«испанка» создана в 1916 году, спустя год после того как Гончарова навсегда покинула Россию и переехала во Францию по приглашению Сергея Дягилева, предложившего ей место художника в «Русских сезонах». В Лондоне за рекордную сумму ушло кубофутуристическое полотно Натальи Гончаровой «Испанка». Полотно Натальи Гончаровой "Испанка" продано на лондонском аукционе "Кристис" за рекордную сумму – 6 миллионов 425 тысяч 250 фунтов стерлингов (10 миллионов 216 тысяч 148 долларов).
В Лондоне за рекордную сумму ушло кубофутуристическое полотно Натальи Гончаровой «Испанка». «испанка» создана в 1916 году, спустя год после того как Гончарова навсегда покинула Россию и переехала во Францию по приглашению Сергея Дягилева, предложившего ей место художника в «Русских сезонах». Полотно Натальи Гончаровой «Испанка» продано на лондонских торгах Christies за 6, 4 млн. Полотно Натальи Гончаровой «Испанка» продано на лондонских торгах Christies за 6, 4 млн.
По возвращении вучилище в1904 получила малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды, аследующую аналогичную медаль– также за скульптуру (1907). Как художник, она воспринимает и ощущает Испанию XVIII века как бы сквозь призму гойевских жанровых сцен, «Капричос» и росписей «Дома глухого» 25. Мы очень разные и он меня видит из меня, не из себя». Перед нами авторский сюжет Апокалипсиса, основанный на откровении Иоанна Богослова. 1924.
Что-то не то вписал. Например, возьмем Кончаловского. В этих «Испанках» есть что-то не только от собора, но и от механизма, что-то четкое, ритмичное, «шестеренчатое».
Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма. Это программная работа для Гончаровой. Они считали, что современное искусство должно быть актуальным по языку, но при этом отталкиваться от собственных источников, которые могут быть сколь угодно глубокими. Современники называли ее, А. А. Экстер и О. В. Розанову амазонками русского авангарда.
Но вещё большей степени влияние французского мастера ощутимо вгротескных приёмах, которыми блестяще владеет Гончарова («Цирк» «Вресторане». Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. В ней Гончарова смешала последние веяния европейского искусства (она изучала полотна Гогена, Матисса, Пикассо) и собственное новое направление – лучизм. Стул, прислоненный к картине, почти растворен в ней.
Еще одна пара справа — это пара несчастливая исполненная какой-то меланхолической грусти. В «Испанке» проявилось мастерство Гончаровой как театрального художника: в композиции была передана мощная энергия испанского танца. Выставка проходила в галереях Соваж (1918) и Барбазанж (1919). 1906–1907. 1906. Самое интересное, что в течение этого времени ни один художник не подчинил себе другого.
Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. Белые испанки» (1932), противостоят одетые в черные мантильи и траурные лиловые платья испанки («Испанки», первая половина 1930-х, ГТГ). Ключевая тема её творчества — детские воспоминания. Почти все эти мероприятия, включая выставки, заканчивались скандалами и вызовом полиции.
Что за длиннейше-уродливый палец приставил ко лбу Матфей. Кроме того, Гончарова сделала иллюстрации для повести Крученых «Путешествие по всему свету» и отрывка из поэмы Хлебникова «Вила и леший», где образ Вилы, произрастающий как бы из самой природы, обладает почти монументальным характером. В композициях «Осень.
– Такой подход был у критиков начала двадцатого века. В ней Гончарова смешала последние веяния европейского искусства (она изучала полотна Гогена, Матисса, Пикассо) и собственное новое направление – лучизм. Из западных увлечений Гончарова сделала свои выводы. Эту вещь сравнивают с работами Дюрера и Эль Греко. Паук, а точнее паучиха, в знаковой системе Буржуа – это символ матери. Их называли песнопениями.
Гончаровой, в частности. Так, на протяжении последующих лет ее часто приглашали оформлять балетные и даже драматические спектакли на испанскую тему. Поездка произвела на всех очень сильное впечатление. В 1910-х годах Гончарова много выставляется, участвует в деятельности художественных обществ.
Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Пожалуй, Гончарову впервые по-настоящему привлекает мир танца. В 1939 году художница даже организовала выставку «Испанки и магнолии».
Ее работы находятся во многих крупнейших музейных и частных собраниях мира. Сохранившаяся в архиве художников фотография позволяет представить, как они выглядели. Gontoharova. В отличие от Ларионова, чье эпистолярное наследие – многочисленные блокноты, блокнотики, тетрадки, альбомы – огромно, Гончарова скорее не была склонна постоянно «чувствовать пульс жизни» посредством рисования. Так «Испанкам» суждено было стать последним циклом художницы, своего рода прощанием с живописью и отчасти с Россией.
Их много. Ларионов вконце 1911 создаёт группу «Ослиный хвост», авесной 1912– одноименную выставку. Так «Испанкам» суждено было стать последним циклом художницы, своего рода прощанием с живописью и отчасти с Россией.
В балете «Триана» сильнее выражено фольклорное начало. Такой интенсивности цвета нет почти ни у кого из художников в то время. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. «Это экстремистская Испания, преображенная районизмом и кубизмом до высшего живописного пафоса. Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто.
До продажи полотно находилось в частной коллекции. Пустынники. Гончарова считала, что только в этом случае можно создать истинное, «надличное» искусство. Вторая половина 1920-х– начало 1930-х. Киев), Салоны журнала «Золотое руно» (1908–1909. У них у всех открылись какие-то шлюзы.
Пейзажи, пронизанные светом испанки, запоминающиеся лица ("Разносчица апельсинов"), невероятно современные эскизы костюмов, глубина понимания человека (портрет Ларионова) – иду в Третьяковку. Там они хранились в запасниках иногда в ужасных условиях.
Столь впечатляющих цифр она добилась в том числе и благодаря проданному за 6, 6 млн «Озвальду». Скульптура изображает Ли Харви Освальда – единственного подозреваемого в убийстве американского президента Джона Кеннеди. Потом их пути разошлись — Ларионов и Гончарова выделились и организовали группу «Ослиный хвост». Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к Свадебке (1923) и Жар-птице (1926) И. Ф. Стравинского. После поездки в 1916 году в Испанию с Дягилевым для подготовки к «Русским балетам» Гончарова была очарована испанками. «Она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха. И она умела защитить себя», – говорила художница о своей матери. Гигантские бронзовые скульптуры паучих Луизы Буржуа бьют рекорды на аукционных торгах. Последней рекорд принадлежит почти семиметровой «Паучихе» из частной коллекциив долине Напа неподалеку от Сан-Франциско: 8 ноября 2011 года ее приобрелина Christies за 10, 7 млн. Американка французского происхождения Луиза Буржуа дожила почти до ста лет ипопробовала себя практически во всех основных направлениях искусства ХХ века – кубизме, футуризме, сюрреализме, конструктивизме и абстракционизме. Но прославилась Буржуа, прежде всего, как скульптор.
Представляется, что театральные «испанские» заказы, ставшие своеобразным лейтмотивом творчества Гончаровой, каждый раз давали дополнительный импульс к созданию новой серии станковых работ – картин и панно на испанскую тему. В 1940 году Театр Мариньи (Париж) заказал его оформление Гончаровой, В этом можно увидеть определенный знак судьбы, Хотя художница не была знакома с композитором, несколько раз их творческие пути странным образом почти пересекались, В 1914 году, когда Гончарова пережила свой парижский успех на премьере «Золотого петушка», Э, Гранадос с триумфом исполнил в Париже сюиту «Гойески» и получил от французской Академии музыки заказ на одноименную оперу, Ее премьера состоялась в 1916 году, когда Гончарова впервые обратилась к испанской теме, оформляя для антрепризы С. П. Например, фон делится на неравные части и его части контрастируют друг с другом. ГРМ «Ивы». Работа «Пустота» была одним из ее первых опытов, однако подтверждает чутье Гончаровой на требования времени.
Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка. И это рекорд для произведений искусства, созданных женщинами. Второе и главное в этой картине — цвет. Геометрически неправильная форма напоминает что-то органическое и живое. Небывалый успех имели «Испанки». В труппе было много молодых артистов, чья карьера только начиналась. Она иллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве».
Арбос7 дирижировал оркестром в казино. Это была постановка балета «Литургия», навеянная образами древнерусского искусства. К красному добавляется зеленый, к желтому — голубой и синий.
Портрет мужа художницы создан в технике «лучизм», к которому Н. С. Гончарова всегда неохотно расставалась со своими работами. 24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. Пройдя увлечение «всечеством» (принцип свободного использования любых новых и старых традиций истории искусства), она сумела переварить различные влияния в свой яркий синтетический декоративный стиль. Работы Гончаровой не всегда встречали понимание.
Москва), Салон В. А. Издебского (1909–1911), «Союз молодёжи» (1910–1913). В 1914 году Наталья Гончарова возвращается в Россию и создает литографическую серию «Мистические образы войны» — большие литографии на патриотическую тему. Гончарова получила признание не только в России, но и в мире. Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник». Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. В русском искусстве имя Натальи Гончаровой неотделимо от имени Михаила Ларионова. Потом появилась пара картин.
И, как записала Марина Цветаева со слов художницы, «отправляя своих Испанок за море. Манера рисования художницы – темные резкие штрихи, контрасты черного и белого – кажется порождением гитарной музыки фламенко с ее остановками, перепадами ритмов, острым мелодическим рисунком. Нет того, чтоб какая-то частность выражала одно, а другая – нечто противоположное. Будучи в Париже она находится под влиянием различных течений. Несколько подобных живописных работ известны только по фотографиям (ОР ГТГ).
В Сан-Себастьяне была начата работа над новой хореографической сюитой «Русские сказки» 1, премьера первой новеллы которой – одноактного балета «Кикимора» – состоялась на сцене театра Виктории-Евгении 25 августа 1916 года. 1907–1908. На это наложена странная форма, которая кажется колышущейся. Автопортретный образ художницы отличается нарочитым огрублением черт. Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. Он состоял из плоскостей, задававших движение вдоль сцены.
– Я думаю, что прав Лев Гумилев – есть особые, пассионарные поколения. По этой картине можно предугадать особенности ее будущего творческого мышления. Выставка картин. «Она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха. Задуманные и осуществленные композиции в форме декоративной ширмы, развивают монументальную форму полиптиха русского периода. Также давала частные уроки вСтудии живописи ирисунка И. И. Машкова вМоскве (1908–1911). Авангардное поколение отличалось от предыдущих.
Также отмечают сексистский контекст обвинений Гончаровой. Они познакомились в училище, где вместе осваивали мастерство художника. В своих воспоминаниях именно об этом цикле с таким восхищением отзывалась Марина Цветаева, вспоминая слова «одного газетного рецензента», назвавшего их не женщинами, но целыми соборами, а сама поэтесса воспринимала испанок не иначе, как «кружевные цитадели», которые невозможно согнуть. «Русская художественная выставка», организованная С. П. Дягилевым), «Стефанос» (1907–1908. До Гончаровой никто так не писал крестьян.
Но, к сожалению, самая новаторская её театральная работа так и не увидела свет. Вполиптихе «Жатва» (из девяти частей две утрачены, остальные находятся вГТГ, КГОХМ, ООМИИ иЦентре Помпиду) складывается религиозная иконография Гончаровой. Самым любимым мотивом Гончаровой с 20-х годов стали магнолии. В жизни художницы настали светлые времена, что отразилось на холсте. И она умела защитить себя», — говорила художница о своей матери.
196 x 96, 7 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Говоря о «заграничных» работах Натальи Гончаровой, М. И. Цветаева отмечала: «На первом месте Испанки. В жизни художницы настали светлые времена, что отразилось на холсте. После 1910 года вместе с Ларионовым Гончарова принимала активное участие в организации выставок русских футуристов — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Её самая дорогая работа — «Цветы» — была продана более чем за 10 млн. 1906. В 1927 году полиптих «Испанки» прибыл в Америку, о чем Гончарова писала Ларионову30.
Кстати, большие горящие темные глаза у Богоматери и Младенца – вот, наверное, что создает ощущение сходства с древней иконописной традицией. Интересно отметить, что именно в Испании Гончарова необычайно много рисует. ГТГ) до сюрреализма («Купальщица ссобакой». Явно передан какой-то обобщенный восточный национальный колорит.
К июню 1926 года вторая версия была закончена и экспонировалась на выставке в Дрездене32. Иногда Гончарова даже просила Ларионова «подмазать» работу, это для экспертизы сегодня – просто гибельное дело. Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Кроме того, она представляла свои композиции на выставках «Мира искусства», «Синего всадника», «Союза молодежи», «Московского салона», а также за рубежом — «Синий всадник» в Мюнхене и в Хельсинки (1912 и 1914), в Риме, Лондоне, в берлинской галерее «Штурм».
«Осенний вечер» — очень сумрачная картина. Дягилева балеты «Испания» и «Триана». ГТГ Центр Помпиду, МСИ) иреализма («Завтрак». В «Испанке» проявилось мастерство Гончаровой как театрального художника: в композиции была передана мощная энергия испанского танца. При этом ей удалось сочетать детализацию театральных декораций и упрощение, присущее абстрактному искусству. В «Испанке» проявилась радикально новая техника, которую позже назвали театральным конструктивизмом. В то же время современник Гончаровой, архимандрит Александро-Невской лавры, ценил работы художницы именно за возрождение стиля, близкого древней иконописи.
Далее она говорит имея ввиду архаические культуры: «религиозное исусство и искусство, прославляющее государство, были всегда самым величественным, самым совершенным проявлением творческой деятельности человека». Цикл испанок охватывает много лет. Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы.
Так возникает серия «Испанок», словно «инкрустированных» на дереве, – створки разобранного шкафа, на которых она пишет картины, соединяются теперь в диптихи и триптихи. Несмотря на это, Гончарова всё же вносит новшество в театральный мир – передвижные декорации. Они наполнены бурным движением мазков и словно рвутся за пределы картины.
«Салют, Салли. » – яркая и солнечная картина. Это одна из самых темпераментных вещей у Гончаровой. С этого времени она фигурировала в литературе с подписью «местонахождение неизвестно». В 1900-х гг. Эти эскизы – резкие черно-белые наброски – кажутся прямым порождением искусства Испании. Позже он говорил, что чувствовал потребность «пойти в атаку против старой живописи». Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина14. В 1939 году Наталия Гончарова приняла решение остаться во Франции, куда они с Ларионовым приехали работать над «Русскими сезонами».
Между Востоком и Западом» в ГТГ. – Я работаю в Третьяковской галерее больше сорока лет. Это ощущение поддерживает миска, которая как будто прикреплена к плоскости. На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт»1423. Художник, «Испанка» которой была продана более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов, оставила богатое наследие. От иконы, от лубка, от деревянной игрушки, от подносов (которыми увлекались их соратники по «Бубновому валету»), от вышивок, от платков.
Они были единомышленниками, друзьями, очень близкими людьми. Самые последние беспредметные работы 50-х годов, которые она писала уже в старости, называются «Космическая серия» — они были вдохновлены полетом советского спутника. Сним роднит обращение кпастели– неслучайно даже веё первых масляных работах чувствуется знание пастельной техники («Дама сзонтиком». С этого момента начинается эпоха сотрудничества Наталии Гончаровой с «Русскими сезонами» в качестве художника-оформителя. Авангардистов вообще начали показывать только в семидесятые.
Поздние работы художницы вызывали у критиков восторг. Гончарова была первой в плеяде художниц новой формации, вошедших в историю русского искусства под именем Амазонок авангарда. В основе оперного либретто – история красавицы махи Розарио и двух ее соперничающих кавалеров – Фернандо и тореадора Пакирио, завершающаяся трагической развязкой, за которой следовал неожиданный эпилог – сцены фантастических видений, поставленные на музыку «Серенады призраков», В одноактном балете главный акцент был сделан именно на теме «Капричос», Постановщиком балета стал танцовщик и хореограф Виктор Гзовский23, Впрочем, в работе над ним, скорее всего, принимала участие и его жена – балерина и хореограф Татьяна Гзовская24, Премьера была дана 8 декабря 1940 года в Театре Мариньи в программе гала-концерта «Des Baiadins», Обращаясь к оформлению балета, Гончарова вслед за композитором ищет вдохновение в творчестве Ф, Гойи.
Рука, которой она держит цветы, написана грубой и сильной — это рука художника. «Салют, Салли. » – яркая и солнечная картина. Она с удовольствием погрузилась в новую для нее жизнь. По сути, она пользуется постимпрессионистическим принципом дополнительного цвета.
На стене – полотна без рам, выполненные в импрессионистической манере. В Третьяковской галерее представлено две картины этой серии (вторая посвящена стилю русской вышивки). «Мытье холста» вызвало сильнейшее отторжение у критики. Отдел покупал работы и рассылал по провинции.
Обе около 1907. Некоторые из пейзажей будут почти процитированы в эскизах декораций к балетам «Испания» на музыку М. Равеля и «Триана» И. Альбениса14. «Две испанки» (начало 1920-х) Холст, масло. Это довольно редкий в творчестве Гончаровой образец бытового жанра. Белые части — это просто загрунтованный холст. Изысканным белым испанкам, так и названным самой художницей «Весна. Это цвета, которые усиливают друг друга.
Гончарова обращалась в 1912–1913-е годы. Вскоре после знакомства Ларионов переехал на Трехпрудный вквартиру кГончаровой. Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени. На этом автопортрете Гончаровой 26 лет. До начала XX века сама возможность женщин-художниц работать над обнажённой натурой была существенно ограничена14.
А грядёт Хам. Полотно было продано в феврале 2010 года на Christies. Вторая тетрадь, включавшая пьесы «Любовь и смерть», «Фанданго», «Серенада призрака», заставляла вспомнить гойевские «Капричос». В газете писали об «Испанках»: «Да это же не женщины, это — соборы». Наталью Гончарову называли "амазонкой русского авангарда". Эхом первой волны русского кубизма воспринимается работа Гончаровой над циклом Испанки.
Гончарова получила признание не только в России, но и в мире. Однако несовместимость позиций Ларионова (а сним иГончаровой) идругих организаторов общества (главным образом П. П. Кончаловского) привела кполному размежеванию. И она умела защитить себя», – говорила художница о своей матери. Тезка и правнучатая племянница жены Александра Пушкина, «амазонка русского авангарда» выросла в родовом имении Гончаровых «Полотняный завод». Отсутствие краски обозначает небытие. Цветаева анализирует эту картину в своем очерке 1929 года и подробно разбирает ее сюжет. Не забыл ли что-то вписать.
Здесь художница вводит мотив Феникса — птицы, которая возрождается в огне. Это поколение было заряжено бунтарской силой. Отдельные работы показались цензорам порнографическими (Натурщица с руками на талии, Натурщица с закинутыми за голову руками) и были арестованы. Третьего, подсознательного, не было. Наиболее значительной серией работ становятся «Испанки».
И – что же. Даже когда в Париже Ларионов увлекается Александрой Томилиной, пара остается вместе. Эта картина посвящена старшей сестре Митчелл, Салли.
Гончарова приходит к созданию особого типа костюма – передвижной декорации. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится Велосипедист. Дальнейшую судьбу уехавшей в Америку ширмы «Испанки» проследить непросто – некоторое время она принадлежала Софи Лорен, а вот сегодняшнее ее местонахождение неизвестно. Возможно именно танцы фламенко, соединяющие строгость четких поз и экспрессию движения, стали для Гончаровой ключом к нахождению компромисса между стремлением к жесткому конструктивному костюму и необходимостью его адаптации к балету, повлияв на решение оформления русского балета «Литургия» 16.
Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Натальи Гончаровой. Как, например, в эскизе занавеса к балету «Свадебка» «Композиция с лошадями и птицами-сиринами» (около 1915) или в ориентальных мотивах «Майи» (1927 – 1928). Они работали вместе почти шестьдесят лет. В воспоминаниях художницы перечислены те, кто составлял их окружение в Сан-Себастьяне. «Мы посетили Бургас, Севилью, Авилу, Мадрид» 4, – вспоминала позже Гончарова. В 1911 г. с выставки Бубнового валета полиция потребовала убрать картину Бог плодородия.
И что за сомнительное выражение его лица. Гончарова (1881—1962) была невероятно плодовита, вот таким образом даже прошлогодняя ее персональная выставка в Третьяковке на Крымском валу, где можно было увидеть несколько сотен работ художницы, — лишь осколок ее изобильного наследия. Не случайно одно из изображений испанки – полуфигура в мантилье (эскизы рисунка находятся в ГТГ и Музее МакНей, Сан-Антонио) – считается портретом Т. Карсавиной, первой исполнительницы роли прекрасной мельничихи в поставленном Л. Мясиным балете «Треуголка». Обращаясь к мотивам христианской иконографии, художница пользовалась традиционными приемами и схемами, характерными для этого вида искусства («Богоматерь с младенцем»).
Перепробовав множество стилей от кубизма до реализма, Гончарова так и не стала художником одного направления, но оставила след в истории искусства как выдающийся мастер авангарда. Ключевая тема её творчества – детские воспоминания. Эта картина считается знаковой для русского авангарда. Этот контррельеф Гончарова воспроизводит в технике пошуара и включает в альбом «Larionov. Все жили в одном доме, но на разных этажах.
С тех пор в России состоялись только две большие персональные выставки: «Гончарова. Наталья Гончарова (4 июня 1881 года – 17 октября 1961 года) – русская и французская художница-авангардистка. Одной из таких уникальных дам стала Наталья Гончарова. Картина стояла в мастерской Гончаровой, когда ее посетила в 1928 году Марина Цветаева. в1900-м. Это полотно было написано Гончаровой во время Первой мировой войны. Тогда в жизни художницы произошли серьезные перемены.
Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. Более того, Гончарова была убеждена, что Михаил Ларионов относится к тем редким людям, которые «отродясь все знающие». Он очень любил играть в рулетку.
Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога. Регулярные занятия живописью начались ещё в1906–1907. Она как будто пытается ответить на вопрос — как те грубые и величественные крестьяне, которых она пишет, представляли себе бога. Яркие, подчас неожиданные цветовые решения и орнаментальная структура, характерные для картин Гончаровой, присутствуют и в ее театральных работах. Персонажи собственной картины Гончаровой несимпатичны. 1909–1910.
Белоснежная с голубыми рефлексами блуза, обрамленная синим контуром, как и картины на стене, подобна белому живописному полотну, на фоне которого происходит цветовой взрыв рыжих лилий. Застывший взгляд темных глаз содержит немой вопрос и вызов. Во французский период творчества Гончарова оставляет путь новаторских поисков и«пробует себя» вразличных стилях европейской живописи от декоративного кубизма («Испанки». Тогда же состоялось знакомство сМ. Ф. Ларионовым.
1906–1907. А вот обеспечивать быт Гончарова категорически не могла и позже уступила место Александре Томилиной. Собственно говоря, то была скорее командировка. А ведь вся задача была – повторить» 31.
Футуристы, лучисты, примитив» (весна1914). Обосновавшись в Париже, обретя мастерскую на улице Висконти, она наконец получила возможность вернуться к станковой живописи, к крупной форме. На создание некоторых картин Гончарову вдохновили сюжеты Апокалипсиса. Работа резко отличается от её прежних полотен.
Они состояли из плоскостей, задававших движение вдоль сцены. Лука всё сделал хорошо. Манифестом неопримитивизма стал ее Автопортрет с желтыми лилиями. Гончаровой нравился энергичный, народный язык, простые, даже грубые объекты, – скажем, она пишет тульскую крестьянку, одеревеневшую бабу, но наряжает ее в прекрасную вышитую блузу. В рисунках можно проследить постепенное движение от натурного впечатления (характерный для фламенко жест положенной на бедро руки, движение веера, разлетевшиеся оборки цветастой юбки) к соединению декоративных плоскостей, музыкальной игре линий, к костюму-знаку. Понятие футуризм происходит от слова futurum (лат. ), что означает – «будущее».
Постановщиком спектаклей был назначен Леонид Мясин, оформление поручено Наталии Гончаровой. Это примитивистская композиция «Мытье холста», полиптихи, каждый из которых составляет девять картин — «Сбор винограда» (1911) и «Жатва» (1911). В результате возник целый цикл «Сбор плодов», выполненный в абсолютно оригинальной манере. «Русские балеты» приехали в Мадрид на гастроли и Дягилев вызвал художников для продолжения работы над балетом «Литургия». Танцовщик должен был находиться внутри этой конструкции и его движения предопределялись «коробкой» костюма.
Н. С. Мастерская художницы залита светом. Первое чувство: не согнешь. К лучшим работам относят: «Мытье холста», «Сбор яблок», серия «Испанки», «Птица-Феникс», «Лес», «Аэроплан над поездом». Начало нового периода втворчестве Гончаровой граничит сучастием, вместе сЛарионовым, вустройстве первой выставки «Бубнового валета» (открылась 10декабря 1910), на которой Гончарова выставила тридцать триработы.
В ней Гончарова смешала последниевеяния европейского искусства (она изучала полотна Гогена, Матисса, Пикассо) и собственноеновое направление – лучизм. «Салют, Салли. » — яркая и солнечная картина. Именно там она впитала в себя атмосферу сельской жизни.
Как, например, в эскизе занавеса к балету «Свадебка» «Композиция с лошадями и птицами-сиринами» (около 1915) или в ориентальных мотивах «Майи» (1927-1928). Удлиненный формат этих композиций восходит к деисусному чину иконостаса. Персональная выставка, демонстрируемая в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной, была закрыта – 22 картины были арестованы по санкции обер-прокурора Синода, несмотря на допуск духовного цензора к публичной демонстрации. Фигура павлина превращена в выразительный знак, занимающий всю плоскость картины. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»27. На что это он указует нам пальцем.
В своих воспоминаниях именно об этом цикле с таким восхищением отзывалась Марина Цветаева, приводя слова «одного газетного рецензента», назвавшего их не женщинами, но целыми соборами, а сама поэтесса воспринимала испанок не иначе, как «кружевные цитадели», которые невозможно согнуть. Почти не удивлена истории о родственных связях – культура закладывается поколениями)). Пробный камень на фальшь. В «Испанке» проявилась радикально новая техника, которую позже назвали театральным конструктивизмом. Она использует образы из СМИ (вырезки из газет, кадры хроники), увеличивает их ис помощью шелкографии, наносит на листы алюминия, а потом вырезает.
Но прославилась Буржуа, прежде всего, как скульптор. В мире не так уж много женщин-художников, тем более успешных. Абсолютно не передавая правду видения. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях26. Между Востоком и Западом». «Пустота» — уникальная, в общем, вещь в мировом искусстве, нам практически не с чем ее сравнить.
Малевич, который в какой-то момент увлекся идеей политической революции, в 1905 году говорил, что будет бороться с обществом или «кистью» или «револьвером». Весь фон заполнен плотной живописью — синее, лиловое, серое, какие-то углы. Лучшие работы художница создала в 1910-е годы. Эта картина считается знаковой для русского авангарда. Она занимает особое место в истории беспредметной живописи. Раскройте глаза на собственные глаза»).
И некоторые фигуры проработаны иначе. Первая тетрадь – в нее вошли пьесы «Галантные признания», «Вариация тонадильи», «Разговор через решетку», «Маха и соловей», «Фанданго при свечах» – носила название «Влюбленные махи» и ассоциировалась с изображениями сцен из жизни мах и махо22. Импрессионизм она воспринимала через Ларионова ипод его непосредственным влиянием написала всего несколько импрессионистических полотен («Угол сада». Это, впрочем, не мешает ее картинам дорожать. По данным Bloomberg, Ноланд – один из трех художников, чьи работы сильней всего подорожали за последние 13 лет ( 5, 488 ). Но как комично он поучает Наконец, Иоанн.
Данный портрет служит отражением идеи «всёчества» и поиском новых изобразительных средств для передачи характера и особенностей личности. Лицу-маске персонажа Гончарова придает азиатские черты, декларируя свои восточные пристрастия, своеобразное евразийство. Они несут с собой новый настрой, новые вкусы, что-то кардинально меняют. Она – прежде всего творец и ее собственный облик словно сросся с кругом ее художественных образов. На века осталась лишь её живопись. Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»).
В сериях живописных «Испанок» воплощено характерное для творчества Гончаровой стремление к монументальности, В русские годы оно реализовывалось в композициях на религиозную тему, таких как «Старец с семью звездами» (1910, ГТГ), триптих «Спас» (1910-1911, ГТГ), знаменитый тетраптих «Евангелисты» (1911, ГРМ). Впервые полотно было представлено на авангардной выставке «Бубновый валет» в декабре 1910 года. Сюжет Павлин обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. В этой картине как нельзя лучше выражено чувство цвета, свойственное Гончаровой. Серия состояла из 9 частей, сохранилось 7, причем вещи оказались в разных музеях. Апостолы — это скорее ее размышления на традиционную евангельскую тему. На этой картине изображены женщины, которые моют холст — то есть отбеливают домотканую материю. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах».
Эта картина является одной из пяти композиций серии «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911), в которой каждый из трудов основан наотдельномнаправлении. Одно и другое почти не отличаются, то есть не могут, столкнувшись, породить третье переживание (которое и было б тем, что вдохновило Гончарову). И все же здесь остаются черты пережитого уже кубизма. Они рассуждали примерно так: поначалу Гончарова писала красиво, в духе импрессионизма, а потом наступил период «уродства», она стала коверкать натуру.
Лучший отзыв о них недоуменный возглас одного газетного рецензента: Да это же не женщины, это – соборы. Следовательно, по второй версии, они познакомились до её поступления вучилище, т. е. Ее работа «Сбор яблок» (1909) была продана с аукциона почти за 5 миллионов фунтов стерлингов. Иногда они отдыхали вместе и Гончарова с юмором описывала преимущества «турецкой системы»: «Если в доме несколько женщин, то старшая может ничего не делать». Более того, у Гончаровой кубизм лишен радикальности и приобретает декоративный характер. Живописная стихия торжествует здесь над предметной средой.
Она коллекционировала произведения авангарда, в том числе работы Гончаровой и в 1922 году принимала активное участие в организации большой выставки художницы в галерее Кингор в Нью-Йорке. Потом повесили «Купание красного коня» – это было невероятно. И еще одно замечание Цветаевой: «детей нет и быть не может». Ее очень увлек извечный сюжет, где мужчина изображен вместе с обманутой женой и разлучницей «не-женой». Её же вдохновило то ли одно, то ли другое.
ГТГ). Но анархия оказалась с самого начала опороченной и затёртой. 2 февраля 2010 года на торгах аукциона Christies в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, что стало новым историческим рекордом стоимости работ художников-женщин. В архиве художников сохранилась фотография одного из подобных мест.
В 1922 году, получив заказ на оформление особняка знаменитого музыканта и дирижера Сергея Кусевицкого, Гончарова пишет огромное панно «Испанки» для столовой (ныне в частном собрании). Бубнововалетцы часто изображали подносы. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова— именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»14. В полотне «Павлин под ярким солнцем» (стиль египетский) законы древнеегипетского искусства и традиции русской народной игрушки.
Света, прими и от меня слова благодарности за интересный рассказ – исчерпывающая и в то же время компактная информация. Гончарова однажды сказала: «Ларионов — это моя рабочая совесть, мой камертон. Она становится для художницы полем эксперимента, отражением формальных и стилевых поисков. Этот полиптих оставался в мастерской художницы до начала 1950-х. Это сплав традиций Эль Греко и, возможно, раннехристианской катакомбной живописи.
Она переехала из России в Париж, где делала декорации для «Русских балетов» Дягилева. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. ГТГ).
Так постепенно авангард отвоевывал себе место. В альбомах Гончаровой на первый взгляд парадоксально переплетаются русские и испанские мотивы и совсем не случайно исполненная в Испании декорация к «Свадебке» 15 с возникающими на заднем плане фабричными трубами долгое время неправильно атрибутировалась как эскиз к испанскому балету «Триана».
Ужин», «Испанки с собакой» (обе – 1922-1928, ГТГ) появляются словно вырезанные из жести фигуры. Тема русской природы, крестьянского труда – главная в ее раннем творчестве. Свой род она ведет от супруги Александра Сергеевича Пушкина. 1923–1924. Обычно она не любила присутствовать на репетициях, наблюдать за рождением хореографического рисунка: это была стихия Ларионова. Ее работы простодушны и безыскусственны. 17 октября 1962 года мир покинула выдающаяся русская художница.
Они очень Близки эскизам костюмов неосуществленных постановок. Тем, что художница избирает именно этих диких сородичей нежных цветов, она утверждает освобождение живописной энергии. Частная коллекция, Москва). После совместной сЛарионовым поездки вТирасполь иКрым (лето1903), на один учебный год (1903/1904) оставила МУЖВЗ.
Это падение ускорило смерть Гончаровой. У истоков неопримитивизма художницы лежат созданные в конце 1900-ых годов полотна Крестьянской серии (Рыбная ловля Беление холста «Сбор плодов»), где застывшие, как каменные изваяния, фигуры олицетворяют созидательные силы природы. С 1913 года этот цикл ни разу не собирался в России вместе — до сих пор. Наталья Гончарова – художник-женщина с самой высокой стоимостью картин.
ГТГ), но вскоре оправдали всудебном порядке. Это вещь в чем-то парадоксальная. В 1910 году была первая выставка «Бубнового валета», где блистала Гончарова и там собрались все — Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Машков, Лентулов, Малевич молодой, Кандинский.
На выставке «Наталия Гончарова. Это очень плоская живопись, она абсолютно не натурна и фантазийна. В Испании она пытается зафиксировать все свои впечатления в рисунках. В парижский период их своеобразным замещением стали циклы «Испанок», В полиптихе «Испанки» (1923-1926) повторяется не только многочастная форма, но и характерный, сильно вытянутый вертикальный формат холстов, Не случайно один из критиков сравнивал гончаровских «Испанок» с готическими соборами27, История этого самого знаменитого гончаровского полиптиха представляет собой запутанную интригу, Лишь несколько лет назад исследователи выяснили28, что он имеет авторскую копию, точнее близкий вариант, созданный с незначительной разницей во времени, В 1924 году полиптих «Испанки» был впервые показан на выставке, в том же году одна из его частей была воспроизведена с датой «1923» на пригласительном билете «Бал Баналь», в оформлении которого участвовала Гончарова. Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная. Их имена неразделимы в истории русского искусства.
Знаменитая «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн) – это по сути театральный костюм исполненный в большем масштабе, а хранящиеся в ГТГ натурные зарисовки испанки с блюдом апельсинов можно в равной степени считать и набросками театрального костюма и подготовительными рисунками к живописной работе. А сама М, Выборг сыграла неожиданную роль соавтора в художественной судьбе Гончаровой.
Цветаева упоминает и эту собаку — собаки вообще почему-то несимпатичные у Гончаровой она говорит, что это не пес, а бес. Но, пожалуй, самым интересным поздним испанским спектаклем станет балет «Гойески» на музыку Э. Гранадоса21. Испания» (1925-1926, ГТГ). Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой. Его тема огненного цветка – подсолнуха, получает развитие у Гончаровой.
В жизни художницы настали светлые времена, что отразилось на холсте. В 1914 году Сергей Дягилев заказывает у Гончаровой эскизы декораций к спектаклю «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. Первобытной мощью веет от Идолов (1908-09).
В Россию Гончарова и Ларионов больше не вернулись. После гастролей в Испании под впечатлением архитектуры, национальной музыки и танца – фламенко Гончарова приступает к работе над оформлением испанских балетов Эспана на музыку «Испанских рапсодий» М. Равеля и Триана на музыку И. Альбениса. Общая цветовая гамма у нее в это время изменилась. Вдохновлялась Гончарова и русской иконописной и лубочной традицией. 24марта 1910 вМоскве вОбществе свободной эстетики состоялась однодневная персональная выставка Гончаровой, врезультате которой художницу обвинили впорнографии (за картину «Натурщица (на синем фоне)».
Пройдя период изучения современных художественных исканий, Гончарова обращается к праязыку древних восточных культур, видит в них основу монументального искусства. – Она наиболее полная. Поднос — любимый сюжет художников круга «Бубнового валета». В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы. ГКГА «Пейзаж (Пуантель)».
«В Испании, мы много работали и увидели очень много всего. Здесь мы видим кошку с крошечными котятами, которая позирует на фоне драпировки и подноса. Представление об этом замысле художницы можно получить по сохранившимся эскизам костюмов: «Архангел», «Волхв», «Апостол Марк». В 1911 году она вместе с М. Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 – «Ослиный хвост», «Салон Золотого Руна», «Мир искусства», «Мишени», «4». Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию38.
Гончарова участвовала во всех выставках левых художников. Типичным образцом лучистской картины считается «Московская улица». Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. А Марк что пригорюнился.
Рекордная для Натальи Гончаровой сумма в 6. 43 миллиона фунтов стерлингов – в эту сумму была оценена картина «Испанка», написанная в 1916 году. Ткань, на которой лежит кошка, написана в манере Гогена. С этого момента начинается эпоха сотрудничества Наталии Гончаровой с «Русскими сезонами» в качестве художника-оформителя. Финальной точкой этих поисков можно считать выклеенный из бумаги контррельеф «Испанка» (из собрания Музея МакНей в Сан-Антонио, бывшая коллекция Тобина). Всё от собора: и створчатость и вертикальность и каменность и кружевность.
Оформление балета «Испания» («Espagne») было иным. Она ведь училась сначала на скульптурном отделении, но ее учитель и будущий муж Михаил Ларионов, как она сама говорила, «открыл ей глаза на ее глаза». Рабочая командировка превратилась в большое путешествие по южной стране. Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых.
Похоронили ее на парижском кладбище Иври. Магнолии часто составляли фон для ее испанок. Один из современных критиков так отозвался о последней работе художницы: «Примененный Гончаровой масштабный сдвиг объясняется не своеволием иллюстратора, а тонким пониманием текста Вила — персонифицированный образ природы, это подтверждается и первоначальным названием поэмы «Природа и леший».
Впоследствии его части разошлись по разным музеям (ГТГ, Центр Жоржа Помпиду, Музей современного искусства города Парижа) и впервые в 2013 году были вновь собраны на выставке «Наталия Гончарова. В этой картине главную роль вновь играет цвет. «Картина передает динамизм, энергию и краски движущейся танцовщицы Полотно Гончаровой воплощает всю экзотичность и загадочность народных корней традиционного испанского танца», – восхищаются британские искусствоведы. Оттого что к правому нижнему углу эта форма сужается, она кажется дышащей. Эта картина посвящена старшей сестре Митчелл, Салли. Разворот хвоста павлина также напоминает палитру художника.
В Третьяковской галерее находится большое собрание ее работ зрелого синтетического стиля Гончаровой: «Художественные возможности по поводу павлинов» : «Весенний павлин» (стиль русской вышивки), Павлин под ярким солнцем (стиль египетский), Курильщик, (стиль подносной живописи). ГТГ). Это полотно было написано Гончаровой во время Первой мировой войны.
Дягилева. В этот период Гончарова участвовала вряде выставок: МТХ (1905, 1907), Осенний салон вПариже (1906. Это вещь, которой еще никто в России не видел. Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову22. Тогда в жизни художницы произошли серьезные перемены.
Она пишет себя не тонкой и хрупкой, а насмешливой и открытой. Она не хотела следовать традиции, а призывала «жить в традиции», как это делали древние народные мастера. В 1932 году Б. Нижинская19 ставит «Болеро» М. Равеля, для которого Гончарова исполняет декорацию и костюмы, в 1935-м она оформляет «ЛюБовь-колдунью» М. де Фалья для антрепризы Л. Войциховского20. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием1424. В 1939 году Наталия Гончарова приняла решение остаться во Франции, куда они с Ларионовым приехали работать над «Русскими сезонами». Ведь чтобы к этому языку привыкнуть, нужна подготовка.
Личность покупательницы Мэри Хойт Выборг (18881964) заслуживает отдельной ремарки. У нас в Третьяковке, в Костроме, в Омске и еще две картины в Центре Помпиду. Работа резко отличается от ее прежних полотен. Москва), «Звено» (1908. Как художник в Испании она пережила второе рождение. И все же одной из самых известных работ этого периода станет другая вариация на крестьянскую тему – «Мытье холста» (1910), где изображены две женщины за белением холста.
Мне из сегодняшнего далёка, кажется чуть не мистическим совпадением того места, где картина нарисована (в Париже, где Гончарова жила с 1915 года) и того, кто нарисован (испанка), – совпадением с местами торжества (пусть и краткого) власти анархо-синдикализма (в Парижской Коммуне в 1871-м и в Арагоне в 1936-м, пока этот истинный социализм не задавили в Париже сторонники капитализма, а в Арагоне – коммунисты, чьей конечной целью провозглашалось тоже самоуправление, то есть практически коммунисты были за лжесоциализм). Есть такие дети, отродясь все знающие.
Наталья Гончарова. В автопортрете художница декларирует переходное творческое состояние. А потом стали показывать и даже возить по миру. Её самая дорогая работа – «Цветы» – была продана более чем за 10 млн. Она внесла национальный, почвенный колорит в предавангардные художественные эксперименты. Эта картина считается знаковой для русского авангарда.
Так как они поняли, что можно писать так, как пишут Гоген, Ван Гог, Сезанн. В дягилевской антрепризе художница трудилась над оформлением спектаклей Русские сказки на музыку А. К. Лядова, Шарф Коломбины Г. Гофмансталя и др. Все её работы объединяет уникальная система символов. Букет в руке художницы служит метафорой ее могучего творческого темперамента. Но чувствовал, что ему хочется не этого, а чего именно – не знал. Но, в картинах цикла «Испанки» чувствуется и влияние кубизма.
Эта картина посвящена старшей сестре Митчелл, Салли. Римского-Корсакова по заказу С. П. По итогам торгов «Импрессионисты и мастера XX века» в 2006 году «Сбор яблок» установил рекорд для русской живописи. Правда, кто купил картину, не известно: покупатель пожелал остаться неизвестным. В тот момент, когда была написана эта работа, художница увлекалась импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но особенно ощутимо в ней влияние Гогена. Она переехала из России в Париж, где делала декорации для «Русских балетов» Дягилева. В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Петр Авен, заявили о примерно 300-х подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: ее творчество между традицией и современностью». В дальнейшем продолжала занятия живописью под руководством М. Ф. Ларионова, спутницей которого она стала. Мысль соединить испанские и русские танцы занимала и Дягилева, который собирался сделать это в одной из предполагаемых программ (балеты «Русская ярмарка» и «Испанская феерия»).
Много среди них было еще совсем молодых и начинающих свою карьеру» 13. Коллекция Е. иВ. Семенихиных). Гончарова-художник, кажется, переживала в Испании свое второе рождение. Паук, а точнее паучиха, в знаковой системе Буржуа — это символ матери. Дягилева.
Частная коллекция «Натюрморт сбелой вазой». Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой. «Картина передает динамизм, энергию и краски движущейся танцовщицы Полотно Гончаровой воплощает всю экзотичность и загадочность народных корней традиционного испанского танца», -- восхищаются британские искусствоведы.
– Они отлично понимали друг друга и как художники и как люди. Там она наблюдала за природой и постоянно рисовала на своей террасе, в основном подсолнухи и прочие яркие цветы. Насколько важны для Гончаровой испанские постановки, можно судить по тому, что на последующих выставках (не только театральных работ) она бесконечно экспонировала эскизы декораций и особенно костюмов к «Испании» и «Триане». Вспомним Зинаиду Серебрякову, у которой крестьянки похожи на античные статуи. Из живописных полотен очень интересен «Завтрак», который так нравился в свое время знаменитой поэтессе М. Цветаевой. Кружевные цитадели».
Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка. В какой-то мере, как опыт изображения «ничто», эту вещь можно назвать предшественницей «Черного квадрата» Малевича. Но и этим не ограничилась связь Гончаровой с семьей Выборг. Я заново открываю путь на Восток и уверена, что за мной по этому пути пойдут многие.
И тон другой. Он играл часто также для старой у нее, для нас и других своих друзей в казино. В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты». Стилевые поиски Натальи Гончаровой не прекратились и в эти годы.
В своих музыкальных произведениях композитор опирался на национальные фольклорные формы. Скупая цветовая гамма (картина, по существу, строится на сочетании черного и белого с оттенками коричневого) ненавязчиво напоминает о работах французского авангардиста Жоржа Брака. Воспоминанием о знаменитом «Завтраке на траве» Э. Мане видятся сидящие в лесу, правда, за столом – «Завтрак. Вообще Гончарова любила рисовать животных — птиц, белок, собак. Одна из ярких черт творческого облика Гончаровой – ее невероятная работоспособность. Когда она говорит, что исходит от иконы, это не стоит воспринимать буквально.
На фотографиях Гончаровой в мастерской мы видим ее на фоне именно второго варианта. На протяжении всего парижского периода Гончарова постоянно обращается к испанской теме. В1901, как вольнослушатель, поступила вМУЖВЗ на скульптурное отделение вкласс известного скульптора-импрессиониста П. П. Трубецкого (1866–1938). В модерне с его культом «вечной женственности» много нежного, утонченного, а это в больших дозах утомляет.
Но прославилась Буржуа, прежде всего, как скульптор. Этот цикл тоже относят к вершинам творчества Гончаровой.
Где-то преобладают теплые цвета, где-то холодные. Самым ярким циклом Гончаровой в те годы стал «Испанки». Работа резко отличается от её прежних полотен. Выставка была закрыта.
На выставке 1914 года в Москве она представила 762 произведения. Только одни бунтовали в политике, другие в искусстве. То же чувствовали и Машков и французские фовисты. Однако вновь и вновь возвращалась художница к примитиву. Стилевые поиски Гончаровой 1920-х годов отражает влияние стилистики Ар деко. В 1914 году Сергей Дягилев заказывает у Гончаровой эскизы декораций к спектаклю «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова.
Фортепианная сюита «Гойески» была создана под впечатлением от произведений знаменитого испанского художника Франсиско Гойи. Затем к Кончаловскому, который проходил как советский художник, подвесили «Портрет Якулова», немного раннего Машкова и пару холстов Гончаровой – кажется, раннюю «Рябину». А два года спустя, в 1926 году, он был приобретен М. Выборг, о чем Ларионов сообщал своему японскому знакомому Ивате, что Гончарова «продала в Америку свои 5 испанских панно за 80 000 франков» 29.
Гончарова принимает участие вэтой ипоследующих ларионовских выставках «Мишень» (весна1913) и«4. Образ курильщика воспринимается как своего рода диалог с «Отдыхающим солдатом» Ларионова, созданном в том же году. Неопримитивизм– центральный этап исканий (1909–1911), вкотором соединились ивыкристаллизовались вединый стиль такие составляющие творчества Гончаровой, как народное искусство (лубок, костюм игрушка) ииконопись.
В этом же году Наталья Гончарова оформила постановку «Золотого петушка» Н. А. Первая картина из серии была отчетливо вдохновлена стилем арт-деко. Повторение 1925–1926. Представленные здесь «Две испанки» открывают испанскую серию Гончаровой, ставшую для нее наиболее важной в парижский период творчества.
Народным искусством и религиозной живописью навеяны ее картины Уборка хлеба (1908), Рыбная ловля (1909). Ноланд работала над этой инсталляцией в привычной для себя технике. Около 1907. Между Востоком и Западом» представлено около 400 ее работ, среди которых знаменитый цикл «Жатва», впервые собранный в одном зале в России, театральная графика, ткани и даже уникальное платье. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих». Колористическое решение балета целиком восходит к гойевским произведениям – в эскизах основных действующих лиц изысканные сочетания любимых испанским художником оттенков черного, серого, розового соединяются с призрачно-серыми и черными тонами бесформенных костюмов монстров и чудовищ фантасмагорического потустороннего мира «Призраков». Живописи училась у К. А. Коровина (до 1909).
Все её работы объединяет уникальная система символов. Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». Американка Кэди Ноланд – скульптор и автор инсталляции, работающий в стиле постмодернизма.
Но всписке работ Ларионова (1913) упоминаются его портреты Гончаровой 1900-го. Частная коллекция, США. Критик Тугенхольд, например, сравнил картины Гончаровой со сквернословными частушками. На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома.
И это рекорд для произведений искусства, созданных женщинами. Возможно, дополнительным импульсом создания новых вариантов испанок были периодически возникающие театральные заказы на оформление испанских спектаклей. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами. «Она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха. Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies.
Но скоро по совету своего будущего мужа Михаила Ларионова cконцентрировалась на живописи. После смерти Дягилева в 1929 г. эта работа прервалась, однако в дальнейшем Гончарова часто сотрудничала с театрами Европы и Америки не оставляла она и занятий живописью и графикой, участвовала в выставках. Вотличие от болезненной иедкой наблюдательности француза, для Гончаровой характерна мягкая самоирония («Автопортрет ипортрет М. Ларионова вмаскарадном костюме». После первой персональной выставки Гончаровой в «Обществе свободной эстетики» газета «Голос Москвы» публикует анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими22. Искусство Наталии Гончаровой не может оставить равнодушным.