Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894) – знаменитый живописец второй половины XIX века, мастер жанровой картины, талантливый педагог, ставший действительным членом ИАХ, он был одним из тех, кто возглавил товарищество передвижников и претворил передовые идеи времени в своем творчестве.
Симпатии к преподавателю не могло помешать и то, что (как часто бывает в отношениях отцов и детей) не все поиски молодежи оказывались Прянишникову понятными и близкими. Сидящий на переднем плане молодой человек одет не по погоде. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Дружба художников (они вместе работали, вместе бедствовали, порой деля одну шубу на двоих) продолжалась до конца жизни Перова (1882), чье влияние помогло Прянишникову утвердиться на позициях критического реализма, приобщиться к идеям гуманности и улучшения человеческой участи (Н. Чернышевский). А рядом в его творчестве возникали камерные, «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893).
Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Так же как и его знаменитые современники, Прянишников развивал в своем творчестве тему «маленького человека». Как шакалы». А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники. Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст.
Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Перов. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. О ней с восхищением отзывался Стасов. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.
Большое внимание художник уделяет деталям, дополняющим содержание картины. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью.
Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
создал ряд лирических жанровых картин, охотничьих сцен (Жестокие романсы, 1881 Охота пуще неволи, 1882, обе – в ГТГ). Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Он создал несколько так называемых хоровых картин, в которых передал настроение, атмосферу времени и свое отношение к народной теме: «Сельский праздник» (1870-е), «Калики перехожие» (1870-е), «Возвращение с ярмарки» (1883), «Крестный ход» (1893). Одинокие птицы и пустой обоз усиливают эффект.
Прянишников был мастером живописи и в каждом своем подготовительном к большой картине этюде или рисунке он был очень точен и последователен. Родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856—1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: «Мальчик-коробейник» (1864), «Чтение письма в овощной лавке» (1864), «Шутники.
В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. В 188090-х гг. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные герои Отечественной войны, в отношении к которой Прянишников близок Л. Толстому (роман Война и мир был полностью опубликован в 1868 году, когда художник сделал первые эскизы картины). Уже в первых работах начала 1860-х гг.
Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. Гостиный двор в Москве, 1865 Порожняки, 1871, обе – в ГТГ) историческом и батальном жанрах (В 1812 году, 1874, Государственный художественный музей Белоруссии). Прянишникова — истинные герои войны с французами. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности.
(Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Эта тема возникла в творчестве художника не без влияния Перова (первая в этом ряду — картина Художник Перов на охоте — написана в 1871 году, когда появились знаменитые Охотники на привале). Его пальто слишком тонкое, чтобы выдержать такой мороз.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1894), среди его учеников – В. К. В лучших из охотничьих картин ему удалось достичь естественности и поэтичности сочетания человека и пейзажа (Конец охоты, На тяге), органично соединить мягкий юмор бытовых зарисовок и чувство красоты летнего дня (Охота пуще неволи). День выдался морозный, дело движется к вечеру.
Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Родился в Калужской губернии. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Сорокина и С. К. Его шарф слишком стар, чтобы защитить шею от ветра. Зарянко и Е. С. Широкую известность приобрела картина Прянишникова В 1812 году (исполнено несколько вариантов лучший, 1874 года, находится в Третьяковской галерее).
Гостиный двор в Москве, за которую он получил большую серебряную медаль (в том же году Прянишников закончил обучение в Училище), он прочно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени. Гостиный двор в Москве», созданная в первый год обучения. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок.
В 1856 году он возобновил учёбу. Влияние рассказов Толстого ощущается в серии картин Прянишникова, посвященных обороне Севастополя (1871 — 72). С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В. Г. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки.
Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. А. Архипов и В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля и С. Иванов, Н. Касаткин и братья К. и С. Коровины, М. Нестеров и А. Степанов высоко ценили мастерство и советы Пряника (как они его ласково называли), его веру в значимость личности художника (Прянишников всегда выступал против протоколизма в искусстве и считал главным достоинством живописца способность одухотворить факт). Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки».
А с появлением в 1865 году картины Шутники. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Цветовая палитра полно оттенков коричневого и серого.
Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки» изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу. Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х).
В 1880-90-е годы Прянишников работал и над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни (Спасов день на Севере, 1887 Общий жертвенный котел в престольный праздник, Крестный ход — начало 1890-х). Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники.
Учился в Московском училище живописи и ваяния (1856-1866) у Е. С. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. Над полем проносятся порывы сильного ледяного ветра. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть.
Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки».
Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой художник выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины. Академии художеств. Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником и мы сочувствуем обеим женщинам. Действительно, первой впечатление от брошенного на полотно взгляда удручающее.
Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. В то же время (и это тоже типично для шестидесятников) художник любил и внимательно изучал искусство старых мастеров, прежде всего голландских и испанских живописцев 17 века. Произведения Прянишникова 1870-х гг.
Среди таких картин: «В мастерской художника», «Жестокие романсы», «В ожидании шафера». Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. Всё одно, как запой.
Переданная художником грустная поэзия унылых бескрайних просторов, образ зябнущего в санях юноши, везущего драгоценную связку купленных книг, заставляли зрителей размышлять о жившей в народе жажде разумного, доброго, вечного, пробуждали ассоциации с поэзией Некрасова. В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» — большой серебряной медалью. В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни».
В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. В самостоятельных работах Прянишникова начала 1860-х годов (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) уже достаточно ярко проявились характерные черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым, точным социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. С самого начала существования Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки он стал бессменным членом правления Товарищества. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. блаженно улыбался. В 1880-90-х гг. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники. Этапным произведением художника стала картина «Порожняки» 1872 года, в которой выразилась настоящая русская идея, философия российской действительности. Уже в первых работах начала 1860-х гг. С 1893 г. – д. чл.
Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, «чеховского» поколения. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.
В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. В облике главного героя ясно читаются черты Прянишникова, позировавшего Перову.
В других живописных новеллах Прянишникова проявились его сатирические наклонности (Жестокие романсы, 1881). Коровин. Известность Прянишникову принесла картина «Шутники. Бялыницкий-Бируля, СВ. Иванов, С. А. Из купеческой семьи.
Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Выставка не прошла мимо внимания Чехова. Уже в первых работах начала 1860-х гг. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». А рядом в его творчестве возникали камерные, сумеречные по настроению образы, проникнутые грустными интонациями (В мастерской художника, 1890 В провинции, 1893).
Работал в социально-бытовом (Шутники. В 1880-х гг. Его поза напряжена, он явно совсем замерз. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках.
В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874).
Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. фуй. Он тщательно прописывает интерьер и все те предметы, которые его заполняют, точно передает особенности костюмов, причесок и головных уборов. Гостиный двор в Москве» (1865).
Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью.
Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье.
Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам («Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник»). Первая картина, сделавшая его известным художником-жанристом, получила ироничное название «Шутники». Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Его преподавателями были С. К.
Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Уже в первых работах И. Прянишникова проявился стиль, характерный для всего последующего творчества художника.
До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С. Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870).
Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (начало 1890-х). Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», «Порожняки». При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Гостиный двор в Москве" (1865) – сразу принесла ему широкую известность. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки.
Особым талантом художника стала его наблюдательность. Сорокин. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку».
Спасибо вам». Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности.
П. М. Третьяков, нарушив собственное правило – не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины. Зарянко. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Одной из первых работ исполненных Прянишниковым в годы обучения, стала копия с картины Приезд станового на следствие В. Перова (1857), уже тогда возглавившего обличительное направление в русской живописи.
Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека».
И Анюта покорно отправляется к художнику. Только вдалеке мерцает легкая розовая полоска заката. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Но, пожалуй, больше всего зрителю запоминаются его картины с яркими сюжетами из жизни городских обывателей, помещиков, купцов. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца.
С 1893 — действительный член ИАХ. В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени. День выдался пасмурный и ненастный. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.
Общим является и мотив пустынного, безлюдного пространства, подчеркивающий одинокость героя: на картине — это заснеженное поле, в чеховском рассказе — луг, по которому Великопольский возвращается из леса домой. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Но Чехов нарушил этот строгий наказ, убедив Лейкина поместить заметку, посвященную 50-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества.