Искусство Средневековья проникнуто духом символики.
На рубеже VI и VII веков ее завершил папа Григорий I (540 – 604). Такая архитектура предполагала не уход в себя, а скорее активное созерцание.
Подобно другим искусствам, профессиональная музыка в течение долгого времени развивалась в рамках церкви: «серьезное», «содержательное» было для средневекового человека неотделимо от понятия «религиозное». Средневековые художники не стремились также (во всяком случае, сознательно) утвердить в творчестве свою индивидуальность. Внутри книги были полны рисунками или миниатюрами. Талантливый ювелир, создавший в IX столетии (. ) алтарную преграду для базилики Св.
Ее главное произведение — Псалтырь Людовика Святого, в Парижской Национальной библиотеке. Это была огромная работа. Низкая, напоминающая собой крипту нижняя капелла имеет три нефа.
В них все фигуры были тесно связаны. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Внутри этого собора сила и изящество соединены со строгим величием. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Главной темой их творчества стала любовь. Здесь хранились древние манускрипты – бесценные сокровища человеческой мысли: монахи переписывали их, сберегая от разрушений временем при монастырях организовывались школы, мастерские письма (они способствовали распространению книжного дела), ваяния, резания по дереву, а также певческие капеллы.
Это уже чистая политика. Из епископских дворцов лучше других сохранился ланский, построенный в XIII столетии.
В готике на первый план стала выходить тема мученичества. Во внутреннем убранстве собора скульптуры святых. R., 2006. В 1245—1246 годах, в разгар борьбы между Фридрихом II и Римской курией, эта небольшая капелла была украшена столь же красноречивым (к счастью, сохранившимся) циклом фресок, что и в свое время Латеран: житие св.
Особенно хороши в среднем портале женские фигуры композиций «Сретение Господне» и «Посещение св. Елизаветы» (рис. 249). В западной части – портал. Место на среднем столбе главного портала, в Парижском и Амьенском соборах еще удерживаемое изваянием Спасителя, здесь уже занято изображением Мадонны, далеко не лучшим в своем роде но фигуры на боковых стенках западных порталов (в особенности фигуры левого и среднего порталов) по благородству лиц, отличающихся яркой индивидуальностью и по широте и классической простоте драпировок, по выразительности поз, внутреннее движение которых передано только при помощи контрапоста, предваряющего готический изгиб тела, принадлежат к числу наиболее совершенных художественных созданий во всем мире. Так называемые титулы, общинные дома (domus ecclesiae), строго утилитарные и частные, еще не были храмами в том понимании, которое Средневековье унаследовало от эпохи Константина. Базовый уровень.
В городах рождался новый социальный тип, как бы вырвавшийся из сословной среды, не вмещавшийся в иерархическую структуру общества, -- тип средневекового интеллигента. Эмалевая живопись в XIV столетии достигла в Париже своеобразного расцвета. Аскетизм христианской религии предполагал главенство духа над плотью, вот таким образом плоть человека была объявлена «сосудом греха», обнаженные фигуры изображать было запрещено, а главную цель художник видел в воплощении некой абстрагированной идеи – божественного предопределения мира. По показанию Делиля, три французских художника подписали своими именами и датой (1327) миниатюры двух красивых Библий Парижской Национальной библиотеки, в которых разработка пейзажа еще не обнаруживает никакого прогресса, а сильный изгиб фигур является данью готической манере того времени. Были в мотивах того времени ритуальные черты.
Такие горбыли часто также покрывают своими филигранными решетками стены фасадов и столбы. Именно в XII в. их стали выносить из полумрака крипт в светлое пространство хора и выставлять на всеобщее обозрение и поклонение (например, в Сен-Дени ради этого и был построен новый хор). Верхушки башен, вимпергов и фиалов увенчиваются флёронами или крестоцветами (рис. 243), которые, будучи стилизованы в характере украшений, гармонично заканчивают собой элементы здания. От нее отходили главные улицы.
К чему в монастырском клуатре, где братия предается чтению, эти смехотворные чудовища. Он проявлялся в первую очередь в прозе и музыке. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). С необыкновенным воодушевлением духовенство и горожане принялись за восстановление собора. Образованному и чуткому средневековому зрителю достаточно было нескольких заимствованных элементов, зачастую перегруппированных, чтобы почувствовать неразрывную связь между произведениями: оригиналом и копией7.
Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Однако это далеко не всегда было возможно, так как Иерусалим был во всех отношениях далек от христианского Запада.
Жан Пепин из Гюи изваял великолепную лежачую статуя Роберта дАртуа (ум. Даже система контрфорсов и опорных арок производит спокойное впечатление благородством и строго соразмеренной мощностью своих форм, а трехэтажный, роскошнейшим образом украшенный скульптурами западный фасад принадлежит вершине готики. В последней четверти XI в. сводчатый храм Сен-Сернен в Тулузе должен был восприниматься как новшество, памятник величию заказчика, могущественного графа Тулузского Раймунда IV, которому папа Урбан IV не случайно поручил военную организацию первого Крестового похода. С малых лет дети бедняков приучались к труду.
самого большого и самого роскошного из молитвенников герцога Беррийского — рукописи, которая известна под названием «Grandes Henres du Duc de Berry» и составляет одно из лучших украшений Парижской Национальной библиотеки. 57). Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Средневековая культура и искусство обогащались за счет странствующих ученых и поэтов. В этом фасаде ясный расчет, теплое чувство и любовь к пышности вступили в неразрывный союз между собой.
Как известно, позднее Средневековье иногда как бы метонимически называют эпохой соборов (Дюби) имея в виду, что готический собор выразил едва ли не все стороны духовной (да и материальной) жизни европейца, стал ее суммой и зерцалом. Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Она служила в качестве украшения архитектуры. в) Колизей7.
Снаружи выработанное еще при Константине правило позволяло украшать двери (характерный пример — деревянные боковые врата базилики Санта-Сабина в Риме на Авентине, V в. ) и небольшое пространство над ними, будущий тимпан. Этот период 151 «освоение начал любви, войны и религии». Во главе церквей французской высокой готики должен быть поставлен Шартрский собор. Однако начало было положено.
И что характерно для того времени — нет ни одного пейзажа. Эта идея представляется ему иконографической традицией, являвшейся наглядной теорией, отражавшей целый мир, целую систему весьма определенных теоретических концепций. Это чисто готическое лиственное украшение имеющее вполне декоративный характер и уже не скрадывающее, подобно коринфской корзинке, конструктивной цели (поддержки антаблемента), также и по форме нисколько не подражает мотивам коринфской капители, хотя в нем порой и встречаются листья, похожие на аканфовые. А. А. Радугина. Без сомнения, это был самый величественный и роскошный королевский дворец Западной Европы.
И привязанность средневекового христианского искусства к заранее заданным формулам, его общеизвестная каноничность не являются доказательством какой-либо однообразности. Вместе с тем, усиливается роль круглой скульптуры, т. к. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни.
Простой (не двойной) хоровой обход, представляющий в плане половину десятиугольника, образует эффектный контраст с пятью капеллами, окружающими его в виде венца. Драча.
Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов.
Как эффектна «Королевская роза» с композицией «Страшный Суд» над западным порталом. Но в орнаментации их обрамлений выказывается все разнообразие мотивов нового времени. В качестве основного строительного материала выступал природный камень.
От эпохи Фридриха II (1220—1250) и его противников Григория IX и Иннокентия IV сохранились не только описания, но и конкретные памятники. Каждая деталь здесь была важна не сама по себе, а как выражение этой идеи. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма.
– Мн. : 1999. Это обстоятельство рисует во многом одностороннюю картину художественной жизни этого времени. В некоторых памятниках и целых регионах именно капители сохранили для нас богатый исторический материал: например, в клуатрах Монреале (Сицилия), Муассака, Сен-Трофим в Арле.
Ему могут быть, хотя и не с полной уверенностью, приписаны некоторые надгробные изваяния в склепе церкви Сен-Дени. Сохранилось интересное письменное свидетельство, отражающее эту традиционную практику средневекового искусства. В Реймсском соборе продольный корпус длиннее хора, а в Амьенском хор разросся настолько, что расстояние между средокрестием и западным главным порталом как раз равняется расстоянию от средокрестия до восточного окончания хора, которое образовано сильно выдающейся, как в норманнско-английских церквах, средней капеллой во имя Пресвятой Девы (рис. 246). Подробный отчет о реставрации и критериях новой датировки, пока что довольно расплывчатой (VIII—XIV вв. ) изложены Анной Марией Каррубой: Carruba A. M.
Войти в них мог далеко не каждый человек. Это искусство было по преимуществу анонимным. Как правило их хранили под замком.
в 1319г. ) и, наконец, беломраморную статую графа дЭтампа (ум. рис. 250) с двумя собачками у ног статую ее супруга, графа Эврё (ум. Острый кризис, начавшийся с 3 в н. э. Человек и его разум возведен на пьедестал.
Луврское «Небесное коронование Пресвятой Девы», сохранившее свою гармоничную раскраску исполнено в весьма чистом, одновременно индивидуальном и идеалистичном стиле середины XIII столетия напротив, находящаяся в том же музее статуя Мадонны из слоновой кости (около 1205г. ) имеет уже пресловутый готический изгиб (рис. 251). Вероятно, для ЛюдовикаII Анжуйского был дописан в 1390г. Чувственные формы должны способствовать возвышению души в мир сверхчувственной красоты, вести ее к познанию божества. Но будучи человеком неординарным и смелым, он не побоялся использовать иные архитектурные модели, среди которых исследователи находят как далекий Эчмиадзин в Армении, так и небольшие храмы родной для Теодульфа Испании (Санта-Комба в Галисии, Санта-Мария де Мельке близ Толедо).
Бенедикта. Мастерство художника относится к орудию, употребляемому им, подобно тому, как душа относится к телу 8. Зачастую оба эти культа переплетались.
«Родословии Пресвятой Девы», принадлежащем Берлинскому кабинету эстампов, дубовые листья уже отличаются от листьев бука но и тут еще нет речи о пейзажных планах. Ученые отмечали, что «сокращенные приемы» этой живописи изображения которой являются только «символами», а не «отражениями» действительности, не столько зависели от недостатка умения, сколько были преднамеренными.
Песни были адресованы реальным лицам, которые предстают в образе Прекрасной Дамы. Химеры, горгулии на соборах – аллегории грехов человеческих и их греховных страстей. Господство христианского спиритуализма – духовно-символического начала). В связи с этим некоторые исследователи (Кимпель, Зукале, Рехт) считают возможным сопоставить возникшую в самых широких кругах верующих необходимость видеть то, во что они верят (или должны верить), с новыми веяниями в религиозном искусстве, в котором все больше и больше начинает преобладать визуальность, вдумчивое созерцание. Конец 9 и 10 вв – самый «темный» период в истории : набеги норманнов, сарацин, венгров, междоусобицы и распри. Мир стал для них прозрачен и искусство должно было отныне выражать невыразимое (Грабар).
Из популярнейшего апокрифа — Видения апостола Павла (Visio Pauli) известного в сотнях рукописей и десятках версий на нескольких языках, — возникли иконография и общие представления о потустороннем мире. Некоторые из них никогда не были достроены, другие закончены только в XIX столетии. Это базилики, которые отличались каркасно-нервюрной конструкцией: в основе травеи – каркас из четырех внутренних столбов с пересекающимися стрельчатыми арками, прорезанными сетью выступающих ребер-нервюр. В Византии в архитектуре были выработаны новые формы: помимо базиликального типа храмов, возникли и крестово-купольные (с квадратом в основании, расчлененным внутренними столбами на нефы (3 или 5), полукруглыми выступами в восточной части храма – апсидами, внутренними сводами, опирающимися на столбы и поддерживающими барабан купола).
Из него явствует, сколь велико было желание заказчика создать нечто эстетически уникальное в Северной Франции, нечто идущее вразрез с обычаем (contra usum), согласно которому тимпаны традиционно украшались каменной резьбой. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Это было важнейшим событием в истории европейской музыки. Едва ли не самым выразительным из них следует считать ослоухого Нерона, скорчившегося под ногами Любви (karitas) и св.
По всей территории бывшей Римской империи они уничтожили рабство, установив общественный строй, опиравшийся на свободный труд крестьянина-земледельца (речь идет об эпохе раннего, еще пред феодального средневековья). К IV в. залы императорских аудиенций превратились в святилища Божественного Величия государя, куда собирались для поклонения (например, базилика в Трире). Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости. Петра.
Они являлись беспокойным элементом общества, стремившимся утвердить веру через разум, все подвергавшим сомнению, отыскивающим истину в бесконечных (часто схоластических) диспутах. Интеллигибельный характер модели возвышает деятельность художника, определяет ее духовный характер. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная, ). Боже праведный.
клир, возлагали основную репрезентативную и дидактическую функцию. Живописи Византии присущи локальные цвета, ритмические линии, выразительные контуры, плоскостные формы, фон золотой (божественный нетварный свет), большую роль играла символика композиции и цвета. /Под ред. Претерпел изменения и образ Христа. как наглядное выражение могущества феодального владыки. И действительно, жизнеспособность западноевропейского средневекового искусства напрямую зависела от того, насколько оно было в состоянии изобразить неизобразимое (Грабар), рассказать о невидимом. Должны ли мы верить на слово ему и хронисту.
Трехнефная в продольном корпусе и пятинефная благодаря боковым капеллам в хоре, церковь представляет собой не совсем удачную попытку закончить хор половиной восьмиугольника таким образом, чтобы из пяти его капелл обе крайние имели вдвое меньшую ширину, чем остальные. Реймсский собор, восстановленный после пожара 1210г., был в 1241г. Его альбом путевых набросков изданный Ласси и Дарселем и хранящийся в Парижской Национальной библиотеке, содержит в себе помимо архитектурных снимков и чертежей сделанные пером рисунки с художественных произведений, этюды с натуры и начерченные геометрическими линиями движения человеческого тела (рис. 252).
В поисках подтверждения того, что мы правильно читаем средневековые изображения историк (в том числе историк искусства), как к панацее, прибегает к авторитету письменных документов эпохи: зерцалам, теологическим суммам, текстам проповедей на латинском и народных языках, поскольку проповеди произносились внутри церковных стен или рядом с ними и якобы могли опираться на находившиеся там изображения. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности: в Византии они были выходцами из крупной аристократии, не чуравшейся светской образованности и это не могло не накладывать определенного отпечатка на характер заказываемых ими произведений. В средние века в основном развивалась поэзия, однако, к 12-13 вв. Так складываются основные представления средневековья о деятельности художника.
Вормский собор – это храм-корабль с массивной башней. Напротив, чудотворные иконы именно копировались иконописцы и заказчики воспринимали их как копии, списки, но решались при этом не художественные, а в большей степени религиозные или политические задачи. Но где искать причины и объяснения. В расцвете культа реликвий и паломничеств. Таким, например, является повествование Кадамбари.
Гильдии св. Луки в Генте, Брюгге и Париже были древнее общества св. Луки во Флоренции (основано в 1349г. ). В Жерминьи они были как бы цитатами Аахена, а в Аахене — Равенны. Ведь Откровение есть в некотором роде также сокровение. Среди статуй святых вдруг появлялись странные существа – грифоны, химеры, причудливые полуживотные-полурастения: в «космос» храма они вписывались, вероятно, как изображение злой «нечисти». С 14 лет до 21 года наследник служил оруженосцем при сюзерене.
13 – нач. В эпоху зрелого средневековья, в пору, когда уже города становились средоточием новой жизни, с неожиданной силой заявило о себе рыцарское искусство – в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров. Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие.
Например, по поэме Эрмольда Нигелла (I пол. В наиболее полном виде дошли до нас витражи Шартрского собора, самые древние из подобных произведений высокой готики. в античном мире (восстание рабов, натиск варваров) вызвал крушение в 476 г Римской империи и рабовладельческого строя.
Германии: сочетание готики и романской традиции (Фрейбургский собор (13-15 вв), стрельчатый Кельнский собор (13 -19 вв) – «пламенеющая» готика Италия: Миланский собор (кон.
Архитектура, как и другие связанные с ней жанры искусства (скульптура, витраж, станковая живопись), не иллюстрировала какие-либо доктрины религии, политики или философии, но участвовала в их созидании. За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности. Искусство стало неразрывной частью этой экзегезы. Связующим же звеном между миром древним и новым явилось христианство.
Приведем еще один пример важности словесного комментария к изображению. Окна церкви св. Урбана в Труа и Сент-Уэн (Ouen) в Руане производят совсем другое впечатление, чем церковные окна XIII столетия. Великолепные фламандские алтари XV столетия были почти всегда закрыты для глаз верующих.
Вспомним случай с падерборнской капеллой Св. Готическая скульптура органическая часть архитектуры. Как прелестна, например, «Роза Франции» с изображенной Богоматерью в середине северного фасада, над порталом. Вездесущность этих маргиналий делает их отличными свидетельствами вкусов.
Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Петра, а статуя св. Т. О., в рамках официального мировоззрения «религиозного аскетизма» реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение Божие. Готические собор стал важным общественным местом в городе, олицетворяющим «божественную вселенную». В церквах зрелого готического стиля сложные столбы (рис. 237 и 238) обычно имеют круглый центральный стержень, обставленный трехчетвертными служебными колоннами, на которые опираются своды.
Средневековая литература и искусство оставили богатейшее наследие потомкам. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В римском монастыре Четырех Мучеников (Santi Quattro Coronati) при Григории IX и Иннокентии IV была создана капелла Св. Так, в написанном в XII в. путеводителе по чудесам Рима Магистра Григория, человека культурного и большого почитателя Рима и его легенд, челка коня Марка Аврелия превратилась в кукушку, варвар под его ногой — в скорчившегося карлика, отставленная в сторону левая рука императора почему-то держит поводья (которых на самом деле нет и не было).
Т. О. Эти замки, подобно мавританской Альгамбре (см.
Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. Искусство этой эпохи проникнуто духом символики. т. 1, рис. 363). При дворах пели песни, посвященные эпическим сражениям Карла Великого, Артура и Роланда. Эта связь первочеловека Адама и Богочеловека Христа навсегда осталась в христианской мысли и в символизме искусства: достаточно вспомнить о черепе Адама изображаемом у подножия Креста.
Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. т. 1, рис. 653), снаружи походили на суровые крепости, между тем как их интерьер был роскошен но по своему характеру они как снаружи, так и внутри вполне соответствовали потребностям и вкусам времени и создавшего их народа. Он известен в основном как миниатюрист. Мир проницается духом, становится прозрачным для него.
рис. 170). В искусстве начал складываться культ Богоматери.
В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира. Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Все эти специфические особенности художественного мышления определили и образный строй средневековой музыки. Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового. граничит с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой за независимость от феодальной зависимости.
Объединяющей задачей истории гражданской и истории искусства является реконструкция прошлого культуры и развития человека как вида, способного, в отличие от других живых существ, к духовной, культурной деятельности. Драча. Образцом романского стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормске, Шпейере и Майнце. Некоторые миниатюры этой рукописи выполнены густо кроющими красками последнюю из этих миниатюр изображающую отъезд герцога Беррийского в Палестину, Гонс приписывал Боневё другие принадлежат кисти Жакмара дЭдена (Jacquemart de Hesdin), второго французского нидерландца переходного времени. В Нормандии продолжали строиться соборы Руана и Се. Церковь св. Петра в Кане наделена самой красивой башней того времени (1308), если не всех времен в XIV столетии сооружена великолепная церковь Сент-Уэн (S. Ouen) в Руане.
В последней трети XIV столетия появляется в качестве придворного художника при мудром и любившем искусство КарлеV третий мастер-орлеанец, Жан, деятельность которого продолжалась в XV столетии. Изменения, поиски нового становились знамением времени. Превзойти высотой и величием Амьенский собор стремился собор в Бове. Если сравнить окна Реймского, Амьенского и Турского соборов (рис. 240), то можно получить приблизительное понятие об этом развитии.
В основе системы воспитания рыцарей лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьём, фехтование, езда верхом, плавание, охота игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. романские художники – это простые ремесленники и каменотесы, плотники и гончары. Научные исследования, особенно со времени художественно-исторических выставок в Брюгге (1902) и Париже (1904), породивших целый поток полемических сочинений, пояснили, что это нидерландское течение было усилено национальным французским.
Еще при Карле Великом, около 800 года, придворные богословы, полемизируя с греками, только что восстановившими тогда иконопочитание после первого витка иконоборчества, в так называемых Карловых книгах (Libri Carolini) признавали значительную формальную свободу художников. В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников.
Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. В таком же роде мы можем представить себе стиль Жана Орлеанского, но, как уже было указано Манцем, нет никакого основания предполагать, что именно этот художник исполнил луврскую завесу, к которой близки по стилю и технике рисунки (изображения святых) на белой шелковой епископской митре, в музее Клюни. Священное прошлое человечества представало на востоке храма (алтарная часть), его грядущее будущее (конец света, страшный суд) -- на западе.
Расцвет готики в XIII в. совпал с кардинальными изменениями в ментальности средневековых людей, прежде всего в их религиозности, в их способе верить, в религиозной практике. Свод (сохранившийся лишь частично) представляет собой картину зведного неба, а стены украшены роскошным развернутым годовым циклом с месячными трудами изображениями семи свободных искусств и, главное, внушительными фигурами Добродетелей, на плечах которых восседают Отцы и святые (в том числе недавно канонизированные в то время Франциск и Доминик). Вместе с ним для короля Иоанна Доброго (1350–1364) работал Жан Кост, стенные картины которого на сюжеты из истории Юлия Цезаря и жития святых и охотничьи сцены были написаны масляными красками по золотому фону в замке Водрейль.
Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. Рядом с французскими учеными (Гонс, Куражо, Ластейри и Витри) в разработке вопросов, относящихся к истории готической пластики во Франции, деятельное и плодотворное участие принимали немецкие исследователи (Фёге, Франк Оберспах и др. ). Пример совмещения обоих типов храмов – Софийский собор в Константинополе (6 в., Исидор и Анфимин), с большим куполом, опирающимся на подкуполья. Искусство трубадуров сложилось на юге Франции, в Провансе (в XI – первой половине XII века).
Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории. Петра.
В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Образование они получали в школах при храмах или дома. Искусство и не стремилось передать процесс -- оно показывало существующее в его законченном виде.
Во всяком случае, это одно из роскошнейших произведений своего рода. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Роскошный вид в царствование Людовика Святого получила церковь аббатства Сен-Дени (перестроена в 1231г. ), от первоначальной, раннеготической постройки которой уцелели только западный притвор и нижняя часть хора.
Мы должны лишь увидеть в нем отражение общих проблем истории культуры. Особенно процветала в то время резьба из слоновой кости. 14 вв) – место коронование французских королей и символ национального объединения. Обе главные башни, к которым и теперь еще вначале присоединяются башни меньшего размера, лишь в крайне редких случаях окончены так, как были проектированы, вследствие чего западные фасады церквей высокой готики редко производят вполне гармоничное впечатление.
В стиле, беглом и свободном, больше грации, чем силы и притом грации чисто французской. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. Эти различия, с годами нараставшие, грозили церковному единству. И все же нужно быть осторожными.
Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. В связи с этим сеть свинцовых скреп только постепенно могла расширять свои петли. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами.
В технических новшествах, например, в распространении мальты (цементного раствора). Вместе с тем в городах образуются церковные и городские школы, а Болонье, в 1118 г. в Оксворде, в 1209 г. – Кембридже, в 1215 г. – в Париже, 1220 г. – Тулузе – университеты, ставшие центрами науки и ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. То же подчеркивание духовного начала -- в средневековой живописи (например, в многочисленных алтарных росписях).
Под натиском политических бурь (Столетняя война) за вспышкой художественной жизни последовало ее затишье но тем не менее строительная деятельность не прекратилась: церковь аббатства Сен-Дени, Парижский, Ланский и Амьенский соборы получили новые добавления и пристройки. Средневековье стало началом для возрождения литературы. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения.
Искусство этой эпохи проникнуто духом символики. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами. Он приходится на IV-VI вв. Впоследствии в Индии, в особенности на юге страны, скульптурных элементов стало настолько много, что культовые сооружения выступали в качестве постаментов для них.
В последней четверти XIIIв. – Ростов н/Д., 1995.
Простые воины-дружинники и земледельцы, не знавшие грамоты, еще долго сохранявшие общинные формы отношений (даже внутри уже сложившихся государств) и языческие верования, они положили начало всей современной европейской культуре. Язык искусства отвечал мировоззрению художников и был вполне понятен зрителям. Они принадлежат к числу самых чистых и прекрасных созданий средневекового искусства но некоторые из них — быть может, в первый раз изо всех мужских статуй — имеют тот самый готический изгиб (образуется искривлением корпуса в одну сторону и также распределением массы при обтесывании куска камня), который впоследствии оказался роковым для искусства. То же самое можно сказать и об архитектуре. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма.
«сырой»- живопись по сырой штукатурке, красками разведенными на воде) мозаики (живопись, выполненная путем вдавливания в штукатурку смальты – раскрашенное стекло, частик камней) – пример: «Добрый пастырь в райском саду» – мозаика в мавзолее Галлы Плацыдии, мозаика церкви Сан Витали (изображение Юстиниана и Феодоры) книжная миниатюра иконопись – икона Владимирской Богоматери византийского письма. XII -- XIII века – эпоха зрелого европейского средневековья. Характерно, в этом плане изменение в восприятии Христа. Наивно было бы полагать, что все эти искажения были следствием неразвитости искусства или неумения художников выразить свой замысел в иных формах -- тех, к которым привыкли мы. Подражание, мимесис, не тождественны подражательству, факсимиле или плагиату.
Религиозные темы, сюжеты, образы были постоянным источником художественного творчества. Культурология. Их пластика построена таким образом, что иногда невозможно определить, где в нем, собственно, находится объект поклонения — его функции все больше и больше принимает на себя само произведение искусства, становящееся предметом культа, image de dvotion. В них обучались дети и молодые люди всех сословий. Кафедральные соборы становились средоточением городской культурной жизни.
Архитектор возводит дом руководствуясь внутренней формой, которую он хранит в своем уме 5. В расписанном для ФилиппаV (1316–1322) «Житии св. Дионисия», хранящемся в Парижской Национальной библиотеке, городские и сельские виды на золотом фоне и фигуры, взятые из повседневной жизни, свидетельствуют о новом направлении миниатюрной живописи. С. 23. Иустины (Madonna di santa Giustina) в Падуе, Богородица Озерная (Madonna del Lago), покровительница города и епархии Бертиноро, Восточная Богородица (Madonna dellOriente) в Тальякоццо. Подобной же «доктринарной» законченностью отличается собор в Труа.
Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно. На их верхушке сооружали зонт-лотос. Это постепенное изменение формы подпружных арок и ребер станет ясным для нас, коль скоро мы сравним подпружные арки древнейших частей собора Парижской Богоматери (1200–1230), Нарбоннского собора (около 1340г. ) и церкви св. Северина (около 1400г. ) в Париже (рис. 239). Каждая из них имеет самостоятельное пластическое решение и поставлена на отдельный постамент, но внутренне они объединены. В случае с этим уже упоминавшимся Марком-Константином в распоряжении современного историка множество различных источников, создававшихся на протяжении тысячелетия, которые позволяют корректировать Григория, хотя в других случаях тот, напротив, подкупает и видимой критичностью к своим информантам и чувствительностью к эстетическим достоинствам описываемых памятников. Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство.
Массивные столбы и здесь снабжены только четырьмя старшими служебными колоннами. Монастырское здание la Merveille кажется почти что произведением природы. Романский стиль зарождался в условиях развития феодализма и распространения идеологии католической церкви. Петра (напомним, первого епископа Рима).
/Под ред. Варфоломея при соборе в Падерборне была возведена в 1017 году греческими мастерами (per operarios grecos). Но самое значительное произведение — расписанная для КарлаV фламандцем Яном ван Брюгге (Jean de Brugges), королевским живописцем, французская Библия 1371г., хранящаяся в Museum Meermanno-Westreenianum, в Гааге.
Из этого рассказа Книги Бытия исходит вся средневековая антропология, учение о божественности, точнее обжении, человека. В некоторых регионах, в частности в Оверни (центральная Франция), капители украшались столь богато и основательно, что, очевидно именно на них (а не на тимпанах, как в соседней Бургундии) заказчики, т. е. Однако нельзя не отдать должное смелости создателей лангобардского храма: благодаря оригинальному (и, если не ошибаюсь, уникальному в архитектуре того времени) сочетанию в плане прямоугольных выступов, слегка скругленных стен по бокам от апсид, двух концентрических кругов пилястров, несущих на себе подпружные арки, благодаря подчинению внутреннего пространства строго выверенным геометрическим фигурам (кругу, квадрату, треугольнику) был достигнут зрительный эффект, который не может передать никакая фотография, — его можно лишь почувствовать на месте.
Библия, как известно, была Книгой для всех сфер жизни. Не случайно Ангильберт, член придворной Академии, в Поэме о Карле Великом (I, III, 97—98) писал об Аахене как о втором Риме. Библией не исчерпывается средневековое сознание, но она может почти все в нем объяснить. Для наиболее ценных томов использовали простое кожаное тиснение.
То у четвероногой твари — хвост змеи, то рыба красуется головою зверя. Заслуживает внимания портрет Иоанна Доброго (рис. 253), в Парижской Национальной библиотеке. Только новое поколение строителей, при Генрихе IV, в конце столетия заменили деревянный потолок на свод. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами. Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки «божественной вселенной». Рождается острое ощущение ограниченности и относительности творчества человека по сравнению с абсолютным, совершенным и ничем неограниченным божественным творчеством.
В нем главное — визуальный эффект, передача верующему зрительного впечатления от скрытой (правильнее — приоткрытой) в нем святыни. Она была неразрывно связана с культовым ритуалом и со словом – носителем содержания молитвенных песнопений.
Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. К этому времени заметно расширяется производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более «обжитой» и обозримой. Художник творит ad imaginem Dei. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Живопись условно-плоскостная.
Подобно большинству замковых капелл, она состоит из двух этажей. т. 1, рис. 641), данайский дар крестовых походов. Но к капелле примыкал еще и небольшой зал с готическим сводом (откуда его условное название aula gotica), видимо, выполнявший функцию помещения для приемов.
Особо следует сказать об оформлении книг. IX в. ) известны фрески, украшавшие несохранившийся Ингельхаймский дворец Карла Великого (они были посвящены подвигам государей от Нина Ассирийского до самого Карла), по поэме Бальдрика Бургейльского — убранство опочивальни графини Аделы Блуаской, дочери Вильгельма Завоевателя. В XIV столетии имена отдельных художников встречаются часто и некоторые из них, о которых мы узнаем из «Archives de lart francais», вероятно, были мастерами, оказавшими сильное влияние на дальнейшее развитие живописи. Папа Григорий Великий в 601 году предлагал приспосабливать (commodari) языческие храмы для христианского культа, если они хорошо построены (si bene constructa sunt). Ко времени вступления на престол Людовика Святого (1226) были уже готовы хор и продольный корпус, но все здание освятили только в 1260г.
К этому времени заметно расширяется производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более «обжитой» и обозримой. Во-первых, единые истоки христианства эпохи неразделенной Церкви (I тысячелетие) заложили общую основу, главное богословское оправдание самого существования христианского искусства: догмат о Боговоплощении. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства и науки. Они отправлялись в походы, чтобы изучить формы письма других стран. Первую из этих статуй Гонс называл прекраснейшей во всей Европе.
Но от них сохранилось сравнительно немногое. Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового.
Абсида отсутствует в готике, равно как и крипта под алтарем.
В «Rational des divines offices», рукописи 1374г., находящейся в Парижской Национальной библиотеке изображены король и королева, которые что-то диктуют сидящему у их ног писцу. Уже в ранних статуях северного портала, как, например, в изваяниях Соломона, Богородицы и св. Елизаветы, складки одежды, с которых и начинается развитие готического стиля, получают (независимо от окутываемых ими тел) сильное движение и затем этот оживленный и вместе с тем плавный стиль драпировок развивается, прогрессируя от шартрских скульптур к реймсским, придавая большую подвижность самим фигурам, которая прежде всего выражается в переносе тяжести тела на одну ногу (контрапост см. С 1245 года он был викарием Рима (vicarius Urbis) и руководил обороной Патримония от войск императора в то время, когда папа Иннокентий IV объявил на I Лионском соборе о низложении Фридриха II. В этих жизнеописаниях авторы не пытаются показать путь духовных исканий, который привел человека к нравственному совершенству.
Из огромного числа бытовавших в церковной практике (преимущественно римской) напевов были отобраны наиболее употребительные и отвечающие духу религиозности они распределились по дням церковного календаря, каждый был строго связан с определенным моментом церковной службы. апокрифов. Но в западном фасаде, снабженном в больших соборах двумя огромными башнями, средним порталом, над которым часто красуется огромная «роза» и одиночными или двойными боковыми дверями, вертикальные, стремящиеся вверх линии уравновешены горизонтальными линиями галерей и карнизов, чтобы над последовательностью стремления вверх преобладали органичность расчленения и внутренняя оживленность.
Тем не менее северу Франции принадлежит та заслуга, что именно здесь дух времени вылился в готический стиль, логически развитый как «крестово-реберный, стрельчатый и контрфорсный стиль», полный живого художественного содержания. Задача раскрыть духовную сущность в изобразительных формах, вставшая перед художником, была осмыслена ранними христианами по аналогии с идеей воплощения бога в человеке (образ Христа) 11. Изменились и цели и выразительные средства искусства.
Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни. Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями. Особый выразительный эффект создавала так называемая «обратная перспектива», очень часто использовавшаяся в церковной живописи. Украшение, ornamentum (слово, как известно, синонимичное греческому космос), относилось к тому настоящему, божественному миру, в котором верующий оказывался, входя внутрь церкви, оставляя за порогом все дольнее. К сожалению, утеряны самые большие миниатюры этого манускрипта.
Проблема художественной деятельности связывалась не столько с кругом эстетических представлений, поскольку проблема прекрасного решалась вне искусства, сколько с проблемой деятельности человека вообще. Как и в классической базилике, каменная масса скрадывается светом, купол (небо) парит над храмом, над десятками окон, в любое время дня пропускающих солнечные лучи: И сорок окон — света торжество (Мандельштам). На севере Франции около 1215г., то есть тогда, когда Парижский университет получил свои первые статусы, новый дух эпохи сказывался уже достаточно ярко. На ее территории образуются ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств.
Живопись миниатюр заставляет вернуться ко второй половине XIII столетия. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. И здесь сразу же встает вопрос хронологии. Например историки архитектуры знают, что небольшая молельня в Жерминьи-де-Пре близ Орлеана связана со знаменитой Аахенской капеллой, поскольку была создана по заказу Теодульфа, епископа Орлеанского и аббата Флёри. Например, скульптуры Марии и Елизаветы реймского собора. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня.
Встречаются изображения кентавров, львов, полуящер, полуптиц, химер, в которых отражаются «варварские» основы искусства Средневековья и олицетворяют силы дьявола. Круглые столбы украшены каждый всего четырьмя служебными колоннами окна — только двухлопастные, со слабыми намеками на узорчатые переплеты, но занимают уже всю ширину продольных (стенных) подпружных арок три опорные арки, одна над другой, очень характерной формы, уже подпирают это великолепное сооружение.
Эти различия, с годами нараставшие, грозили церковному единству. Это было важнейшим событием в истории европейской музыки. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Замечателен, например, так называемый Дом музыкантов в Реймсе, стены которого, с четырьмя готическими окнами очень изящной формы, украшены сидячими фигурами музыкантов, помещенными в пяти красиво обрамленных стрельчато-арочных нишах (рис. 247). Однако не о них нужно говорить в первую очередь. Она же не могла не стать источником канона для искусства. Это сокровенное знание нужно было открыть, понять, преподать, воплотить в жизнь.
Средневековые произведения искусства воплощались преимущественно на деревянных досках. Если здесь не стыдятся глупости, то пусть хотя бы пожалеют средств. Готическое убранство фасадов больших французских соборов изваяниями представляло собой нечто грандиозное.
Это была огромная работа. Тотальная история культуры вырабатывает (и должна постоянно перерабатывать) периодизацию, более нюансированную и сложную, чем та, к которой привыкли историки, с одной стороны и историки искусства — с другой. древнейшие части западного фасада старше фасада Реймсского собора, но достроен он только в XV–XVI столетиях. A Reinterpretation of Early Christian Art. хлеба, пресуществленного в Тело Христово) пастве перед причастием.
Узорочью стен вторили витражи огромных оконных проемов. Откуда же и эти предметы получили бы свое бытие, если бы Ты не сотворил их. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство.
Капитель, консоль, замковый камень (отчасти) — все это, можно сказать, малые формы искусства. В городах еще долгое время сохранялась система корпораций. здание имеет форму креста. Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни. Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно.
Писать учились на так называемых деревянных таблетках, покрытых черным или зеленым воском. Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа.
Расчленение оконных переплетов более сложное. Нас эта видимая терминологическая неясность тоже может сильно запутать. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер.
Точно так же бросающееся в глаза несоответствие не мешало им видеть в бронзовой волчице (или медведице. ), сидевшей перед ааехенским дворцом, Капитолийскую волчицу. С. 83. Затем стали образовываться церковно-приходские школы из которых впоследствии развились начальные народные школы. («Валаам и ангел», «Страшный суд»).
в 1237г. ). Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо. Однако такая связь между изображением и текстом часто иллюзорна. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Император якобы сам заявил, что никогда не видел ничего более прекрасного. Процесс воплощения невидимой идеи в видимый образ является глубоко умозрительным.
Начали складываться новые архитектурные направления. Ажурная резьба по камню (Masswerk), которая заполняет не только стрельчатоарочный верх окон, но нередко и другие поверхности, балюстрады галерей и прочее, образует геометрические фигуры, составленные из различных отрезков дуги круга, расположенных в виде листочков клевера. За это время в сердце Франции было сооружено или реставрировано немного церквей. Сильвестра. Основа средневековой эстетики — причастность к божеству. La Lupa Capitolina.
В восточной части – полукруглые выступы (апсиды), где размещается алтарь. Замки господствовали над округой как «град Божий», т. е. Где был изобретён папирус:а) Египетб) Древняя Передняя Азияв) Древняя Греция. 6. XII – XIII века – эпоха зрелого европейского средневековья.
(согласно дошедшим до нас документам) написать масляными красками в одной из галерей ее Конфланского замка портреты рыцарей и морское сражение. Так рассуждали многие. До 7 лет ребёнок был на домашнем воспитании (причём находился якобы всё время на женской половине дома), потом становился пажом при супруге сюзерена и её придворных, приобретал круг знаний, умений и опыта придворной жизни. В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. Так обстоит дело, например, с культом мощей (останков святых, которым приписывалась чудодейственная сила).
Но, если в классическом периптере она обрамляла здание снаружи, придавая пластичность внешнему облику, то теперь она оказалась внутри церкви, чтобы участвовать, уже в новой роли, в создании главного — внутреннего пространства. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. The Clash of Gods. Строительство храмов послужило средневековым мастерам стимулом для освоения римской строительной техники – не случайно стиль этих ранних средневековых соборов получил название «романский» (термин был введен в начале XIX века).
рис. 241), в огромном количестве окружающие готические церкви. В то время бумага считалась большой редкостью, в связи с чем ее заменяли пергаментом. Повернувшись друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумья. В области золотых дел мастерства, которое стало усваивать отдельные формы готической архитектуры, с самого начала родственные ему по значению, может быть упомянута роскошно украшенная рака св. Таврина (1255) в церкви этого святого в Эврё — одна из немногих дошедших до нас французских мощехранительниц она имеет вид готической церкви в миниатюре ее рельефы и фигуры святых окружены изящным архитектурным обрамлением.
Особенно славится она своей улыбкой, которую сравнивают с улыбкой «Джоконды» Леонардо да Винчи и которая также повторяется и в других женских лицах. Карнизы также имеют срезанные углы, а по скошенному верхнему краю опорных арок, вимпергов и фронтонов лепятся, следуя один за другим, фигурные крючки, так называемые краббы или кроссы (рис. 242), довершающие впечатление неутомимого стремления ввысь. Простые воины-дружинники и земледельцы, не знавшие грамоты, еще долго сохранявшие общинные формы отношений (даже внутри уже сложившихся государств) и языческие верования, они положили начало всей современной европейской культуре. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии.
Если базилика всем своим ритмом навязывает идею движения (обычно с запада на восток, от входа — к алтарю, от мира земного — к миру небесному), то центрический храм типа Софии предполагает скорее созерцательное предстояние, постоянство и вечность пребывания в себе совершенных форм, как бы освященных соприкосновением с надмирными сущностями. 8) Собственно сама всем известная бронзовая скульптура, стоящая в римском Дворце консерваторов, приписывавшаяся этрусскому мастеру Вулке (V в. до н. э. ), в результате недавно законченных реставрационных работ была кардинально передатирована и теперь относится к Средневековью. Константинопольская София была, как известно, построена в кратчайшие сроки по приказу Юстиниана — в благодарность за победу над восстанием Ника19. На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры.
Только после крестовых походов Европа стала жить своими интересами и если первое время национальные тенденции не находили себе ясного выражения, то это было прямым следствием смешения народов, произведенного крестовыми походами.
В качестве миниатюристов упоминается целый ряд других нидерландских мастеров того времени: Ян ван Брюгге (Jean или Hennequin de Bruges), которого Б. Про (B. Prost) отождествлял с Жаном де Вандолем, — придворный художник (pictor regis) КарлаV. Разделение дисциплин и дидактической практики вполне оправданно, но оно не должно быть непреодолимым. Христианство объединяло индивидуальные сознания, образуя некие границы, за пределами которых ничто не представлялось возможным. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. Точно так же распространившиеся в XIII столетии во Франции так называемые морализованные библии (bibles moralises) неразрывно связывали на одной странице несколько сцен Ветхого и Нового Заветов и краткие письменные пояснения к ним на латыни и на общедоступном французском языке.
Трубадуры были поэтам и музыкантами, нередко – и исполнителями своих сочинений. Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Любили повторять, что оно содержит всю возможную для человека премудрость. На средокрестии – дозорные, световые башни беффруа.
Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт.
