Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Много учился на написании портретов близких и друзей. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону.
Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). — Да это превосходно. Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Л. Н. Толстого». Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Убийство свершилось.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Стасов присылает ему все, что он просит. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Силу человеческого духа увидели в картине современники. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. В его взгляде осуждение и тревога. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Она была закончена только в 1891 году.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Публике картина понравилась. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Работал весь день, не замечая времени.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Не доносчик ли. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Так ли это – судить зрителям. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. О картине появилось много статей в периодической печати. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Казалось, она спит. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Америка—Франция—Россия. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. художественный музей им. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
К тому же и погода благоприятствовала работе. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. М. Бунакову. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Глаза ясные и добрые. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. И вот уже перед нами не царь, а отец. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. я работал завороженный. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Источник назвали «Колодец Посейдона». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Берег Волги. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Общественность начала сбор пожертвований. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
Это вы сами. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Мне минутами становилось страшно. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Вся центральная часть написана самим Репиным. «Пенаты» стали его малой родиной. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». «Как. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Портрет производит яркое и сильное впечатление. За окном летний день. Возвращается в Россию летом 1876 года. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин встречал их по средам. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин считал сам эту картину красивой.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Этюд получился превосходный. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Рассмотрим "ближний круг". В эту минуту в комнату вошел Христос. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. — сказал Крамской.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он идет прямо к матери. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Написан портрет вдохновенно. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
В его глазах читается печаль, тоска. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Имя Репина стало широко известным. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Внимание художника тяготит их. Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Эта история получила название «бунт 14».
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Силу человеческого духа увидели в картине современники. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). На моих друзей она производила то же впечатление. Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства изображавшего окружающую действительность царской России.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.
Репин дважды подавал прошения об отставке. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Пятый факт.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Общение с прежними друзьями было только заочным. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Она ушла из жизни в 1931 году55.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Центральная группа словно недовольна своей ролью. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Это лучше всех ваших академических работ.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Мне минутами становилось страшно». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
О картине появилось много статей в периодической печати. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Первый факт. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». -— И. Г. ), они много смеялись». «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Имя Репина стало широко известным. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. А свеча становилась ниже и тени менялись. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Вегетарианцем стал и сам Репин. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Каждый персонаж переживает что-то своё. После революции Репин больше ни разу не был в России. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Комната небогатой интеллигентной семьи. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Они словно противопоставлены друг другу. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Все заняты.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Третьяков»109.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.