На полотне "Иоанн Креститель", выполненном в 1514-1516 годах маслом по дереву известный художник Леонардо да Винчи зашифровал неземное существо. История герба Л. «Иоанн Креститель» – картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Легендарное полотно «Иоанн Креститель» кисти гениального итальянского художника Леонардо да Винчи, выполненное в 1514-1516 годах маслом по дереву, содержит, как оказалось, скрытое изображение.
В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет. «иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.
Иоанн Креститель по версии позднего Леонардо – это изнеженный юноша с длинными вьющимися волосами и красивым, женственным лицом. «иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. «иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.
Он прожил там до 1499. Борются люди и кони. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной.
В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
Слава его гремела по всей стране и все искали встречи с ним. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста. руб. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (Йоханан бар Зехарья— «сын Захарии»— «совершающий ритуальное очищение водой» 6—2 годы до н. э. - ок. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника. Интрига, которая плелась извне, разбудила интригу внутри. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Исследователи датируют картину концом римского – началом французского периода творчества Леонардо (1514 – 1516). Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба.
Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо» : из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой.
В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». Однако сила воздействия его работы куда больше. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Никогда не изображал он отречение и муки. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Ничто не мешает предположению, что это тот же Турини. Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Ну, разве это не выброс духовности.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи.
Но угасла и творческая активность художника. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины. На ней изображён женоподобный мужчина. Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. По словам Б. Р. Он начинал писать трактат «О геометрических играх», не законченный, как и все его предыдущие трактаты.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами.
Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Оба были пьяницы, бездельники и негодяи первостатейные. И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи.
Уделял он внимание и рукам. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Богоматерь и престольный ангел изображены как богатые современники да Винчи, девушка и юноша. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. А папа сказал: «Увы. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. Считается исторической фигурой его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
Переходы от света к теням тонки и изысканы. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». У Леонардо нет линии, есть только формы. И не акридами питался этот гермафродитический юноша и не для миссии предтечи готовил себя. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Кто жертвователь изображенный на картине, неизвестно.
Над окном, перед которым сидит Христос, вздымается дуга свода, а при распределении голов художник избежал прежнего однообразия. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Микеланджело в Риме не было, так что Леонардо мог не опасаться его желчных выходок. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Ибо теперь предстояло показать, как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати учеников.
Полотно, к слову, само по себе весьма примечательно и загадочно. В-третьих, во рвах замка св. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
Город, находящийся позади двух фигур, автору практически не интересен: почти такие же строения можно встретить и на других иконах данного типа. У Леонардо был мастер Георг из немцев, готовивший ему зеркала для его опытов. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Картина писалась около четырёх лет. И не только лица. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Он больше Вакх, чем его сосед по галерее, носящий это имя. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ). Но выгладит он далеко не как святой. Это Иоанн Креститель.
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли.
Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Леонардо всегда казался непонятным невежественной сановной черни.
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Из полумрака слабо выступает беспокойная фигура. стал переходить от анатомии к физиологии. Все спуталось в дикий клубок.
Побывав затем еще раз в Милане, а также в Риме и Парме, он в 1515 г. принял предложение французского короля Франциска I переехать во Францию, с ежегодным окладом в 700 талеров (15 тыс. Об оттенках они не заботились. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Отголоском этих оценок является дальнейшее описание этих опытов у Вазари. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней.
Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение). Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. За это время лаковые слои успели окислиться и приобрести желтые и коричневые оттенки, а между ними накапливалась грязь. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи».
Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака – что не всегда документировалось – «для придания произведению глубины». В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Ее приписывали Больтраффио. Человек должен летать, считал этот гений.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. «Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, в виде скорбно-печальной христианки, точно готовящейся уйти в монастырь, чтобы пострадать за грехи мира.
В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. Вероятно, в Риме же был если не закончен, то доведен до того состояния, в котором он находится сейчас, луврский «Иоанн Креститель». Поползли слухи, сплетни. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом.
Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Красота и блаженство – все у него от мира сего.
Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Но заказчиком ее был не папа, а кто-то другой. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини.
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. Никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, еще не начав ее». Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Чтобы получить его изображение, картину необходимо симметрично отразить по горизонтали. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. И теперь находится в экспозиции Лувра.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. У Леонардо все полно движения. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость. От картины так и веет духом языческого полнокровного восприятия жизни, а вовсе не аскетизма. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Правда, у него в левой руке крест, а правая перстом указывает на крест.
Чтобы это почувствовать, необходимо вспомнить конец XV в., время, когда монах Савонарола еще раз воскресил дух Средневековья. У них все блестит и сверкает. Фреска эта существует.
А анекдот таков. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Во всяком случае, сообщаемый тут же Вазари анекдот, хорошо характеризующий отношение к Леонардо папы Льва, повисает в воздухе: неизвестно, к какой картине его нужно отнести.
Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Чтобы отделаться от этих людей, Леонардо пришлось обратиться к Джулиано. Леонардо покинул город. Но это была грация элегическая.
Нет более углов. Картина, как известно, не была окончена. Свет на него падает слева. Быть может, когда в миланской мастерской ученики писали «Вакха», Леонардо сделал для себя другой набросок, а в Риме его кончил приблизительно в то же время, что и «Леду», по-видимому, столь родственную «Иоанну» по духу.
Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
Голова ее образует вершину пирамиды, бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Так эта работа оказалась в Лувре. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Леонардо да Винчи был слишком художник, чтобы довольствоваться простой, лишь заполняющей линии красочностью. Язык его богат, ярок и выразителен. Они дружили со швейцарцами папской гвардии и чувствовали себя вот таким образом хозяевами положения. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его.
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Браманте познакомил его с земляком, Рафаэлем, успевшим уже создать себе громкое имя своими задумчивыми лирическими мадоннами и великолепной росписью ватиканских станц (зал). Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции – «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518 – 1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», – говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Леонардо также интересовал рисунок волос. Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. В-четвертых, он продолжал опыты по воздухоплаванию, которые в описании Вазари представлены как непонятная блажь: «Намяв кусок воску, он во время прогулок животных, полных воздухом и, надувая их, заставлял летать а когда воздух из них выходил, они падали на землю».
Содержание его рисунков самое разнообразное. Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу. Этот — совсем иной». В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины.
В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро. Он осуществлял бесконечное количество такого рода измышлений».
Точно так же прославлял он со знанием специалиста, у которого не было в этой области соперника, очарование пышных, красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Но и так срытый объект увидеть нельзя. А Леонардо да Винчи сам не считал себя художником: несмотря на то, что он окончил мастерскую Верроккьо, где даже превзошёл в мастерстве учителя, своей основной профессией да Винчи считал инженерное дело. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен). Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Тела приобретают округлые формы.
Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Реставрация в 2011 – 2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. При этом на полотнах напрочь отсутствуют мазки и отпечатки пальцев. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой.
Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Папа, которому очень рекомендовал его Джулиано, был к нему милостив. Для него началась пора беспокойных скитаний. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову.
Но это было только начало. Этот — совсем иной. Пластически высечены контуры. Все тело отражает данное душевное движение. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Богородица ли она вообще.
Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр. К мягкости стремятся и краски.
Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо, он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. Если бы дело ограничивалось таким снисходительно насмешливым отношением, было бы ничего. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем».
На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти.