И рассказывал, что не знал, куда деваться от этого наваждения – любви к Эмилии. Настолько, что придал иконе Богоматери с младенцем черты Эмилии Праховой. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков.
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. А Врубель сходил с ума и продолжал писать её портреты – так, многие увидели черты Праховой в «Демоне сидящем».
Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет.
Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». Симонетта родилась в богатой семье генуэзских торговцев, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту своё имя).
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Юлию такое положение дел не устроило и она инициировала развод.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Замуж вышла, по меркам тех времён, достаточно поздно – в 25 лет, но брак быстро распался. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
Само же полотно было написано на хуторе у родственников художника в Черниговской губернии. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В ее лице видели особый идеал нравственности и даже изображали ее в образе ангела. Лицом героиня картины больше напоминает именно Прахову. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Полотно М. Врубеля посвящено героине оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Правда, внешнего сходства между царевной и Натальей не найти.
Это неслучайно. И какой облик. Так, чтобы Густав мучился, так, чтобы ему абсолютно надоело лицо Адели. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Отношения с Блох-Бауэр за это время действительно постепенно сошли на нет.
Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Юлия Самойлова, урождённая графиня фон дер Пален, была невероятно богата. Сильное, грозное произведение.
Портрет Веры сделан в усадьбе Мамонтовых в Абрамцево. Судьба Врубеля была очень не простой. Это неслучайно. Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее.
Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо вечные идеи. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Художник и певица обвенчались в том же году. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.
После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. После чего пустилась «во все тяжкие», ничуть не заботясь об общественном мнении. Одно из самых известных полотен Михаила Врубеля, любимая картина поэта Александра Блока, была написана под впечатлением от постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вдохновшись артистическим образом, он написал «Царевну-Лебедь».
Когда ей было 5, мать Юлии уехала в Париж получать образование. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. По воспоминаниям современников, голос и внешность певицы полностью соответствовали сказочным и фантастическим образам, которые она воплощала на сцене: голос у нее был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и абсолютно спокойно льющийся. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Отчасти искусствоведы находят у портрета сходство с сестрой М. Врубеля, Е. Праховой. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката.
Но это неправда. Девочка воспитывалась в поместье дедушки – графа Литты. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
«Чёрт в юбке» – шутя вспоминал о ней Врубель. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Это неслучайно.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. И решил, что потребует создать множество эскизов, пока не примет окончательный. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
Климту предложили огромные деньги и он согласился написать портрет любовницы. Она даже не могла нормально сидеть на стуле, так как корсет передней своей планшеткой упирался ей в ноги. Изображение кажется бесплотным призрачным видением». Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу.
Считается, что на портрете изображена одна из дам семейства Праховых. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленнаясюжету сказки Пушкина с одноименным названием.
Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо «вечные» идеи. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Это не могло не ранить сорокалетнего художника.
Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Образы Врубеля находятся всегда на грани реального мира и фантастики, как это было и с внутренним миром художника. А большие глаза Царевны-Лебедя сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ. У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5.
Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Закончив, художник подарил потрет матери Веры Елизавете. А ее облик заставлял только восхищаться. Врубель приехал в Киев, начал работу и по уши влюбился в жену заказчика. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела.
Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Когда муж Адель узнал об измене, он придумал невероятно изощрённый способ отомстить – заказал Густаву Климту её портрет. Художник наделяет свой образ демоническими чертами.
Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так он углубляет свое содержание и так он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества. «Царевна-Лебедь» опера Римского-Корсакова. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Царь даже попросил продать ему имение. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников.