Иоганн Готфрид Таннауэр (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, в дореволюционной литературе именовался Дангауэром, 1680—1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист.
С. 4. ). 90, 117, 172, 173, 249. Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника.
1 – 2 и 143. немецкий художник, портретист, миниатюрист. Ибо при таком случае я не намерен болши здесь оставаться, но желаю щастия своего в иных местах искать. Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб.
1889, т. 1, стр. – СПб., 1872.
3870, стр. Такому впечатлению современников содействовал и сам Петр. При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать». 56, 107 и 423 т. II, стр.
в Москве", СПб. Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб. — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб. в Москве, СПб. 111 – 132. 2-е, ч. II, стр.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). Современник T., Берхгольд дает следующий отзыв о портретах, которые он видел в незаконченном еще виде в мастерской художника: "это были портреты императора императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меньшиковых, все оригинальные, одинаковой величины и один лучше другого. Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ). «Портрет Ф. М. Апраксина» ярко демонстрирует, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность. Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи». После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). – А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. 1872, вып. К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени. (Tannauer, Donauer, Dannenhauer, 1668 – 1737 гг. ) – портретист, сын живописца, родом из Саксонии, сначала был часовщиком в Швабии, потом занимался музыкой и, наконец, посвятил себя живописи, которую изучил под руководством Себ.
Небольшая по размеру картина представляется огромным полотном. Он не улучшал старину, а гнал ее и принудительно заменял новыми порядками. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный в латах и поясной профильный в Романовской галерее Эрмитажа большой во весь рост— в московской Оружейной палате и другие) портреты царевича Алексея Петровича царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце) принцессы Шарлоты-Софии и гр. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе.
Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Большое значение уделяется изображению неба. 36, 222.
П. И. Ягужинского (там же). Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. 1872, стр. 4—5. По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию.
Вернувшись в Петербург, И. Г. Таннауер получил почетное звание придворного живописца. А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа. Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб. 1875, т. I, стр. Срок контракта с Таннауером к тому времени истек и художник, не получивший деньги пришел в немалое разорение. С. Д. Шереметева).
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 2-е, ч. II, стр. 30.
3 и 28. Сопоставление живописи и поэзии в данном случае закономерно, так как культура барокко обнаруживает стремление «скрещивать» языки различных искусств. 1886, стр.
Аммона, Москва 1858 изд. – А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. Шереметева, в Кускове, близ Москвы), А. Д. Татищева (там же) и гр. Аммона, Москва 1858 изд. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр.
— Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. 1886, стр. 223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
1889, т. 1, стр. академии художеств. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост— в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ).
Ч. 2. Его авторству принадлежит написанная с натуры картина изображающая Петра I на смертном одре (хранится в Государственном Эрмитаже). 111—132. I, стр. Однако по существу своему эти реформы не были переворотом.
– М., 1860. Принужденный бороться за свою власть и самостоятельность при начале правления, Петр сохранил боевые приемы навсегда. – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России.
Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера). – П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». В России И. Таннауер был загружен работой. Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 гг. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр.
Немецкий художник неоднократно писал изображения Петра Великого и членов его семьи, а также «птенцов гнезда Петрова», его сподвижников – адмирала Ф. М. Апраксина, дипломата ПА. Бомбелли в Венеции. Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. — П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв.
3 и 28. 3870, стр. Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет.
Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, "Картинная галерея Имп. 30. Тема неба – одна из центральных в искусстве барокко (в 1960 году в Штутгарте проходила специальная выставка под названием «Небо барокко»). академии художеств. Оно как бы живет своей особой жизнью. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716).
Принадлежащими несомненно его кисти должно признать портреты царевича Алексея Петровича (в Романовской галерее Зимнего дворца) императрицы Анны Иоанновны (в Царскосельском и в Гатчинском дворцах), Петра Великого (у гр. В результате неудачных военных действий русские войска потерпели поражение, а художник потерял все свое имущество, в том числе и произведения, привезенные с собой. — Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. С. Д. Шереметева). 56, 107 и 423 т. II, стр. — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
П. И. Ягужинского (у гр. Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. 4 – 5. П. И. Ягужинского (у гр.
Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). Толстого. 1872, вып. В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. 36, 222.
I, стр. – И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе». 90, 117, 172, 173, 249. С. 304. ). – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). 1872, стр. Недаром скульптор Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи.
Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. — А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. 1875, т. I, стр.
По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха». 247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр.
1—2 и 143. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. 303—304. – Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. Он прибыл в Россию в 1711 году.
1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. — "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд. «Да будет поэзией живопись» – таков один из лозунгов барочной культуры. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса. 303 – 304.
Он говорил: «Есть высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского». Точка зрения дана снизу вверх, подчеркивая величие императора-полководца. Перебравшись оттуда в Голландию, совершенствовался копированием Рубенса. Законченный вид портрета стиля барокко мы находим в творчестве немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауера (1680-1737).
Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц.