Саввинская слобода». Кроме того принимал участие в реставрации Благовещенского, Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного на Красной Площади, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Оказал огромное влияние. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов— 1882/83 и 1883/84 годов6. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
А. Серов). Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. В18981511902 входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря участвовал в работах по реставрации Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.
Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Именно в пейзажной живописи этого периода отразились итоги достижений художников предшествовавшего поколения, прокладывались пути для поисков искусства начала ХХ века.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. В этюдах конца 1890-х гг.
Из богатой купеческой семьи. Лучшие работы художника – пейзажи изображающие природу средней полосы России («Золотая осень», 1886-1887, «Первая зелень», 1887-1888 – оба в Третьяковской галерее). Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Оно бледное, серовато-голубое. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.
Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В 1889 году И. С. Третьяков считал "СиверкоСиверко. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). При противоположности вкусов, которыми отличались большинство и меньшинство совета, пополнение галереи стало делом трудным и неопределенным. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Такие демарши жестоко карались. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Служил в Торговом доме Боткиных. В эти годы Остроухов вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903).
Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. В середине 1880-х гг. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 г. национализирована, хранителем оставался Остроухов, после его смерти передана в Третьяковскую галерею).
Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Среди его учеников, . Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. К живописи он пристрастился в галерее своего дальнего родственника П. М. Третьякова, от него же заразился и страстью к собирательству. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова».
Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Его картины "Золотая осеньЗолотая осень. И. С. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба.
Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.
Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). попечителем Третьяковской галерее. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова.
Почти все его время занимало коллекционирование. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.
учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Ублать. 1880-е гг. произведений. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.
Его работы имеются также в Государственном Русском музее, музее-заповеднике Абрамцево, музеях Иркутска, Калуги, Перми, Ярославля, Минска, Баку и других. Репина, брал уроки у П. П. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Систематического художественного образования не получил. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург., в начале 1880-х гг. Сначала работал самостоятельно, потом пользовался советами И. Е.
С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова.
К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского.
Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. В этом этюде темные вертикали стволов еще более подчеркивают переливающуюся всеми оттенками охры массу листьев, сверкающих на ветках, покрывающих ковром траву. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Это было худшее время за всю историю музея.
Однако в 1902 г. вместо Остроухова в совет галереи попал влиятельный думский деятель Н. П. Вишняков. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Киселёва, И. Е. Со второй половины 1890-х гг.
Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. П. М. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.
После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями.
Где-то в развалах за гроши раздобыл кусок не столь старой доски с Богоматерью у Креста и тут же приписал её ни больше ни меньше, как самому Ван Эйку. Легкий ритм полукружий арок собора, подчеркивание вертикалей стены справа, флагштоков в центре удивительно точно передают изящество изысканность, особую музыкальность, свойственные архитектуре Венеции. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея" (1890). Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг.
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Остроухов вел активную общественную деятельность. Чистякова.
Работал в Торговом доме Боткиных. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. В середине 1880-х гг. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Шишкина Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Саврасова. Члены совета должны были продолжать дело Третьякова создавать и пополнять лучшее хранилище русской живописи. С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества.
Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Но в пейзажах Остроухова сохраняется устойчивость, четкость формы, свет не растворяет контуры предметов, они не теряют своей объемности, материальности. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.
Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Из купеческой семьи. Однако со второй половины 1890-х гг. Пополнение музея снова пошло планомерно. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Проблемы передачи воздуха, света, движения, поиски выразительности в построении пространства картины, колористические задачи вышли в пейзаже на главное место. Академик.
Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Остроухов уже добивается успеха. И. Е. Репина представляли в коллекции Остроухова портреты: этюд к портрету Л. Н. Толстого, сделанный в Ясной Поляне, акварельный портрет Л. Н. Толстого, портрет дочери художника, все работы очень высокого уровня. В середине 1880-х гг. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг.
Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им.
Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. 1886 – 1887Холст, масло, 48, 2 x 66Государственная Третьяковская галерея" (1886-87), "Первая зеленьПервая зелень. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Ни ветерка. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. не имевшую себе равных. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Зимой 1882-1883 гг.
Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
– выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук.
членом Совета и фактическим руководителем, а в 1905-1913 гг. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея.
И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. И. С. И из битков жил не блызжет. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.
Их листва – желтовато-зеленоватая. Остроухов сумасбродно сопротивлялся самой судьбе, ведшей его к пьедесталу открывателя древнерусской иконописи. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества., И. И. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К.
Первоначально его увлекали естественные науки. Другие московские собиратели уже не помышляли не то что равняться на Остроухова, но и переступить дорогу – перехватить у него ту или иную покупку. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем.
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Служил в Торговом доме Боткиных. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. было подлинным откровением. Академии художеств. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды.
Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. Родился 13 января 1831 года. Словом, время правления совета галереи, возглавляемого Остроуховым, было чрезвычайно благоприятным для музея.
Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Молодой художник был замечен критиками. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Чистяков. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.
Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников».
Был знаком с А. Матиссом. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Толгует подделками. Остроухов должен был передать свое собрание государству, а это означало распределение отдельных произведений по различным музеям страны. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым.
Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Репин, П. П. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Участник Абрамцевского художественного кружка. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Обязанности у членов совета галереи были сложные, хлопотные, отнимавшие время, но почетные и важные. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Остроухова».
со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Его центральное произведение – отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем «пейзажам настроения» И. И. Левитана. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. российский художник и художественный деятель.
Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. Коллекцию Остроухова украшали пейзажи Щедрина, Лебедева, этюды Иванова, портреты Кипренского.
Действительный член петербургской Академии Художеств (1906). Остроухов уже добивается успеха. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Нет, не уступает. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Друг П. М. Третьякова.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Действительный член Академии художеств с 1903.
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Друг и советчик П. М. Третьякова, был в 1898-1903 гг. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
На ней изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, вдали полоса леса, небо заполняют ряды серых облаков, на воде – рябь от ветра. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. и С. М. Третьяковых (1905–1913). Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Саввинская слобода». Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». 1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея" (1887-88) – "пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Учился самостоятельно, пользовался советами АА. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. и уникальная подборка древнерусских икон. Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Словом, в собрании Остроухова не было прославленных кумиров и незаслуженно забытых – была только прекрасная живопись, подчеркивавшая талант и самобытность каждого мастера. Гравер.
Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Наиболее известна картина «Сиверко» (1890).
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. С середины 1890-х гг. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. В картине нет рассказа.
Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова).
С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. В лесу тишина. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Остроухов собирал живопись ради живописи.
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Наиболее известна картина "СиверкоСиверко.
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Остроухов собирал иконы, живопись.
Илья Семёнович, подобно булгаковскому профессору Преображенскому, звонил куда надо, чтобы получить окончательную бумажку, освобождающую его от набегов. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Остроухов уже добивается успеха. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Его декорация к Кармен очень понравилась». С 1901— гласный Московской городской думы. Все работы Остроухова 1880-х гг.
Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного).
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
В последующих этюдах Остроухов создавал образ натурного мотива идя теперь уже от светового пятна, а не от четкого абриса формы, находил наиболее точно выражающую состояние колористическую гамму. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. С 1906 г. – д. чл.
С 1905 по 1913 гг. Поначалу бестолково. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Очерки понравились, понравился и юный автор.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. ). Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».
Купил длянь. В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей их создающих. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. От этюда Остроухов сохранил в картине центральную часть – два клена с пышной кроной опадающих, четко прорисованных резных листьев. Учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. и уникальная подборка древнерусских икон. Прежде всего, темой, новым, свежим подходом к изображению русской природы, тонкостью цветовой гаммы.
и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Черногубова.
Киселев, И. Е. В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса.