Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – французский художник-классик, живописец и график, представитель стиля неоклассицизма и академизма.
М. Гране», «Графини д0ссонвиль» и «Купальщица Вальпинсона», – являются шедеврами. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Умер Энгр в Париже 14 января 1867. Стиль и техника Энгра сформировались ещё в ранней молодости и мало менялись в течение его жизни143. Этот отзыв стал известен Давиду и глубоко его уязвил, вскоре последовал полный разрыв в отношениях учителя и ученика.
Именно Давид повлиял на стиль письма молодого живописца. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. В начале XIX века практически все юноши, обладавшие способностями к живописи, оказались учениками Луи Давида.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Как и большинство женских портретов Энгра, «Портрет мадам Сенонн» дает основание говорить о поэтике костюма. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Таков «Апофеоз Гомера», «Св.
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Именно в них -- оттенки настроения, черты индивидуальности моделей. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век».
Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Героиням ренессансных портретов «дышалось легче», чем дамам XIX века в их осанке, манере держаться было больше возвышенности, чувства собственного достоинства, гордого сознания своей красоты, лишенной изнеженной чувственности. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104. Только роль пейзажных фонов в этих портретах заметно усиливается.
Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. В 1864 году он написал заново «Эдипа».
Появляются работы, подобные «Портрету барона де Норвена» (1811 --1812, Лондон, Национальная галерея), герой которого черств и подозрителен или «Портрету маркиза Пасторе» (1826, Чикаго, Художественный институт), на котором изображенный исполнен заносчивости и высокомерия. Такая композиция позволяет Энгру показать обстановку, которая окружает человека и вместе с тем не превращает портрет в жанровую картину. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Здесь появляется стилизация, которая есть выбор, акцентирование характера, вынужденное преувеличение отсюда те «деформации» (шея Фетиды или Франчески, три «дополнительных» позвонка у «Большой Одалиски»), в которых Энгра упрекала критика того времени, видя в них «ошибки» и которые придают его формам экспрессию, в ущерб анатомии и природному сходству. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики.
Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, вот таким образом уезжал он неохотно. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Латинская Мадонна на Богородицу не похожа и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то. В настоящее время находится в музее Орсе. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Но манера Энгра меняется, когда он рисует мужские портреты.
На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. На шее, руках, талии сверкает множество украшений: кольца, медальоны, брелоки. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Ощущение замкнутости, тесноты сразу же отличает многие женские портреты Энгра от портретных работ Рафаэля, Понтормо, Бронзино, с которыми у Энгра есть общее. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825).
Розовые пятна головной повязки «Купальщицы» возникают не случайно в дополнение к оливково-зеленому цвету занавеса, придавая теплоту общему впечатлению. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. В том же 1805 г. он делает карандашный портрет семьи Форестье (Лувр), с которой Энгр был связан большой дружбой (их дочь была его невестой). Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
В июне 1819 года Жан и Мадлен Энгры посетили его дом во Флоренции и получили приглашение обосноваться в этом городе. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
Написанными Энгром тканями, мехами, украшениями можно любоваться с тем же наслаждением, что и изображенными на полотнах «малых голландцев» -- Метсю, Терборха и других. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. Творчество. Здесь все становится человечнее, проще. Одна рука опирается на подушку, другая лежит на коленях (снова большой овал. ).
Они то и составили славу французского искусства того времени. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи со смертью жены художника). В 1817 году скончалась его мать. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей.
Мадам Муатессьё 1856 Родился в Монтабане 29 августа 1780. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
В обзоре Салона 1824 года он отмечал, например, что современник (не обыватель, а просвещенный современник) более всего ценит в человеке ум и чувство. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями7. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. С 1806 по 1820 год Энгр работает в Италии, где обнаруживает крайний интерес к искусству эпохи Возрождения.
Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Жена одного из заказчиков Энгра— видного чиновника при императорском дворце в Риме— предложила художнику переписываться со своей кузиной Мадлен Шапель. Вопреки своему честолюбию, он, прежде всего, был реалистом и наблюдателем – «глазом», как про него говорили, – а не человеком воображения.
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже.
Всего художник прожил в Италии 24 года103. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр).
1820, окончен в 1856 Лувр). В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира. Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным. Столь же спокойно и выражение его лица.
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. В 1806--1824 и 1835--1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820--1824). Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра.
На третьем рисунке мадам Сенонн изображена сидящей. Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. В 1805 г. Энгр создает портреты семьи Ривьер (все три портрета находятся в Лувре).
Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Упрек этот вполне относится и к женским портретам художника. Показательно в этом отношении замечание Стендаля, сделанное в обзоре Салона 1824 года о трактовке образа мадонны в картине Энгра «Обет Людовика XIII».
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческий дар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мира сего. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
На это, казалось бы, можно возразить, что сами портретируемые не давали оснований для иной интерпретации. Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44.
Однако позднее возник конфликт со Святым престолом, поскольку Энгр привлёк своих студентов, чтобы снять копии с 42 фресок Рафаэля из станц и лоджий91. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Художник не может скрыть отрицательных черт. Творчество Растрелли. Астрологическое творчествоБилет 1 Жизнь и творчество БернсаБилет Жизненный мир человека:творчество и труд как константы человеческого существования. Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Вдохновенно и очень живо Энгр передал руки с тонкими длинными пальцами. Случился скандал, публика не приняла картину. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Помимо профессионального мастерства, Давид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искусства — в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеалу.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. Такова его известная картина «Обет Людовика XIII» (1824, Монтобан, Собор), где, следуя композиционным принципам Рафаэля, Энгр изобразил мадонну и коленопреклоненного Людовика. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Цветовую гамму, однако, определяет розовато-красная подкладка плаща, причём сочетание с синеватыми оттенками пейзажа опровергает расхожее мнение о слабости Энгра-колориста64. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Портрет подкупает своей простотой интимностью и овеян поэзией. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Искусство Энгра -- цельное по стилю, но очень неоднородное типологически и потому по-разному оценивалось современниками и потомками.
А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Не светотенью, а тончайшими цветовыми градациями, мягким растворением контуров в воздушной среде лепит он объем тела одной из «ню», получившей в искусстве название «Купальщица Вальпинсон» -- по имени первого владельца картины.
Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Правда, в портрете художника Тевенена, директора Французской Академии в Риме (1816 Байонна, Музей), лицо, как и в женских портретах, вылеплено тончайшей светотенью. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
— Его надо найти в самой модели». На луврском «Портрете Жанны Арагонской», например, написанном либо самим Рафаэлем, либо его учеником Джулио Романо, виден слева за колоннами дальний план. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Его точность в передаче сюжета сегодня принесла Энгру симпатии поклонников «нового романа». «Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника.
Умер художник в Париже в 1867 году, находясь на пике славы и всеобщего признания. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
В обоих произведениях, равно как и в портрете дочери, художник дает поколенный портрет. Левая часть была посвящена Весне и Справедливости, центральная— с ритуальным хороводом— Лету и Миру Осень и воссоединение с землёй была показана справа— полулежащие влюблённые пары и семьи. В 1813 году Энгр женился. Достаточно сопоставить насмешливый взгляд мадам Ривьер, серьезные глаза мадам Девосе, томный, ленивый взгляд СесильПанкук (1822, Париж, Лувр) или невозмутимо-спокойный -- мадам Сенонн. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
Он важен и сам по себе. На всех картинах изображены обнаженные юные женщины. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.
Святые, предстоящие Мадонне – святые покровители его отца – Николая I, святой Николай Чудотворец и его самого, Александр Невский. Симфорион», «Передача ключей св.
Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
Сложность, глубина, одухотворенность в целом не свойственны женским образам Энгра. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Поездка в Италию (1806--1824) не прекращает работы Энгра над портретами, его заваливают заказами.
Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Лица его героинь красивы и непроницаемы. Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос).
По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Например, художник подметил модный в период Империи наполеоновский жест (рука, засунутая за борт сюртука) и так изобразил политического деятеля Филибера Ривьера.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Зато он с совершенством исполнял ню и портреты: в этих двух областях он создал несколько шедевров мирового искусства не только живописные произведения, но и многочисленные этюды и карандашные портреты, которые составляют наиболее известную и популярную часть его наследия.
Аналогов этой почти византийской аллегории власти нет в многообразной иконографии Наполеона30. Стендаль показывал, как, ломая сословные предрассудки, естественные чувства преображали женщину. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Он предпочитает полные, округлые формы, лишенные всяких деталей: «Нужно лепить округлость, говорит он, – и обходиться без кажущихся деталей».
И руки сложила непонятным образом. В монастыре также поселились Пьер Ревой и Флёри Ришар, которые больше всего интересовались Средневековьем, позднее их вкусы и взгляды в определённой степени отразились на творчестве Энгра17.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Свою мечту он исполнил, приложив к этому массу усилий.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Стилизация снаружи, контурами, подводит Энгра к своеобразному геометризму: вот почему его отвергли некоторые художественные направления XIX в. Благодаря своей дерзости и своим «странностям» он иногда находит расположение в глазах Бодлера, который, впрочем, предпочитает Делакруа – колориста и поэта.
Симфорион идущий на казнь, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг Антиох и Стратоника, Шантильи, музей Конде Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских). За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. В Риме Энгр создает в 1807 г. один из лучших портретов своего друга художника Франсуа Мариуса Гране.
В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин и рисунков. Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Сумма гонорара составила 3000 франков. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. В самом деле, Энгр, прежде всего, рисовальщик. Он рекомендовал своим ученикам следовать правде, «наивности» – не для пассивного воспроизведения реальности, но для освобождения и утверждения индивидуального характера модели, обнаженной фигуры или портрета.
Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Его геометрически четкий овал, как обычно у Энгра, почти лишен светотеневой моделировки.
Однако его нельзя назвать великим «историческим живописцем», на что он претендовал в этом жанре он нередко терпел неудачу. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793--1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, ЛуиджиКерубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом. Официальные круги приняли картину с восторгом.
«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы – уступая просьбам знатных заказчиков. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура.
Но цвет у Энгра не всегда несогласованный и неприятный, как об этом любят говорить в этом смысле, такие его произведения, как портреты «Мадам Сенонн», «Ф. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
Произведение, за которое он получил «GrandPrixdeRoma», -- «Послы Агамемнона у Ахилла» -- свидетельствует о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, колористическое решение подчинено рисунку, линеарно-пластической моделировке. Граф Гурьев оказался героем единственного заказного портрета из шести, выполненных Энгром во Флоренции. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Творчество Энгра делится на ряд этапов. Энгр отнюдь не пренебрегал работой с натуры: всем его картинам предшествовали наброски и этюды (их количество иногда исчислялось сотнями) с живой модели, которую он часто заставлял позировать в позах статуй или фигур изображенных на вдохновлявших его картинах.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Энгр писал картины налитературные, мифологические исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс Обет Людовика XIII, 1824, собор в Монтобане Апофеоз Гомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет мадам Сенонн, 1814, Лувр, Париж) идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане). Творчество Энгра делится на ряд этапов.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Он ратовал за портреты души, правдиво передающие эмоции и душевные порывы. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
По иронии судьбы именно его заказные произведения наиболее известны в настоящее время. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Делакруа строит все на цвете цвет у Энгра кажется, наоборот, лишь наполняет рисунок.
Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. А вокруг фигуры на «Портрете неизвестной» Понтормо из Музея искусств во Франкфурте-на-Майне оказывается гораздо больше свободного пространства, чем в близком по композиции «Портрете мадам Сенонн».
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Однако, сравнивая пх между собой, замечаешь, как по-разному живут на этих лицах глаза. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834--1835) и Французской Академии в Риме (1835--1840). Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863).
Николаю и Александру Невскому. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.
Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. В результате ему удалось создать цельную в линейном ритме композицию, которая также одна из самых удачных в цветовом решении. Обратившись к лицу, зритель не находит в нем следов внутренней жизни портретируемой. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Близки по образному строю к «Портрету художника Гране» исполненные позднее «Портрет месье Мольтедо» (около 1811, Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Портрет месье Кордье» (1811, Париж, Лувр), «Портрет графа Н. Д. Гурьева» (1821, Ленинград, Эрмитаж).
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Картина была посвящена поиску недостижимого идеала, причём образ девушки с сосудом из которого льётся вода, является традиционным для европейского искусства и имеет символическое значение.
Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. Их роль иная. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Ученикам в это время больше половины срока обучения в Академии краски брать в руки не дозволялось.
Именно влюбленность Энгра в натуру, позволила создать такие замечательные произведения, как «Купальщица» (1808 Лувр), «Большая Одалиска» (1814 Лувр) и много позднее «Источник» (начат ок. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). В том же году он был избран профессором Школы изящных искусств, в 1833 году стал её вице-президентом и, наконец, в 1834 году возглавил её.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Он поселился на Вилле Медичи— резиденции Французской Академии, но, судя по переписке с Форестье, первое время скучал и стремился вернуться в Париж. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Даже в портрет надменно-бесстрастного русского дипломата графа Н. Д. Гурьева Энгр вносит оттенок романтической взволнованности благодаря выразительному пейзажному фону с тревожным грозовым небом. По мнению современных искусствоведов, в этой картине Энгр добился гармонии восприятия натуры и воплощения её форм. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.
Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд. Три года они сидели и карандашом перерисовывали скульптуры. От картины «Апофеоз Гомера» (Париж, Лувр), противостоявшей на Салоне 1827 композиции Делакруа «Сарданапал» и до его стенной росписи на темы «Золотого века» в замке Дампьер (1843-1847). Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.
Одновременно художник пользуется тонкой линией, чтобы изобразить растрепавшиеся и не особенно густые волосы или передать легкий материал манишки. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Жан ОгюмстДоменимкЭнгр (фр.
Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II. Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Среди портретов друзей-художников, живших в Риме, многие сочетают строгость пластической формы с напряженностью внутренней жизни. Сквозь тончайший газ проглядывают округлые плечи и грудь. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Энгр предвкушал успех. Энгр оставил своему родному городу Монтобану бесценное собрание картин и рисунков (более 4 тысяч, в большинстве своем – подготовительные этюды и портреты), которые позволяют лучше изучить его творческий метод, а также гравюр и книг, которыми он пользовался.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св. Это заставляет зрителя сосредоточить на нем внимание и воспринять все его конкретные индивидуальные особенности (припухлость левого века, двойной подбородок и т. п. ).
«. В этих произведениях как бы воплощен один из афоризмов Энгра: «стиль -- это природа». Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицистическим темам.
Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид) Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.
Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В 1862 получил звание пожизненного сенатора. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. В подражание итальянским мастерам написана сложная многофигурная композиция Энгра «Апофеоз Гомера» (1827, Париж, Лувр), уводящая зрителя в идеальный мир умозрительного построения.
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.
В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский испанский посол, целующий шпагу Генриха IV). Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом».
Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Из-за противодействия Давида Энгр смог вновь выставить свои произведения только на Салоне 1806 года. В XX веке собрание скульптур было увеличено за счёт передачи в музей произведений АнтуанаБурделя, уроженца Монтобана. Он растягивает пропорции ищет волнистые изгибы, арабески контуров.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Сухость исполнения умеряется гармонией цветового решения— серебристого блеска доспехов и розоватой юбки Жанны.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. У Энгра эстетика обогащена мощным смешением точности деталей с чувственностью, впоследствии легко перешедшей в романтический мир одалисок и восточных купальщиц. В картине «Большая Одалиска» художник окружает натурщицу восточными атрибутами: на голову надет тюрбан, в руках у нее опахало, в ногах -- курильница. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Расхожие предубеждения, сделавшие из Энгра «академического» художника, оказываются, таким образом, неосновательными. Иногда это плавные певучие линии (портрет г-жи Шовен, 1814 Байонна, Музей), а порой переплетающиеся тонкие линейные узоры. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4.
Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Внутренний мир Энгровских женщин почти всегда небогат и статичен.
Вместе с тем он был далек от одноплановости. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более "странны" и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр).
Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.
Эта лепка не содержит ярко выраженных тени или света, а лишь едва различимые полутона. После обучения у Давида, Энгр мечтал жить и творить в Риме. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». В декабре они обвенчались.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Но нельзя не оценить очарование этого стройного тела, мелодичность его линий изящество и элегантность форм. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы.
После падения наполеоновской империи в 1815 году и Венского конгресса французские подданные, жившие в Риме, стали в массовом порядке покидать город. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. В XX веке собрание скульптур было увеличено за счёт передачи в музей произведений Антуана Бурделя, уроженца Монтобана.
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.
В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию. Художник упивается пластичностью, чистотой формы, линейным ритмом.
Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Явным нарушением классицистических норм явилась большая картина Энгра «Фетида, умоляющая Юпитера» (1811), сюжет которой заимствован из первой песни «Илиады». Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. В 1842 году графиня д39Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27.
На первом наброске мадам Сенонн изображена возлежащей на диване. Руки, жест всегда в портретах Энгра играют заметную роль при характеристике изображенного. Девиз «спокойный снаружи, внутренне взволнованный» был близок ему и заключенную в нем мысль Стендаль варьировал постоянно.
Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Ф. Ривьера, 1805, Париж, Лувр, портрет госпожи Ривьер 1805, Париж, Лувр или госпожи Девосе1807, Шантильи, Музей Конде). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Среди этих портретов выделяется портрет г-жи Девосе (1807, Шантильи, музей Конде). Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции.
Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Последние годы в Риме Энгр зарабатывал на жизнь только рисованием портретов туристов, преимущественно британских, что сильно его раздражало. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество.
Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Основы композиции найдены, теперь идет уточнение позы, зарисовки рук, одежды. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Чтобы заставить зрителя еще сильнее воспринять пластичность тела, художник противопоставляет округлые плавные линии мелким складкам ткани (сложенным под острым углом), а чтобы придать всей композиции то же спокойствие, которое разлито во всей фигуре, художник слева дает тяжелые ниспадающие складки занавеса. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Выставка имела резонанс, свой обзор опубликовал Бодлер, в нём он особое внимание уделил работам Энгра.
В этой картине выделяется цветовое решение, в котором ведущее значение имеют красные тона в сочетании с белизной постели и волос Леонардо. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Уже упоминалось, что Энгр много работал как портретист, хотя всё это время он мог бы потратить на историческую живопись. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида.
Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Художник выполнил и множество графических портретов42. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47.
Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: "На дальней стене висела картина без рамки, его "Венера" и я признаюсь, что существует мало вещей, которые произвели бы на меня такое же живое впечатление, как вид этой картины". Но не тут то было. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Также писал и большие программные полотна однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, что придавало им определённую эклектичность и холодность.
Бартолини тогда ваял графскую жену. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Увидев эти черты, Энгр непременно зафиксирует их, более того, он подчеркнет с их помощью «кастовую», социальную принадлежность человека. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23.
Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Энгр выработал в рисунках особую технику. Картина была выполнена в форме круга. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. И свет и тени сбалансированы, цветовое решение также сдержанно: желтоватые тона тела, зеленоватый занавес слева и белые драпировки. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
Виды деятельности. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Петру». Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.