый Камень), родовое гнездо рыцарей Швангау, от которых и берет свое начало династия баварских королей Виттельсбахов.
Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная «краснокирпичная» архитектура). Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Антик торжествовал, но Европа заболевала худою прилипчивою болезнью. Крупнейшими мастерами этого направления стали зодчие Виктор Александрович Гартман (1834-1873) и Иван Павлович Ропет (1845-1908), особенно успешно работавшие в жанре временного выставочного павильона на зарубежных экспозициях, где ставилась задача репрезентации самобытных черт русской культуры. Храм имел трагическую судьбу: его дольше строили, чем он простоял.
Деятельным сторонником освоения в русском зодчестве форм византийских памятников явился вице-президент Академии художеств князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810— 1893), который и способствовал популяризации византийского художественного наследия в придворных кругах. Модерн в изобразительном искусстве :Художники:Густав Климт — Австрия Альфонс Муха — Чехия Выспяньский, Станислав — Польша Тороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) — Голландия Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) — Франция Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) — Швейцария Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) — Италия Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) — Бельгия Жорж де Фер (Georges de Feure) — Голландия Герда Вегенер — Дания Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция Дизайн мебели и предметов интерьера:Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile Andr), Эжен Валлен (Eugne Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — ФранцияРихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — ГерманияГюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — БельгияТонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — АвстрияФрантишек Билек (Frantisec Bilek) — ЧехияИ.
Свобода выбора касается пока только облика здания. Используются ордерные элементы, объединяющие этажи: пучки колонн, пилястры, которые служат декоративным целям. Воплощение этого идеала мы находим в «Погодинской избе» (Н. Эклектический «русский стиль» широко распространился в архитектуре 1880-1890-х годов, когда сложился своего рода канон постройки в национально-выразительных формах.
Нередко готическая эклектика в архитектуре выглядит как театральная декорация. Стиль эклектика в архитектуре нередко строится на основе мавританского зодчества. Естественно, внутренняя декоративная отделка этих зданий выполнена в том же "готическом" стиле. Большой главный купол и маленькие купола по сторонам напоминают не ренессансные прообразы (хотя здесь тоже все купола имеют фонарики), а нечто из восточной архитектуры.
Равноап. На этом фоне выделяются своей импозантностью великокняжеские дворцы и Музей училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (1885-96, Соляной пер., 15), возведенный архитектором М. Е. Месмахером в характере неоренессанса.
Часто меняется функциональное назначение строения. Султанов). Главный купол имеет каменную облицовку в виде чешуек, на облицовке боковых куполов – менее изощренный рисунок. А в Будапеште – столице Венгрии, получившей в 1867 году независимость от Австрии с правом иметь собственный Парламент (но с общим с Австрией императором Францом Иосифом), было построено новое здание Парламента, раскинувшееся на берегу Дуная. Он учился у известного скульптора-романтика Ф. Рюда (1784-1855), а затем в Школе изящных искусств в Париже.
Зал, который носил скорее церковный, чем светский характер исполнен в византийском стиле. Сюда можно отнести публикации Д. Пиранези, И. -И. Филиалы ВНИИТЭ являлись зональными научно-методическими центрами. Европа.
Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. XX в. Одновременно существовал т. н. византийский церковный стиль (Владимирский собор в Киеве 1862-1882 pp, арх П. Спарро, И. Штром, В. Николаев). В это время в стиле неорококо М. Тонет делает некоторые образцы своей гнутой мебели.
Образцом такого решения является Международный банк на Кузнецком мосту (С. Бруни, Г. И.
На алтаре в молельне – чудесное распятие из слоновой кости, а перед алтарем – «prie Dieu», обшитое бархатом, потертым от коленопреклонений короля. Так же, как и в классицизме, практически не выявленной во внешнем облике здания оставалась его функция: торговые ряды, вокзал, театр, место собраний — внешне были почти неотличимы друг от друга: например, Виндавский (Рижский) вокзал (Ю. В 1855-1861 художник посетил Италию, где изучал искусство Возрождения и античности. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А. ).
В своеобразном нагнетании национальных форм виделся Стасову способ наполнить архитектуру живым содержанием, уйти от «фетишизма к античности». Короли являются посредниками между небесами и землей: «Королей назначает Бог» – такова основная идея Тронного зала. Художественно-конструкторские группы на предприятиях и в организациях занимались проблемами своих отраслей. Реализованный Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1887— 1907) кардинально отличается от первоначальной композиции. Ореховый балдахин для нее резали 17 мастеров в течение почти пяти лет.
Варгин, И. С. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. Такой прием цветового смешения придаст пространству дополнительную глубину. Другие известные произведения: Девочка-рыбачка, ГМИИ им. В 1962 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Г. В. Барановский).
в стиле английской готики. После тяжелых лет войн и революций настает время относительно спокойной жизни. XIX – нач. В России, в первую очередь в Петербурге, в стиле неоренессанса строится достаточно много зданий с соответствующей декорировкой, правда, здесь используются не только античные элементы, но и стилевые элементы романской и готической архитектуры и даже арабские мотивы. древнегерманский стиль (нем.
А. С. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная «краснокирпичная» архитектура). Именно к археологической точности деталей и форм стремились архитекторы историзма.
Гамазов, А. Ф. В Австрии и Германии большой популярностью пользовался в это время т. н. Его центральная часть увенчана мощным куполом, высота которого 96 метров. Из-за этого часто возникает путаница. Однако в процессе сорокалетнего строительства (собор был закончен в 1857 году) и его стиль, отдельные архитектурные детали и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи.
Таким образом император фактически санкционировал целое новое направление отечественной архитектуры, которому еще предстояло найти собственный круг исторических прототипов, репертуар форм и композиционных схем. Еще его отец, король Максимилиан II, намеревался восстановить и реставрировать полуразрушенный старый замок Шванштайн (Лебединый Камень), родовое гнездо рыцарей Швангау, от которых и берет свое начало династия баварских королей Виттельсбахов. Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель) и другие вокзалы Москвы, ЦУМ (б.
создавали ощущение романтической атмосферы. Так что, допуская самые неожиданные комбинации, эклектическое направление всё же придерживается ряда определённых формальных правил и всё же при этом все проекты отличаются друг от друга. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ. ) (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. букеты Макарта, пальмы и др.
Классические формы стали использоваться наравне с другими, архитекторы обращались к ним, как к историческим архитектурным формам классических эпох. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Штром, П. Cnappo, Р. Бернгард, 1882). Стоит сказать, что тема фасада-декорации была очень актуальна именно для Москвы: в связи с торжествами, приуроченными к коронации будущего императора Николая II, многие улицы были декорированы в «русском стиле», в том числе, посредством установки «фальшивых» фасадов для зданий. Император Александр 11 (1818 – 1881) вошёл в отечественную историю как начинатель либеральных преобразований вместе с тем именно при нём завершилось присоединение к России Кавказа и Средней Азии при вмешательстве русских войск были освобождены от турецкого владычества народы Балканского полуострова (Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов).
Жан Батист Карпо (Jean Baptiste Carpeaux) (1827-1875), французский скульптор второй половины XIX в., представитель неоклассицизма и академизма. и здание петергофского вокзала архитектора Н. Бенуа в 1854 – 1857 гг. Особенно часто в неоготическом стиле решались интерьеры кабинетов и библиотек, что придавало им, как тогда считали, средневековую романтическую таинственность и загадочность. Дитрих, 1899), Театр «Парадиз» (ныне театр им. Маяковского) (К.
Неогрек, появившись в Европе в 19 в. и до сих пор не теряет свою актуальность. Их не очень занимал образный строй исторических прототипов. Лидером московской ордерной эклектики последней трети XIX в. был Константин Михайлович Быковский (1841—1906). В 1962—1965 гг. итальянская мебель в виде шкафов и секретеров, отделанных черным деревом и бронзой.
Кн. К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. Теперь даже стало использоваться сочетание современная эклектика, а также появился стиль «фьюжн», который является логическим продолжением и синонимом эклектики. Постройкой городских вилл в неоготических формах русская буржуазия стремилась окружить себя романтическим мифом иллюзией «родовой древности». Строителя чудесного альпийского замка объявили невменяемым: «Его Величество страдает той формой душевного заболевания, которая хорошо известна психиатрам под названием паранойя».
Но его истоки лежат в начале столетия, когда во Франции вошёл в моду т. н. Вот таким образом богатство обстановки, как символ семейного домашнего благополучия и красота, часто отождествляются. Во Франции была образована т. н.
Он не несет в себе оттенка оценочного, осуждающего, как это было с термином «эклектика», гораздо более принятым для определения стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства в 1830-1880 гг. Самым выдающимся образцом николаевской готики – романтического неостиля в русском искусстве второй трети XIX в. – появившейся во времена правления Николая I (1825 – 1855 гг. ), является упоминавшийся выше Коттедж (от англ. За рабочим кабинетом Людвига Баварского в Нойшванштайн располагается грот из искусственных сталактитов, копирующий сцену из вагнеровской оперы «Тангейзер» о немецком крестоносце и менестреле. «Многостилье» эклектики давало широкие возможности для реализации самых тщеславных замыслов особняки (преимущественно это коснулось Москвы) строились на самый разный манер — от «русского стиля» и неорококко до вполне экзотических подражаний португальским замкам.
Они появились в ответ на желание общества дистанцироваться от прошлого и развиваться согласно новым технологическим и мировоззренческим тенденциям. Потолок Тронного зала представляет собой звездные небеса, а между небесами и землей парит позолоченная люстра в форме королевской короны. Эпоха Александра III — это время высокого расцвета всех областей художественного творчества, а особенно — церковной архитектуры. Характерным свидетельством этому стала стилистическая переориентация официального заказа в архитектуре: приоритет теперь получила не традиция «вселенского» православия (т. е.
Гримм, 1879) и Владимирского собора в Киеве (И. В отличие от многих стран Европы, где это стилистическое направление, созданное и теоретически обоснованное Г. Земпе- ром, стало доминирующим, а подчас и просто воплощением национальной самобытности в зодчестве (как «стиле Умберто» в объединенной Италии), в России ему отводилась скромная роль «школьного упражнения», практиковавшегося в стенах Академии художеств. Вот таким образом столь значимой представлялась сама задача накопления и демонстрации «фактов», которая и решалась в стенах общедоступных музеев.
«новое искусство»), югендштиль (нем. Множество так называемых "доходных домов" начало века построены в стиле модерн. Вся мебель, стенные панели с готической резьбой были созданы на фирме Г. Гамбса. Модерн в России В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Стены часто оклеивались обоями в рамку. Начиная с реформы архитектуры после 1900 года (особенно с 1910 года) получают распространение доступные, безорнаментальные функционализм и конструктивизм, царившие в 1920-е годы.
Над ними изображены Семь даров Святого Духа. А. Резанов, 1864 – 1872 гг. ), дворцы Л. Кочубея (архит. получил в России т. н.
В отличие от свойственного историческим стилям в целом свободного цитирования элементов «больших стилей» (романского стиля, готики, византийского зодчества, классицизма, барокко и т. д. ) в образно-декоративных целях историзм стремился перенести в современную жизнь архитектурные типы национальной старины (например, германского Средневековья), «романтизированной» античности или Возрождения, не чуждаясь в немногих уникальных зданиях точной имитации знаменитых образцов (афинский Парфенон, флорентийская Лоджия деи-Ланци или Палаццо Питти, Версальский дворец и т. д. ). Генрихсена). Отличительной чертой построенных им Университетской библиотеки (1896) на Моховой и Зоологического музея (1898) при Московском университете на Никитской улице является увеличение масштабной значительности ордера, как бы возвращение к подлинно классическим пропорциям.
Такие стулья также золотились или окрашивались. В итоге Александр III поручил разработку концепции монумента одному из своих царедворцев — художнику П. В. Жуковскому, а доведение замысла до реализации и собственно руководство работами — архитектору, реставратору и знатоку древнерусского зодчества Николаю Владимировичу Султанову (1850-1908).
В одном из вариантов ближневосточной архитектуры объединялись многоярусные фасады из Ликии и Карии (юго-западный регион Малой Азии), портики из греческих храмов, которые попали в восточное зодчество в ходе слияний культур в периоды завоеваний. В Австрии т. н. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Второй ампир или стиль Второй империи, является первым в ряду неостилей, который открывает период эклектики в искусстве стран Западной Европы и России во второй половине XIX в. После падения монархии Луи-Филиппа в 1848 г. императором с 1852 г. был провозглашен принц Луи Бонапарт, племянник Наполеона, который стал называться Наполеоном III. В этом духе Чарльзом Барри при участии Пьюджина были построены ставшие знаменитым символом Англии Здания Парламента с башней Биг Бен. 23 Модерн (от фр.
и в Россию и держалось вплоть до 1860 г. В Англии неорококо соответствует ранний викторианский стиль. Основателем готического Возрождения был писатель граф X. Уолпол (1717 – 1797 гг. ), который с помощью архитектора-классициста Р. Адама перестроил к концу века в готическом стиле свою виллу в пригороде Лондона, которая стала напоминать средневековый замок, выдуманный им в своем первом романе Замок Отранто. Так обстояло дело со строительством церкви Сакре Кёр (Святого Сердца) в Париже, возведенной на высоком холме Монмартр в 1874-1919 годах по проекту архитектора Поля Абади. Однако Александр III, признав работы участников конкурса «даровитыми художественными произведениями», тем не менее выразил сожаление о том, что «все восемь лучших конкурсных проектов не составлены во вкусе русского церковного зодчества, прекрасными образчиками которого изобилуют великорусские губернии». Мебель была обита бархатом тёмно-синего цвета.
Франко-прусская война повлияла на патриотические национальные чувства немцев, которые начинают обращаться к романтическим образам своего прошлого, к рыцарским временам средневековья. Отцам Церкви. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIXвека) и боз-ар (для второй половины XIXвека). Зеленой бархатной скатертью был прикрыт письменный стол со вставками из малахита. Вместе с этим объекты, выполненные в духе эклектичности, обладают определённой стилевой и композиционной структуру, которая имеет название «архитектурный ордер». Примером такого обращения к архитектурным образам ренессанса и французского классицизма стал Исаакиевский собор в Петербурге (1817), построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально созданному вполне в ампирном духе. Нередко термин «историзм» приравнивается к понятию «исторические стили» либо употребляется в значении термина эклектизм (эклектика).
Замечательным примером такой архитектуры являлся Крытый рынок на Сенной площади в Санкт-Петербурге (И. Однако в процессе 40-летнего строительства (собор был закончен в 1857 г. ) и его стиль и отдельные архитектурные детали и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи. Прекрасным образцом неоготики может служить обстановка готического кабинета загородного дворца в усадьбе Голицыных-Строгановых. Пушкина, Москва Крестьянская девушка, Флора, Гений танца, все – Лувр, Париж.
Уже к 60-м гг. Именно по его проекту был построен храм имевший сколь скандальную, столь и трагическую судьбу – храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России. насыпные обои. Владимира в Херсонесе Таврическом (Д.
Помимо этого, в градостроительном смысле для храма был выбран очень выигрышный участок (правда, с очень сложным для строительства грунтом) – находясь в излучине реки, его огромный купол виден с очень большого расстояния, перекликаясь с башнями Московского Кремля и колокольней Ивана Великого. Здание музея должно было служить своего рода продолжением экспозиции и его архитектура включает прямые цитаты исторических памятников, расположенных за рубежами России: колоннада на фасаде копирует ордер афинского Эрехтейона, рельеф над фронтоном — копия фриза Парфенона «Панафинейская процессия», «Итальянский дворик» в интерьере повторяет аналогичный дворик из флорентийского палаццо Барджелло (ныне Национальный музей) и т. д. Национальный поворот произошел и в зодчестве и в ваянии и в живописи».
Ореховый балдахин для нее резали 17 мастеров в течение почти пяти лет. В системе культуры Нового времени музей занял место, некогда принадлежавшее храму.
Конструктивный каркас практически одинаков при любой внешней декорации. Почти все культовые сооружения, некоторые жилые дома, музеи и другие здания возводились в формах архитектуры Москвы и Суздаля XVI-XVII века, для которых были характерны мелкие декоративные украшения, лучковой купола т. д.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых и функциональных зданий. традиция византийская), а именно национально-русская, сложившаяся к XVI—XVII векам (времени Московского царства). В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
Советские и российские искусствоведы используют для обозначения этого стиля термин «эклектика», что значит «смешение стилей». Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных изогнутых линий. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из Ближнего Зарубежья).
Восшествие на престол нового императора существенно отразилось на развитии зодчества. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв.
А. С. П. Ю. Сюзор).
Шехтель, 1893) и А. Морозова на Воздвиженке (В. Своё влияние оказало течение и на Сталинскую архитектуру. Терской, Ф. Шехтель, конец 1880-х гг. ), Московская городская дума (Д.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции.
Часто в помещениях гостиных и кабинетов рядом с такой мебелью размещалась т. н. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания. В границах поля такого панно обычно развешивались картины в золоченых рамах.
Этого и не потребовалось. Война 1870 года и последовавшие за ней события спасли произведение Карпо. Владимир Осипович Шервуд (1833-1897) попытался постичь глубинные принципы национальной русской архитектуры, выработать некие правила, соблюдения которых обеспечивало бы присутствие в постройке национального начала. Это замок-сказка, замок-фантазия на тему национального немецкого прошлого. При этом мотивы XVII века эффектно сочетались с формами классической архитектуры, что оправдывалось, с точки зрения авторов, контекстом (ренессансным обликом Архангельского собора, кремлевских стен и классицизмом Малого Николаевского дворца) и желательностью ассоциативной связи с императорскими форумами Рима.
Бурное развитие выставочной деятельности и открытие крупных публичных музеев (нередко именно «по следам» больших выставок) — характерная примета рассматриваемой эпохи. Этого и не потребовалось. На алтаре в молельне — чудесное распятие из слоновой кости, а перед алтарем — «prie Dieu», обшитое бархатом, потертым от коленопреклонений короля. И. Лидваль 1913—1914). Мода на эклектизм в архитектуре возникла на основе поисков художниками новых идей. То же постигло после окончания Первой мировой войны экспрессионизм в архитектуре. Вся эта мебель по проекту П. Садовникова была выполнена в 1830 г. из орехового дерева Э. Г.
Сейчас исследователи нередко называют этот стиль историзмом. Кракау, 1855—1858). Для выражения большой общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру.
Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Примером такого обращения к архитектурным образам Ренессанса и французского классицизма стал Исаакиевский собор в Петербурге, построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально (в 1817 году) созданному вполне в ампирном духе. Поднявшись этажом выше, можно оказаться на небольшой площадке, которая служила вестибюлем.
Этот новый старый стиль во Франции называют стилем Луи-Филиппа (1830 – 1848 гг. ). Он точно так же подразумевает смешение не только стилей, но и культур. Гамбсом, сыном известного Г. Гамбса, совладельцем фирмы. В нем десять внутренних дворов, 691 помещение и 29 лестниц.
При этом сохраняется симметрия расположения архитектурных элементов относительно центральной оси. Владимир. Естественно, внутренняя декоративная отделка этих зданий выполнена в том же "готическом" стиле.
Среди обилия неоготических башен и башенок с острыми шпилями спокойный, величественный купол звучит мощным аккордом, завершающим всю симфонию. Примером такого обращения к архитектурным образам Ренессанса и французского классицизма стал Исаакиевский собор в Петербурге, построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально (в 1817 году) созданному вполне в ампирном духе.
Верхом безвкусицы считали этот собор некоторые современники. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Но около середины XIX столетия всему этому маскараду и притворству пришел конец. В полукруглой нише в глубине зала – «Христос во славе», окруженный херувимами и венком из звезд по сторонам – Святая Дева и Иоанн Креститель, молящиеся за все человечество. Примером такого обращения к архитектурным образам ренессанса и французского классицизма сталИсаакиевский собор в Петербурге (1817), построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально созданному вполне в ампирном духе.
стиль Макарта – по имени австрийского художника и законодателя мод Г. Макарта (1840 – 1884 гг. ), который сейчас считается высшей точкой вырождения эклектического искусства конца XIX вв. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Большой главный купол и маленькие купола по сторонам напоминают не ренессансные прообразы (хотя здесь тоже все купола имеют фонарики), а нечто из восточной архитектуры. Именно к археологической точности деталей и форм стремились архитекторы историзма. Будучи убежденным сторонником и пропагандистом национально-самобытного направления в искусстве (будь то опера на «былинный» сюжет историческая картина или архитектура, стилизующая крестьянскую избу), Стасов подчеркивал, что современная ему архитектура не была реставрацией, «она не повторяла прежнего, а лишь. Чичагов, 1890-1892).
Со второй половины 1850-х годов в отечественной архитектуре получил развитие так называемый «демократический» вариант «русского стиля», художественные особенности которого типологически родственны передвижничеству, а идейные основы восходят к ранним славянофилам, выдвинувшим тезис о соборном, народном характере всякого истинного творчества. Однако в процессе 40-летнего строительства (собор был закончен в 1857 г. ) и его стиль и отдельные архитектурные детали и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи. Однако в процессе сорокалетнего строительства (собор был закончен в 1857 году) и его стиль, отдельные архитектурные детали и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи. Выстроенный в духе «хоромины» XVII в. Особняк Н. Игумнова на Якиманке (Н.
Павлинов, В. Горностаев), церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (А. Длявсех их правомерно определение К. Маркса, что в эрыреволюционных кризисов буржуазия боязливо заклинает духовпрошедшего, «чтоб в этом древнем почетном одеянии исиим взятым языком поставить новейшую сцену мировой истории». Занфтлебен).
Здесь использовались яркие декоративные ткани и ковры с крупным цветочным узором. Следование традициям в зодчестве того времени, особенно при сооружении церквей, стало обязательным во второй пол. вкусе. Большая часть построек Людвига Баварского осталась незавершенной, среди них и новый Версаль на озере Химзее, знаменитый своим буквальным повторением французского прототипа, только с еще более красивой Зеркальной галереей и еще более роскошной спальней с резным королевским ложем, предназначенным для духа Людовика ХIV.
Сангал- ло, 1523-1524). Помпейский стиль, который пытался интерпретировать искусство Древнего Рима, получил широкое распространение не только в убранстве интерьеров и мебели, но и в произведениях многих живописцев и графиков России того времени. Такой метод проектирования — «изнутри наружу» — станет одной из главных особенностей архитектуры уже на следующем этапе ее развития — в период господства стиля модерн.
На стенах были развешаны картины соответствующей тематики, рыцарские доспехи и др., а на столе и этажерке расставлены декорированные под готику предметы из стекла, малахита, дерева: хрустальный графин красного цвета, бювар, распятие, светильник на две свечи с экраном, украшенным золоченой бронзой и пейзажами с видами Москвы, ларец из палисандрового дерева, которое было тонировано под черное дерево и украшено волнистыми рамками (флемованными дорожниками) и полудрагоценными камнями. Результатом ретроспективного художественного мышления, т. е.
За рабочим кабинетом Людвига Баварского в Нойшванштайн располагается грот из искусственных сталактитов, копирующий сцену из вагнеровской оперы «Тангейзер» о немецком крестоносце и менестреле. в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку, Тбилиси были организованы специальные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), начали создаваться художественно-конструкторские группы на предприятиях, в конструкторских и научно-исследовательских организациях. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Гамбса. Многое в эклектике Англии было заимствовано из строгого нормандского зодчества. Наблюдается небывалое сближение культуры высших слоев и «низовой» культуры, русское входит в моду.
Позднее его заменили копией, а подлинник поместили в Лувре. Этого и не потребовалось. Пушкина) (Р.
Мода на подобную булевскую мебель породила болеё дешевые и простые способы её декорировки. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания. Свой отказ от идеи свободно стоящей статуи и решение монумента как архитектурного комплекса Султанов мотивировал спецификой национального художественного восприятия: «Русский народ, отучаемый в продолжение девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновенно ничего не говорит его уму и сердцу. » В 1918 году, когда Московский Кремль стал резиденцией большевистского правительства, памятник был снесен.
Косяков, 1901—1913). Основной кадровый потенциал в сфере промышленного дизайна оказался утраченным. Всё это так, однако собор прекрасно вписался в окружающий ландшафт, став великолепным завершением холма.
Воплощенная в частных строениях неоготика лишилась своего декоративного убранства, оставив вертикальное устремление и башенки, либо принимала формы английской готики. Появляется много громоздкой мягкой мебели. Подобные намерения заметны, в частности, в особняках 3. Слишком много разностильных элементов здесь перемешано.
пате (от фр. Здание Исторического музея (В. Это второе рококо распространилось из Франции в другие европейские страны, в т. ч. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Замок Нойшванштайн.
Здесь «возрождается» не только кирпичное узорочье XVII века, но и забытые архитектурой Нового времени техники фасадного убранства — мозаика, полихромные керамические изразцы главы храма покрыты ювелирной эмалью. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Распалась государственная служба дизайна.
Так появились неогрек, неоготика, необарокко и так далее – каждый известный стиль мог получить обновленный, модифицированный, вариант. В частности, в Пассаже на Кузнецком мосту (Л. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве и многие другие.
В Австрии стиль неорококо приобрел необычную популярность в Вене.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Национальность и народность в сознании XIX столетия сильно переплетены. Характерно, что в Германии неоготика развивается в начале XIX в. параллельно с т. н.
прусским эллинизмом. Карпова, P. P. Мозаика пола в Тронном зале представляет собой изображения животных и растений. Национально-ретроспективный характер искусства, которое получило высочайшее одобрение в 1880-е годы, соответствовал общему духу позднего российского самодержавия, хотя было бы неверно говорить о том, что программа этого направления была произведением властной элиты: предпосылки ее сформировались гораздо раньше. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века).
Этого и не потребовалось.