Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. И рассказывал, что не знал, куда деваться от этого наваждения – любви к Эмилии. Так, чтобы Густав мучился, так, чтобы ему абсолютно надоело лицо Адели.
Сильное, грозное произведение. Но это неправда. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны.
Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». А ее облик заставлял только восхищаться. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
И решил, что потребует создать множество эскизов, пока не примет окончательный. Врубель приехал в Киев, начал работу и по уши влюбился в жену заказчика. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины.
Судьба Врубеля была очень не простой. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Изображение кажется бесплотным призрачным видением». Они часто используются художниками и после каждого их употребления, смысл их углубляется, содержание наполняется теми мыслями, которые вкладывали в них авторы. Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее.
Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски.
Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Под фатой виднеется темная густая коса. Полотно М. Врубеля посвящено героине оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане. Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя.
Царит полный покой, все как – будто заколдовано.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Портрет Веры сделан в усадьбе Мамонтовых в Абрамцево. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь».
Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. А впечатление легкости, ползучестисоздавалось из-за тягучих линий, которыми струилосьплатье на актрисе на сцене или на женщине в повседневной жизни. Врубелю однако удавалось то, что не удавалось другим:насыщать формы дивными переливающимися цветами, которые придавали картинамкакое-то, пожалуй, слегкамистическое настроение.
Сказочную атмосферу, которая ощущается в каждом моменте картины, создает трепет зари, мерцание драгоценных камней и жемчугов, блики пламени. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении.
Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе.
О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. На лице можно прочесть грусть и одиночество. Отношения с Блох-Бауэр за это время действительно постепенно сошли на нет. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни.
Это не могло не ранить сорокалетнего художника. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Девочка воспитывалась в поместье дедушки – графа Литты. Царь даже попросил продать ему имение.
Замуж вышла, по меркам тех времён, достаточно поздно – в 25 лет, но брак быстро распался. На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Закончив, художник подарил потрет матери Веры Елизавете. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. А Врубель сходил с ума и продолжал писать её портреты – так, многие увидели черты Праховой в «Демоне сидящем». На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Когда ей было 5, мать Юлии уехала в Париж получать образование. После чего пустилась «во все тяжкие», ничуть не заботясь об общественном мнении. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. Это неслучайно. Полотно просто удивительно. Художник создал более ста эскизов и закончил работу над картиной только спустя четыре года.
Юлия Самойлова, урождённая графиня фон дер Пален, была невероятно богата. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Художник и певица обвенчались в том же году. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни.
Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники.
Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. «Чёрт в юбке» – шутя вспоминал о ней Врубель.
Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.
Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.
Климту предложили огромные деньги и он согласился написать портрет любовницы. Отчасти искусствоведы находят у портрета сходство с сестрой М. Врубеля, Е. Праховой. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Одно из самых известных полотен Михаила Врубеля, любимая картина поэта Александра Блока, была написана под впечатлением от постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. И какой облик. Лицом героиня картины больше напоминает именно Прахову. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.
Симонетта родилась в богатой семье генуэзских торговцев, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту своё имя). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь.
Это неслучайно. Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Юлию такое положение дел не устроило и она инициировала развод. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Само же полотно было написано на хуторе у родственников художника в Черниговской губернии. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленнаясюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Но сценический образ в картине стал сказочным. В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность и она стала зыбкая и многозначительная.
Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Настолько, что придал иконе Богоматери с младенцем черты Эмилии Праховой.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Вдохновшись артистическим образом, он написал «Царевну-Лебедь».