«иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Легендарное полотно «Иоанн Креститель» кисти гениального итальянского художника Леонардо да Винчи, выполненное в 1514-1516 годах маслом по дереву, содержит, как оказалось, скрытое изображение. Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда. «иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.
На полотне "Иоанн Креститель", выполненном в 1514-1516 годах маслом по дереву известный художник Леонардо да Винчи зашифровал неземное существо.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. Правда, у него в левой руке крест, а правая перстом указывает на крест. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Об этих световых эффектах копия Рубенса, естественно, не дает почти никакого представления. По словам Б. Р. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. И не акридами питался этот гермафродитический юноша и не для миссии предтечи готовил себя.
Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Но и так срытый объект увидеть нельзя. Уделял он внимание и рукам. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога.
В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. Они дружили со швейцарцами папской гвардии и чувствовали себя вот таким образом хозяевами положения. Этот — совсем иной. Леонардо покинул город.
Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Об оттенках они не заботились. При этом на полотнах напрочь отсутствуют мазки и отпечатки пальцев.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Он сажает Мадонну изображенную взрослою женщиной, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу, намеревающемуся сесть верхом на барашка. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Леонардо также интересовал рисунок волос. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника. Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его. Переходы от света к теням тонки и изысканы.
Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Так эта работа оказалась в Лувре.
Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. У Леонардо нет линии, есть только формы. Помимо этого, на заднем плане отсутствует красочный и яркий пейзаж, характерный не только для да Винчи, но и для других мастеров эпохи Возрождения. Он осуществлял бесконечное количество такого рода измышлений». Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Однако сила воздействия его работы куда больше. Нет более углов. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость.
Тем самым показывал он, что прозрачные и наполненные воздухом кишки, занимавшие вначале мало места, в конце концов стали занимать много и сравнивал это с людским дарованием. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Никогда не изображал он отречение и муки. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины. Охваченная печально-скорбной набожностью, обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, смотрит Мадонна большими глазами вдаль.
Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. Все тело отражает данное душевное движение. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Картина писалась около четырёх лет.
Никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, еще не начав ее». С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Пластически высечены контуры. И не только лица.
Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Если бы дело ограничивалось таким снисходительно насмешливым отношением, было бы ничего. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен).
В Италии, раздираемой внутренними противоречиями и феодальными войнами, вдруг происходит выброс духовности – эпоха Возрождения Леонардо да Винчи. Он писал на стене маслом, чтобы постепенно разработать всю картину и добиться более тонких переходов. Отголоском этих оценок является дальнейшее описание этих опытов у Вазари.
Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Тела приобретают округлые формы. Все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек.
Для него началась пора беспокойных скитаний. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Борются люди и кони.
Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо» : из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.
В своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете, преломляющемся сквозь дым, пыль и мутные грозовые тучи. Ее приписывали Больтраффио. Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV.
Язык его богат, ярок и выразителен. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Оба были пьяницы, бездельники и негодяи первостатейные. Но это была грация элегическая.
В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации. Фреска эта существует. У Леонардо был мастер Георг из немцев, готовивший ему зеркала для его опытов.
Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. На ней изображён женоподобный мужчина. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Голова ее образует вершину пирамиды, бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Поползли слухи, сплетни. Он прожил там до 1499.
Человек должен летать, считал этот гений. Полотно, к слову, само по себе весьма примечательно и загадочно. Дживелегов пишет следующее по этому поводу: «Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Картина, как известно, не была окончена.
Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Ничто не мешает предположению, что это тот же Турини.
«Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. К мягкости стремятся и краски. руб. Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Слава его гремела по всей стране и все искали встречи с ним. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Он позиционировал себя в основном не как художник, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда.
Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем.
Художники раннего кватроченто, упоенные сверканием и блеском мира, воспроизводили все предметы яркими, пестрыми красками. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. У Леонардо все полно движения. Содержание его рисунков самое разнообразное.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Чтобы получить его изображение, картину необходимо симметрично отразить по горизонтали. стал переходить от анатомии к физиологии.
Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Ученики решали перспективные задачи, а сам он просиживал ночи над геометрическими проблемами. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога.
Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Из полумрака слабо выступает беспокойная фигура. В-третьих, во рвах замка св. Вероятно, в Риме же был если не закончен, то доведен до того состояния, в котором он находится сейчас, луврский «Иоанн Креститель». В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Он больше Вакх, чем его сосед по галерее, носящий это имя. Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Все спуталось в дикий клубок. Исследователи датируют картину концом римского – началом французского периода творчества Леонардо (1514 – 1516). Леонардо всегда казался непонятным невежественной сановной черни.
«Его деятельность будет носить чисто консультационный характер и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», – говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Он начинал писать трактат «О геометрических играх», не законченный, как и все его предыдущие трактаты. Быть может, когда в миланской мастерской ученики писали «Вакха», Леонардо сделал для себя другой набросок, а в Риме его кончил приблизительно в то же время, что и «Леду», по-видимому, столь родственную «Иоанну» по духу. Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака – что не всегда документировалось – «для придания произведению глубины».
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Кто жертвователь изображенный на картине, неизвестно. Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности.
И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Но выгладит он далеко не как святой. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. Это Иоанн Креститель.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Но это было только начало. Ну, разве это не выброс духовности. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр.
Богородица ли она вообще. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой.
Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры. Браманте познакомил его с земляком, Рафаэлем, успевшим уже создать себе громкое имя своими задумчивыми лирическими мадоннами и великолепной росписью ватиканских станц (зал). Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу.
Реставрация в 2011 – 2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. А папа сказал: «Увы. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ). Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato».
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны.
А анекдот таков. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Но заказчиком ее был не папа, а кто-то другой. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Свет на него падает слева.
На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение). В-четвертых, он продолжал опыты по воздухоплаванию, которые в описании Вазари представлены как непонятная блажь: «Намяв кусок воску, он во время прогулок животных, полных воздухом и, надувая их, заставлял летать а когда воздух из них выходил, они падали на землю». Папа, которому очень рекомендовал его Джулиано, был к нему милостив.
Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Леонардо применяет исключительно круглые предметы, сосуды, мягкие подушки изогнутые кувшины.
Во-вторых, бродя по окрестностям Рима, он изучал разные геологические породы и на Монте-Марио непременно хотел докопаться до пластов с ракушками. У них все блестит и сверкает. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи». И теперь находится в экспозиции Лувра.
Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Микеланджело в Риме не было, так что Леонардо мог не опасаться его желчных выходок. Чтобы отделаться от этих людей, Леонардо пришлось обратиться к Джулиано. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста. Интрига, которая плелась извне, разбудила интригу внутри. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Хотя женщины и одеты в красивые современные платья, от их головок веет чем-то монастырским, стыдливо-робким. Этот — совсем иной».