«сиверко»— картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1890 году. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество. Картина Ильи Остроухова Сиверко: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество. «сиверко»— картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1890 году.
Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.
Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино.
В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. И. С. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Он работает в духе Левитана над «пейзажами настроения». Его декорация к Кармен очень понравилась».
Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Левитана. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Такие демарши жестоко карались. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
К 1917 году в коллекции у Остроухова находилось: 117 икон: свыше 600 предметов церковной утвари: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура 237 произведений русских художников около 40 произведений западноевропейских художников около 20 различных скульптур. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. А в двадцать один год Илья Остроухов впервые взял в руки кисти и увлекся живописью. П. М. Третьяков считал "Сиверко" лучшим пейзажем своей галереи.
Шишкина, И. Е. Нет, не уступает. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Саввинская слобода». Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова издает журнал «Русское искусство», который приятно взять в руки хотя бы из-за отличной, весьма качественной полиграфии. перечень). Купил длянь. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
Сегодня Остроухова помнят не за ошибки, а за добрые дела. Но потом его в 1929 году, больного и полуослепшего, как бывшего купца и чаеторговца, лишили избирательных прав. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. И началось. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890).
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Среди водной ряби угадывается островок – крохотный клочок суши, который порос зеленой травой. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени.
Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Ярко видна рябь на воде от северного ветра под названием «сиверко». Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Остроухов уже добивается успеха. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Кроме того принимал участие в реставрации Благовещенского, Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного на Красной Площади, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России.
Зимой 1882-1883 гг. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Оно бледное, серовато-голубое.
Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Киселев, И. Е. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Все работы Остроухова 1880-х гг. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. По сию пору в постоянной экспозиции Третьяковки можно видеть его картину «Сиверко» — одну из легенд русской школы пейзажа, за которую автора иные критики приравнивали к Левитану.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Чистяков.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Со второй половины 1890-х гг. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Их листва – желтовато-зеленоватая. В отличие от музеев более «правильных» раз и навсегда — по крайней мере надолго -вешавших картины по стенам, здесь экспозиция не раз менялась до неузнаваемости. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами.
Пополнение музея снова пошло планомерно. Этюды Остроухова обычно настолько крепко построены и продуманы, что по ним можно с уверенностью судить о методе работы художника над пейзажем. Но пойти по стопам отца помешал случай: знакомство с семьей Мамонтовых. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Однако со второй половины 1890-х гг.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Почти все его время занимало коллекционирование. Появляются картины «Первая зелень», «Золотая осень». В картине конкретность, непосредственность этюда уходят.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Остроухова Сиверко (1890) является шедевром русской пейзажной живописи.
Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Совет покупал для галереи новые произведения, руководил развеской, перестройкой экспозиции. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Зритель может заметить совсем низко над самой водой двух чаек. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.
Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Остроухов вел активную общественную деятельность.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Однако время от времени кто-то из новых пытался экспроприировать особняк со всем содержимым.
Начиная с 1902 г. Остроухов почти полностью переключился на новый вид собирательства – коллекционирование икон. История сурова и великодушна. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Очерки понравились, понравился и юный автор. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Его декорация к Кармен очень понравилась».
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Тишь. Западноевропейская часть коллекции (ок. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Остроухов руководствовался рекомендациями И. И. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Репина.
Работал в Торговом доме Боткиных. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Такое и держать в коллекции зазорно.
Но метко, о чем речь впереди. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Авторским правом могут охраняться произведения, созданные французами, погибшими за Францию во Второймировойвойне (см. подробнее), россиянами, воевавшими на ВосточномфронтеВтороймировойвойны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. подробнее).
Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Разлив реки производит впечатление ее приоритета над местностью. В середине 1880-х гг. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.
Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Популярность И. С. Особенно правдоподобно изображено небо – с высокими тучами в серых тонах.
Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Свет выявляет и подчеркивает структуру формы: густую массу леса, рыхлость последних снежных островков изящество легких силуэтов берез. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. и уникальная подборка древнерусских икон.
Немного было в старой Москве людей, которых звали по имени-отчеству. Однако основная масса коллекций в России представляла обыкновенно странную смесь превосходных произведений искусства с никому ненужными предметами, свидетельствуя о наивности или безвкусии их владельцев.
В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). В библиотеку Остроухова допускались немногие. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми).
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. В картине нет рассказа. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Самобытный уголок русской природы изображен «удивительно верно и скромно» (по выражению А. Бенуа).
А далее И. С. Здесь были образцы византийской, новгородской, московской, ярославской, строгановской школ, а главное, чуть ли не первым он стал собирать древние доски не как моленные образа — этой страстной натуре оказалось под силу сделать икону предметом коллекционерского интереса. В этюдах конца 1890-х гг. Однако уже в следующем году музей оказался под угрозой закрытия, что заставило группу художников и деятелей культуры 6 апреля 1926 года направить письмо в его защиту наркому А. В. Луначарскому.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Кое где можно заметить неподвижную водную гладь в которой чудесным образом отражается небо.
П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. А статьи о герое «персонального» номера — под стать каталогу солидной монографической выставки — позволяют словно увидеть воочию этого человека со всеми нюансами его непростого характера и ранимой художнической натуры. На картине изображена река, делающая изгиб под открытым небом.
Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Лучшая картина И. С. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Остроухов собирал иконы, живопись. вспоминал мемуарист. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Воздать ему должное, отмечая двойной юбилей знаменитого коллекционера, решил журнал «Русское искусство», посвятив свой номер теме: «Илья Остроухое. Ублать. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. От родственных — через жену, Надежду Боткину, дочь чайного короля, — до профессиональных.
От работ Левитана эти полотна отличаются тем, что драматизм бытия не пронизывает весь пейзаж, напротив, они показывают всю красоту жизни. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Ни ветерка. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. » И посоветовал поскорее избавиться от неудачной находки.
Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. было подлинным откровением. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. И из битков жил не блызжет. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Можно вспомнить и о единственном серьезном, увы, судьбоносном «проколе» Остроухова-экслерта не дай он опрометчивый совет Дмитрию Щукину, в Роосии могла бы находиться хоть одна картина Яна Вермеера Делфтского. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Толгует подделками. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Третьяков, считавший полотно художника одним из лучших в своей коллекции. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Чистякова. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля.
А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Ни людей, ни построек.
– бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Река окрашена в темные цвета.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. После Великой Октябрьской социалистической революции Остроухов должен был передать свое собрание государству, а это означало распределение отдельных произведений по различным музеям страны.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Потом Щукин рассказывал об этом Эфросу так, как «говорят о нечаянном убийстве в семье.
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. 40 живописи и графики и ок. Ходить на службу купцу-интеллектуалу быстро надоело и выпускник Московской практической академии коммерческих наук, гласный Московской городской думы пошел в ученики к художникам — Киселеву, Репину, Чистякову. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Очерки произвели впечатление, как и сам автор. В 1918 году он получил от новой власти курьёзный пост директора своего же трубниковского музея: коллекцию национализировали, но за хозяином закрепили пожизненную должность хранителя. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым.
Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Третьякова галереи. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.
Причем познавать азы художественного мастерства ему приходилось самому. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Лес вдали представлен в виде темной массы. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба.
К ней трепетно относился сам П. М. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Саввинская слобода».
Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Молодой художник был замечен критиками.
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. С 1905 по 1913 гг. Поначалу бестолково. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Это было худшее время за всю историю музея. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Художник, коллекционер, созидатель».
Остроухов собирал живопись ради живописи. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень».
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
В лесу тишина. Речь идет о Золотой осени (1886—1887) с ее неповторимым передним планом и Первой зелени (1888), возвещающей необратимый приход нового времени года. В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского13. учился у П. П. Чистякова в Петербурге.
Довольно быстро совет распался на два лагеря: в одном оказались Остроухов, Серов и Боткина, в другом необходимый элемент консервативного характера в искусстве – Цветков и Голицын. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. У него хранились прекрасные образцы живописи XIII в., в то время чрезвычайно редко встречавшиеся в коллекциях, но подлинные шедевры остроуховского собрания относились к концу XIV-XV вв. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Известность приходит к художнику уже в середине восьмидесятых.
При Остроухове была приведена в порядок и открыта для всех желающих библиотека при галерее. Черногубова. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Репин, П. П. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Остроухов постепенно отходит от практической живописи. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи.
был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. В 1889 году И. С. Остроухова».
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. На переднем плане – песчаная отмель, поросшая травой с редкими белыми цветами. К сожалению, музей не сохранился.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. 1880-е гг. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.
Преобладают оттенки фиолетовых и синих, местами черных красок. Шишкин, Саврасов, Васильев, Перов, Крамской выглядели в его собрании чаще всего великолепными колористами и превосходными рисовальщиками. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят.
Важная сторона его деятельности — многолетнее руководство Третьяковской галереей. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. К счастью, в России еще не перевелись энтузиасты, готовые вкладывать деньги в культурные издания. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Вдали островок. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Первый раз Остроухов попробовал себя в роли художника только в 1879 году. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
Саввинская слобода». Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.