Илларион Михайлович Прянишников (20марта 1840— 12марта1894)— русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Прянишников, ИЛЛАРИОН МИХАЙЛОВИЧ (1840–1894), русский художник, мастер живописи, представитель искусства «передвижников». 12 (24) марта 1894 года жизненный путь Иллариона Михайловича Прянишникова оборвался. Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член петербургской Академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (20 марта (1 апреля) 1840 — 12 (24) марта 1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.
Прянишников Илларион Михайлович – известный русский художник 19-го века, представитель жанровой живописи, действительный член Императорской Академии художеств, был одним из членов-учредителей общества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894)-выдающийся русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье. Илларион Михайлович Прянишников (20марта 1апреля1840— 1224марта1894)— русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.
Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (1840 – 1894) – русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников.
А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком.
Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. Влияние рассказов Толстого ощущается в серии картин Прянишникова, посвященных обороне Севастополя (1871 — 72). При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском.
Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Среди картин, пользовавшихся наибольшим успехом на 1-й выставке передвижников в 1871 году, были и две картины Прянишникова — Погорельцы и Порожняки. Прянишников (Илларион Михайлович, 1839 – 94) – художник-жанрист, получил образование в 1850-х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1-й степени, жил и работал в Москве. С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан.
«Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Бялыницкий-Бируля, СВ. Как шакалы». Дружба художников (они вместе работали, вместе бедствовали, порой деля одну шубу на двоих) продолжалась до конца жизни Перова (1882), чье влияние помогло Прянишникову утвердиться на позициях критического реализма, приобщиться к идеям гуманности и улучшения человеческой участи (Н. Чернышевский). Одной из первых работ исполненных Прянишниковым в годы обучения, стала копия с картины Приезд станового на следствие В. Перова (1857), уже тогда возглавившего обличительное направление в русской живописи. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармонику бедного пожилого чиновника, художник развернул действие на сценической площадке картины таким образом, чтобы продемонстрировать зрителю целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства представителей темного царства.
Жил преимущественно в Москве, однако ездил на русский север для зарисовок с натуры. В 1871 году вместе с известным художником В. Е. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. В то же время (и это тоже типично для шестидесятников) художник любил и внимательно изучал искусство старых мастеров, прежде всего голландских и испанских живописцев 17 века. Зарянко. А с появлением в 1865 году картины Шутники. С годами тема «униженных и оскорбленных» приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: таков его шедевр Порожняки (1871, Художественный музей, Харьков вариант 1872 – в Третьяковской галерее), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. Спасибо вам».
Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874). Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Гостиный двор в Москве, 1865 Порожняки, 1871, обе – в ГТГ) историческом и батальном жанрах (В 1812 году, 1874, Государственный художественный музей Белоруссии). Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1856-1866) у Е. С.
Первая картина до нас не дошла и судить о ней мы можем только по ее описаниям в художественно-критических статьях того времени. В 1870-х годах в творчестве Прянишникова можно выделить произведение «Погорельцы», написанное в 1871 году и «Порожняки», написанное в 1872 году. А рядом в его творчестве возникали камерные, «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893). Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Нестеров писал: Бывало, ждем не дождемся, когда появится бодрый, остроумный, немного грубоватый, но такой искренний, прямой Илларион Михайлович. В 1880-х гг. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова.
В данном произведении раскрыта тема унижения человека, бездушия и жестокости, морального уродства и самодовольного хамства. Работы П. имеются также в Государственном Русском музее, Государственном литературном музее, музеях Иванова, Иркутска, Калуги, Кирова, Н. Тагила, Саратова, Севастополя, Серпухова, Сыктывкара, Твери, Одессы, Харькова и других. Академии художеств. Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Из этих картин особенно сильное впечатление на публику произвела в 1865 году одна изображающая московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники (находится в Третьяковской галерее, в Москве). Зарянко и Е. С. Всё одно, как запой.
Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. Произведения Прянишникова 1870-х гг.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Эта тема возникла в творчестве художника не без влияния Перова (первая в этом ряду — картина Художник Перов на охоте — написана в 1871 году, когда появились знаменитые Охотники на привале). В 1870 г. Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.
С 1873 практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов и С. А. Коровин. С самого начала существования Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки он стал бессменным членом правления Товарищества. Самые известные произведения Прянишникова первой половины 1860-х годов – «Мальчик-коробейник» и «Чтение письма в мелочной лавке». Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники.
Иванов, С. А. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. А рядом в его творчестве возникали камерные, сумеречные по настроению образы, проникнутые грустными интонациями (В мастерской художника, 1890 В провинции, 1893). Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире».
Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, «чеховского» поколения. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). В 188090-х гг. В 1856 году Прянишников поступает в МУЖВЗ, где преподавателем у него становится С. К. Гостиный двор в Москве».
Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник. «Клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у Анюты посинели от холода. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Особым талантом художника стала его наблюдательность. Сорокин.
Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», «Порожняки». Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.
С 1893 г. – д. чл. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1894), среди его учеников – В. К. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.
Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Прянишникова — истинные герои войны с французами. Работал в социально-бытовом (Шутники. В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники.
Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. В 1856 году он возобновил учёбу. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году.
Гостиный двор в Москве», созданная в первый год обучения. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими.
Родился в Калужской губернии. Умер Прянишников в Москве. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Русский художник. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Прянишников скончался 12 (24) марта 1894 г. в Москве.
фуй. В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856—1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: «Мальчик-коробейник» (1864), «Чтение письма в овощной лавке» (1864), «Шутники. Уже в первых работах начала 1860-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. С 1893 — действительный член ИАХ.
Широкую известность приобрела картина Прянишникова В 1812 году (исполнено несколько вариантов лучший, 1874 года, находится в Третьяковской галерее). Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. И Анюта покорно отправляется к художнику.
В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Его наставником был С. К. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. В самостоятельных работах Прянишникова начала 1860-х годов (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) уже достаточно ярко проявились характерные черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым, точным социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи.
Успешно работал как педагог (в МУЖВЗ 1873 – 1894). Выставка не прошла мимо внимания Чехова. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Известность Прянишникову принесла картина «Шутники. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны».
В 1880-90-е годы Прянишников работал и над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни (Спасов день на Севере, 1887 Общий жертвенный котел в престольный праздник, Крестный ход — начало 1890-х). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Рыболов зябко съежился в холодной воде. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку.
создал ряд лирических жанровых картин, охотничьих сцен (Жестокие романсы, 1881 Охота пуще неволи, 1882, обе – в ГТГ). В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Среди прочих произведений Прянишникова лучшими могут считаться: "Погорельцы" (1870, в той же галерее), "На тяге", "Жестокие романсы" (1881), "Возвращение с ярмарки" (1883), "Спасов день" (1887), "Охота на медведя" и "В мастерской художника" (1890).
Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. В облике главного героя ясно читаются черты Прянишникова, позировавшего Перову.
В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» — большой серебряной медалью. Зарянко. Заканчивает обучение художник в 1865 году. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. Перов. До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С. Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев.
В это время в училище занимался брат Чехова Николай, друзьями Антона Павловича стали учившиеся с Николаем И. И. Левитан, К. А. Коровин, архитектор Ф. О. Шехтель. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В. Г. Из его ранних вещей наиболее известны сатирически-карикатурные по духу Шутники (Гостиный двор в Москве, 1865, Третьяковская галерея) – с группой купцов издевающихся над пьяным чиновником. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст.
Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Гостиный двор в Москве» (1865). Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).
В других живописных новеллах Прянишникова проявились его сатирические наклонности (Жестокие романсы, 1881). Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные герои Отечественной войны, в отношении к которой Прянишников близок Л. Толстому (роман Война и мир был полностью опубликован в 1868 году, когда художник сделал первые эскизы картины). Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Как художник испытал также сильное влияние В. Г. Перова.
На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. День выдался пасмурный и ненастный. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. В лучших из охотничьих картин ему удалось достичь естественности и поэтичности сочетания человека и пейзажа (Конец охоты, На тяге), органично соединить мягкий юмор бытовых зарисовок и чувство красоты летнего дня (Охота пуще неволи). Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок.
В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (начало 1890-х). Типичный «передвижник», постоянно сочетал сатиру и драму с задушевными бытописанием «бидермейеровского» толка, не претендующим на какой-либо социальный урок. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Делал зарисовки в Архангельской и Вологодской губерниях.
Родился 20марта (1апреля)1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890).
Коровин. Из произведений исторической тематики была высоко оценена критикой и получила широкую известность картина «Эпизод из войны 1812 года», написанная в 1874 году. Из купеческой семьи.
Симпатии к преподавателю не могло помешать и то, что (как часто бывает в отношениях отцов и детей) не все поиски молодежи оказывались Прянишникову понятными и близкими.
Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность.
О ней с восхищением отзывался Стасов. Гостиный двор в Москве, за которую он получил большую серебряную медаль (в том же году Прянишников закончил обучение в Училище), он прочно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени. Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. Сорокина и С. К.
В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Уже в первых работах начала 1860-х гг. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени.
Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. блаженно улыбался. Испытал глубокое воздействие В. Г. Эти полотна отличаются сочными цветами исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей.
Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. А. Архипов и В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля и С. Иванов, Н. Касаткин и братья К. и С. Коровины, М. Нестеров и А. Степанов высоко ценили мастерство и советы Пряника (как они его ласково называли), его веру в значимость личности художника (Прянишников всегда выступал против протоколизма в искусстве и считал главным достоинством живописца способность одухотворить факт). Перова. (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1.
Его преподавателями были С. К. Среди его произведений – Жестокие романсы (1881), Охота пуще неволи (1881), Спасов день на Севере (1887), В мастерской художника (1890 все работы – там же), Общий жертвенный котел в престольный праздник (1888, Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов). Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижных выставок». Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856 – 1866).
Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам («Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник»). Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице».
В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники. Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки» изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни».
Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. Его именем названа улица на севере Москвы. Русский художник Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово в Калужской губернии. Его отец был купцом. П. М. Третьяков, нарушив собственное правило— не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины2. В 1871 – 1871 вместе с В. Е. Маковским создал альбом Эпизоды из севастопольской жизни 1854 – 1855 года, посвященный обороне Севастополя. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника.
Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854–1855 года», посвященный обороне Севастополя. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье.