По описанию ван Мандера, Иоахим Патинир «был человеком грубым, предавался пьянству и целые дни просиживал в трактирах, проматывая заработанные деньги, пока нужда не заставляла его снова браться за свои прибыльные кисти». Французское государство вернуло три картины фламандского мастера периода Северного Возрождения Иоахима Патинира потомкам еврейской семьи, которая была вынуждена продать работы, спасаясь от нацистов. Иоахим Патинир, «Пейзаж со святым Иеронимом». Иоахим Патинир (Joachim Patinir) (1475/1480, Динан в провинции Намюр, Валлония, Бельгия – 5 октября 1524, Антверпен, Бельгия) – фламандский живописец, один из основоположников европейской пейзажной живописи. В числе других туда переселился и уроженец города Динана Иоахим Патинир, вступивший в гильдию и благородное общество живописцев в лето от Рождества Христова 1515.
Патинир Иоахим (Patinir), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Дальше — хутор и там, возле дома Вот оно за чтоИоахима Патинира прозвали Каккеркен. Основу музейной экспозиции данной школы составляют полотна Иеронимуса Босха и Питера Пауля Рубенса, работы Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена и Ганса Мемлинга, картины Иоахима Патинира, Питера Брейгеля, Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Патинир, ИОАХИМ (Patinir или Patеnier, Joachim) (ок.
Иоахим Патинир (нидерл. Joachim Patinir 1475/1480, Динанв провинцииНамюр, Валлония, Бельгия—5 октября1524, Антверпен, Бельгия)—фламандскийживописец, один из основоположников европейскойпейзажнойживописи. Вот художники (и среди нихИоахим Патинир) и рисовали пейзажи-комиксы с массой деталей, сценок и действующих лиц. Иоахима Патинира прозвали Каккеркен.
Слева — языческое капище, повидимому срисованное с современного Каккеркену монастыря. 1524), нидерландский художник эпохи Возрождения. 1520, Мадрид, Прадо). Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня.
Но если в патетической картине Брюссельского музея Семь страданий Марии (по мнению Вотерса, это та картина, которая написана Метсисом в 1505 году) пейзаж в правой стороне и напоминает еще скалы Герарда Давида, то в левой части (сильно пострадавшей) обнаруживаются уже вполне ломбардские влияния. Высокая точка зрения дает возможность представить изображаемый ландшафт как панораму. Обычно Антония изображают бородатым старцем. Произведение мастера жанровых сцен и пейзажа Питера Брейгеля «Триумф Смерти», созданное художником в 1562 году, является одной из визитных карточек музея.
Если в сравнительно раннем Крещении Христа (после 1515, Художественно-исторический музей, Вена) сюжет и фон равнозначны, то позднее природная среда – с горами, причудливыми скалами, лесами, полями, дорогами и дальними горизонтами – начинает все заметнее доминировать над более миниатюрными фигурами (несколько вариантов Бегства в Египет Святой Иероним в покаянии, ок. около 1475-1480 – ум. 1520, Лондон, Национальная галерея) маленькая фигура отшельника почти неразличима среди нагромождения мощных скал, воспринимающихся подлинными «героями» произведения. Все-таки портретная живопись всегда возвращается к природе. В нём панорамные виды совмещают в себе две точки зрения: широкие горизонтальные поверхности (море, реки и долины) видны сверху, а вертикальные объёмы (деревья, скалы, фигуры людей) представлены с фронтальной точки зрения.
В произведениях Патинира (Бегство в Египет, Королевский музей изящных искусств, Антверпен Крещение Христа, Музей истории искусств, Вена) пейзажные фоны изображённые с высокой точки зрения и условно разделённые по цвету на 3 плана, носят характер величественных, полуфантастических панорам (включающих причудливые скалы, леса, реки и моря). На левой створке триптиха Св. Работал в Антверпене. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.
В раннем произведении Метсиса, в его Святом Христофоре (Антверпен), пейзаж еще сильно напоминает Боутса и отличается лишь более свободным размещением традиционных составных частей и большим разнообразием форм (так, река не заставлена с обеих сторон скалами, а справа мы видим плоский берег, предвещающий пейзажи Аарта ван дер Нэра). Иеронимом» (Мадрид, Прадо Лондон, Национальная галерея Париж, Лувр Венеция, Ка дОро, Галерея Франкетти) «Пейзаж со св. У Брейгеля Смерть – это кара за грехи. К середине века поездка в Италию становится уже обычаем среди нидерландских художников, но замечательно при этом, что пейзажи их сохраняют схему, встреченную нами у Квентина Метсиса (едва ли посетившего Италию) и в общем представляющую собой разработанную и обогащенную формулу национального бельгийского пейзажа, лишь с незначительной примесью итальянизма.
Вдали стоят замок и церковь — признаки человеческой жизни в этой дикой природе. Получил известность как один из зачинателей новоевропейского пейзажного искусства, разработав – на базе старонидерландской традиции от Я. ван Эйка до Босха – особый тип широкоохватного «мирового пейзажа» (в немецком искусствоведении – Weltlandschaft), включающего, обычно в масштабе совсем небольших по формату картин, массу разнообразных природных и бытовых деталей. Нельзя при этом особенно полагаться на изображение совы (по-итальянски – civetta так назывался Блес в Италии), которое якобы встречается всюду на картинах мастера, служа ему чем-то вроде подписи, так как та же подробность встречается и на картинах, несомненно кисти его не принадлежащих. «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» — как раз пример такой живописи.
Нидерландский художник Иоахим Патинир (ок. Вот таким образом мы здесь видим все средства, которыми можно привлечь и развлечь покупателя. Главные произведения его среднего возраста, когда он соединял еще свежесть рисунка с теплыми красками и плавной кистью, это — благородный церковный алтарь «Мадонны с вишнями» в Вене, небольшое «Поклонение волхвов» в Дрездене, великолепная «Мадонна» в Инс-Голле около Ливерпуля и «Распятие» у Вебера в Гамбурге. Антония и его способность изгонять демонов.
Иеронима», Нью-Йорк, Музей Метрополитен) обнаруживают влияние Герарда Давида. Многое в этом коллективном творчестве принадлежит действительно Патиниру и Блесу, однако немало придется приписать и абсолютно забытым ныне мастерам: Кейнухе (Keynooghe), Матинсу Коку, Дирку Веллерту, Гассельту ван Гельмонту и другим. К середине века поездка в Италию становится уже обычаем среди нидерландских художников, но замечательно при этом, что пейзажи их сохраняют схему, встреченную нами у Квентина Метсиса (едва ли посетившего Италию) и в общем представляющую собой разработанную и обогащенную формулу национального бельгийского пейзажа, лишь с незначительной примесью итальянизма3. Взгляните: один крестьянин несет по лестнице гуся, второй — барашка А слева — живое действие: с верхушки башни низвергается идол (золотой, судя по всему), а жрецы и язычники в испугезакрываются от падающих с крыши обломков статуи руками. Вместе с тем он скоро отказывается от уснащения пейзажа религиозными фигурами и заменяет их жанром. Многое в этом коллективном творчестве принадлежит действительно Патиниру и Блесу, однако немало придется приписать и абсолютно забытым ныне мастерам: Кейнухе (Keynooghe), Матинсу Коку, Дирку Веллерту, Гассельту ван Гельмонту и другим.
Нельзя при этом особенно полагаться на изображение совы (по-итальянски – civetta так назывался Блес в Италии), которое якобы встречается всюду на картинах мастера, служа ему чем-то вроде подписи, так как та же подробность встречается и на картинах, несомненно кисти его не принадлежащих. От Давида он перешел к Квентину, а затем в Италии (1508–1519), переработав влияние верхнеитальянских школ, развился в главного представителя римско-флорентийского стиля в Бельгии. Шейблер оказал большую услугу сопоставлением его работ.
Еще более сильное влияние Квентина Массейса, чем мастер «Успения Богородицы», показывают «мастер из Франкфурта» изученный Вейцзекером, с его главной картиной алтарного Франкфурта изученный Вейцзекером, с его главной картиной алтарного «Распятия» Штеделевского института и «мастер капеллы Святой Крови» в Брюгге галерея Вебера в Гамбурге обладает «Алтарем Девы Марии» его работы. Антония мы видим просто легион демонов. Помимо упомянутых выше, это «Пейзаж с горящим Содомом» (Роттердам, Музей Бойманс-ван Бейнинген) «Проповедь Иоанна Крестителя» (Филадельфия, Художественный музей Упсала, Университет) «Пейзаж с бегством в Египет» (ок 1515, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса Филадельфия, собрание Джонсон Мадрид, Прадо ок 1520, Берлин, Государственные собрания Стокгольм, Национальный музей) «Пейзаж со св. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св.
Патинир из Динана (1490–1524), ставший антверпенским мастером в 1515 г., первый истинный пейзажист, признанный таковым и Дюрером, развился рядом с Боутсом, Давидом и Квентином Массейсом. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Такие картины Иоахима Патинира как «Крещение Христа» или «Св. Так, в картине «Святой Иероним в скалистом пейзаже» (ок. Человечество перед ее лицом предстает как бессильная масса, состоящая из слепых частиц. В Неаполитанском королевстве, по аналогии с Испанией, существовало тогда как бы отделение нидерландской школы герцогиня Миланская посылает одного своего подданного (Бугатто) в учение к Роже ван дер Вейдену и собственноручным письмом благодарит мастера по завершении его учеником художественного образования при дворе Федериго Урбинского, бок о бок с Мелоццо да Форли, Пиетро деи Франчески и отцом Рафаэля, работает Юстус Гентский.
Антония» (1520-24), «Крещение Христа». Рядом с Патиниром следует и упомянуть пейзажи в фонах картин Изенбранта и творчество уроженца Бувин, Гендрика мет де Блес (родился около 1485-го или же в 1500 году). В раннем произведении Метсиса, в его Святом Христофоре (Антверпен), пейзаж еще сильно напоминает Боутса и отличается лишь более свободным размещением традиционных составных частей и большим разнообразием форм (так, река не заставлена с обеих сторон скалами, а справа мы видим плоский берег, предвещающий пейзажи Аарта ван дер Нэра). К середине века поездка в Италию становится уже обычаем среди нидерландских художников, но замечательно при этом, что пейзажи их сохраняют схему, встреченную нами у Квентина Метсиса (едва ли посетившего Италию) и в общем представляющую собой разработанную и обогащенную формулу "национального" бельгийского пейзажа, лишь с незначительной примесью итальянизма. Работал в Антверпене. У Иоахим Патинира пейзаж стал частью сюжета, получил смысл и содержание.
Родился в Динане, в окрестностях Намура. На переходе к последней манере стоит пейзаж с торговцем и обезьянами в Дрездене.
Несколько омерзительного вида тварей окружило лежащего на земле седобородого отшельника. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника. Христофором» (Мадрид, Эскориал) «Река Стикс» (Мадрид, Прадо).
Патинир (Patinir) Иоахим (около 14751480, Бувинь или Динан, Намюр, 5. 10. 1524, Антверпен), нидерландский художник эпохи Возрождения. Теряющиеся среди ландшафта мелкофигурные религиозные сцены (часто написанные другими художниками, например К. Массейсом) не определяют художественного смысла произведений Патинира. Пейзажная концепция художника отличается большим своеобразием: созданный им тип пейзажа получил название Weltlandschaft («мировой пейзаж»). Так, рождается целая серия полотен: «Переправа в Преисподнюю», она же «Харон перевозит душу в ад» (1515-24), «Святой Кристофер несет младенца Христа», «Пейзаж с кающимся св.
Таковы его картины «Отдых на пути в Египет» (Мадрид, Прадо) и «Крещение» (Вена, Музей истории искусства), посвященные эпизодам из Священного Писания. Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Главные картины с его подписью являются: пейзаж в Мадриде с «Искушением св. Напротив того, более ранние произведения Мабюзе, например знаменитое с подписью его «Поклонение волхвов» в Касл-Ховарде, «Христос на Масличной горе» в Берлине, «Трехчастный алтарик Мадонны» в музее в Палермо, являются старонидерландскими произведениями с проникающим, жизненным языком форм и красками.
Гравюра «Искушение святого Антония», которую обычно называют «Второе искушение святого Антония», так как Калло уже обращался к этому сюжету в 1617 году, самая вдохновенная из всех его сатирических и гротескных композиций. Рядом с Патиниром следует и упомянуть пейзажи в фонах картин Изенбранта и творчество уроженца Бувин, Гендрика мет де Блес (родился около 1485-го или же в 1500 году).
Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Нельзя при этом особенно полагаться на изображение совы (по-итальянски – civetta так назывался Блес в Италии), которое якобы встречается всюду на картинах мастера, служа ему чем-то вроде подписи, так как та же подробность встречается и на картинах, несомненно кисти его не принадлежащих. 1 Нам скажут, что это Альпы и что Альп в Бельгии нет. картина должна была быть такой, чтобы её можно было разглядывать часами, а потом ещё и подводить к ней гостей и долго их (и себя за одно — вы скоро поймете как) этой картиной развлекать. В 1521 году он познакомился с Дюрером, который в это время путешествовал по Нидерландам: в своих путевых записках мастер упоминает о Патинире как о «хорошем пейзажисте».
О его жизни известно немного. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Иеронимом», «Отдых на пути в Египет», «Искушение св. Достоверно работал в Антверпене Ян Госсарт из Мобёжа (Мабюзе около 1470–1541), обыкновенно называемый Мабюзе по имени его родного города, по-латыни Malbodius. В ряде случаев фигуры людей исполнялись другими художниками. Веяния эпохи отложили свой отпечаток на картины Иоахима Патинира.
Изгибы реки, скалы, цепи холмов словно отсчитывают пространство, влекут в глубину картины. В искусстве Нидерландов водворяется стиль и его неизбежное следствие – виртуозность. 2 Есть некоторые основания полагать, что Блес приходится племянником Патиниру и что его настоящее имя было тоже Патинир.
Происходил из благородной и богатой семьи христиан. Очень близкие по характеру пейзажи встречаются у первого нидерландского романиста, у Квентина Метсиса. Но если в патетической картине Брюссельского музея "Семь страданий Марии" (по мнению Вотерса, это та картина, которая написана Метсисом в 1505 году) пейзаж в правой стороне и напоминает еще скалы Герарда Давида, то в левой части (сильно пострадавшей) обнаруживаются уже вполне "ломбардские" влияния.
В раннем произведении Метсиса, в его "Святом Христофоре" (Антверпен), пейзаж еще сильно напоминает Боутса и отличается лишь более свободным размещением традиционных составных частей и большим разнообразием форм (так, река не заставлена с обеих сторон скалами, а справа мы видим плоский берег, предвещающий пейзажи Аарта ван дер Нэра). Массейс, Й. ван Клеве), с которыми сотрудничал Патинир. В отрогах темных громад первого плана виднеется светлый проем, за ним дорожка и вырубленная в скале лестница, ведущая к ровному плато. Превосходные пейзажи Патинира можно встретить у многих любителей искусства. Отличительной чертой Патинира является необычная для того времени специализация в области пейзажа (Дюрер назвал его «пейзажистом», впервые употребив этот термин). Впрочем, с другой стороны, мы не знаем (при современном состоянии художественной хронологии вопрос едва ли и возможно выяснить), является ли эта самая ломбардская схема пейзажа (например, пейзажи в картинах Madonne aux Rochers и в портрете Джоконды Леонардо) действительно произведением Италии и не отражается ли в ней, наоборот, нидерландское влияние.
Как показали современные исследования, его кисти принадлежит лишь сравнительно небольшая группа работ (около двадцати). Из картин позднего времени «Адам и Ева» в Гэмптон-Корте, «Евангелист Лука, пишущий Богородицу» в Рудольфинуме в Праге и «Мадонны» в Мадриде, Мюнхене и Париже при всем техническом искусстве отличаются уже намеренной холодностью форм и тонов его итальянизма мифологические картины этой манеры, вроде «Геркулеса и Деяниры» у Кука в Ричмонде (1517), «Нептуна и Амфитриты» в Берлине и «Данаи» в Мюнхене (1527) тем невыносимее, что все еще стремятся соединить абсолютно реалистические головы с холодной пластикой тел. Несомненно, однако, что это был именно обмен, а не одностороннее заимствование. Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. В произведениях П. («Бегство в Египет», Королевский музей изящных искусств, Антверпен) пейзажные фоны, четко разделённые по цвету на три пространственных плана, носят характер полуфантастических панорам (включающих в себя горы, причудливые скалы, леса, моря и реки), а отдельные религиозные эпизоды (часто написанные др.
Многое в этом коллективном творчестве принадлежит действительно Патиниру и Блесу, однако немало придется приписать и абсолютно забытым ныне мастерам: Кейнухе (Keynooghe), Матинсу Коку, Дирку Веллерту, Гассельту ван Гельмонту и другим. Самому Блесу, между прочим, принадлежит ряд рисованных видов Рима и Неаполя и это вполне подтверждает предположение, что он посетил Италию. Подпись на мюнхенской картине во всяком случае мы вместе с Фоллем считаем подлинной. Один из родоначальников жанра пейзажа. К сожалению, однако, первый из этих художников лицо полумифическое, созданное современной сравнительной критикой, а второй-- это собирательное имя для картин весьма многочисленной группы художников, очень близких между собой по характеру их живописи. Его подпись имеет и пейзаж с «Отдыхом на пути в Египет», его любимым дополнением к пейзажу в Антверпене и со св.
При этом художник, работая в сине-зеленых тонах, смог не смешивать их, а за счет изменения градации цветов превращал полотна в некое подобие трехмерных картин, особенно это заметно при взгляде на «Бегство в Египет» и «Пейзаж с Хароном». Не мудрствуя лукаво, Патинир обращается к религии. Иеронимом в Карлсруэ.
Весьма своеобразна картина «Переправа через Стикс» (ок. Впрочем, с другой стороны, мы не знаем (при современном состоянии художественной хронологии вопрос едва ли и возможно выяснить), является ли эта самая "ломбардская" схема пейзажа (например, пейзажи в картинах "Madonne aux Rochers" и в портрете "Джоконды" Леонардо) действительно произведением Италии и не отражается ли в ней, наоборот, нидерландское влияние. Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Однако «мировые пейзажи» Патинира не превратились еще в самоценные композиции, всегда сочетаясь с определенным религиозным сюжетом в виде фона и среды действия.
Дальше опять вздымаются к небу пики скал. Его позднейшую манеру, более холодную лишь в некоторых пластически выраженных фигурах, а сравнительно с Мабюзе более мягкую и нежную по моделировке, представляют большое «Поклонение волхвов» в Дрездене изображения «Плача над Христом» в Лувре и в Штеделевском институте, «Алтарь трех волхвов» в Неаполе и «Святое Семейство» в палаццо Бальби в Генуе. Иероним в пустыне» с одной стороны отвечали требованиям к тогдашней живописи и изображали сцены из Священного Писания. Достоверно, что он был в Италии, менее достоверно, что он живал в Антверпене, Ряд посредственных картин религиозного содержания именно «Поклонение волхвов» и их прототип с подписью «Henricus Blesius» Мюнхенской пинакотеки, действительно возникли в Антверпене. Точной даты они не имеют, но, предположительно исполнены не позже 1515 года.
Родственным мастером, развившимся под влияниями Квентина, Патинира и Мабюзе, был Йос ван Клеве Старший (около 1485–1540), в 1511 г. амстердамский мастер, во всяком случае побывавший в Италии. 1520, Национальная галерея, Лондон Пейзаж с Хароном, ок. Но если в патетической картине Брюссельского музея Семь страданий Марии (по мнению Вотерса, это та картина, которая написана Метсисом в 1505 году) пейзаж в правой стороне и напоминает еще скалы Герарда Давида, то в левой части (сильно пострадавшей) обнаруживаются уже вполне ломбардские влияния. В 1515 году Патинир вступил в Гильдию живописцев Антверпена. Ныне Патиниру приписывается около 20 работ, пять из которых подписаны. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном.
Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Антония», приписываемый теперь Квентину Массейсу и величественный пейзаж с «Крещением Господним» Венской галереи. Для ранних работ художника характерна еще относительная сюжетная повествовательность. Очень близкие по характеру пейзажи встречаются у первого нидерландского "романиста", у Квентина Метсиса.
(Patinir) (р. После исследований Кеммерера, Фирмених-Рихарца, Юсти, Глюка, Гулина и других можно считать почти вполне установленным, что плодовитый, прекрасный и симпатичный мастер «Успения Богородицы» известный под таким именем по его двум образам с этим сюжетом в Кёльне (1515) и в Мюнхене, не кто иной, как этот Йос ван Клеве Старший, хотя Фоль признает за ним только мюнхенский образ. В центре среднего плана — ладья Харона, перевозчика душ умерших. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Никто тогда не покупал картину для того, чтобы повесить её над диваном и время от времени бросать на неё беглый взгляд нет.
Портреты Мабузе в Берлине, Париже и Лондоне показывают его, однако, с лучшей стороны. Необозримое пространство мирового океана продолжается вплоть до горизонта.
1520, Прадо, Мадрид).
Впрочем, с другой стороны, мы не знаем (при современном состоянии художественной хронологии вопрос едва ли и возможно выяснить), является ли эта самая ломбардская схема пейзажа (например, пейзажи в картинах Madonne aux Rochers и в портрете Джоконды Леонардо) действительно произведением Италии и не отражается ли в ней, наоборот, нидерландское влияние1. Рядом с Патиниром следует и упомянуть пейзажи в фонах картин Изенбранта и творчество уроженца Бувин, Гендрика мет де Блес (родился около 1485-го или же в 1500 году). Отвратив взор от восседающей на огнедышащем драконе нагой женщины, святой Антоний храбро обороняется крестом от наступающих на него бесов. художниками, например К. Массейсом) определяют лишь тематику картины, но не её содержание.
Пейзажист с этим именем, по сравнению с Патиниром, во-первых, отличается более белесоватым колоритом, затем он увереннее, но скучнее по композиции, наконец мягче, но напыщеннее по манере письма. Нередко они были выполнены другими художниками (К. В начале Ренессанса пейзаж как таковой не был жанром искусства, потому художнику приходилось облачать свои произведения в традиционные на тот период времени сюжетные «одежды». На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю.
И только картины Квентина Массейса зачастую были очень похожи на творения Патинира. Рядом с Патиниром развивался второй, почти современный ему пейзажист долины Мааса, Генри (Гендрик) Блес или Мет де Блес из Бувиня (с 1480 до 1521 г. и позже), прозванный итальянцами Чиветта за его знак «сыча». Возможно, до этого он работал в Брюгге, так как его ранние картины («Крещение Христа», Вена, Художественноисторический музей «Алтарь св. Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать.