В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В письме к В. В. Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне керамический способ скор и легок, как фреска и потому он не будет дорого стоить да притом же это будут оригиналы, а не копии». Пусть будет так.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Мне минутами становилось страшно. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. – Чего только тут не было.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он стал более похож на художника Мартыновича, чем на петербургской картине. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Среди его учеников, . Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Вариант. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Недаром, обратившись к А. В. Жиркевичу с просьбой позировать для одной из фигур в Запорожцах, Репин объяснил ему: Я подбираю к первоначальному наброску лица среди знакомых или случайно встретившихся (см. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Известно, как много работал Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Идея его создания принадлежит администрации города.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Первое документальное упоминание о полотне датировано 26 июля 1878 года. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Среди его учеников, . Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Репин встречал их по средам. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий.
Эскиз. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. С 1918 – в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский художник и рисовальщик эпохи демократического реализма. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Эварницкий не был чужд и вопросам искусства. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». стремится к экспрессии и достигает замечательных результатов. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Вариант.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Затем Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Картину свою на прежнем холсте, говорил, совсем вот-вот должен был кончить. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Запорожцы» И. Репина – наиболее известные произведения, отображающие этот период украинской истории. И Яворницкий и Мурашко пишут об одновременной работе над двумя вариантами – петербургским и харьковским, называя их «двумя большими картинами на одну тему». Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.
Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Шевченко в 1843 году (места бывшей Запорожской Сечи, Качановка на Черниговщине, Киев), стала и для художника своеобразным паломничеством к национальным святыням украинского народа, знакомством и общением с украинской интеллигенцией. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Он сообщал Званцевой, уже заканчивая картину: «Работал над общей гармонией картины. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме».
С технической стороны картина написана бесподобно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин дважды подавал прошения об отставке.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Какой это труд. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Наконец, в полотнеЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Фигуры изображаются поясными. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Картина имеет два варианта.
Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И. М. Они жили в Пенатах в течение двух недель. На пересечении ул. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. сделал лицо более характерное: глаз он вдвинул глубже и улыбку сделал хитрее» (речь идет об образе Ивана Сирко).
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
— с иронией окончил Репин разговор на эту тему. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Среди его учеников, . Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Егорова.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
На моих друзей она производила то же впечатление. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин стал очевидцем казни народовольцев. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В связи с этим, вероятно и возникает второй эскиз. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Основные персонажи (писарь, казак в центре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принято называть Тарасом Бульбой, казак без рубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь в детали одежды, сумки, расположение бандуры. С целью проследить процесс работы Репина над композицией и отдельными характерами харьковской картины интересно сравнить текст письма Мурашко с результатами рентгеновского анализа картины. Так, например, Серко написан с генерала М. И. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Среди его учеников, .
Публике картина понравилась. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Среди его учеников, .
Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204., более чем в других своих исторических полотнах, заботился о сборе материалов, стремился к верности обстановки, костюмов и аксессуаров.
В контексте русской культуры обращение к этой теме также неслучайно. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Эта история получила название «бунт 14». Еще в студенческие годы он начал собирать на Екатеринославщине и Харьковщине предания, думы и песни о запорожцах изучать уцелевшие исторические памятники, посещать те места, где была когда-то запорожская Сечь, участвовать в археологических раскопках, разыскивать уцелевшие историко-бытовые материалы. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар).
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Бунакова исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве», куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
теперь изображает ее в большом пространстве. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. — Об этой картине говорили давно и ждали многого.
«Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Вариант. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Из жанровой картины возникает большое полотно исторической живописи. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Мурашко первым оценил композиционное преимущество второго полотна, созданного на основе эскиза 1879 года (Государственная Третьяковская галерея), отличавшегося жанровостью и экспрессией.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Среди его учеников, .
Среди его учеников, . Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Здесь Репин использовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
приходилось порой приносить большие жертвы. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Это не просто голытьба, пирующая, гуляющая, а члены «рыцарского народного ордена», каким считал запорожцев Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Совпадает этот маршрут и с поездкой историка Н. Костомарова в 1873 году по местам бывших запорожских сечей, которую он осуществил незадолго до поездки самого Репина и ярко описал в своей «Автобиографии». В литературе неоднократно отмечалось богатство разного рода оттенков смеха, показанных в этой картине, – от открытого веселого хохота до сумрачной усмешки, от злой иронии до задумчивой улыбки. Он хмурится, обдумывает очередную бранную фразу, призванную побольнее уколоть и оскорбить османского владыку. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
К ним относится и законченное в 1891 году монументальное полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)». За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Неффа (1864-1871). По словам художника, в Украине у каждого дьячка был список этого знаменитого письма. М. Бунакову. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Он был в таких случаях крайне решителен. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Среди его учеников, . Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Басина, Ф. А. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Америка—Франция—Россия. В работе над «Запорожцами» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Среди его учеников, . Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Среди его учеников, . По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». 1889 – 1896Холст, масло, 174 x 265Харьковский художественный музей вариант. Но своей пестротой они соответствуют общему настроению веселья, буйному проявлению силы жизни в этой народной, «хоровой», по выражению Стасова, картине. Копия была сделана в XVIII веке. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.
Скоро Репин убедился, что Эварницкий будет ему чрезвычайно полезен в деле завершения его давнишнего замысла. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Среди его учеников, . Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Чудесная деталь, объясняющая трактовку этой полуголой фигуры, впоследствии была Эварницким забыта и даже не отмечена им в воспоминаниях, написанных позже. Оставил большое эпистолярное наследие. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. А он вдруг под наплывом новых впечатлений начал на новом холсте и вышло две картины.
– писал Репин А. С. Суворину. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Они закрывают прорыв в глубину, сохраняя вместе с тем ощущение большого пространства. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Эту привязанность можно условно разделить на следующие этапы: детские и юношеские впечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей и этнографией – во время обучения в Академии в Петербурге (1864-1871), знакомство с повестями Н. Гоголя в Париже во время пенсионерского пребывания за границей (1873-1876).
Высокую оценку Запорожцам дал и журнал Наблюдатель: В этой картине поразительное разнообразие типов, характерных поз, выразительности лиц и фигур поразительны красота и верность, — щепетильная, археологическая, — костюмов и по времени удивительно глубокое понимание тех или иных душевных движений. Вся композиция приобретает компактность. Среди его учеников, . некоторое время работает над обоими полотнами. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Самые восторженные отзывы они заслужили в 1893 г. на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, организованной в четырехсотую годовщину открытия Америки. Среди его учеников, . Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ). Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Л. Н. Толстого». Среди его учеников, .
Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. более или менее заканчивает в 1893 году ее ранний вариант. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Харьковские «Запорожцы» были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористической гамме. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины – это-то есть. Творческая история самой картины не совсем выяснена.
Киевский искусствовед Ю. Беличко предлагает другую точку зрения – заимствование у И. Крамского эмоционально-психологического, а частично и композиционного замысла его незаконченной картины «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»). Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Общение с прежними друзьями было только заочным. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896) принадлежит к периоду расцвета творческой деятельности гениального мастера. Она встречена общим и горячим одобрением.
Композиция харьковского вариантаЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. затем сделал ее вариант для П. М. Третьякова. Рубца. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
принимается писать новую картину на тот же сюжет. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В нем словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости. В Краснодаре на пересечении ул. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Эта поездка дала необходимый историко-документальный и натурный материал, который вышел за рамки сугубо утилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразием тематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Крамского, в Академии художеств у П. В. Совет искусствоведа М. В. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Они начинают более окружать стол. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Вегетарианцем стал и сам Репин. Репин подарил его Яворницкому.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Был переработан и перемещен на второй план справа бурсак. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Бруни и Т. А. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Среди его учеников, . Третьяков»109.
Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Славу Илье Ефимовичу Репину принесло множество живописных произведений.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цвете и в околичностях. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.