В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.
Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. А свеча становилась ниже и тени менялись. Удача следует за удачей. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.
Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Глаза ясные и добрые. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание — заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Репин никуда не делся. Жил в Италии и Франции (1873–1876). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. Все заняты. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, — чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Работал весь день, не замечая времени. О чем эта история. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Много учился на написании портретов близких и друзей. За окном летний день. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. После восстановления дома-музея спасённые вещи и картины оказались в числе его бесценных экспонатов.
В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Вся центральная часть написана самим Репиным. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». художественный музей им.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В эту минуту в комнату вошел Христос. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. — Да это превосходно. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Пятый факт. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Среди его педагогов оказался и Крамской. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Л. Н. Толстого». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Первый факт. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Вот она вещь в уровень таланту. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Имя Репина стало широко известным. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Имя Репина стало широко известным. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу.
Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Тут больше любви к делу, — пояснил он. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Написан портрет вдохновенно. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Этюд получился превосходный. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Казалось, она спит. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
Третьяков»109. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Весной он был зачислен на первый курс. М. Бунакову. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репин считал сам эту картину красивой. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Америка—Франция—Россия. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. "Я родился военным поселянином. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Мне минутами становилось страшно». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. В его взгляде осуждение и тревога. — сказал Крамской.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Каждый персонаж переживает что-то своё. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Они словно противопоставлены друг другу.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». К счастью, не был утрачен архив. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Не доносчик ли. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Его артельные заработки и выполнение портретов на заказ оказались хорошим подспорьем для семьи, в которой периодически возникали финансовые затруднения. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Этот жанр был особенно любим художником. О чем эта история. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. я работал завороженный. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин дважды подавал прошения об отставке. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Художник смотрит на своих героев не отстранённо, а любя пропуская через себя все нюансы их внешности, характера и психологического состояния. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Стасов присылает ему все, что он просит. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.
Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. — И. Г. ) посидеть мне смирно. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В его глазах читается печаль, тоска. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
О картине появилось много статей в периодической печати. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Это вы сами. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит тянуть лямку. Он идет прямо к матери. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Репин никуда не делся. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Репин встречал их по средам. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Так ли это – судить зрителям. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь.
Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Вегетарианцем стал и сам Репин.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Труд — вот что определяет и украшает человека. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В 1878 году он вступает в общество передвижников.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Это лучше всех ваших академических работ. Внимание художника тяготит их. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
-— И. Г. ), они много смеялись». О картине появилось много статей в периодической печати. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Но он мечтает о большем. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Рассмотрим "ближний круг". Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Берег Волги.
Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Комната небогатой интеллигентной семьи. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Публике картина понравилась. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Подробность шекспировского комизма. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Убийство свершилось. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Она была закончена только в 1891 году. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Крамской. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
«Как. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. К тому же и погода благоприятствовала работе.