Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Общение с прежними друзьями было только заочным. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. К тому же и погода благоприятствовала работе. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Много учился на написании портретов близких и друзей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Репин считал сам эту картину красивой. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Этюд получился превосходный. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Стасов присылает ему все, что он просит. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
О чем эта история. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.
Внимание художника тяготит их. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Имя Репина стало широко известным. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин никуда не делся. я работал завороженный. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Убийство свершилось. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Берег Волги.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Казалось, она спит.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. — Да это превосходно. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
-— И. Г. ), они много смеялись». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. Америка—Франция—Россия. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Жил в Италии и Франции (1873–1876). А свеча становилась ниже и тени менялись. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. — сказал Крамской. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Не доносчик ли. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Глаза ясные и добрые. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Имя Репина стало широко известным. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Мне минутами становилось страшно. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Работал весь день, не замечая времени. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Это лучше всех ваших академических работ. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Рассмотрим "ближний круг". На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Вегетарианцем стал и сам Репин. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Написан портрет вдохновенно. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
О картине появилось много статей в периодической печати. Рисунок уверенный, лепка твердая. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Третьяков»109.
Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Он идет прямо к матери.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В его глазах читается печаль, тоска.
Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Мне минутами становилось страшно». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В эту минуту в комнату вошел Христос. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Все заняты.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. За окном летний день. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Так ли это – судить зрителям.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. На моих друзей она производила то же впечатление. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Эта история получила название «бунт 14». Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Публике картина понравилась. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В его взгляде осуждение и тревога. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Вся центральная часть написана самим Репиным. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. М. Бунакову. Л. Н. Толстого». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Труд — вот что определяет и украшает человека. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Репин встречал их по средам. Она ушла из жизни в 1931 году55. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Они словно противопоставлены друг другу. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Каждый персонаж переживает что-то своё. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. «Как.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Первый факт. Пятый факт.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Это вы сами.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). художественный музей им. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
О картине появилось много статей в периодической печати. Репин дважды подавал прошения об отставке.