Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. С середины 1880-х годов у И. Остроухова установились дружеские отношения с семьёй П. М. Третьякова. Илья Семёнович Остроухов родился 20 июля (1 августа) 1858 года в Москве в купеческой семье. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе.
Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество. Большое влияние оказало на него творчество В. Д. Поленова, способствовавшего, как говорил сам Остроухов, созданию его «художественной физиономии».
Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века. Последние свои работы, как старый художник, Остроухов Илья Семенович создавал не на пленэре, а по памяти использую те образы и мгновенные образы, что остались в его воображении. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье.
Деятельность И. С. Остроухова на почту попечителя Третьяковской галереи определила на долгие годы вперёд стратегию развития галереи, прежде всего в подходе к комплектованию и формированию коллекций. Илья Семенович Остроухов (1858-1929) принадлежит к замечательному поколению русских художников. В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке сейчас демонстрируется графическая часть коллекции Ильи Семёновича Остроухова.
Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество.
Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Действительный член Императорской Академии Художеств. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. Западноевропейская часть коллекции (ок. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.
От родственных — через жену, Надежду Боткину, дочь чайного короля, — до профессиональных. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Лучшие работы О. — пейзажи изображающие природу средней полосы России ("Золотая осень", 1886—87, "Первая зелень", 1887—88, — оба в Третьяковской галерее).
В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Знаменитый при жизни, Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Третьякова. Он был необычайно сложной, многогранной, богатой своей одаренностью личностью.
Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Кроме Остроухова, музеем управляли В. А. Серов, А. П. Боткина – дочь Третьякова, пожизненный член совета известный коллекционер И. Е. Цветков и В. М. Голицын. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова.
В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Саврасова. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето.
Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Легкий ритм полукружий арок собора, подчеркивание вертикалей стены справа, флагштоков в центре удивительно точно передают изящество изысканность, особую музыкальность, свойственные архитектуре Венеции. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Тот попросил его информировать о появлении интересных для Галереи художественных произведений.
Соратник П. М. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Соратник П. М. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев.
После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. По сию пору в постоянной экспозиции Третьяковки можно видеть его картину «Сиверко» — одну из легенд русской школы пейзажа, за которую автора иные критики приравнивали к Левитану. Действительный член Императорской Академии Художеств. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Третьякова.
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. пришел в искусство довольно поздно, уже сложившимся человеком.
Действительный член Императорской Академии Художеств. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Киселев, И. Е.
была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова».
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Третьякова. Словно заколдованный, Щукин повиновался, картину отвез за границу и продал — ныне она находится в Гaaгe.
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Саввинская слобода». Остроухова». Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке.
Воздать ему должное, отмечая двойной юбилей знаменитого коллекционера, решил журнал «Русское искусство», посвятив свой номер теме: «Илья Остроухое. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Его центральное произведение — отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж "Сиверко" (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем "пейзажам настроения" И. И. Левитана.
и уникальная подборка древнерусских икон. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Художник, коллекционер, созидатель». Действительный член Императорской Академии Художеств. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Остроухов собирал иконы, живопись. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.
Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Потом Щукин рассказывал об этом Эфросу так, как «говорят о нечаянном убийстве в семье. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
И началось. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Государственная дума неоднократно занималась делами совета.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Их листва – желтовато-зеленоватая.
В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Академии художеств. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. 1880-е гг. В среде именитых художников он мог бы казаться почти самоучкой, но подлинный талант, напряженная работа на натуре, безупречное чутье и вкус живописца сделали его равным среди равных.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Почти все его время занимало коллекционирование. Действительный член Императорской Академии Художеств. Как писал о нем критик А. М. Эфрос: «Старая Москва звала его просто «Ильей Семеновичем», без фамилии, словно никакой фамилии у него не было.
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Огромную ценность представляла коллекция икон, которую Остроухов начал собирать с 1909 года попав под влияние известного коллекционера и учёного Н. П. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Это особая исконно русская честь, означавшая, что другого человека с таким именем-отчеством не существует, а этого единственного должен знать всякий». В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Членство в Товариществе давало возможность художнику выставляться на ежегодных выставках свободно, без предварительного обсуждения жюри. Из купеческой семьи.
Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. преодолел в несколько лет, полных упорного труда. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Ни ветерка. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Действительный член Императорской Академии Художеств. Пополнение музея снова пошло планомерно. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. – участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы – все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться. Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова издает журнал «Русское искусство», который приятно взять в руки хотя бы из-за отличной, весьма качественной полиграфии.
Из семьи известных архитекторов Бенуа., П. М. Третьяков считал «СиверкоСиверко. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Черногубова. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. В 1889 году И. С. И. С. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909).
Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. С середины 1890-х гг. Без него трудно представить художественную жизнь Москвы на рубеже двух веков. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Важная сторона его деятельности — многолетнее руководство Третьяковской галереей.
Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 национализирована, хранителем оставался О., после его смерти передана в Третьяковскую галерею. ). Можно вспомнить и о единственном серьезном, увы, судьбоносном «проколе» Остроухова-экслерта не дай он опрометчивый совет Дмитрию Щукину, в Роосии могла бы находиться хоть одна картина Яна Вермеера Делфтского. И из битков жил не блызжет.
К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Действительный член Императорской Академии Художеств. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».
Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ).
В отличие от музеев более «правильных» раз и навсегда — по крайней мере надолго -вешавших картины по стенам, здесь экспозиция не раз менялась до неузнаваемости. Обязанности у членов совета галереи были сложные, хлопотные, отнимавшие время, но почетные и важные. Учился самостоятельно, пользовался советами АА.
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
П. М. Третьяков приобрел картину прямо с выставки и всегда считал ее украшением своей галереи. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Однако копившийся опыт оказался благотворным – в коллекции Остроухова стали появляться полотна Коро, Жерико, Дега, Мане, Кипренского и Щедрина, Венецианова и Александра Иванова, а также рисунки и акварели художников-друзей по мамонтовскому кружку – Серова, Коровина, Врубеля.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей).
Третьякова. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Гласный Московской городской думы, попечитель Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых. Немного было в старой Москве людей, которых звали по имени-отчеству.
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Третьякова. XIX век в истории искусства иногда называют веком пейзажа.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Такое и держать в коллекции зазорно. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. не имевшую себе равных. Участник Абрамцевского художественного кружка.
Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Остроухов детально выписывает листья деревьев, стволы, сучья, траву переднего плана, уводит взгляд в глубину диагоналями берегов реки, пригорков оврагов. Его декорация к Кармен очень понравилась».
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Действительный член петербургской АХ (1906). Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Третьякова. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.
Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. При противоположности вкусов, которыми отличались большинство и меньшинство совета, пополнение галереи стало делом трудным и неопределенным. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».
Соратник П. М. Служил в Торговом доме Боткиных.
Остроухов Илья Семенович, русский художник и художественный деятель. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. В отличие от большинства своих современников Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг.
Репина, брал уроки у П. П. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
» И посоветовал поскорее избавиться от неудачной находки. Его творчество невелико по объему. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист.
Друг П. М. Третьякова. Третьякова. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы.
С 1905 по 1913 гг. Так, французские пейзажисты наметили в середине и второй половине XIX века особенности развития пейзажа, основанного на определенных реальных впечатлениях от натуры, «портрета» местности. Нет, не уступает. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. В картине нет рассказа.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Остроухов уже добивается успеха. Остроухов сумел создать настолько запоминающиеся образы родной природы, что навсегда вошел в историю русского искусства.
Саввинская слобода». Даже не зная, что смотрят картины из его собрания, подолгу стоят перед ними в музейных залах. В середине 1880-х гг. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Начиная с 1902 г. Остроухов почти полностью переключился на новый вид собирательства – коллекционирование икон. Участник передвижных выставок.
было подлинным откровением. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. В какой-то мере характер жанра определял французский пейзаж. Репин, П. П. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень».
После смерти художника в 1929 музей был ликвидирован, собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московское училище живописи и ваяния у. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг.
Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Со второй половины 1890-х гг. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества.
Действительный член Императорской Академии Художеств. К несчастью, эта картина так и осталась единственным полотном Остроухова, которое имело большой успех. произведений. Действительный член Императорской Академии Художеств.
Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Среди его учеников, . Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. И. С. Киселёва, И. Е. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Соратник П. М. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
В лесу тишина. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
«Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Однажды Третьяковка устроила выставку-оммаж, показав графику из остроуховского фонда Однако в отсутствие каталога теперь уже толком и не вспомнишь весь состав той замечательной, но краткосрочной экспозиции. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.
учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В этюдах конца 1890-х гг. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Такие демарши жестоко карались. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу.
перечень). Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Остроухов собирал живопись ради живописи.
В короткий срок он стал одним из просвещенных собирателей своего времени. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми).
Однако необходимое условие для успешной работы – полное единство взглядов на искусство, согласованность действий всех членов совета. Действительный член Императорской Академии Художеств. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Оно бледное, серовато-голубое. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Третьякова. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Однако со второй половины 1890-х гг.
Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Чистяков. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Молодой художник был замечен критиками.
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Соратник П. М. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Она уже давно переросла рамки обычного частного собрания и всегда была открыта для специалистов, знатоков, любителей. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Средства потомственного промышленника позволяли покупать и русскую живопись и западную, а страсть к иконам пришла в тот момент, когда к дню ангела друзьями был поднесен образ Ильи-пророка. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). 40 живописи и графики и ок. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день.
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Соратник П. М. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной.
В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.
Зимой 1882-1883 гг. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ублать. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
Создатель "пейзажа настроения". Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Работал в Торговом доме Боткиных. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Все работы Остроухова 1880-х гг.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Соратник П. М. Но метко, о чем речь впереди. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв.
Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Остроухов вел активную общественную деятельность.
Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Купил длянь.
Это было худшее время за всю историю музея. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. А статьи о герое «персонального» номера — под стать каталогу солидной монографической выставки — позволяют словно увидеть воочию этого человека со всеми нюансами его непростого характера и ранимой художнической натуры. Но именно от них лежит прямая дорога к реформам импрессионистов 1870-х годов.
Поначалу бестолково. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. История сурова и великодушна. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг.
Необычайно деятельный, энергичный, увлекающийся Савва Иванович и мягкая, умная, тонкая Елизавета Григорьевна были душой и центром нового кружка. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Тонкий вкус, чутье живописца, любовь к искусству – эти качества дали Остроухову возможность собрать ценнейшую коллекцию произведений русской живописи. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. С 1906 г. – д. чл. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. вспоминал мемуарист.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Очерки понравились, понравился и юный автор. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Коллекция Остроухова в свое время была уникальной.
Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Толгует подделками. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. В начале 1900-х годов Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды.
Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Сегодня Остроухова помнят не за ошибки, а за добрые дела. Соратник П. М. После кончины Остроухова, в августе 1929 года, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова ликвидирован. Третьякова. а, признавали его непоколебимый авторитет в вопросах искусства.
совет приобрел картины Боровиковского, Левицкого, Тропинина, Сурикова, Репина, Васнецова, Левитана, работы более спорных в то время художников Сарьяна, Кончаловского, Борисова-Мусатова, Грабаря, Сомова, Бенуа. Соратник П. М. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Соратник П. М.
со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.