Царевна-Лебедь— существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии— тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Симонетта родилась в богатой семье генуэзских торговцев, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту своё имя). Его раздирали противоречия между этическим и эстетическим, божеским и человеческим, он мучился над вечными вопросами: может ли красота быть злой, а зло – прекрасным.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением». На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. Замуж вышла, по меркам тех времён, достаточно поздно – в 25 лет, но брак быстро распался. Полотно просто удивительно. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. В ней есть стойкость, терпение и сила настоящей любви и колдовские чары ее целиком на стороне добра, ради которого она кажется готовой пожертвовать самой жизнью. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции.
И какой облик. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты».
Она даже не могла нормально сидеть на стуле, так как корсет передней своей планшеткой упирался ей в ноги. Климту предложили огромные деньги и он согласился написать портрет любовницы. Это не могло не ранить сорокалетнего художника. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. После чего пустилась «во все тяжкие», ничуть не заботясь об общественном мнении. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Очень многие захотели попробовать себятворцами своегомира: обустраивали свои дома изобретали себе наряды. Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.
Это неслучайно. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Настолько, что придал иконе Богоматери с младенцем черты Эмилии Праховой.
Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Лицом героиня картины больше напоминает именно Прахову. На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Вдалеке у самого морского горизонта лучи солнца проникли сквозь сизые тучи и зажгли вечернюю зарю. Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. Когда ей было 5, мать Юлии уехала в Париж получать образование.
Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. А ее облик заставлял только восхищаться. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников.
Одно из самых известных полотен Михаила Врубеля, любимая картина поэта Александра Блока, была написана под впечатлением от постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». И рассказывал, что не знал, куда деваться от этого наваждения – любви к Эмилии. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Правда, внешнего сходства между царевной и Натальей не найти. Девочка воспитывалась в поместье дедушки – графа Литты. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника.
По воспоминаниям современников, голос и внешность певицы полностью соответствовали сказочным и фантастическим образам, которые она воплощала на сцене: голос у нее был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и абсолютно спокойно льющийся. Юлию такое положение дел не устроило и она инициировала развод. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Ангельское лицо царевны напоминает лицо другого ангела – падшего – с последних полотен Врубеля. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. В ее лице видели особый идеал нравственности и даже изображали ее в образе ангела. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Полотно М. Врубеля посвящено героине оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью.
У него человеческая верность, чистота любви может быть представлена в облике Офелии, Царевны -Лебедь. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленнаясюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Врубель мучительно искал ответа на многие жгучие вопросы своего времени, обращаясь к образам значительным и величественным, к натурам необыкновенным, способным дерзко бросить вызов всему, что сковывает духовные и творческие силы человека. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри.
Царь даже попросил продать ему имение. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Отношения с Блох-Бауэр за это время действительно постепенно сошли на нет. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Врубель приехал в Киев, начал работу и по уши влюбился в жену заказчика.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. «Чёрт в юбке» – шутя вспоминал о ней Врубель. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром.
Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Вдохновение для многих своих работ Михаил Врубель черпал в национальном русском фольклоре, былинах, эпосе, но не слепо переводил их на холст, а творчески обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие художнику. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. И решил, что потребует создать множество эскизов, пока не примет окончательный. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5.
Подобно большинству писателей, поэтов, художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, Врубель стремился отобразить в своем творчестве особый мир, далекий от неприглядной и пошлой обыденности. Царит полный покой, все как – будто заколдовано. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. Под фатой виднеется темная густая коса. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Художник и певица обвенчались в том же году.
Само же полотно было написано на хуторе у родственников художника в Черниговской губернии. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе.
После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. Эмилия Прахова была замужем за известным искусствоведом Адрианом Праховым, закончила консерваторию по классу фортепиано, училась у самого Листа, была блестящей пианисткой и светской львицей. Это неслучайно.
Так, чтобы Густав мучился, так, чтобы ему абсолютно надоело лицо Адели. Судьба Врубеля была очень не простой. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.
Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. А Врубель сходил с ума и продолжал писать её портреты – так, многие увидели черты Праховой в «Демоне сидящем». Но это неправда. На лице можно прочесть грусть и одиночество.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Юлия Самойлова, урождённая графиня фон дер Пален, была невероятно богата. Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Все очарование родного края, нежная и гордая душа мифической девушки-птицы, находит место на картине.
Считается, что на портрете изображена одна из дам семейства Праховых. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Симонетта и Марко переехали во Флоренцию, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приёмами. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Портрет Веры сделан в усадьбе Мамонтовых в Абрамцево. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. И очень многиехудожники того времени сочинялиновые платья, которые должны былисоответствовать стилистике нового дома. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.
Вдохновшись артистическим образом, он написал «Царевну-Лебедь». Сильное, грозное произведение. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Отчасти искусствоведы находят у портрета сходство с сестрой М. Врубеля, Е. Праховой. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом.
Закончив, художник подарил потрет матери Веры Елизавете. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь».