Прямо нежность к человечеству. Очень трогательная, тёплая книжка. Уже упомянутый художник Донато Джанкола так же работал над иллюстрациями к «Властелину колец» – его работы натуралистичны, но, в то же время, совершенно схематичны по композиции – академизм и его традиции повлияли на Джанколу в максимально возможном виде.
Знаю, что поэзию издают с неохотой. Проект будет продолжен другими мемуарами и книгами о других художниках-книжниках. Я сама хотела бы рисовать как она. Наивная пластика рисования насельников и материально-предметного мира этой столетней квартиры завораживают при рассматривании. Несмотря на то, что первые литературные произведения, которые относят к жанру фэнтези в полноценном виде, появились еще в 20е-30е годы XX века (рассказы Роберта Ирвина Говарда), достойные изучения иллюстрации возникли лишь в конце 50х-60х годов. И вот таким образом радуюсь почти каждой поэтической книжке. Детям от такой книги удовольствие познания, взрослым – радость узнавания и светлая слеза.
И попросили назвать три самых запомнившихся и «зацепивших» их издания или книжных проекта этого года. Эта художница рисует много и для себя, в каком-то смысле ведет такой графический дневник. Иными словами, можно вывести довольно строгую формулу, своего рода определение для творчества художников подобного рода – «Иллюстрация в жанре фэнтези есть кульминация воображения (фантазии, основанной на романтизированной эпохе, преимущественно античной или средневековой) в купе с информацией, данной автором иллюстрируемого текста, а также со знаниями конкретного творца на основе культуры, повлиявшей на его представления о мире». Работы Светланы — это простой разговор о сложных вещах.
Благодаря ему сложное и скучное становится простым и увлекательным. Книги написаны очень легким языком, весьма интересны и познавательны. Из понравившихся мне иллюстрированных книг в первую очередь назову «Про деда Игната» Юрия Коваля с иллюстрациями Марии Воронцовой. Роберт Говард, писатель, смотрел на своего персонажа под несколько иным углом.
И ещё мне кажется очень важным отметить хороший макет этих двух книг. Обязательноечтение, что называется, must read. Какое оно глупое изобретательное и прекрасное.
Обладая невероятным обаянием, некоей магической притягательностью, работы Светланы абсолютно лишены никчёмной развлекательности. Они очень лёгкие, динамичные, гротесковые, местами сатирические. Не важно, новичок вы или специалист, – великолепные рисунки вдохновят вас на новые работы. В сумерках лжи и предательства брезжит свет трех звезд.
Японцы — традиционно, они развивают жанр очень широко, а у французов прекрасные рисовальщики, которые не боятся выходить за рамки жанра и делают что-то вроде очень визуально навороченной «авторской сказки». Но – может быть, даже в первую очередь, – это также книга для общения с ребенком. У меня слабость к несерьезным иллюстрированным книгам для взрослых. Нам дано видеть сквозь призму воображения, но не дано показывать то, что мы видим, другим.
Инициатором и художником этой книги была Таня Кузнецова. С моей точки зрения в этой индустрии впереди планеты всей сейчас Япония и Франция. Дети сироты околачиваются в старой машине Санни (отсюда название), ходят в школу, о чем-то говорят и думают, встречаются с потенциальными родителями, бегают под дождем, дерутся, сбегают, влюбляются, болеют короче, просто живут, ничего не происходит, никакого саспенса. Однако это кажущаяся простота. В данном случае его иллюстрации смотрятся куда лучше, чем применительно к «Властелину колец», так как многие черты «Ведьмака» близки современным представлениям о восточной средневековой Европе.
Она часто использует печатные техники: линогравюру, сухую иглу. Ничто не предвещает бури. Что-то такое в ней есть, объединяющее два спорящих между собой лагеря. Сандара живет и работает в Сингапуре. Второй выпуск «Живые машины Владимира Тамби» состоит из шести авторских книг («Воздухоплавание», «Автомобиль», «Военные корабли», «Воздушные работники», «Гонки на воде», «Самолет») этого удивительного ленинградского художника, всю жизнь рисовавшего всевозможную технику. Что-то есть восточное в её графике, как мне кажется — с одной стороны, сочетание востока, некой каллиграфии, а с другой — динамика, которая идет от машиного анимационного опыта.
Но так далеко не суждено заглянуть даже прорицателям. Книжка регулярно переиздается, но все таки ее нельзя считать изданием этого года. В 2016 году вышли пять прекрасных томов (первый появился в 2011), подробно освещающих жизненное наследие Юрия Васнецова и книга воспоминаний всеми любимого Виктора Чижикова. Книга как повод вспомнить несколько поколений уже ушедших людей. Но приближается время исполнения пророчеств.
Его работы неповторимы, но в то же время они не натуралистичны, а скорее «мультяшны».
В работах Светланы нет ни тени давно всем опостылевшей фантазийной надуманности искусственности, чванливого рукоблудия, пошлой демонстрации своих нехитрых ремесленных навыков, манерности, трюков и приёмчиков, которые некоторые по недомыслию называют словом «стиль». У меня открытие этого года — комиксы. Оно очень узнается в её рисунках и иллюстрациях. Все это повлияло на её стиль.
Вот и ковалиная книжка не исключение. О личности Сандары (Sandara), как вы наверное уже успели привыкнуть, нам практически ничего неизвестно. Мне очень нравится машина графика.
«Не купишь сейчас, не прижмешь к сердцу — опоздаешь, будешь жалеть. В них такая ненавязчивая стилизация, которая не приносит себе в жертву образ. Главная ее особенность — это идеальное сочетание текста и иллюстраций. Сплошная чистая поэзия. Сразу бросается в глаза совершенное чувство пространства и ритма книги. Ухитряется выжать из стограммового лимона сто пятьдесят грамм лимонного сока.
Этот подвижнический труд издателей-составителей творился на моих глазах. Все началось с одноименной серии детских книжек, которую написала Laura Ingalls Wilder. Тут и влияние русских традиций, может быть, отчасти, Лебедева. Из наиболее реалистичных иллюстраций и то в духе детализированного мультфильма, можно назвать работы британского художника Джима Кея. Каждый новый период жизни квартиры открывается рассказом одного из детей, живущих в ней в это время. Многие из нас читали книги фэнтези или смотрели фильмы этого жанра. Книга рассказывает и показывает, как жила обычная квартира в течение последнего столетия.
Использует все мыслимые возможности сурового, строгого материала. Сегодня эта большая редкость, так как художник очень рискует, подставляется, поскольку невозможно скрыть пустоту и отсутствие каких-либо идей за вычурностью языка или экзотичностью материала, однако здесь автор блестяще справляется, «начинает и выигрывает». Про пару самых выдающихся последних и попытаюсь рассказать. «Единорог» издательства «Нигма» — тот самый случай, когда внутри меня просыпается книжный коллекционер. А ты читаешь — как кино смотришь.
В них рассказывалось о жизни семьи переселенцев на Диком Западе в конце 19-ого века. В серии вышли два выпуска. Его прекрасный «Единорог» будет одинаково хорош и через двадцать лет и через пятьдесят. Её рука сразу узнается. Не «Дом, в котором» Мириам Петросян, конечно, хотя тематика и настроение то же, но очень крепко — про жизнь картинками. Для обсуждения с ним очень важных и очень серьёзных тем.
Алан Ли, Джон Хоу и Тед Нэсмит – трое наиболее известных иллюстраторов книг Толкиэна. И – ощутить себя частью и своей семьи и своей страны. Для меня самой знаковой серией этого года стала серия «Детям будущего», выпуск которой начало издательство «Арт Волхонка» совместно с Российской Государственной детской библиотекой. Первый выпуск «Про город» включает в себя 4 книги: «Путешествие Чарли» Николая Смирнова с рисунками Галины и Ольги Чичаговых, «Шары» Осипа Мандельштама с рисунками Николая Лапшина, «Городская улица» Льва Зилова с рисунками Александры Соборовой и «Спор между домами» Николая Агнивцева с рисунками Николая Купреянова. Иллюстрации Ли имеют множество черт, от блестящих акварельных цветов до навеянных сказками образов имеющих лишь слабую натуралистичную подоплеку. Первое слово, которое приходит на ум, когда слышишь «Маша Якушина» — это лёгкость.
