Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе.
Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Однако со второй половины 1890-х гг. Родился Илья Семенович в 1858 году в Москве, в богатой купеческой семье.
Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Пополнение музея снова пошло планомерно.
П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Оно бледное, серовато-голубое. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов.
Киселёва, И. Е. Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Почти все его время занимало коллекционирование.
Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. было подлинным откровением. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Киселев, И. Е. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы – все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Участник Абрамцевского художественного кружка. Все работы Остроухова 1880-х гг. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Государственная дума неоднократно занималась делами совета.
Продолжения не было. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Работал в Торговом доме Боткиных. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. И из битков жил не блызжет. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В 1889 году И. С.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. С 1898 по 1902 годы Остроухов входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Очерки понравились, понравился и юный автор. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Саввинская слобода». Поначалу бестолково.
Репина, брал уроки у П. П. Левитана. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917). И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. Остроухов вел активную общественную деятельность. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Все это богатейшее и ценнейшее собрание иконописи проявилось в полном своеобразии и совершенстве именно благодаря усилиям Остроухова. Тогда он начал заниматься живописью индивидуально с признанными мастерами. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Собрание древнерусских икон, составленное Остроуховым – целая эпоха в истории создания русских художественных коллекций.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Чистяков.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. В середине 1880-х гг. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Зимой 1882-1883 гг. Природа России стала главной темой и его живописных работ. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Такие демарши жестоко карались.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии.
Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.
Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения». Пожалуй, наиболее важным для Остроухова-живописца было путешествие в Италию в 1887 г. с художником В. А. Серовым и братьями М. А. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами.
Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Он приобретал у Серова, Левитана, Врубеля, Коровина этюды, но этюды эти были такого качества, что в них сразу же выявлялись индивидуальность каждого художника, его мастерство. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Его декорация к Кармен очень понравилась». В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. А далее И. С. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Земля первого плана уже покрыта сочной травой, яркая зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А.
Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. В библиотеку Остроухова допускались немногие. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали.
Саврасова. Ублать. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см.
Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С.
Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Речь идет о Золотой осени (1886—1887) с ее неповторимым передним планом и Первой зелени (1888), возвещающей необратимый приход нового времени года. перечень). Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Любые пути были перед ним открыты. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Родился в Москве в семье крупного предпринимателя. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок.
В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. В дальнейшем из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году были созданы «Не дрожат листы» и «Березовая осень». Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Остроухов собирал иконы, живопись. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. С 1906 г. – д. чл. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. 40 живописи и графики и ок. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной.
Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Остроухов уже добивается успеха. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Популярность И. С.
Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. произведений. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов— 1882/83 и 1883/84 годов. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Третьякова галереи. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Долго убеждал себя и других, что его Аполлон и Марсий написан Веласкесом, пока не увидел в каталоге Венецианской академии эту картинку с подписью Ян Лис.
Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Шишкин, Саврасов, Васильев, Перов, Крамской выглядели в его собрании чаще всего великолепными колористами и превосходными рисовальщиками. П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи.
Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Рост коллекции побудил Остроухова в 1905 сделать для её размещения специальную одноэтажную пристройку к дому, в 1914 её дополнили вторым этажом, где разместилась коллекция древнерусской живописи.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Служил в Торговом доме Боткиных. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
А в двадцать один год Илья Остроухов впервые взял в руки кисти и увлекся живописью. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Как художник Илья Семёнович начал проявлять себя перешагнув чуть за двадцать лет. Между тем Илья Семёнович был вполне культурным человеком, знал несколько европейских языков, увлекался ботаникой, превосходно играл на фортепьяно и даже подумывал заняться этим всерьёз и профессионально. 1880-е гг. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Саввинская слобода». С середины 1890-х гг. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов — 1882/83 и 1883/84 годов6. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра.
Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко».
Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Он учил своих учеников понимать и решать чисто пластические и живописные задачи построения художественного произведения, разбираться в законах композиции, цветового решения картины, что было чрезвычайно полезно для молодых художников. К двадцати годам, получив прекрасное образование, молодой человек знал три иностранных языка, серьезно интересовался многими вопросами естествознания, профессионально играл на рояле.
Академии художеств. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Его декорация к Кармен очень понравилась». Собрал уникальную коллекцию древнерусского искусства (иконоптсь 14-17 вв. ). В конце жизни писал уже пейзажи по памяти. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Молодой художник был замечен критиками.
После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Открытая яркая зелень листьев и травы переходит в более жухлый коричневато-зеленоватый тон берегов реки, цвет воды еще более холодный голубоватый и, наконец, лес третьего плана кажется легкой, светлой, почти растворяющейся вдали массой. В лесу тишина. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550».
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Черногубова. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. В этюдах конца 1890-х гг.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Из купеческой семьи. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Был отдан в Академию коммерческих наук, однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым, войдя в его «абрамцевский» кружок увлёкся искусством.
Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Остроухов уже добивается успеха. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. И. С. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.
Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. и уникальная подборка древнерусских икон. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая.
Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Это было худшее время за всю историю музея. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень».
Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Со второй половины 1890-х гг. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Кусок еще темного леса на заднем плане, два тонких светлых силуэта берез, подчеркивающих плотную массу леса и остатки подтаявшего снега на переднем плане – вот из чего строит композицию художник. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. После 1917 года коллекция стала достоянием государства, а Илью Семеновича сделали ее хранителем.
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. С 1905 по 1913 гг.
Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Это не мгновенно схваченный однозначный этюд, а сложное, богатое эмоциональным содержанием, обобщающее многие оттенки восприятия картинное изображение. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Репин, П. П. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея.
И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму, находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи вернувшись в Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Их листва – желтовато-зеленоватая. К сожалению, музей не сохранился. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня.
Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Остроухов собирал живопись ради живописи.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять.
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами., если ставили под сомнение, то рявкалось:Сказал чепуху и уполствует, даже слушать плотивно. Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая.
Друг П. М. Третьякова. В середине 1880-х гг. Остроухова Сиверко (1890) является шедевром русской пейзажной живописи. Остроухов приобрел две небольшие по размерам жанровые работы Шебуева которые смотрелись настолько живописно-красивыми, мастерски скомпонованными, что по ним можно было видеть мастера европейского уровня. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре.
Вошёл в число видных русских пейзажистов, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа-настроения». Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. В научном подходе русских ученых к иконе было в то время некоторое сомнение в существовании иконописи как живописи. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.
Остроухов как бы все сказал. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Толгует подделками. Остроухова».
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Ни ветерка. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв.
Всякий раз, навещая Третьяковку, он так и эдак присматривался к своему Сиверко: уступает ли в соседстве. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Купил длянь. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее.
Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». И. С. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Лучшая картина И. С. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями.
Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Третьяков, считавший полотно художника одним из лучших в своей коллекции. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Остроухов постепенно отходит от практической живописи. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы.
К ней трепетно относился сам П. М. Саввинская слобода». В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
Передний план заполнен тонкими силуэтами березок с едва распустившимися интенсивно зелеными молодыми листьями. и уникальная подборка древнерусских икон.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Западноевропейская часть коллекции (ок. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. В картине нет рассказа.
Нет, не уступает. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. В более ранних этюдах Остроухов предпочитал серенькие осенние либо весенние дни, что давало ему возможность строить колорит в этюдах на тончайших отношениях теплых коричневатых и холодных сероватых тонов.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова).
Саввинская слобода».