По своим функциям она различалась по 2 видам: оборонительная (замки, города) и культовая (христианские храмы и монастыри). Нередко песни излагались в форме диалога (пасторели). Наверное, некоторое удивление может вызвать утверждение, что классика и барокко существуют не только в Новое время и не только в античной архитектуре, но и на такой чужеродной почве, как готика (Вёльфлин). Человек и его разум возведен на пьедестал. Исполненные до 1240г.
Эта странная уродливая красивость и это красивое уродство. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Они находятся где-то посередине между архитектурой и скульптурой. Популярна в городской среде поэзия вагантов (лат.
Возвышенное сочетается в них с житейским. Его изготавливали из кожи теленка либо ягненка. Он хотел видеть то, во что верил или во что его заставляли верить. стала появляться и поза.
Расцветом романского стиля считается Х – XII вв. Они именовались святилищами. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали.
Он нес благую весть о появлении Спасителя. Некоторые античные храмы дошли до нас именно благодаря такой метаморфозе: например, храмы сицилийского Акраганта (нынешний Агридженто), афинский Парфенон или римский Пантеон, в VII в. ставший Santa Maria ad Martyres. Это натуралистическо-живописное направление делается более очевидным при КарлеV Мудром (1364–1380), который соперничал со своими братьями, Филиппом Бургундским, Людовиком Анжуйским и ревностным покровителем искусств Иоанном Беррийским, в заказах ценных рукописей у своих любимых французских и нидерландских живописцев. статуи отделяются от стены и помещаются в нишах на отдельных постаментах. Из них готовили священников, а так же давали общее образование.
В оконченном в 1323г. Повсюду является взору такое немыслимое разнообразие форм, что скорее будешь читать на мраморе, чем листать книгу и весь день глазеть на эти произведения, вместо того, чтобы размышлять о Божием законе. Уже в Эбсторфской карте (I четв. Левяш И. Я. в 1311г. Но следует также учитывать и то, как и при каких обстоятельствах смотрели на них современники.
ТЕСТ2 вариант1. В жилище доминировала утилитарность. Культурология.
в 1336г. ). Только в конце рассматриваемой эпохи стало постепенно появляться если не умение, то, по крайней мере, стремление воспроизводить натуру на плоскости в телесных и пространственных формах. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Подвергся в это время перестройке и собор Парижской Богоматери, трансепт которого получил (с 1257г. ) свои великолепные фасады — произведения Жана из Шеля.
Его влияние распространилось далеко от Франции. Главное преимущество Шартрского собора — полный ряд окон с витражами. В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Другой мастер, автор бронзовых дверей собора в Бриуде (Овернь), несколько экстравагантно выгравировал свое имя (Giraldus) над дверной ручкой в виде обезьяньей морды, символизировавшей, согласно идущей по кругу надписи, дьявола.
Св. Активно продолжала развиваться письменность. В этих условиях центры культуры постепенно перемещались из монастырей в города. Подобно другим искусствам, профессиональная музыка в течение долгого времени развивалась в рамках церкви: «серьезное», «содержательное» было для средневекового человека неотделимо от понятия «религиозное».
Богатый декор рождает впечатление движения вверх. Ни в Амьене, ни в Реймсе, ни в Бурже мы, собственно, не увидим стен. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены.
Возьмем другой, более общий пример. Альберти, Л. Валла, Дж. «бродячие люди»), в придворной рыцарской среде с 13-14 вв рождается светское отношение к миру Наряду с эпосом и рыцарским романом расцветает любовная лирика трубадуров – «альбы», «концоны», «баллады», проникнутые индивидуальным чувством.
Во Франции в 1250г., а в Германии около 1300г. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная, ). Париж около 1300г. Среди самых ранних -- Кембриджский и Оксфордский в Англии, Парижский -- во Франции. Готическое искусство средневековой Европы считалось варварским.
С появлением куртуазной любви средневековое искусство наполнилось романтизмом.
Таким произведением, например, была поэма Рамачарита. рис. 171–173). Стилю этого века, которому при всей бессодержательности его отдельных форм еще довольно часто удается сочетать чистоту и грациозность с простотой и величием, Дегио дал название «доктринарная поздняя готика». Из рукописей изготовленных для КарлаV, часто упоминается «Град Божий» («La Cite de Dieu») блаженного Августина, хранящаяся в Парижской Национальной библиотеке. В соборе Парижской Богоматери о былом великолепии и красочном блеске его витражей свидетельствуют еще только три огромные главные «розы».
Четыре более толстые (старшие) служебные колонны подпирают продольные и поперечные подпружные арки от четырех более тонких (младших) служебных колонн поднимаются вверх ребра крестовых сводов.
При этом Л. Б. С. 77. Евхаристия — центральный момент богослужения, а вера в то, что гостия есть истинно Тело Христово, реально присутствующее в пресуществленном хлебе, одно из основных требований, предъявляемых христианину, закрепленное IV Латеранским собором (1215).
Они не были доступны широкой массе населения. Культурология. В настоящее время она символизирует величие духа древности.
В отношении стиля сохранившиеся миниатюры этого молитвенника, как они ни очаровательны, страдают недостатками еще больше, чем миниатюры брюссельского молитвенника. В Оксерре и Ле-Мане сохранились все удивительно гармонирующие между собой окна хора. С. 174. То при одной голове увидишь множество тел, то на одном теле — несколько голов. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей – рассказов, связанных одним сквозным сюжетом.
Это лишь характерные примеры, замечательно иллюстрирующие архетипический характер икон, которые копировались с целью освятить новое произведение, независимо от анонимности и скромности создавшего его художника. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. /Под ред. Первые базилики были личным делом императора, шедшего к христианству, но принявшего крещение, как известно, только незадолго до смерти (337 г. ). Человек и его разум возведен на пьедестал.
уже почти не было других архитекторов и каменщиков, кроме светских. В рукописях этой поэмы евангельский эпизод выделен красным цветом или вынесен на поля и к нему буквально привязаны, с помощью линий, ветхозаветные эпизоды, лаконично обозначенные такими же короткими фразами. Франция: Собор Парижской Богоматери (сер. Назови первые архитектурные сооружения:а) пирамидыб) зиккуратыв) мегалитыг) храмы. 5.
То, что XIIIв. Она была главным заказчиком художественных произведений. Эти образы привлекают своей нравственной силой и в то же время жизненностью и простотой. В Реймсском соборе кроме «розы» северного крыла трансепта сохранились только верхние окна хора и продольного корпуса но какое сильное впечатление производит композиция «Распятие» в хоре. Согласно Житию св. Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности.
Светские науки лишь помогали пытливому уму лучше постичь глубинные смыслы Писания. Прозрачная цветная эмаль (email translucide) легко накладывалась на барельефные скульптурные изделия.
Хорошо развита была в Индии медицина. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства.
То есть средневековые художники делали из необходимости достоинство там, где (как, например, в стенной живописи) их плоскостная техника соответствовала естественным законам стиля. «Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» : Да Винчи, Микеланджело, РафаэльВозросший интерес к античной культуре. рис. 170), Шартрский, Реймсский и Амьенс кий соборы. Жизнь художественных форм, при всем желании некоторых историков искусства, не подчиняется законам, описанным Дарвином в Происхождении видов5.
Так в искусстве подготовлено было новое место для человека. Отдельное место занимал собор.
а) Новый заветб) Библияв) Евангелие. 4. Римская Вероника, по своеобразной этимологии собственно истинный образ (vera icona) Иисуса Христа, также якобы прибыла с Востока. Правильнее говорить о цитировании.
Эмиль Маль (Mle) описал искусство соборов, распределив его по своеобразной структурной шкале, которой в середине XIII в. воспользовался самый плодовитый энциклопедист того времени, Винцент из Бовэ: Зерцало природы, Зерцало науки, Зерцало морали и Зерцало истории. Проблема прекрасного в средние века лежит вне искусства. и в течение XIV столетия к этому ряду памятников прибавляется много новых и вместе с ростом натуральности и индивидуализма в выполнении фигур увеличивается число имен художников, которым эти произведения могут принадлежать. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Наступил романский период в истории искусства Западного Средневековья.
Внутри помещения были темными и низкими. Такое утверждение вассальной зависимости императорской власти от папской было уже совершенно провокационно (нескладно звучащее по-русски стал человеком папы значило собственно принесение оммажа, часть ритуала вассалитета). Сама юстиниановская София — характернейший тому пример. Приняв человеческое тело, Бог как бы благословил зрение, дал Себя видеть человеку.
Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Так, тесня образы религиозной символики, в средневековое искусство вторгалась сама жизнь, проникали картины и мотивы, отражающие народное сознание, которое – при всей его привязанности к христианским догмам -- сохраняло вкус к жизни в ее самых разных проявлениях.
Храм стал театром памяти (Рехт), в котором взгляд христианина, уже доверяющий своей физической, земной природе, прежде чем вступить на путь постижения реального мира, обратился к глубокому анализу его художественного образа. Искусство грубоватое и дикое («наивное»), но непосредственное и искреннее, т. к. Широкое распространение получило градостроительство.
В Христе и в I—II вв. Г. с. Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Его церковь — отчасти доготическая, отчасти позднеготическая. Монастырские школы были и начальными и средними и высшими осуществляли воспитание духовных феодалов. Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости.
XII – XIII века – эпоха зрелого европейского средневековья. Это волнение выражено в сложном движении корпуса, в вибрации драпировок одежд. Приведем еще один пример. Готическаяскульптура сохраняет связь со стеной, с опорой.
София стала недостижимым идеалом и непревзойденным шедевром. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, прислушивается к пробуждению новой жизни. Весь этот дух времени, постепенно обнаруживавшийся на протяжении полутора столетий (1250–1400), оказывается не чем иным, как наивысшим развитием средневекового духа и если можно говорить о возвращении к античным формам, то мимоходом и в тесных рамках. В этом работа художника сродни аскезе: не случайно в VI в. св. Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х – XII вв.
Среди надгробных изваяний аббатства Сен-Дени находится статуя ФилиппаIII (окончена в 1307г. )— первая французская статуя короля, наделенная индивидуальными чертами, хотя и выполненная еще просто и стильно, работа Жана из Арраса. В сочинениях Августина эта проблема занимает одно из первостепенных мест. Небесную иерархию Псевдо-Дионисия Ареопагита13. Тем более вразрез с Новым Заветом и вообще с письменной традицией пошел миниатюрист из Труа (Шампань), украсивший около 1400 года традиционным изображением Бога во славе и четырех евангелистов миссал для церкви в Шалоне-на-Марне (Нью-Йорк, библиотека Пирпонт Морган 331, л. 187r): евангелист Лука изображен здесь в очках.
Серебряная, позолоченная и эмалированная Мадонна-мощехранительница (1340), в Луврском музее, отличается уже яркой индивидуальностью черт, с этого времени все более и более возрастающей в пластике. Гл.
В течение многих столетий церкви и монастыри были очагами средневековой культуры. Все окна предназначались для цветных стекол именно им готические соборы обязаны своим теплым колоритом, смягчающим иногда несколько рассудочную сухость строго рассчитанной архитектуры и сообщающим внутреннему пространству мистическую таинственность кроме того, эти огромные цветные витражи, будучи составлены из пропускающих свет, но не прозрачных кусочков, до некоторой степени заменяют собой отсутствующие в готической архитектуре сплошные стенные поверхности. Ранние книги той эпохи были тщательно переписаны и затем проиллюстрированы монахами.
Намного нюансированнее проблему взаимоотношений Востока и Запада рассматривали некоторые историки искусства: Краутхаймер, Грабар, Демус, Пехт, Ладнер, отчасти Бельтинг. Это отражается в традициях академического образования и разделения дисциплин. Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Миниатюра, в которой изображен жертвователь, протягивающий королю свою книгу, в отношении живописной техники значительно выше подобной миниатюры в вышеупомянутой парижской рукописи «Град Божий».
Г. В. Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх Никифор. До середины XIVв. Если у кого-то возникали проблемы с деньгами, книгу можно было заложить и получить хорошее вознаграждение. А уже к 1100 году новизна стала традицией.
3. Чтение Суммы богословия Фомы Аквинского не объяснит нам устройство собора. На рубеже VI и VII веков ее завершил папа Григорий I (540 -- 604). На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала настенной живописи. Те, кто стремился к образованию, начинал с Библии (прежде всего псалмов) и, через семь свободных искусств, возвращался опять-таки к Библии.
В эпоху раннего средневековья оно выступило главным хранителем элементов античной культуры. Около 1200 года некий английский цистерцианец (возможно, Адам Дорский), возмущаясь фривольностью художников и скульпторов своего времени изложил правила типологического соотнесения конкретных сцен Нового и Ветхого Заветов в поэме Художник в стихах (Pictor in carmine)11. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле. Но только в музейных условиях, в демонтированном состоянии, за фигурами и орнаментом первого плана удалось рассмотреть очень выразительные образы демонического характера, словно метафору мирового зла, скрывающегося за картиной мировой гармонии. Существует нетелесная красота, которую можно познать только разумом 19.
13 – 14 вв), Реймский собор (нач. Особый выразительный эффект создавала так называемая «обратная перспектива», очень часто использовавшаяся в церковной живописи. В старине — новизна и в новизне — старина (In veteri novitas, atque in novitate vetustas).
Г. В. Без этой мобильности немыслим единый западноевропейский культурный фон. 3. «Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, РафаэльВозросший интерес к античной культуре. Средний неф более чем вдвое выше боковых (рис. 244).
Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Возросшее количество светских мотивов в культуре. Princeton, New Jersey, 1993. по «римскому образцу».
Средневековье создало культуру, отличную от античной.
Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Августин указывает путь, по которому человечество может реализовать эти качества в своем произведении: Не то искусство, которое опытом наблюдается, а то, которое разумом доискивается 21. Из огромного числа бытовавших в церковной практике (преимущественно римской) напевов были отобраны наиболее употребительные и отвечающие духу религиозности они распределились по дням церковного календаря, каждый был строго связан с определенным моментом церковной службы.
Черта реализма выказывается здесь особенно в портретной трактовке главных лиц. Пространства, занятые фигурными изображениями, как бы превращены в двойные готические церковные окна стиль в контурах и движениях идеализированных фигур выказывает всю свежесть и оригинальность замысла, всю добросовестность и обдуманность выполнения, которые были свойственны XIII столетию во Франции. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Разнообразие жанров: канцоны (выражением любовного чувства), сирвенты (обсуждались проблемы современности), альбы (тема разлуки влюбленных) и т. д.
Напомним, что там же, перед Латераном, видимо, со времен Григория Великого стояла и конная статуя Марка Аврелия идентифицировавшаяся чаще всего, но не всегда, с Константином (средневековые путеводители по Риму называют ее caballus Constantini). Фигуры святых приземисты, мужиковаты, явно простонародного происхождения. И это начало, соединив религию с государством, не могло не отразиться на искусстве, а через него — на мировоззрении людей. Американский исследователь подчеркивает новое, антиимперское, антиримское содержание важнейших евангельских сюжетов (например, Вход Господень в Иерусалим) и образов (Добрый Пастырь, Христос-философ, Христос-маг).
Но самое красивое парижское здание — знаменитая Сент-Шапель (Sainte Chapelle) при королевском дворце на острове Сите, сооруженная Пьером из Монтрёйля (1243–1248). Какую роль в истории развития европейской живописи с 1250 по 1400г.
Восьмиугольные, богато расчлененные сложные столбы одного из жилых залов этого замка увенчаны затейливыми капителями, снабженными, под листьями, небольшими фронтонами. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Новая постройка Амьенского собора (рис. 245) была начата после пожара 1218г. Довольно часто вместе с тем их песни «разносили» по свету жонглеры, получая за это определенное вознаграждение. После этого оригинал исчез, но был чудом найден.
Архитектура также была культовой. Амьенский и Страсбурский соборы – примеры «пламенеющей» готики. Аббат королевского монастыря Сен-Дени и канцлер Франции Сугерий (XII в. ), один из создателей готической архитектуры, пригласил из Константинополя мозаичистов, чтобы украсить левый портал нового фасада базилики. Лиственные мотивы постепенно становились более натуральны все более отчетливыми делались узоры в виде листьев терновника или дурмана растительные арабески стали оживляться птицами, зверями и человеческими фигурами из которых постепенно составлялись небольшие сценки шутливого содержания (droleries). Внутри сооружений они наносились на капители колонн.
Из произведений, относящихся ко времени КарлаV, следует упомянуть алтарную завесу Луврского музея, поступившую из Нарбоннского собора, но изготовленную в Париже. Готика стала зарождаться так же и в странах с сильной королевской властью Франции, Испании, Чехии, Англии, в которых короли внедряли готику как символ христианской монархии. Воздвигнутый на собственных землях Константина Латеранский храм в честь Спасителя (313—319 годы, будущий Сан-Джованни ин Латерано) стал классическим воплощением базилики. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы.
Гонс причислял к чудесам готики Парижский (см. 18) Mathews Th. F. От его здания, сгоревшего в 1194г., уцелел только западный фасад (см. в Валансьенне, вышли исполненные по заказу КарлаV (Мудрого, ум.
В этом соглашались и Отец Церкви св. Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового.
С начала XIII в. по всей Европе распространяется литургическая практика демонстрации гостии (т. е. Жакмаром дЭденом выполнена часть миниатюр оконченного только в 1409г. По всей территории бывшей Римской империи они уничтожили рабство, установив общественный строй, опиравшийся на свободный труд крестьянина-земледельца (речь идет об эпохе раннего, еще пред феодального средневековья). Священное прошлое человечества представало на востоке храма (алтарная часть), его грядущее будущее (конец света, страшный суд) – на западе.
– Ростов н/Д., 1995. Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. В сооруженных уже в 1215г.
Менялся не только уклад жизни -- убыстрялся ее темп. На средокрестии возвышается башня. Для золотых нимбов, частей одежды, архитектурных обрамлений и украшений наряду со старым шварцлотом уже употребляется так называемая художественная серебряно-желтая краска (Kunstgelb, Silbergelb), смесь сернокислого серебра с жженой охрой, накладываемая с задней стороны стекла но другие краски, употребляемые в витражах, пускались в дело лишь мало-помалу, вот таким образом незначительно могли быть увеличиваемы размеры отдельных кусков стекла с той целью, чтобы было больше места для живописи и штриховки.
Навыполнение работы 45 минут. Бенедикт советовал ему работать с сугубым смирением (Устав св. Однако нельзя утверждать, что готический стиль по сущности стиль французский. Искусство этой эпохи проникнуто духом символики. Громадными размерами отличается также готический хор старого собора в Ле-Мане (1117–1254), с его сильно расчлененными сложными столбами, которые, по примеру столбов Буржского собора, уменьшили толщину служебных колонн, увеличив зато их число.
1. Средневековый человек чаял и знания и веры.
Характернейший образ средневековья -- распятие. Некоторые историки западноевропейского искусства и медиевисты-антропологи из школы Анналов (Шмитт, Баше), как бы защищая его свободу, самостоятельность и изобретательность, зачастую противопоставляют это искусство иконографической шаблонности, застылости византийской традиции. Связующим же звеном между миром древним и новым явилось христианство. С другой стороны, большие кафедральные соборы Амьена, Реймса и Руана в позднейших произведениях (в особенности церковь св. Урбана в Труа) дают достаточный материал для того, чтобы проследить далее манерное направление готической монументальной пластики XIV столетия.
Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Мейнверка Падерборнского, капелла Св. Немало других мелких скульптурных изделий сохранилось в различных коллекциях. Из станковых картин, бывших на Парижской выставке (1904) и относимых, по сравнению их стиля со стилем только что названных произведений, к парижской школе конца XIV столетия, следует назвать прелестный небольшой складень из собрания Вебера, в Гамбурге, среднее изображение которого представляет Пресвятую Троицу написано еще абсолютно вне пространства, на золотом фоне, но уже со свежей красочной моделировкой. В легких и благородных формах сооружены галерея клуатра и дортуар верхнего этажа.
в 1223г. ) и Жофруа дЕ (ум. Цитаделью замка был донжон– прямоугольные или круглые 4-х ярусные башни с бойницами (нижний ярус – склад, 2-й – помещение для слуг, 3-й – покои хозяев, 4-й – рыцарский зал).
Надгробная скульптура начинается великолепным рядом 16 статуй, поставленных Людовиком Святым в склепе церкви аббатства Сен-Дени (в 1264г. ) и изображающих французских королей и принцев, предков государя. Художник творит, не глядя на чувственную модель, но припоминая высшую идею красоты 4. Продолжим эту линию чуть дальше. Александр III заказал уже не фреску, а мозаику (. ) на архитраве портика Латеранской базилики (т. е.
Так, на стене зала, в маленькой нише, есть словно вырванное из общего контекста иконографической программы изображение убийства Каином Авеля: оно, несомненно, читалось как аллегория превосходства духовной власти над светской. Максимальное количество баллов – 2523 – 25 баллов –«5» отлично17 22 балла – «4» хорошо11 16 баллов – «3» удовлетворительноМенее 10 баллов «2» неудовлетворительноПромежуточная аттестация по МХК 10 класс (тест)Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре первобытного общества, культуры античности, средних веков, средневековогоВостока и художественную культуру Возрождения.
– М. : 1996. В 1254 году кардинал стал папой под именем Александра IV. Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости.
К небу тянутся все части здания. Напольная мозаика (например, в соборе г. Отранто в Апулии) тем более должна была говорить низким стилем (stilus humilis), хотя содержание ее могло совпадать с тем, о чем высоким стилем (stilus sublimis) говорили мозаики стен и сводов. В западной традции не было места экфрасисам — этому традиционному для античности и Византии литературному жанру, который позволял описать и эстетически оценить памятник искусства. К числу любимых скульпторов Карла Мудрого принадлежал также Иоганн Люттихский.
Каждая деталь здесь была важна не сама по себе, а как выражение этой идеи. В правильности моего утверждения об иерархии качества в Палатинской капелле современный исследователь может убедиться, только оказавшись на близком расстоянии от этих образов (а такая возможность предоставляется редко и только во время реставраций) ибо даже бинокль не может дать о качестве смальты и тонкости линий достаточно верной информации. И все-таки исторические процессы были необратимы. В результате распада империи образовалось три государства: Германия, Франция, Италия. Г. И. Изобразительное искусство представлено в форме фресок (от ит.
То же мы встречаем в Mappamondo Павлина Минорита (1320—1321). Un bronzo medievale. уже настолько отстроен, что в него мог перейти соборный капитул. В характеристике святых появляется человечность, мягкость.
Крыши всегда очень высоки. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. В имманентно присущих художественным процессам законах.
Термин «романский» возник в 19 в., как обозначение искусства 10-12 вв, в котором постройки были преимущественно каменными, со сводчатыми перекрытиями, т. е. Рельеф с сюжетом из жития св. Стефана на портале южного крыла трансепта (рис. 248), скомпонованный в высшей степени просто и ясно, в любую пору считался бы произведением классическим. Культурология. Учебная система представляла двойной курс: 1) тривиум 150 грамматика, диалектика и риторика 2) квадриум (старший курс) 150 музыка, арифметика, геометрия и астрономия. При соборах открывались церковные школы, а также -- школы светские, позже преобразованные в университеты.
Между тем, все по-своему правы. Строя себе дворец с церковью, он не мог не ориентироваться на императорский образец. Продольные нефы пересекает трансепт – поперечный неф, т. о. Богословие искусства создавали лучшие греческие умы VIII—IX вв. : св.
Книги в то время считались настоящим сокровищем. На деревянную доску натянуто полотно, покрытое затем меловой грунтовкой. Этот художник-человек всем обязан Тебе: Ты устроил его тело так, что оно посредством разных членов совершает разные действия, а чтобы эти члены были способны к деятельности, Ты вдунул в телесный состав его душу живую (Книга Бытия II, 7), которая движет и управляет ими Ты доставил ему материал для художественных работ Ты даровал ему способность ума, чтобы постигать тайны искусства и наперед обнимать мыслью то, что предполагает он произвести Ты же наделил его телесными чувствами, которые служат ему проводником между телесною и духовною его природою, так что мир телесный и мир духовный находятся у него при посредстве этих чувств в общении душа в своих действиях сносится с душою для поверки и оценки присущего ей истинного, хорошо ли последовало выполнение 24. 2. Средний неф шире и выше боковых. Также в рыцарском искусстве находили отклик вопросы морали, религии, политики. Но остроконечная арка, в отличие от полукруглой, была неустойчивой.
Стиль был не только выражением настроения эпохи, народа или личного темперамента (Вёльфлин), формой смысла (Поль Валери), но и результатом сознательного выбора, сделанного в конкретной ситуации, для решения конкретной задачи, определенным заказчиком, художником или мастерской. Уже у первых апологетов, св. Подлинник Вероники, платок величиной приблизительно 40 на 37 см, немецкие ландскнехты-лютеране продавали в римских тавернах в 1527 году во время Сакко ди Рома.
Вот таким образом такие исследователи, как Тоде, Краус и Маньи, причисляли весь данный период, по крайней мере для Италии, где новое движение проявилось всего сильнее (Данте, Петрарка), уже к эпохе Возрождения, Ренессанса, начало которой историки искусства прежде относили лишь к XV столетию. Односкатные крыши над боковыми нефами постепенно заменяются двускатными. Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие.
Стена, разрезанная окнами и арками, стремится к тому, чтобы стать прозрачной, диафанной подпоркой для балдахина-купола (Янцен, Зедльмайр)20. XIII в. ) Рим представляет собой овал, пересеченный Тибром, на котором лежит лев с пояснительной надписью: Рим заложен в форме льва (Secundum formam leonis inchoata Roma).