В историю культуры Франции Мария Медичи вошла благодаря знаменитому Люксембургскому дворцу и Люксембургскому саду, циклу картин Рубенса «Жизнь Марии Медичи» и аллее Кур-ла-Рен, с которой началась история одной из главных парижских достопримечательностей – Елисейских полей.
Судьба Марии Медичи (фр. Вход во дворец находился, как и сейчас, со стороны улицы Турнон. В Италии же герцог Манту-анский Гонзаго, тут же назначил его придворным художником.
Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Полностью открылась картина только в XIX веке. Соответственно композиция эрмитажного эскиза еще не имеет вытянутого горизонтального формата окончательного варианта, а ее фигурная группа представляет собой некое устойчивое компактное целое, еще не разделенное четко на две половины (тематически и композиционно связанные с каждой из сторон галереи), как в законченной картине. Королева не знала, как справиться с такими заботами.
Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Выплаты были приостановлены. Внизу — бог реки Бидасоа (во французском языке — мужского рода) и Наяды, напоминающие место и обстоятельства обмена принцессами.
В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Стоящие рядом с троном богини мудрости и рассудительности советуют Марии. Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек – знаком бессмертия. Переписать историю ему сильно помогли аллегорические и мифологические персонажи. Рубенс прославился изображением обнаженного тела – как мужского, так и женского. Вход в галерею располагался в одной из узких торцовых стен. "Пьянство отнимает руки, ноги и разум" – учит нас история Силена.
Из кардиналов присутствуют де Гонди и де Сурдис. Несмотря на подчёркнутую важность диалога между телом (нагота граций) и разумом (изображённый бюст — бюст Платона), обнажённые фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. Но после отказа от «Ссылки в Блуа» (см. — 320 с. Настоящее имя писателя – Эрих Пауль Ремарк. Отправление в Мурманск (130 км). Позднее прибытие, размещение в гостинице. Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в МарсельПосвящается Марии Игнатьевне ЗакревскойПрибытие в Дзержинск (ДКХ), 6:00 в Нижний Новгород (пл.
Инфанта Изабелла, большая поклонница искусств, постоянно поддерживала мастера. Отношения между королевой и ее архитектором осложнились. Марию Медичи, которой кардинал де Жуайез возлагает на голову корону, сопровождает дофин, будущий французский король Людовик XIII. Его слава достигла Франции. Однако к такому решению Рубенс пришел не сразу. Строительство возобновилось и в 1625-м Мария Медичи торжественно открыла большую галерею первого этажа в западном крыле дворца, украшенную 24 роскошными полотнами Рубенса из «Истории Марии Медичи». Анжуйский мир (фр.
Пинакотека, Мюнхен) и целом ряде картин с изображением бурных охотничьих сцен («Львиная охота». Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие – Меркурий опознавался как сам Людовик XIII. В отличие от композиции «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Коронация Марии Медичи» — изображение реального исторического события имевшего место 13 мая 1610 года в церкви Сен-Дени в Париже, накануне убийства Генриха IV.
Портреты родителей, по всей видимости писаные с более ранних портретов, расположены над входными дверьми галереи, тогда как портрет королевы расположен над центральным камином. В центре картины — уставшая от родов Мария Медичи опирается на бедро защищающей её Кибелы, Матери Богов. Через нее он устанавливал дальнейшие контакты с правителями европейских династий. Счастливому браку способствует Гименей изображённый за спинами молодых.
выше «Представление портрета»). Боги Олимпа— в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом)— поддерживают проект брака. Встреча в Лионе (фр. Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах— следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак). В глубине, в ложе, виден король Генрих IV.
Филипп учился в Антверпене вместе со знаменитым гуманистом Юстом Липси, который, под влиянием бесконечных войн, бушевавших в тот период, стал последователем римского стоицизма. В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Слева на картине изображена Испания, передающая Анну Австрийскую Франции.
Король возносится на небо. Рядом с Испанией — Изабелла, чей взгляд всё ещё направлен в сторону покидаемой ею Франции. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом). далее «Обмен принцессами»). Изображены на небесах боги.
Манера, в которой они написаны, заставляет вспомнить обнаженных богинь в «Суде Париса» Рубенса и его многочисленные варианты «Трех Граций». Из-за отсутствия тени на драпировке фона силуэт женщины кажется бесформенной кляксой, слишком большой и угрюмой. И Рубенс сделал невозможное возможным. А эскизы сохраняли замысел мастера во всей его первозданной свежести.
Меркурий (с жезлом мира в руке) и Невинность ведут Марию Медичи в Храм Мира. Позади Марии изображены три грации, одна из которых коронует ребёнка. После смерти жены Франческо I Медичи женился на своей давней любовнице Бьянке Капелло. Ему удалось передать торжественный характер церемонии. Справа на картине — одетая в траур Мария. Ее образ, словно гора, поражает величавостью и массой. выше «Учреждение регентства») передаёт регентше державу цветов французской монархии.
Иоанна Австрийская умерла в 1578 году, умер также ее ребенок, родившийся в том же году. Обмен принцессами (фр. Говорят, что итальянский художник Гвидо Рени, увидев картину Рубенса, воскликнул: «Он смешивает свои краски с кровью. » Рубенс отличался непревзойденным умением изображать свои фигуры так, что они казались живыми. На вёслах — четыре Добродетели короля: Сила, Вера, Справедливость и Согласие.
Его мать, католичка, вернулась оттуда на берега Шельды после смерти мужа. Получив точные размеры картин, Рубенс выполняет двадцать четыре первых эскиза в серых тонах из которых явственно видно, как художник решил политическую проблему: такие сюжеты, как «Мать короля и регентство», «Мир регентства» или «Передача власти в руки короля» лишены их полемического содержания благодаря изобилию символов и пухлых богов, которые некоторым образом смягчают неприятный характер изображенных исторических событий. «Взятие Юлиха»), но ввиду крайней дипломатической сложности сюжета (битва у Пон-де-Се — главная битва гражданской войны 1620 года между королём Людовиком XIII и Марией Медичи, пытающейся вернуть власть) идея картины была отброшена. По возвращении в Антверпен он подготовил общий план серии. Картина — вместе с заключающим цикл «Триумфом правды» — заметно уже остальных картин нарративного цикла.
Все остальное должно подчиняться этому эмоции нужно держать под контролем. Младенец-дофин лежит на руках у духа Здоровья, к нему склонилась богиня Правосудия — отсылка к прозвищу Людовика «Справедливый». Полнокровное восприятие бытия, жизнерадостность, прославление национального фламандского типа красоты, характерные для творчества Рубенса в целом, находят яркое и своеобразное воплощение в замечательных мифологических композициях «Возвращение Дианы с охоты» (1615. Дом он обставил так, что мог принимать в нем высокопоставленных посетителей.
Вплоть до своей смерти художник хранил портрет Марии Медичи в стенах родного дома. В сцене «Прибытие Марии Медичи в Марсель» мифологические персонажи – нереиды – изо всех сил тянут канаты, чтобы фантастический корабль-дворец скорее причалил к берегу, а по сходням навстречу королеве уже спешит с распростертыми объятиями девушка – аллегория Франции. La Naissance du dauphin (futur Louis XIII) Fontainebleau, le 27 septembre 1601), Будущий король Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года в Фонтенбло.
Рубенс приобретает широкую известность. «Счастье регентства») Рубенс меняет порядок картин. Четырехугольный портик, украшенный статуями, увенчан куполом с круглой башенкой и обрамлен длинной крытой галереей в тосканском стиле: первый этаж с террасой, откуда открывается прекрасный вид на улицу Турнон. Например, Пейреск писал художнику в мае 1623 года, передавая «совет» аббата де Сент-Амбруаза: «Если бы Вы привезли для Кардинала небольшую картину Вашей кисти такую, которая подходила бы для кабинета редкостей, все Ваши дела пошли бы намного более гладко».
LEchange des deux princesses de France et dEspagne sur la Bidassoa Hendaye, le 9 novembre 1615), Венец политической карьеры Марии Медичи — двойная свадьба между королевскими домами Франции и Испании, замысел такого брака появляется ещё на картине «Совет богов». Ленина). Эскиз этой картины хранится в Эрмитаже2. Так, аббат де Сент-Амбруаз писал Пейреску 1 августа 1622 года: «.
Это случилось после ее примирения со своим сыном, королем Людовиком XIII. Через несколько месяцев восторги Марии по поводу картин несколько поостыли. Лион (во французском языке город Лион — женского рода) проезжает в карете на первом плане. В 1600-м он отправился в Венецию, где стал придворным художником герцога Мантуанского.
Мария Медичи – вторая жена короля Генриха IV Французского (Генриха Наваррского), родилась 26 апреля 1575 года во Флоренции в семье Франческо I Медичи, который был Великим герцогом Тосканы с 1574 по 1587 год. Образование Марии Медичи фр. Картинная галерея, Дрезден). Франция окружена народами, которые умоляют Королеву принять управление государством». И хотя все фигуры на эскизе изображены обобщенно, не перестаешь удивляться тому, как Рубенс умел несколькими мазками, подчас одним взмахом кисти передать индивидуальную позу, схватить движение, даже характер персонажа.
Одна из Побед поднимает трофей из оружия в честь Короля. Длина фасада, выходящего на улицу, 89 метров.
«Коронация» находилась на левой стене, «Смерть Генриха»— в торце и «Совет богов»— на правой стене. Беспомощность старика из свиты бога виноделия Бахуса выписана особенно детально.
С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений. Композиция строится так, что сразу раскрывается основной смысл происходящего.
«Учреждение регентства»), чтобы вместе с нидерландскими войсками взять Юлих и вернуть его протестантам. Регентство в монархических государствах представляет собой временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства правителя, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом— символом верховной военной власти— в руке. С помощью Гонзаго он рано начал получать заказы и от других мелких князей. Каждая из картин цикла представляла собой нечто самостоятельное, но Рубенс строил их так, чтобы вызвать у посетителя галереи ощущение некоего общего композиционного движения, объединяющего отдельные картины и вместе с тем постепенно, но неуклонно направляющего его взгляд к противоположному торцу галереи, где весь ансамбль достигал своей кульминации в трех самых больших композициях — «Коронация Марии Медичи», «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Совет богов».
В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий5. Центральным звеном ансамбля являлась помещенная на торцовой стене картина «Смерть Генриха IV и объявление регентства». Lyon) обыгрывается тем, что в повозку запряжены львы (фр.
Регентство Королевы. Дополнительный объем женскому телу придало пышное платье и, не менее огромный, воротник. Внешность Марии Медичи кажется знакомой и «родной» по той причине, что выбеленное круглое лицо и полные щеки неоднократно встречались современному обывателю в чиновничьих кабинетах.
Таким образом, три картины окружали зрителя, расположением напоминая триптихи в хорах католических церквей. Токсикологическое исследование, сделанное группой ученых, среди которых токсикологи Альдо Полеттини из Университета города Пиза, Франческо Мари и Элизабетта Бертол, а также историк медицины Донателла Липпи из Флорентийского университета, показало, что причиной смерти Франческо I Медичи и Бьянки Капелло стало отравление мышьяком. Он применил свои дипломатические таланты, что временно решило проблему к его выгоде: ему заплатят и история ГенрихаIV останется за ним. Наибольшей исторической точностью отличается «Коронация Марии Медичи». (Пурна Параматмамша Солнце, Луну, Марс и РахуДорога домой. Прибытие домой ночью. Императрице Марии ФёдоровнеИсточник: Дружинин В. Н.
В конце 1621 года Мария Медичи пригласила Рубенса для оформления Люксембургского дворца. «Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар. Теперь уже Франция и теперь уже надолго (см. Рядом с королевой идёт Щедрость, лев идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа – итал. Рубенс позволяет ощутить поразительное колористическое богатство эскиза, воистину внушая зрителю впечатление, как сказал бы Э. Фромантен, «чрезвычайной звучности при малом количестве инструментов».
Жену он любил всю жизнь и на картине несомненна их интимная близость. С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений. В частности, оба эрмитажных эскиза — «Коронация Марии Медичи» и «Смерть Генриха IV» — отражают этап работы мастера еще до того момента, когда место и роль каждой из этих композиций были определены окончательно. Название города (фр.
В "Автопортрете с Изабеллой Брант" (см. На переднем плане две Победы оплакивают Генриха. В 1630 году Рубенс написал уже семь картин из этой серии.
В то время Рубенс был в полном расцвете жизненных сил и таланта. Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие— Меркурий опознавался как сам Людовик XIII. За их спиной — богиня Мира (в белых одеждах) сжигает оружие, одновременно отвергая воинствующие Пороки — Обман, Зависть и Слепую Ярость (фигура последней прямо цитирует Боргезского борца). Картинная галерея, Дрезден), «Пьяный Силен» (1618. В 1621–1625 годах он работает над большой серией, состоящей из двадцати трех картин, предназначенных для украшения галереи Люксембургского дворца и изображающих «Жизнь Марии Медичи» (ныне картины хранятся в Лувре).
Здесь, над камином, был помещен аллегорический портрет «Мария Медичи в виде богини Паллады» и отсюда начинался живописный рассказ о жизни королевы. Les Parques filant le destin de la reine Marie de Mdicis sous la protection de Jupiter et de Junon), Первая картина нарративного цикла — парки, прядущие нить судьбы королевы.
Рубенс нередко и сам подвергал свои замыслы значительной переработке. 1618–1620.
Смерть Генриха IV не помешала французским войскам прийти в Германию (см. Рядом с королевой идёт Щедрость, лев идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа— итал. Cesare Ripa) одновременно храбрость и милосердие. «Коронация» находилась на левой стене, «Смерть Генриха» – в торце и «Совет богов» – на правой стене.
На заднем плане различим вид на город Лион. Вплоть до августа 1622 года Рубенс упоминает «Битву у Пон-де-Се» в своих письмах, что, несомненно, привело к путанице в названии предыдущей картины. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.
Пинакотека, Мюнхен). Кроме того, постоянно менялись, а подчас даже отвергались уже готовые композиции. Рубенс интересуется Францией, покупает книги, чтобы лучше узнать эту страну. Современники единодушно восхищались дворцом.
Готовая картина в данном отношении производит иное впечатление. 1615–1618. На переднем плане изображены символы искусств, которыми увлекалась королева — музыка представлена лютней, скульптура — бюстом изобразительное искусство — палитрой. Боги Олимпа – в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом) – поддерживают проект брака.
Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом – символом верховной военной власти – в руке. Смерть Генриха IV и провозглашение регентства (фр. На портрете твердо заявлено доминирующее положение мужа Изабелла сидит у его ног и эта ее поза не маскируется даже высокой шляпой. Официальной причиной смерти была названа малярия, хотя ходили упорные слухи о том, что супруги были отравлены. 1618–1620 гг.
Он скончался вместе со своей женой 17 октября 1587 года в загородном доме Поджо а Каяно. Его справедливо называют «королем живописцев и живописцем королей». Де Бросс прекратил строительство, хотя ему приказывали немедленно начать работы. На картине Генрих изображён возносящимся на небеса — Юпитер с Сатурном вырывают его у смерти (змея на земле).
Cesare Ripa) одновременно храбрость и милосердие. lion). «Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар.
Рождение Людовика XIII (фр. С наибольшей полнотой стремительное движение, максимальное напряжение физических сил человека воплощены в «Битве амазонок» (ок.
На переднем плане Аполлон с Минервой изгоняют Пороки, при этом Венера удерживает Марса, спешащего на помощь богине мести— всё в картине говорит о миролюбивой политике королевы, собирающейся поддерживать мир в Европе дипломатическими браками. Мария была одной из 8 детей, родившихся в первом браке Франческо I Медичи с Иоанной Австрийской, младшей дочерью императора Фердинанда I. В этом браке помимо Марии Медичи родились Элеонора (1566-1611), ставшая впоследствии женой Винченцо I Гонзага и матерью будущей императрицы Элеоноры Гонзага Ромола (1568) Анна (1569-1584) Изабелла (1571-1572) Лукреция (1572-1574) Филипп (1577-1582). Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах – следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак). Совершенство последней вдохновляло многие поколения художников и послужило образцом для «Коронации Наполеона» Давида.
La Majorit de Louis XIII La reine remet les affaires au roi, le 20 octobre 1614), Изначально картина должна была находиться перед «Обменом принцесс», как того требует хронология реальных событий. В первоначальном списке три сюжета, ставших впоследствии (кстати, по настоянию Рубенса) главными, не стояли подряд и «Смерть Генриха IV» предполагалась в качестве замыкающей весь ряд картин на левой стене. Многие композиции грешат театральной вычурностью, но лучшие, несомненно, «Прибытие Марии Медичи в Марсель», «Свадьба во Флоренции» и «Коронация королевы». В сцене «Воспитание Марии Медичи» маленькую Марию обучают богиня мудрости Минерва и бог искусств Аполлон с небес к ней спускается Меркурий, а рядом расположились три грации – олицетворение женской красоты и изящества. Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек — знаком бессмертия.
Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий. Рубенсу повезло, ведь его жизнь могла сложиться и иначе. Справа и слева от нее располагаются дофин – будущий король Людовик XJII – и Генриетта Мария (позже английская королева). Абсолютнолетие Людовика XIII (фр.
Пинакотека, Мюнхен, «Охота на кабана». Подчёркивая превосходство Добродетели над непостоянством Удачи (ветра), Умеренность спускает паруса корабля. драпировки на портретах родителей Марии Медичи). Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция. Владимир Буковский, 1995 год. Последнее было связано, во-первых, с уточнением места каждой из композиций в общем единстве ансамбля — ведь весь цикл картин представлял по замыслу художника именно единое целое, объединенное как тематически, так и композиционно.
Портрет мари Медичи – Королевы Франции (Холст, масло, 1622г. ) Портрет королевы Франции XVII века – Марии Медичи принадлежит творчеству Рубенса. Изображенные на ней «исторические личности», безусловно, выиграли во внешнем портретном сходстве, переданном, сравнительно с эскизом, более точно, но зато многое утратили из сообщенной им в эскизе внутренней характеристики, превратившись в эффектные «костюмные» фигуры. В этом браке у герцога не было детей. Согласившись описать «героические деяния» Марии, Рубенс должен был пригнуть выше собственной головы, выжав что-то примечательное из довольно скучной биографии коронованной заказчицы. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом).