«детские игры» или «Игры детей» (нидерл. Kinderspelen)— картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры. Продолжим смотреть Брейгеля и на этот раз давайте рассмотрим его буквально бесконечную картину «Игры детей». Маловероятно, что задачей Брейгеля было создание своеобразной визуальной энциклопедии детских игр. Вполне вероятно, что как-то во время дальней прогулки за городскими стенами Брейгель набрел на детей, которые вырвались из-под присмотра взрослых и заняты необычайно важным для них делом — играют. ».
Интересное было у Брейгеля увлечение, на маленьком пространстве он мог поместить так много детей и показать 50 игр. Очень серьёзно относился к своему сюжету. Есть в этом что-то странное присущее старым голландским мастерам.
Внимательно посмотрите: процессию под условным названием «свадебная процессия», опекает женщина, направляющая детей. Может быть, это Антверпенский собор. Речка, в которой они купаются, течет от зрителя и крутит мельничное колесо. Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекла моё внимание, когда я знакомилась с содержанием «Новой школьной энциклопедии.
В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки- матери». Детишки ходят на ходулях играют в салочки, гоняют обруч. В живописном цикле «Месяцы» (1565) символом сменяющихся друг за другом времен года становится труд крестьян. и в структуре и в йзображенных играх содержится аллегория (для картин XVI века это было необходимым условием), но ее смысловая значимость ниже, чем в таких картинах Брейгеля, как «Падение Икара», «Фламандские пословицы» и т. д. Скорее всего, Брейгель наблюдал за детьми и одновременно – за строительством своего дома (дом за зрителем, за рамками картины).
Но это особая жестокость. Калейдоскопичность ранних картин исчезает. Какие только забавы не показал художник. Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры.
Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Очевидно, что такую «энциклопедию игр» невозможно написать в один присест, так же как и заставить позировать детей. И девочке смешно от того, что она видит.
Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Прохладно, но смельчаки уже залезли в воду, один из них плавает с надутым бычьим пузырем. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епископ – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – нищий». Вероятно, в те времена существовал такой водный рукав, параллельный Шельде, сегодня обнаружить его следы невозможно. В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей. Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни. По крайней мере, на втором этаже можно сидеть.
Это не так. Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии». Нет улыбок.
Удивительно, но на лицах играющих нет улыбок. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов. Вот таким образом в некоторых альбомах «Игры де- тей» имеют пометку «Из так называемых лубочных картин». Играющие дети везде – в домах, в реке, на площади, на улице Их возраст не одинаков, есть постарше (они покрупнее) и помладше, приблизительно от 7-8 до 12-13 лет. И дети играют не од- ни, а под присмотром взрослых. Вдоль улицы – дома.
Ни один ребёнок не улыбается их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным14. Естественно, при создании картины мастер не мог полностью положиться на свою память.
настических упражнений. Но для Брейгеля смена времен года — свидетель всемогущества природы, находящейся в непрерывном становлении и обновлении, щедро приносящей человеку свои дары. Этой же цели может служить бревно, на котором упражняются мальчики. Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых подвижные и силовые ситуационные игры со звучащими предметами скатологические индивидуальные (в том числе творческие)10.
Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом13. Маленький человек познает мир. Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Среди игр изображенных Брейгелем, больше всего игр индивидуальной направленности (35), что говорит о сосредоточенности ребенка на собственном результате. Да, детские игры несут в себе жестокость. Кирпичи, песок, неошкуренное бревно, брус – знаки стройки (можно приблизительно определить ширину дома: брус, на котором играют в «железный зад» имеет длину около 5 метров). Все игры изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля12. В это время художник преодолевает скептическое отношение к миру, отражение которого становится непосредственным.
5. Прямо перед зрителем – здание из каменных блоков с портиком, обращенным к реке. Похоже, что здесь – место для «парковки» лошадей, коновязь. Основываясь на своих наблюдениях, мы приходим к следующим выводам. «Картина «Детские игры» кажется очень простой. Если это так, то среди множества детей есть кто-то из его детей. «Игры детей» является своеобразной энциклопедией детских игр: в картине представлено более сотни детских шалостей и забав.
Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик. Брейгель — яркий, своеобразный художник. Искусство».
А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» – об обычаях рыцарства. Вот таким образом дети не обижаются или обижаются ненадолго, когда им выпадает участь побежденных. Скупое солнце едва пробивается из-за туч. Площадь просматривается как бы сверху, скорее всего, с высоты второго этажа. Удивительно, но художнику удалось разобрать каждую деталь, группу или фигуру на полотне. Это игра в карты. За ним – два дерева на берегу, плотина и водяная мельница (ее крышу, стены и колесо видно слева).
Даже содержание народных игр и их физическое воздействие трактуются неоднозначно. Не подтверждается и мнение о жестоком характере изображенных детских игр. Й как мы предполагаем, художник не иронизирует, не разоблачает недостатки взрослых, но дивится этой кипучей энергичной деятельности, в которой не может быть бессмысленности. Среди почти сотни игр изображенных Брейгелем в «Играх детей», нет даже намека на эту игру, хотя эта игра присутствует во многих его картинах. Источники по изобразительному искусству показали насколько. Годы творческой зрелости Брейгеля (1562— 1569) протекают в условиях нарастающей революционной ситуации.
Площадь на городской окраине, речка (слева на горизонте зеленый фон – или поля или река Шельда, на которой стоит Антверпен), уходящая вдаль улица. Нет, дети не одни, хотя никто не ограничивает их свободу. Искусство». Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей их поступках («Пословицы», 1559, Берлин — Далем, Картинная галерея Государственного музея). В конце улицы – силуэт церкви.
Дети есть и внутри. В игре очень быстро меняются роли и результат. Жестоки ли эти игры.
Как и у вап Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений. Но нельзя утверждать, что атмосфера гнетущая. В своих произведениях он отражал мир именно таким, каким он был в ту эпоху. Слева от зрителя – кирпичный дом непонятного назначения.
Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п. Но сама поза предполагает это. В стороне зеленеет берег с рекой, которая несётся куда-то вдаль. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми12. 2.
Именно они несут некоторую иносказательность, ярче напоминают жизнь взрослых. Детки вырастают, а пороки, к сожалению, останутся на всю жизнь. Мы не видим лица ребенка, который восторженно смотрит и тянет руки к вертушке. Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux denfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек9. «В 1560 г. Брейгелем написана работа под названием «Игры детей».
Она воспитывает дисциплину, внимательность и, конечно, умение терпеть невзгоды и боль. Может быть, это школа.
На стене – нечто вроде таблицы. На деревьях – свежая зелень. Фантазия художника создает новую убедительную реальность. И художник это понимает. Выводы: Исходя из полученных данных, мы можем предложить следующую гипотезу: картина Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» отражает время, т. е.
А вот девочка, удивленно и восхищенно глядящая на мальчика на высоких ходулях. В стенку крыльца вделаны кольца. Отдельные игры (обычно сюжетно-ролевые) несут ярко выраженный иносказательный смысл. Вот это и есть символы тех сил (светской и религиозной), которые и будут впоследствии ограничивать свободу и контролировать поведение будущих взрослых, а пока дети серьезно, так как большая часть игр носит не развлекательный, а соревновательный характер играют и полностью отдаются своим занятиям.
Многие искусствоведы ставят в один ряд «Игры детей», «Фламандские пословицы» и «Битва Поста и Масленицы», связывая иногда их только по очередности создания, а иногда стремясь подчеркнуть их композиционную и идейную схожесть. Подвижные игры, вовлекающие в энергичное действие ребят занимают второе место (представлено 15 игр), сюжетно-ролевые игры представлены всего 3-мя случаями.
Среди необычных, странных картин художника это полотно явно занимало особое место: изображение такого количества детских забав нет ни на одной картине фламандских живописцев. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекает внимание, когда знакомишься с содержанием «Новой школьной энциклопедии. Расписание уроков. Вся улица и берег реки заполнены увлеченными игрой детьми.
Игры – это и развлечение и учеба. Считали, например, что она должна была открывать собой серию «Возрастов человека», скажем, «Детство или возраст игр», «Юность или возраст любви» и т. д. Этим объясняли то обстоятельство, что на картине нет взрослых — они должны были появиться на следующих работах цикла. Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими.
Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом. Многие из них, вероятно, были знакомы ему с детства. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Опираясь на визуальную практику, Брейгель воспроизводит все очень точно.
4. Художник с симпатией изображает детей, предающихся играм со взрослой серьезностью.
В картине «Игры детей» художник выступает скорее в роли этнографа историка детского творчества, а не сурового моралиста, бичующего людские пороки и осуждающего суетную взрослую жизнь: «В полной бурного движения картине Игры детей Брейгель стремится передать жизнь в ее вечном становлении. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. 3.
Это не могли быть мальчики (они родились после окончания картины), значит, это – его дочь Мари, год рождения которой неизвестен. Заразительно смеются дети, сидящие у забора и мешающие пробегающему товарищу.
Для растущего человека важно всё: и мыльные пузыри и крик в пустую бочку и кирпич на верёвочке, ставший в воображении ребенка верным другом-собакой и кусок хлеба или булочки, съеденных на улице (ведь это гораздо вкуснее чем в помещении и за столом). Очень мало развивающих игр (2), но как ярко виден результат этой игры. «Об этой картине высказывалось много различных суждений. Брейгель изображает городскую окраину. Высокие зарешеченные окна первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже, крыльцо под козырьком, несколько ступенек, на которых сидят дети.
Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. Стройка еще не закончена, но близка к завершению. К сожалению, уже многие игры средневековья и эпохи Возрождения утрачены. Характерен метод Брейгеля — он не навязывает зрителю своих выводов.
.