Но по сути, всякий хороший комикс — полноценное кино. Сергей здесь рисует вне времени. Немногим позже в свет вышла книга, буквально перевернувшая мир любителей фэнтези и воплотившая в себе неподражаемый идеал подобного мира – «Властелин колец». Там очень смешно, можно любоваться бесконечно. Это тонкие, «душевные» иллюстрации. Если выбирать три книжки, то первой вспоминается книга «Робин из Бобина», которую проиллюстрировала Катя Шумкова.
Например, серию книжек «Sunny», она выходит каждый год. Зачастую выстраивает не плоскость листа, а работает как бы вглубь него, хотя там, где надо, может и разыграть партию в декоративно-прикладное рисование.
В школе анимации я училась вместе с Таней и знаю, как она любит все, что делает. Так что возьмем у него что-то другое. Оранжевые и зеленые. По количеству попыток визуализации среди произведений фантастического характера, эта эпопея занимает уверенное второе место после «Алисы в стране чудес». И совсем недавно вышла книжка молодого поэта Насти Орловой с картинками Марии Якушиной.
Однако иллюстрации к «Хроникам Нарнии», как и сама книга, тяготели больше к сказочной, нежели фантастической оболочке. Это вот — пример комикса в стиле slice of life: там уже 6 томов про детский дом. Лишь те, кто видит больше обычных смертных, давно следят за наползающим безумием.
Создатели этих книг преследуют благородную цель обозначить значительность и ценность работы книжных художников, разрушить обывательское мнение, что картинки в книге появляются сами собой, что искусство книжного художника (иллюстратора, дизайнера) – низший жанр. Это произведение не только произвело фурор и совершило революцию в литературе, но и значительно повлияло на живопись (в отличие от предыдущих упомянутых мной вех влияния на жанр). И что-то польское и что-то английское. Кропотливейшая работа по сбору редчайшего материала (эскизы, наброски, письма, дневники) их высококачественное воспроизведение – это внешне незаметное великое дело. Именно сказочные. Расставив все эти необходимые условия, мы можем продолжить.
Наконец последним бумом для мира фэнтези стал цикл «Песнь льда и Пламени» писателя Джорджа Мартина, набиравший популярность еще с выхода первой книги в 1996 году. Третий – Тед Нэсмит – натуралист в чистом виде. У нас не было цели составлять какой бы то ни было единый топ-лист, охватить все изданное и переизданное в этом году единственным критерием, которого мы просили придерживаться, был нынешний год издания (и в некоторых случаях, он тоже подвергнулся остракизму). Если они оба — соавторы.
В этом смысле мой фаворит — Тайо Мацумото (Taiyo Matsumoto, автор «Железобетона») и сам «Железобетон». Да, несомненнно. Тот, кто ее придумал, кто собрал ее воедино — талантливый человек. Главная героиня – девочкаЛаура – сама писательница.
А вот Дорошева справляется, притом кажется интуитивно, легко, без усилий. Мне вообще очень нравится все, что делает Катя. Владимир Бондарь художник по образованию, рисующий на компьютере с 1998 года. Я понимаю, что это так называемая «техническая часть», на которую большинство родителей (и покупателей книги) вообще не обращают внимания, но мне кажется именно такая грамотная и изящная подача информации незаметно воспитывает у ребенка чувство гармонии и вкус.
Эта лёгкость с которой она изобретает пространство заметно выделяет её среди прочих. Если и стихи без картинок — чудо и картинки без стихов — чудо. Рисует для таких авторов как Н. Перумов, С. Лукьяненко, А. Пехов и др. Таня училась и в России и в Швеции и в Чехии. Здесь находились и художники приверженцы веяний авангарда и убежденные натуралисты. Книга Н. Соломадиной «Что придумал Фаберже» рассказывает ребенку, почему именно этому мастеру удалось создать ювелирную империю, достижения которой и по сей день вдохновляют ювелиров всего мира.
Книга смотрится очень цельно и картинки всецело передают дух мордовского фольклора. Он создал множество работ к «Хоббиту», «Властелину колец», «Сильмариллиону» и иным произведениям Толкиэна, однако на большинство этих иллюстраций наложила отпечаток русская средневековая культура, времена богатырей и витязей, что несколько изменило атмосферу данного произведения. В таком ключе выполнена картина-иллюстрация «Хоббит: изгнание». Фэнтезийный мир привлекает человека еще с древних времен. Эта новая книга из уже давно заявившей о себе серии «Сказки Великого Шелкового пути». Толкиэна «Властелином колец», восприняли «Хоббита» на фоне этого произведения его своеобразной частью, а следовательно и полноценной книгой жанра фэнтези.
После графической школы закончила и анимационную. И тем не менее для нас все обстоит иначе. Необходимо сказать, что её работы следует охарактеризовать как умные.
Среди них наиболее известные – Фрэнк Фразетта и Борис Вальехо. По страницам ходят слоны, жирафы и крокодилы. Свои работы Сандара создает при помощи фотошопа.
Воображение этих людей не знает границ, а мастерство иллюстраторов и дизайнеров, которые работают над их книгами, сражает наповал. Спустя пару лет получилась книжка лучших комиксов, но все можно посмотреть в блоге. Это даже не одна книга, а издательский проект-серия Сергея и Остапа Биговчих (издательство «Красный пароход»), посвящённый жизни и творчеству художников книги. И это не просто «научпоп» для детей, это сага в картинках. Без него мир был бы более скучным. Не могу пройти мимо этого издания.
И эта книжка, на мой взгляд, удачный дуэт художника и поэта. Компьютерные технологии в области цифрового рисунка активно совершенствуются в последнее время и, как следствие этого, стиль искусства фэнтези становится популярным у все более широкого круга любителей.
И в то же время что-то только катино. Люди присылали и присылали, никак не унимались со своими страхами. Тут история стала похожей на ту, что случилась с «Гарри Поттером» – началось противоборство кинематографа и иллюстраций. Нету стилизации ради стилизации, чем сейчас многие грешат. Ну то есть они, разумеется, выходили и раньше, но в мою вселенную ворвались только сейчас.
Аскетичные средства выражения используемые ею очень просты и кажутся привычными для глаза. Персонажи парят в воздухе, танцуют, бегут, даже если и сидят, то как-то очень динамично. В социальной сети «ВКонтакте» даже существует сообщество, в котором собирают обложки самых странных книг и аннотации к ним. Интересен тот факт, что некоторые художники, впоследствии активно работавшие над следующим, ключевым романом-эпопеей Джона Р. Р. » — бормочет он внутри меня.
Потому постоянно возникают споры в духе «а я это представлял совсем не так». С появлением сериала «Игра престолов» по серии данных книг, популярность их выросла еще в несколько раз. Ну и пока мы говорим о комиксах, если вдруг кто не знает, то ведь вышла «Deep Dark Fears» Fran Krause.
Визуально книга отсылает к научным книгам эпохи Ренессанса. А это очень чувствуется, когда держишь книгу в руке. И, как мне кажется, её книги любят как люди консервативные, так и креативные (мне не очень нравится это слово, но не могу подобрать нужное). Катя — художник хорошего настроения.
Работает иллюстратором и дизайнером. Иногда иллюстрирует книги и часто работает художником в анимации. Но, как вы знаете, в книгах обычно мало иллюстраций, а мне хотелось посмотреть еще. В издательстве запланировано ещё более десятка выпусков, которые, надеюсь, будут нас радовать, выходя в следующем году. Где люди, город, погода и время года. Книжка небольшая, но от этого еще более изящная. Итак, на фоне появления книг подобных «Алисы в стране чудес» в искусстве вырастает ряд произведений смежного характера, работ, напоминающих одновременно сон, сказку, миф и легенду.
Настоящим событием для средневекового фэнтези восточной Европы стало появление такого произведения, как «Ведьмак». Сейчас известный иллюстратор. Особенно, если автор совпал с художником. Свет, что озарит дорогу тем, для кого честь и долг не пустые слова.
Чаще всего это чёрно-белая графика с одной-двумя цветовыми доминантами. Время, когда каждому придется сделать выбор, пришло.