В истории искусства России 17 век был периодом борьбы двух живописных школ и формирования новых жанров.
Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. Живописное мастерство Рембрандта поднимается на новую, недостижимую до сих пор высоту. Огромное влияние навевалось с запада. Недаром его называли «бунташным» – оно взрывалось «Медным» и «Соляным» бунтами. Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой.
В 1602 году художник возвращается в Антверпен и сразу получает признание у себя на родине. Искусство Испании В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Архангельской, Б. М.
Впервые в развитии европейского искусства можно констатировать проявление столь ярких национальных особенностей художественной культуры отдельных стран. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Левиной, К. М. Все становилось более светским и жизнеподобным.
В сольвычегодских мастерских «именитых людей Строгановых» развивается «усольское финифтяное дело»: усольскую эмаль отличает роспись растительного орнамента по светлому фону. В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 гг. Здесь проявился существенный сдвиг в художественном сознании, завоевание качества, принципиально нового для русской живописи»3. Развитие полифонии, достижения ею большей гибкости и полноты в творчестве Й. Баха очень повлияли на развитие всей европейской музыки. Он был послан учиться в Голландию и вернулся уже после смерти Петра Великого, заняв важное место в искусстве 1730-х годов.
Архитектура русского барокко. Малицкой, В. И. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер).
Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). Низкий горизонт укрупняет фигуры, они выстраиваются в ряд, как на античном рельефе. Различные светские элементы проникают в живопись 17 века в России. Самое знаменитое их произведение – роспись галереи в Палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых "Метаморфоз" (1597-1604) типично для барочной живописи. Его живопись становится все более зрелой и значительной. Самый известный представитель драматургии барокко испанский драматург Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681).
Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в истории искусства. Оформление каждой гравюры выполнено по единой схеме: образ святой заключено в раму, украшенную изображением разнообразных цветов, птиц и насекомых.
Обрёл новую форму светский жанр – портрет. Пуссен и здесь старается предельно ясно выражать свои мысли в картинах. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Д. Пожарского, 1623, ныне Москва), «Дивная» церковь в Угличе.
Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты.
Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами – все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564). Петра с кафедрой-балдахином. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России.
В его архитектуре появились абсолютно новые черты: строгая симметрия, четко выраженная этажность, ясность и упорядоченность расположения декора. Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Будучи тридцать лет главным художником Оружейной палаты, он написал множество икон, гравюр, а также несколько трактатов. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»). В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерой, Корнель, Расин, Мольер). Купцы и богатые посадские люди строят и расписывают церкви.
Художником, который соединял в себе и то и другое дарование, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Связь с реальным миром становится по сравнению с предшествующим периодом более глубокой и многосторонней. Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.
Его фигура хрупка, лишена мужественности святых воинов домонгольской поры или времени раннемосковского искусства (вспомним «Бориса и Глеба» из ГТГ), поза манерна, ноги и руки нарочито слабы, наряд подчеркнуто изыскан. В 1585 г. в Болонье братья Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи основали «Академию», в которой художники учились по определенной программе. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной.
В рукописном «Титулярнике» («Большая Государственная книга» или «Корень российских государей») мы находим изображения русских и иностранных властителей (1672–1673 ЦГАДА, РЭ, РНБ). Фигуры людей, античных божеств, которые изображаются на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, соединяются в картинах П. Рубенса в сложные композиции («Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда»). Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п.
Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Предполагают, что кисти голландца Вухтерса принадлежит портрет патриарха Никона с клиром. Он переходит границы барокко в своих ораториях («Самсон», «Иуда», «Маковей» и др.
В основе итальянской живописи барокко была академическая система болонцев. Наконец, предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2.
В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Дж. Различие тенденций в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные постройки: Поганкины палаты в Пскове (середина 17 в. ) и дом В. В. Голицына в Москве (около 1687 г. ). Они примыкают к южной и северной абсидам.
Портрет – парсуна (от искаженного слова «персона», латинское «persona», личность) – родился еще на рубеже XVI– XVII вв. При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова (1671, ГРМ) не имеет уже ничего с ней общего в главном – в ней нет одухотворенности образов Рублева. Микеланджело Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по месту рождения), – художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, граничащему с натурализмом, – караваджизму, которое обрело последователей во всей Западной Европе. С равной глубиной, проникновенностью и уверенным живописным мастерством писал он заболоченные равнины Голландии я морские виды, тяготея к передаче неспокойных состояний природы, насыщенных движением и драматизмом. Караваджо прожил недолгую, но полную приключений, бурную жизнь. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры.
«Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3. Особое место занимала группа так называемых живописцев реальности. Последний перед барабаном главы восьмерик используется как колокольня, отсюда название подобного рода церквей «церкви иже под колоколы». Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и Вселенной. Однако Эль Греко был поистине наследником венецианских колористов, а в чем-то пошел еще дальше.
Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. Одной из важных специфических черт искусства 17 в. является пронизывающая его подлинная стихия декоративности.
Среди святых дев изображаются как широко известные (Свв. 1540-1602) с церковью Сант Иво (1642-1660) Франческо Борромини (1599-1667): здесь острые треугольные выступы стен, звездчатый в плане купол создают бесконечно разнообразное впечатление, лишают формы предметности или с его же церковью Сан-Карло алле куатро Фонтане (1634-1667). Человек эпохи Возрождения чувствует себя в гармонии с природой. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало.
Рибера, Ф. Сурбаран). Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией.
Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень (киворий) в Соборе Святого Петра (1657-1666), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. Такой же обильной резьбой (причем все более горельефной) с позолотой украшались иконостасы и царские врата в храмах. Хотя часто повторяемые евангельские сюжеты иногда страдают у него некоторым однообразием, живопись его поражает своим совершенством — не случайно многие современники и даже позднейшие исследователи называли его учеником Тициана (чего в действительности не было).
Распространяется определенный тип храма – бесстолпного, обычно пятиглавого, с декоративными боковыми барабанами (световой лишь центральный), с подчеркнутой асимметрией общей композиции благодаря разномасштабным приделам, трапезной, крыльцам, шатровой колокольне. О. Шпенглер даже назвал барокко самым выдающимся стилем Европы.
«Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этап в истории искусства. Хальс не был мастером углубленного психологического портрета.
Быть может, с наибольшей отчетливостью это проявилось в портретах. В творчестве художников утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. На протяжении 40-х годов конфликт расширяется и углубляется. Живописи барокко присуща известная театральность. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты.
Для архитектуры XVII столетия характерна ее географическая масштабность: активное строительство ведется в Москве и ее окрестностях, в Ярославле, Твери, во Пскове, в Рязани, Костроме, Вологде, Каргополе и т. д. Процесс обмирщения русской культуры особенно отчетливо проявляется в это время в гражданском зодчестве. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3.
Блюстители церковных догм запретили строить шатровые храмы и требовали пятиглавия. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Дворец выстроен на подклете XVI в. имеет верхнее гульбище, «чердак»-теремок и золоченую четырехскатную кровлю. С наибольшей определенностью новые черты проявляются в памятниках середины и второй половины столетия. Во главе нового движения, провозглашающего те задачи живописи, которые вели, по сути, к разрыву с древнерусской иконописной традицией, стоял царский изограф, теоретик искусства Симон Ушаков (1626–1686). Среди многих талантливых художников Фландрии, таких, как Ван Дейк, Йордан, Броувер, Снайдерс, главой национальной школы и одним из крупнейших европейских мастеров XVII века по праву считается Рубенс. Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей.
В начале 30-х годов Рембрандт переезжает в Амстердам. Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике.
Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен. Действия его пьес пронизаны попытками найти решение больших жизненных проблем.
Это подлинный шедевр декоративной архитектуры, красочный и живописный в своем цветном изразцовом убранстве. Кроме того, шатры теперь глухие, чисто декоративные.
Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. Бернини был не менее знаменитым скульптором итальянского барокко.
Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. Однако, как уже говорилось, шатры оставались одной из излюбленных форм и в городах сохранялись в основном на колокольнях, крыльцах, воротах, а в сельских местностях шатровые церкви строились и в XVII и даже XVIII в. Заметим также, что в построенном в 50–60-х годах патриархом Никоном Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря в Истре под Москвой, повторяющем как будто храм в Иерусалиме, западный объем здания (ротонда) завершается шатром. Что касается происхождения самого названия стиля «барокко», существует несколько версий.
Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Художники 17 века более цельно воспринимают действительность. Богатство архитектурного декора особенно свойственно Ярославлю. Церковные иерархи не остаются равнодушны к декоративному богатству тогдашней архитектуры.
И есть еще одна особенность искусства XVII века, которую не знали предшествующие эпохи — одновременное развитие искусства сразу в нескольких странах, отсутствие национальной замкнутости, усиление по сравнению с прошлым того, что на современном языке принято называть культурными контактами (общение между художниками разных стран, обучение и поездки в другие страны и т. д. ). Творчество Алессандро Маньяско (1667—1749) нередко связывают с романтическим направлением в итальянском искусстве XVII века. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией.
Никола Пуссен (1594—1665) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Живопись в 17 веке в России изменила свой вид.
Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. Композиции пьес П. Кальдерона («Дама-невидимка», «Игра любви и случая») отражают разнообразие мира, поэтический язык персонажей усложнен параллелизмами и антитезами, в которых воплощается понимание противоречивости жизни и человека.
Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки). По этот стиль воспринял нечто и от Караваджо: материальность формы, энергию и драматизм, новшества в понимании светотеневой моделировки. Строгановская икона – небольшая по размеру, это не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства (недаром она уже подписная, не анонимная). Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах.
Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Его основной объем с пятью куполами дополнен двумя приделами с шатровыми завершениями. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Пуссен был всесторонне образованным человеком, блестящим знатоком античной литературы.
Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Декоративным шитьем славились златошвеи «Царицыной мастерской палаты». Как придворный архитектор и скульптор римских пап Дж. В Ватиканском дворце Бернини оформил "Королевскую лестницу" (Scala regia), связавшую папский дворец с собором.
Он не боится вводить в свою живопись даже черную и белую краску. Крупнейшая архитектурная работа Бернини – окончание многолетнего строительства собора св. Совершенства достигает искусство поливных изразцов, архитектурно-декоративной керамики. Художник завален выгодными заказами, слава его стремительно растет.
Например, в знаменитом Евангелии царя Федора Алексеевича 1678 г. содержится 1200 миниатюр. Рубеж XVI–XVII вв. В Англии совершается буржуазная революция 1640–1660 гг. Фомичевой, М. И.
Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. В XVII в. нидерландская живопись разделилась на две школы фламандскую и голландскую. В большой степени благодаря церквям, построенным по его проекту, католическая столица и приобрела барочный характер (церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1658-1678). Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Лейдене в семье мельника. Наиболее общепризнанным есть понимание этого термина как перевод с итальянского («barocco» трбовательный, капризный, причудливый). Своеобразие каждой крупной национальной художественной школы обусловлено особенностями исторического развития той или иной страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций.
больше 30), объединяя героико-эпическое и драматическое начало. В. И. Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть – в западноевропейском. Картины становятся все более популярными. С. 17–18, 38–39).
Примером может служить церковь Троицы в Никитниках (1631–1634, другая дата 1628–1653), построенная богатейшим московским купцом Никитниковым и напоминающая своей прихотливостью форм и декоративной многоцветностью (красный кирпич, белокаменная резьба, зелень черепичных главок, поливные изразцы) хоромное строительство. Сам Симон Ушаков участвовал в гравировании «Повести о Варлааме и Иоасафе» вместе с гравером Оружейной палаты А. Трухменским. Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве. Парсуны стольника В. Люткина, Л. Нарышкина конца XVII в. уже можно назвать портретами.
Митрополит Иона Сысоевич с большим размахом ведет строительство своей резиденции в Ростове Великом на берегу озера Неро (митрополичьи палаты и Домовая церковь), называемой обычно Ростовским кремлем (70 – 80-е годы XVII в. ). Несмотря на то что сопротивление некоторых кругов росло прямо пропорционально увеличению популярности народного искусства, сдержать движение уже было просто невозможно. Достаточно сравнить церковь Иль Джезу (1575) Джакомо делла Порта (ок. Издание состоит из двух разделов: первый раздел посвящен искусству стран Западной Европы 17 века (Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции), во втором разделе рассматривается искусство европейских стран 18 века – Франции, Италии, Англии, Германии и стран Центральной Европы 17 – 18 веков (Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии и Польши).
Михаил Чоглоков). Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц. Но, судя по всему, он не был издан или же не сохранился.
Кроме того, Аннибале Карраччи явился создателем так называемого героического пейзажа – пейзажа идеализированного, выдуманного ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве. Метод Караваджо был антиподом академизму, да и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. ознаменован в изобразительном искусстве наличием двух разных художественных направлений. Это ярусные постройки (восьмерики или восьмерики на четверике известные издавна) на подклете, с галереями. Яркий пример – храм Рождества в Путниках в Москве (1649-1652). Характерно, что центральный городской собор-Успенский (возведенный еще в 16 в. ) находится вне стен Кремля и это еще больше придает последнему облик не городской цитадели, а частной резиденции. Тенденция к синтезу проявляется как подчинение всех элементов художественного произведения одному управляющему стержню в эмоциональном, ритмичном, колористическом планах.
Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Здесь строятся большие пятиглавые храмы, окруженные папертями, гульбищами, приделами и крыльцами, с обязательной шатровой колокольней иногда шатрами и на приделах (например, церковь Ильи Пророка, поставлена на средства купцов Скрипиных, 1647–1650), всегда прекрасно гармонирующие с ландшафтом (церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649– 1654, некоторые добавления внесены в 80-х годах, шатровая колокольня ее 38 м высотой, с многоцветным декоративным убором из поливных изразцов церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671– 1687, пятиглавый основной объем которой дополнен 10 главами двух приделов, все это вместе образует 15-главый эффектнейший силуэт). Любимыми его авторами были Гомер и Овидий. Высшие достижения классицизма в живописи связаны с творчеством крупнейшего художника Франции Никола Пуссена (1594-1665). Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира.
Гравюры посвящены изображениям святых дев и мучениц, почитаемых в католической церкви. И как иначе, как не победой светского начала, можно назвать архитектуру Надвратного теремка Крутицкого митрополичьего подворья в Москве (1681–1693, другая дата 1694), весь фасад которого разукрашен многоцветными изразцами. Однако феодализм был еще прочен.
Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. В «Давиде» Дж.
Но главное создание Бернини – это грандиозная колоннада Собора Святого Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656-1667). Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Отныне в патриарших грамотах на постройку церкви все чаще появляется фраза: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый». Портрет петровского времени).
В период феодальной раздробленности на основе древнерусской народности стали формироваться русская (великорусская), украинская и белорусская. Ушакова более всего занимали вопросы взаимоотношения живописи с реальной натурой, мы бы сказали, «отношения искусства к действительности». В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры. Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н.
Скопина-Шуйского (ГТГ) по способу претворения еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство. Церковные сооружения начала столетия мало отличаются от храмов XVI в. Так, церковь Покрова в царском селе Рубцове (1619–1625), возведенная в честь освобождения Москвы от поляков, конца «смуты», – бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом храм, по внутреннему и внешнему облику близкий церквям годуновского времени. Теремной дворец, созданный для царских детей, всей своей «многообъемностью» жилых и служебных помещений, многоцветностью декора (резной по белому камню «травный» орнамент экстерьера и богатейшая роспись Симона Ушакова внутри) напоминал деревянные хоромы. «Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков).
Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (уже упоминавшиеся фонтаны на площади Барберини, площади Навона и др. ) и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой. Постепенно теряет смысл шатровое зодчество, вертикализм его цельного объема ибо появляются церкви, в которых имеются два, три иногда пять одинаковых по высоте шатров, как в церкви Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649– 1652): три шатра основного объема, один над приделом и один над колокольней. Кагановичу, Е. Д.
Он придерживался этого в своих работах и обучал этому своих учеников. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. В результате сплава двух разных художественных систем и родилось искусство итальянского барокко: монументально-декоративная живопись Гверчино (Франческо Барбьери, 1591 – 1666) с его реалистическими типажами и караваджистской светотенью, Пьетро да Кортона (Берреттини, 1596-1669), Луки Джордано (1632-1705) станковая живопись наиболее близкого Караваджо Бернардо Строцци (1581 -1644), прекрасного колориста Доменико Фетти (1588/89-1623) испытавшего сильное влияние Рубенса (как, впрочем и Строцци).
Однако одно событие повлекло за собой полное реформирование иконописного жанра. Родом из Лотарингии (по-французски — Лоррень, что и дало ему прозвище), он тоже почти всю жизнь провел в Италия. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство.
Вершиной позднего итальянского барокко является творчество Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Габричевскому, 3. Т. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией.
Представитель раннего барокко архитектор Доменико Фонтана (1543-1607) впервые в истории градостроительства применяет трехлучевую систему улиц, расходящихся от Пьяцца дель Пополо ("Народная площадь"), чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. Сретенские ворота Земляного города используемые как помещение для гарнизона, а при Петре ставшие «навигацкой» и математической школой и более известные как Сухарева башня (1692–1701, арх. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств. Лазаревой, И. М.
Для истории искусства народов СССР огромное значение имеет рубеж 13 и 14 вв. В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 годов общеевропейского масштаба. Петра и интерьеры собора Св. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет то, что заложено в архитектурном интерьере. Положение придворного художника эрцгерцога Фландрии обязывает Рубенса писать помпезные композиции для дворцовых галерей, выполнять заказы католических монастырей и братств.
Произведения Караваджо достигали иногда такой силы реалистической выразительности, к сожалению иногда доходящей до натуралистичности, что заказчики отказывались от них, не усматривая в образах должного благочестия и идеальности (недаром в отношении Караваджо некоторые исследователи применяют термин "жестокий реализм"). Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди. Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Среди них первое место занимают Кремлевские терема (1635 – 1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Его строили О. Старцев и Л. Ковалев. Он живописно соединял разные материалы используя росписи, позолоту, мрамор.
В науке и культуре господствовали в то время два кумира — разум и природа. Нидерландская революция превратила Голландию, по словам Маркса, «в образцовую капиталистическую страну Х столетия».
В них без труда угадываются очень характерные испанские народные типы. общеевропейского масштаба. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) родился в немецком городе Зигене, куда эмигрировала семья Рубенсов во время острых политеческих событий во Фландрии. Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. Дворец и парк Ришелье, созданные Жаком Лемерсье, стали первым классицистическим ансамблем.
Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Достижения Рейсдаля были по-настоящему оценены лишь в ХIХ веке и продолжены барбизонцами. Лавровой, В. Н. Перелом наступает в 1642 году, когда умирает первая жена Рембрандта.
Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Одной из основных мастерских художественных центров стала Оружейная палата, в которой была написана не одна сотня картин двумя десятками мастеров под руководством Лопуцкого, Вухтерса и Безмина. Каждый сюжет он превращает на праздничное зрелище.
Молодой Рубенс получил блестящее по своему времени гуманитарное образование. Художник с точки зрения академистов должен облагораживать недоскональную природу в соответствии с античными нормами используя сюжеты из христианской религии, античной мифологии или древней истории канонизованные приемы изображения: условно-театральные жесты и позы, пафос и возвышенность, героизацию и идеализацию. Созданная скорее для коллекционеров, знатоков, любителей икона «строгановской школы» осталась в русском иконописании как образец высокого профессионализма, артистичности изощренности языка, но она свидетельствовала вместе с тем о постепенном умирании монументального моленного образа. Активное строительство начинается сразу после изгнания интервентов, с 20-х годов.
Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым. Центральная личность фламандской живописи Питер Пауль Рубенс (1577-1640), чье творчество представляет собой проявление барочного стиля согласно с национальными особенностями: в его творчестве полностью отсутствует мистика, экзальтация. Развитие барочной испанской живописи распадается на два этапа, граница между которыми проходит в середине XVII в. На первом этапе преобладали реалистические тенденции, попытки простоты и лаконичности (Х.
Есть изменения и в языке изображения. Период успеха и благополучия длился недолго. Его дух не могут сломить продолжающие преследовать его несчастья.
«Вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и отчетливо истинны», — говорил Декарт, — «и ясность и отчетливость воцарились в литературе и искусстве». Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. XVII в. имел особое значение для формирования национальных культур Нового времени. Однако феодализм был еще прочен.
Судьба человека зависит только от ее добродетелей, талантов, энергии. Большую роль начинает играть в них окружающая среда, бытовой интерьер и натюрморт (Караваджо принадлежит один из первых натюрмортов в европейском искусстве). Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определенную систему – вполне самобытную, но, учитывая примененные ордерные детали, близкую (во внешнем оформлении) стилю европейского барокко. она утратила господство на море. Однако на рубеже XVI и XVII веков здесь появляется такая значительная фигура, как Эль Греко (Доменико Теотокопули 1541—1614), первый подлинно великий художник Испании.
Кроль, О. И. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи. Хитрово. В определенной мере барокко противостоит культуре Возрождения, хотя и перенимает высокую оценку античной культуры и попытки реалистичности в изображении действительности (но в новой стилистической интерпретации).
Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. От его жанровых и религиозных композиций все более вест духом демократизма («Святое семейство», Эрмитаж). Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2. Именно в живописи процесс обмирщения искусства шел особенно активно. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство.
«Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). Центр Кремля не застроен раньше там был сад с прудом посредине. Это также время больших перемен в русской церкви. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи.
Быстрое развитие городов и общественности в целом привело к расцвету культуры. Грот внес важный вклад в развитие русской живописи, как человек, знакомый с европейской иконографией. Живопись в 17 веке в России также обретала силу.
Специфические признаки и особенности их культуры ясно определились в течение 14 и 15 вв. Необходимо было восстанавливать утраченное.
Он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы (прямо используя иногда архитектурные фоны итальянской живописи Возрождения). Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3. автопортрет и парный портрет жены, портреты архитектора Ветошникова и его жены), в них он выходит за рамки безразличия к окружающему и замкнутости в себе— в новое качество интимного портрета. Храм Иоанна Златоуста строго симметричен в плане.
Петра в Риме и оформление площади перед ним. И в процессе главным камнем преткновения стал спор по поводу характера ликов святых. К его известным твореньям принадлежит ансамбль площади Св. Он родился на Крите и был греком по происхождению (отсюда его прозвище). В многочисленных композициях, портретах и в авто портретах Рембрандт изучает возможности выразительных средств живописи (в особенности светотень) в передаче различных состояний человече свого лица, мимики и характера.
Изысканностью форм отличается и «Крутицкий теремок» в Москве (1694 сооружен под руководством О. Старцева). Утверждались гуманистические и демократические идеалы. И все же возникновение внестилевой линии явилось чем-то принципиально новым. Бернини четко выражает определенные религиозные идеи. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие).
Раздольской, А. Н. Руководство искусством было централизовано изменения в нем регламентировались властью. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Служа интересам феодального дворянства, французский абсолютизм протекционистской политикой обеспечил рост буржуазии.
Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Оперы Георга Фридриха Генделя (1685-1759) полностью созданы в стиле барокко («Юлий Цезарь», «Орландо», «Ксеркс» всего больше 40 опер). Фресковая живопись XVII в. с большой оговоркой может быть названа монументальной. Уже в 40-е, но в особенности в 50-е годы искусство Рембрандта заметно меняется.
В древнерусской графике этой поры много бытовых сцен и портретов. 17 в. принадлежат величайшие мастера реализма — Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский. Во всяком случае именно такое название закрепилось за архитектурой этого направления (хотя это и не московское ибо распространилось за пределами Москвы и не нарышкинское – это еще более сужено).
Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина или Дмитрия Григорьева (Плеханова) – самый яркий тому пример. В середине XVII в. некоторые парсуны были исполнены иностранными художниками. Йоганн Себастьян Бах (1685-1750) предельно заостряет выразительные средства барокко и соединяет их с демократическими традициями протестантского пения. Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов.
Лучшие из них – Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины и пр. Иным становится в этот период восприятие и изображение природы. С четырнадцати лет он начинает брать уроки живописи. Самым талантливым из них был Лун Ленен (1593-1648), героями картин которого стали простые крестьяне. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка.
Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер). Любовь к орнаментальному узорочью сказывалась и в каменной резьбе.
Гравюры знаменитой Библии Пискатора (Фишера) изданной в Голландии и послужившей образцом для русских мастеров, лежат в основе многих фресок ярославских храмов, но переданы они в сильной переработке, как смысловой, так и стилистической. Там он сложился как художник и прожил большую часть жизни. Декоративность обнаруживается во всем – в оформлении сооружений, в планировке монастырских ансамблей, в своеобразии стенных росписей, напоминающих пестрый и веселый ковер, в изделиях прикладного искусства, которые поражают богатством выдумки и изощренностью украшений и орнамента. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул. ). В церкви Знамения в вотчине Б. Голицына Дубровицы (1690–1704), по плану близкой как будто церкви Покрова в Филях, намечается отход от принципов Древнерусского зодчества и сближение с барочными европейскими постройками. Возводится церковь в Медведкове (усадьба кн. Великое древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с религией.
До сих пор неясно даже значение этого слова, которое стало употребляться в ХVIII веке. Типичное произведение «строгановской школы» –икона Прокопия Чирина «Никита-воин» (1593, ГТГ). Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура. Его картины наполнены бурным движением, причем для усиления динамики используется диагональная композиция («Воздвижение хреста»).
Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Однако феодализм был еще прочен. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника.
От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций (и прежде всего Версаля), требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Рембрандт достигает полной творческой зрелости и свободы. Работал Эль Греко много и упорно, с какой-то неистовой одержимостью.
Плафон римской церкви Сант-Иньяцио "Апофеоз Святого Игнатия" исполненный Андреа дель Поццо (1642-1709), архитектором, живописцем, теоретиком искусства, которого недаром называли главой "стиля иезуитов", – ярчайший пример такой плафонной живописи с ее "обманом глаз", экспрессивностью выразительных средств, мистицизмом и экстатичностью настроения (Рим, 1684). Главная заслуга мастера в том, что он заложил основы портретной живописи 17 века в России. Рубенс восхищается Леонардо, Микеланджело и Тицианом и в то же время сразу оценивает демократизм и гуманистическую сущность искусства Караваджо и копирует его картины. Его шедеврам принадлежат «Давид» и «Аполлон и Дафна».
Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального.
От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Веласкеса в чем-то на два столетия опередила открытия импрессионистов.
Типичные образцы «нарышкинского барокко» – церкви в подмосковных усадьбах знати. «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4. Из всех типологических вариантов парсуна отдает предпочтение парадному портрету и встречается в этом качестве в нескольких разновидностях. Архитекторы прекрасно учли чисто декоративный характер ростовского Кремля. Название философско-символичной драмы П. Кальдерона «Жизнь это сон», считается искусствоведами самым сжатым изложением сути барочной эстетики.
Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682). Мурильё). Покинув Италию, Эль Греко отправился в Мадрид. Лишенные какого бы то ни было декоративного убранства, близкие к местному зодчеству раннего времени, они характеризуют архаические тенденции в архитектуре века. Иван Никитин— основатель новой русской живописи.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Построенный в 1667-1668 гг. Следует отметить, что понятие барокко начало использоваться для обозначения стилевого направления XVII в. только в XIX в. до этого времени слово «барокко» использовалось для обозначения чего-то ненастоящего искусственного, даже неуклюжего.
е. рисовальщики) создавали рисунки для икон, хоругвей, церковного шитья, ювелирных изделий. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств. Развитие точных наук, естествознания способствует стремлению глубже познать ее жизнь и особенности. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Учебник иллюстрирован большим количеством тоновых (363) и 32 цветными иллюстрациями.
Продолжается шатровое строительство. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) считается самым значимым мастером всего итальянского барокко. К середине XVII века достигает расцвета голландская пейзажная живопись.
Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. об этом: Виппер Б. Р. Король, однако, не сумел по достоинству оценить дарования молодого художника, которому суждено было прославить испанскую живопись.
Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Но он сознательно отказался от карьеры придворного и выбрал для себя путь живописца. И еще: художник — стоящий человек, если он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Он первым из русских художников стал использовать масляную краску.
Ушаков был новатором. Изображения Ивана IV из Копенгагенского национального музея, царя Федора Иоанновича (ГИМ), князя М. В.
В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Веласкес внес много нового во все жанры живописи, к которым он обращался. Пространство в таких картинах трактуется стереотипно, а предметы располагаются в нём больше как его символы, чем как реальные пространственные отношения.
Шатер вознесся и над Спасской башней Кремля, когда в 1628 г. стали реставрировать его стены и башни, пострадавшие во время интервенции (прочие башни получили шатровое завершение только через 60 лет). Церковные кантаты (более 300) выделяются драматизмом, глубоким философским смыслом. И все же Италия не стала той почвой, на которой выросло мощное искусство Рубенса. Эта серия гравюр ещё будет рассмотрена мною подробно. Искусство Испании, как я вся испанская культура, отличалось большим своеобразием.
Тьеполо. Это фигуры рыбаков, крестьян, сельские пейзажи. Необходимо признать несомненно новым у мастеров «строгановской школы» то, что им удавалось передать глубоко лирическое настроение поэтичного, сказочного пейзажа с золотой листвой деревьев и серебристыми, тонко прорисованными реками («Иоанн Предтеча в пустыне» из ГТГ). Картины Йордана лишены той высокой меры обобщения, которая была свойственна Рубенсу. (Б.
Поиски положительного начала, характерного для барокко, приводят к возрождению героики, Мадлен де Скюдери (1607-1701) в романе «Артамен или Великий Кир» объединяет галантные мотивы с прославлением добродетели и мужества Артамена. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.
При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Недаром впоследствии даже Делакруа, художник романтик, враждебный классицизму, подчеркивал его,, силу концепции, точность, доведенную до последнего предела Свободные, счастливые люди, окруженные прекрасным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью: «И я жил в Аркадии» («Аркадские пастухи») и зритель легко понимает мысль художника о недолговечности даже самой безоблачной жизни. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Среди архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова Великого (1670-1683). Прекрасный пример тому — картина Ассур, Аман и Эсфирь (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), рассказывающая о том, как царица Эсфирь раскрыла перед царем коварные замыслы его фаворита Амана и спасла от гибели свой народ. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Он изложил свои взгляды в трактате, посвященном его другу Иосифу Владимирову, «Слово к люботщательному иконного писания» (1667). Савинову, Т. Д.
Все это вызывало обострение классовой борьбы. Бернштейну, А. Г. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме.
Они могли украшать даже небогатые петербургские квартиры представителей интеллигенции, которые старались следить за тенденциями и модой в обществе. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. общеевропейского масштаба.
Дело, разумеется, не только в сюжетно-тематической стороне его портретов. М., 1978. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы ("Лютнист", ок.
Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства (вспомним трехлучевую систему хотя бы Петербурга). Особенности ярославского зодчества как бы выступают здесь в своей классической чистоте. Трактовка последнего тоже существенно меняется. Самым значительным итальянским живописцем этого времени был Микеланджело Караваджо (1573 — 1610), которого можно причислить к крупнейшим мастерам XVII века.
Как верно заметил один из исследователей (В. А. И хотя невиданное обогащение правящих классов сопровождалось чудовищной эксплуатацией народных масс, голландская культура и искусство вступают в эпоху блистательного расцвета, давшую миру целую плеяду замечательных философов, ученых и художников. «Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4.
Это характерно как для московских церквей (церковь Троицы в Никитниках, расписанная еще в 50-е годы), так и для ростовских и особенно для ярославских, оставивших замечательные памятники стенописи XVII столетия. Нарышкина («легкая кружевная сказка», по словам И. Э. В последние десятилетия, а точнее даже в 90-х годах XVII в., в русской архитектуре появляется новый стиль, новое направление, которое условно именуется «московским» или «нарышкинским барокко», – видимо, потому, что большинство храмов этого стиля было построено в Москве по заказу знатных бояр Нарышкиных, в основном брата царицы Льва Кирилловича. В то же время жанровые картины мастера (Крестьянский, Кермесса и др. ) приобретают почти монументальный характер, столь высока степень художественного обобщения, сближающего их с мифологическими сюжетами. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Плугин), человек в росписях XVII в. редко предстает созерцателем, философом, люди в живописи этого времени очень деятельны, они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом все сцены достаточно «многолюдны» и «шумны». Его жизнь вступает в полосу внешнего благополучия.
3оновой, А. Л. С этим связан повышенный интерес к дисгармоничному, гротескному, преувеличенному. По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа.
В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). В результате банкротства описывается и продается с молотка почти все его имущество, за этим следует смерть второй жены и сына Титса. Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов.
Несколько позже, в середине века появились блистательные по своим колористическим достоинствам, мрачно-романтические композиции Сальватора Розы (1615-1673). Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Декоративизм – одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия.
В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России.
Классицизм (от лат. Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне.
Не менее прекрасны церкви в Троице-Лыкове (1698–1704) и в Уборах (1693–1697) –обе творения зодчего Якова Бухвостова. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). В то же время искусство 17 века характеризуется рядом общих черт и достижений. Мастер не забывает изобразить даже васильки среди ржи. Основной темой искусства стал именно человек. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева изданного тиражом 2400 экземпляров.
1595 "Игроки", 1594-1595). Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.
Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. В его творчестве наиболее ярко выразилась характерное для барокко активное взаимодействие архитектурных масс и пространства. Кальвинизм — течение в протестантизме.
Семнадцатый век является расцветом феодального периода в России. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. Наиболее ярким примером «московского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693– 1695), усадебный храм Л. К. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Архитектура «нарышкинского барокко» –лишь «посредница между старыми и новыми художественными идеями», некая «провозвестница романтического начала в новом русском искусстве.
Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. Его любимые темы – «Спас Нерукотворный» (ГРМ, ГТГ, ГИМ), «Троица» (ГРМ) – показывают, как художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, сложившихся в вековых традициях. Сооружается много общественных зданий: Печатный (1679) и Монетный (1696) дворы, здание Приказов (аптека на Красной площади, 90-е годы). Характерно, что четыре шатра – чисто декоративные.
Вишняков занимает особое место в этой среде. Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её. Идеи Карраччи были развиты рядом его учеников (Гвидо Рени, Доменикино и др. ), в творчестве которых принципы академизма были почти канонизированы и распространились по всей Европе.
Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. Здесь он пытался обосноваться при дворе Филиппа II. Мастера Оружейной палаты расписывали церкви и палаты, поновляли старую живопись, писали иконы и миниатюры, «знаменщики» (т. Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви, вот таким образом в сто алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики (иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных материалов не только по фактуре, но и но цвету, театрализация действия, общая "живописность" скульптуры) всегда четко выражена определенная религиозная идея ("Экстаз Святой Терезы Авильской" в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме). Государственной религией стал кальвинизм. Он создал много алтарей для римских церквей, а также фонтаны для главных площадей Рима (площадь Барберини, фонтан «Тритона»).
Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Основанный еще в XI в. Ярославом Мудрым, город этот испытал в XVII столетии нечто вроде «золотого века» в искусстве. Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин.
Второе – «строгановская школа», условно названная так потому, что некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. Существенное место в творчестве П. Рубенса занимает пейзаж с согнутыми ветром могущественными деревьями, стремительными тучами, которые воплощают чувство могущественности стихийных сил природы («Пейзаж с радугой»). Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника. Мастер из Оружейной палаты, уже упоминавшийся Гурий Никитин, в 1679 г. выдвинутый Симоном Ушаковым на звание «жалованного» мастера, с большой артелью расписал в 1681 г. ярославскую церковь Ильи Пророка, Дмитрий Григорьев-Плеханов со своей артелью – церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
Расписывали много, но иначе, чем раньше. Laurentius Beyerlinck). Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Веласкес никому не льстил, никогда не приукрашивал и не идеализировал своих героев. Братья Карраччи – мастера монументально-декоративной живописи. Лазареву, О. П.
Вот таким образом древнерусское искусство 10-13 вв. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Его гигантские по размерам церковные и светские росписи и картины («Триумф Амфитриты», «Банкет Антония и Клеопатры») представляют собой единое декоративное целое, объединяя архитектуру, природу, животных в единую композицию. Шербачевой.
Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов1. Античная мифология, которую прекрасно знал и любил Рубенс, привлекала его с ранних лет. Квитницкой, А. Е. При пожаре в 1547 года в Москве сгорело множество древних икон.
Некоторые исследователи, например Б. Р. Виппер, считают неправомерным вообще применение термина «барокко» ибо это «не перелом мировоззрения, а перемена вкусов, не возникновение новых принципов, а обогащение приемов». Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально — М. В. Жесты его героев неспешны иногда они как бы застывают в величавом покое. Вместе с Пуссеном создателем французского пейзажа был Клод Желле, более известный под именем Лоррена (1600-1682).
Мы можем отметить и его прочную связь с национальной традицией в искусстве Франции, вспомнив рациональную конструктивность французской готики, гармоничность и уравновешенность ренессансной пластики (Гужон), живопись Фуке, выделяющуюся среди произведений его современников ясностью и спокойствием. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Но особенное значение имеет в этот период развитие таких жанров, как портрет и пейзаж. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка.
Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым. Бернини возглавлял все архитектурные работы в Риме.