Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Остроухова. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года.
Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. » И посоветовал поскорее избавиться от неудачной находки. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Воздать ему должное, отмечая двойной юбилей знаменитого коллекционера, решил журнал «Русское искусство», посвятив свой номер теме: «Илья Остроухое. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Именно воплотившие подобное в жизнь люди и вошли в историю человечества. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу.
С середины 1890-х гг. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. В 1918 году он получил от новой власти курьёзный пост директора своего же трубниковского музея: коллекцию национализировали, но за хозяином закрепили пожизненную должность хранителя. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Такое и держать в коллекции зазорно. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
Сам Третьяков почитал за честь иметь в своей галерее работы Остроухова. В картине нет рассказа. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Ведь понимание собственных возможностей, определенно, обязывает к их реализации.
Природа России стала главной темой и его живописных работ. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. И. Е. Репина представляли в коллекции Остроухова портреты: этюд к портрету Л. Н. Толстого, сделанный в Ясной Поляне, акварельный портрет Л. Н. Толстого, портрет дочери художника, все работы очень высокого уровня.
Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. 1880-е гг.
Саввинская слобода». Зимой 1882-1883 гг. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения». По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства.
Поначалу бестолково. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Учился самостоятельно, пользовался советами АА. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Наиболее известна картина Сиверко (1890).
Словом, время правления совета галереи, возглавляемого Остроуховым, было чрезвычайно благоприятным для музея. Как вы думаете, быть наделенным талантом – это счастье или наказание свыше. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Это было худшее время за всю историю музея. Талант живописца этот мастер кисти и холста реализовал безукоризненно. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
Река с ее невысокими берегами как бы уходит за картину, рамки пейзажа мысленно раздвигаются. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Но пойти по стопам отца помешал случай: знакомство с семьей Мамонтовых. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях.
А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Первоначально его увлекали естественные науки. Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Государственная дума неоднократно занималась делами совета. История сурова и великодушна. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке.
Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.
При противоположности вкусов, которыми отличались большинство и меньшинство совета, пополнение галереи стало делом трудным и неопределенным. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Толгует подделками.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Купил длянь. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год. Даже не зная, что смотрят картины из его собрания, подолгу стоят перед ними в музейных залах.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. вспоминал мемуарист.
Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Остроухов уже добивается успеха. Саввинская слобода». Очерки понравились, понравился и юный автор. Немного было в старой Москве людей, которых звали по имени-отчеству. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.
Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Довольно быстро совет распался на два лагеря: в одном оказались Остроухов, Серов и Боткина, в другом необходимый элемент консервативного характера в искусстве – Цветков и Голицын. Очерки произвели впечатление, как и сам автор.
Этюд, как и законченная картина, должен быть продуман и построен, свеж и тонок по цвету, непосредствен по настроению, что давалось только длительной, вдумчивой работой на пленэре. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Сегодня Остроухова помнят не за ошибки, а за добрые дела. Ни ветерка.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова издает журнал «Русское искусство», который приятно взять в руки хотя бы из-за отличной, весьма качественной полиграфии.
Но гордый своим острым глазом купец-художник, кода к нему обратился за советом едва верящий коллекционерскому счастью Щукин, беспощадно заявил: «Чепуха, дрянь. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Пейзажи Ильи Семеновича, по мнению экспертов, могли соперничать с творениями Левитана. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Нет, не уступает.
Однажды оказавшаяся в его руках кисть стала инструментом создания истинных шедевров. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. было подлинным откровением. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). В лесу тишина.
В 1889 году И. С. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». И началось. Талант в сочетании с упорством, работоспособностью сделали его в короткое время одним из ведущих пейзажистов России. Репин, П. П. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухова».
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Савва Иванович Мамонтов – купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков.
Работал в Торговом доме Боткиных. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. При Остроухове была приведена в порядок и открыта для всех желающих библиотека при галерее.
Однако со второй половины 1890-х гг. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов — 1882/83 и 1883/84 годов6.
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. И. С. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
С 1905 по 1913 гг. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Неяркая русская природа получила в пейзаже конца ХХ в. свой живописно пластический эквивалент, приобрела обобщенное, образное звучание. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И.
Ублать. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной.
Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Остроухов вел активную общественную деятельность. Западноевропейская часть коллекции (ок. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Причем реализация должна быть максимальной иначе талант будет растрачен впустую. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Оно бледное, серовато-голубое. Однажды Третьяковка устроила выставку-оммаж, показав графику из остроуховского фонда Однако в отсутствие каталога теперь уже толком и не вспомнишь весь состав той замечательной, но краткосрочной экспозиции.
Ему повезло родиться в благополучной купеческой семье. После Великой Октябрьской социалистической революции крупнейшие частные музеи были национализированы. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв.
И. С. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
Со второй половины 1890-х гг. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Но метко, о чем речь впереди. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи.
В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Саввинская слобода».
Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Это непосредственный показ переходного состояния природы, когда сам воздух кажется окрашенным в оттенки сероватого, голубоватого, коричневатого тонов и когда все тона неба, деревьев, земли, снега кажутся сближенными, тонко и сложно переходящими друг в друга. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Она уже давно переросла рамки обычного частного собрания и всегда была открыта для специалистов, знатоков, любителей.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Важная сторона его деятельности — многолетнее руководство Третьяковской галереей. Участник Абрамцевского художественного кружка. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Чистяков. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. С 1906 г. – д. чл. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей их создающих.
Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель.
В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Ценнейшую коллекцию икон, увлекая за собой десятки московских любителей, он собрал за считаные годы, начиная с конца 1909-го, пользуясь советами ученого и коллекционера Николая Лихачева. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной.
Что тут сказать. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. А. Серов). Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Все работы Остроухова 1880-х гг. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Художник строит колорит картины на отношениях теплых оттенков охры и холодных зеленовато-голубых тонов.
Остроухов пользовался непререкаемым авторитетом знатока живописи у художников и собирателей. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
В них вновь Остроухов возвратился к широкой, свободной манере письма, лишенной мелочной проработки деталей, к панорамной трактовке мотива, увиденного и прочувствованного на натуре. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Советская власть, отнявшая у И. С. Остроухова всю коллекцию, не дала ни ему, ни его супруге достойно закончить свой жизненный путь. В середине 1880-х гг.
Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Художник, коллекционер, созидатель». В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». перечень). Илья Семёнович написал ещё несколько крепких работ, но так и остался художником одной картины.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Остроухов собирал живопись ради живописи. Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить.
Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Саввинская слобода». Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Молодой художник был замечен критиками. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. И из битков жил не блызжет. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Академии художеств. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Такие демарши жестоко карались.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В его случае можно употребить общеизвестную фразу талантливый человек талантлив во всем.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности.
«Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ).
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Киселёва, И. Е. Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова.
Он добился, чтобы каталог галереи был выпущен на английском, французском и немецком языках. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». В отличие от музеев более «правильных» раз и навсегда — по крайней мере надолго -вешавших картины по стенам, здесь экспозиция не раз менялась до неузнаваемости. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Именно таким и был Илья Семенович Остроухов. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля.
40 живописи и графики и ок. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Значительная коллекция русской иконописи и новейшей живописи, принадлежавшая Остроухову, после его смерти передана в ГТГ. Можно вспомнить и о единственном серьезном, увы, судьбоносном «проколе» Остроухова-экслерта не дай он опрометчивый совет Дмитрию Щукину, в Роосии могла бы находиться хоть одна картина Яна Вермеера Делфтского. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. После 1917 года коллекция стала достоянием государства, а Илью Семеновича сделали ее хранителем. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Черногубова. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Киселев, И. Е. В этюдах конца 1890-х гг.
По сию пору в постоянной экспозиции Третьяковки можно видеть его картину «Сиверко» — одну из легенд русской школы пейзажа, за которую автора иные критики приравнивали к Левитану. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. А статьи о герое «персонального» номера — под стать каталогу солидной монографической выставки — позволяют словно увидеть воочию этого человека со всеми нюансами его непростого характера и ранимой художнической натуры. и уникальная подборка древнерусских икон.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова.
С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Потом Щукин рассказывал об этом Эфросу так, как «говорят о нечаянном убийстве в семье. Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи.
Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Пополнение музея снова пошло планомерно.
Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». От родственных — через жену, Надежду Боткину, дочь чайного короля, — до профессиональных. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.
Их листва – желтовато-зеленоватая. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Репина, брал уроки у П. П. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других.