Вашему вниманию предлагается издание, посвященное художнику Илье Семеновичу Остроухову. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье. Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову.
Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века. Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени. Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе.
Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер.
Их листва – желтовато-зеленоватая. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Зимой 1882-1883 гг. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Все работы Остроухова 1880-х гг. Ему исполнился тогда двадцать один год и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка.
Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. В картине нет рассказа. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Остроухов собирал иконы, живопись. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками. Действительный член петербургской АХ (1906).
С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок.
Саввинская слобода». Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Академии художеств. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Купил длянь.
С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ. Его декорация к Кармен очень понравилась». Поначалу бестолково.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Саврасова. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. 1880-е гг. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
Участник Абрамцевского художественного кружка. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Чистяков. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Его центральное произведение — отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж "Сиверко" (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем "пейзажам настроения" И. И. Левитана. произведений. Инициация музыкой».
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Служил в Торговом доме Боткиных.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Остроухов Илья Семенович, русский художник и художественный деятель. Напомним, что большая часть коллекции И. С. Остроухова сегодня хранится в крупнейших музеях России: Третьяковской галерее и музее-заповеднике «Абрамцево».
Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
40 живописи и графики и ок. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. и уникальная подборка древнерусских икон. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его.
Репин, П. П. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. С 1906 г. – д. чл. Русская живопись первой половины – середины XIX века была представлена произведениями Васильева, Федотова, Саврасова. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».
По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Однако со второй половины 1890-х гг. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. С этого времени он практически прекратил занятия живописью в пользу общественной деятельности.
Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. В его собственной коллекции были собраны прекрасные по художественному уровню полотна русских художников XVIII и XIX вв. Со второй половины 1890-х гг.
Остроухов вел активную общественную деятельность. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Работал в Торговом доме Боткиных.
Остроухов собирал живопись ради живописи. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890).
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Толгует подделками. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. было подлинным откровением. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). В этюдах конца 1890-х гг.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Остроухов указал единственно верный путь к познанию древнего искусства – чисто эстетический путь. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией.
Остроухов как бы все сказал. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Остроухову всё-таки пришлось поработать по специальности, в соответствии с дипломом, выданным Московской практической академией коммерческих наук. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством.
С 1905 по 1913 гг. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Неяркая русская природа получила в пейзаже конца ХХ в. свой живописно пластический эквивалент, приобрела обобщенное, образное звучание.
Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. 1921). Пополнение музея снова пошло планомерно. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им.
Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). В 1981 г. Илья Семенович входил в состав попечительского совета Третьяковской галереи. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Репина, брал уроки у П. П. Остроухов уже добивается успеха. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Оно бледное, серовато-голубое. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель.
Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
Саввинская слобода». Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова.
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. и уникальная подборка древнерусских икон. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства.
В 1889 году И. С. Лес — мифопоэтический образ, во многих мировых традициях связан с местом инициации.
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Нет, не уступает.
В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. не имевшую себе равных.
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников».
Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Почти все его время занимало коллекционирование. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Остроухов первым взялся за очистку картин от грязи и копоти, при нем была произведена квалифицированная реставрация лучших картин галереи. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.
«Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Музейная деятельность И. Остроухова началась после 1885 года, когда он сблизился с Павлом Михайловичем Третьяковым. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К.
Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
Ублать. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной.
В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Западноевропейская часть коллекции (ок. Являясь другом Третьякова, художник в 1898-1903 годах – член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, а в 1905-1913 годах попечитель Третьяковской галереи. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Киселев, И. Е.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. перечень). Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В середине 1880-х гг. В дальнейшем из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году были созданы «Не дрожат листы» и «Березовая осень». В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья.
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Лучшие работы О. — пейзажи изображающие природу средней полосы России ("Золотая осень", 1886—87, "Первая зелень", 1887—88, — оба в Третьяковской галерее). Стволы деревьев отражаются в спокойной глади реки, уходящей в глубину картины и останавливающей свой неторопливый плавный бег у леса, замыкающего пространство пейзажа. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. После кончины Остроухова, в августе 1929 года, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова ликвидирован.
Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 национализирована, хранителем оставался О., после его смерти передана в Третьяковскую галерею. ). Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Ни ветерка. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Собрание древнерусских икон, составленное Остроуховым – целая эпоха в истории создания русских художественных коллекций.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Его декорация к Кармен очень понравилась». Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми).
В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Из купеческой семьи. В середине 1880-х гг.
Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
– выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Стоит отметить фотографию, запечатлевшую И. С. Остроухова в доме, где проходит выставка (1880-е). Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг.
В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. В этом этюде с натуры Остроухов внимательно фиксировал определенное состояние природы, видимо, не ставя более сложных задач.
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Всякий раз, навещая Третьяковку, он так и эдак присматривался к своему Сиверко: уступает ли в соседстве. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Одной из центральных работ экспозиции можно назвать работу Марии Степановой «Лес. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.
И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. И из битков жил не блызжет. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба.
Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
И. С. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. И. С. По ритуалу далее следовал припадок театрального помешательства с рычанием и топаньем ногами, сменявшийся сосредоточенной гобсековской раздачей сахара перед чаем. Киселёва, И. Е.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Продолжения не было. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917). Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Черногубова. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.
Тему поддерживает картина «У Мелиховского пруда» работы Марии Павловны Чеховой, сестры писателя, которая обычно хранится в Доме-музее А. П. Чехова на Садовой-Кудринской. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Наиболее известна картина «Сиверко» (1890).
Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Очерки понравились, понравился и юный автор. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды.
С середины 1890-х гг. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Между тем Илья Семёнович был вполне культурным человеком, знал несколько европейских языков, увлекался ботаникой, превосходно играл на фортепьяно и даже подумывал заняться этим всерьёз и профессионально. Где-то в развалах за гроши раздобыл кусок не столь старой доски с Богоматерью у Креста и тут же приписал её ни больше ни меньше, как самому Ван Эйку.
А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Остроухов уже добивается успеха. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. В его доме в Трубниковском переулке находился знаменитый на всю Москву домашний музей, в собрании которого были работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, а также богатейшая коллекция русских икон. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам.
– бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Остроухова». К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода из той среды, которая поставляла колоритнейших типажей для пьес Островского, Остроухов и сам любил бравировать своими купеческими ухватками, напоказ капризничая в окружении интеллигентных гостей – Александра Бенуа и Абрама Эфроса.
Друг П. М. Третьякова. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. В лесу тишина.
Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Это было худшее время за всю историю музея.
1880-е гг. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. На выставке представлены живописные работы Марии Степановой, Ульяны Степановой, Елены Эйфель, Александры Янченко, портреты Остроухова работы Л. О. Пастернака из фондов Музея истории российской литературы имени В. И. Даля, а также из фондов музея-заповедника «Абрамцево» (портрет И. С. Остроухова, художник Н. А. Андреев. Такие демарши жестоко карались.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Молодой художник был замечен критиками. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму, находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи вернувшись в Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения.