Картина Павла Федотова Игроки: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Между тем фантасмагория, состоящая в том, что персонажи «Игроков» выглядят как вылезшие из картинных рам и несколько утратившие человеческий облик ночные призраки, усиливается общей атмосферой музейного зала: тени, отбрасываемые посетителями выставки на стены, до жути напоминают силуэты, написанные и нарисованные Федотовым (художник рисовал персонажей «Игроков» с манекенов). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Вот описание сепии «Первое утро обманутого молодого», составленное самим художником: «Обманутый во всем молодой в отчаянии схватился за голову. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Среди этого лихорадочного месива – рисунок с императором Николаем I, разглядывающим в лупу самого Федотова как экспонат какой-нибудь энтомологической коллекции (двумя годами раньше художник задумал картину «Николай I среди институток» и даже выполнил ее эскиз).
Да и герой картины не очень достоин насмешки. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи.
Свеча здесь не столько освещает, сколько подчеркивает ощущение обволакивающего сумрака – эквивалент пушкинского оксюморона «свеча темно горит». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». То есть эта картина является визитной карточкой художника. Кстати, офицерское обмундирование стоило весьма дорого: «Дворник ваш богаче и счастливее меня, – жаловался Федотов в одном из писем.
Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». Шелковые длинные чулки стоят в Английском магазине 40 руб. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу.
«Судьба как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Художник Федотов, картины которого впервые были выставлены благодаря К. Брюллову, обладавшему в академии бесспорным авторитетом, сразу стал популярен.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином.
В варианте из Ивановского музея акцентируется прежде всего «слезная печаль» : черты лица вдовушки чуть одутловаты, лицо словно опухло от слез, а более тяжеловесная фигура утратила «преграциозность». Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Застали и что. Она внутренне сосредоточена и серьезна. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Герой картины не сливается с роскошной обстановкой, а противостоит ей, она осталась ему от предков, совсем не бедных людей.
Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. А вслед за майором в комнату втащили огромную корзину с шампанским и разными закусками, которыми он решил угостить своего знаменитого биографа. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Странным образом эта небольшая картина может напомнить обстановочный парадный портрет, тем более что сама героиня здесь, по выражению одного из современных Федотову критиков, «преграциозная и прехорошенькая», даже кукольно-хорошенькая, в стиле портретов Карла Брюллова, которым Федотов восхищался. Картина имела большой успех на выставке. Разглядывая подробно представленный быт XIX века (ушедший навсегда, диковинный, экзотичный), ловлю себя на мысли, что во взаимоотношениях людей, в страстях и чаяниях с тех пор мало что изменилось. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. На первый взгляд картина как картина.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Девушка изображена за игрой на клавесине. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще.
Он видел картину "Сватовство майора" и не понимает, как мог художник так правдиво описать его историю, так как ведь это он, майор, для поправления своих обстоятельств женился на купчихе и теперь доволен и счастлив. В качестве напоминания о главных живописных работах Федотова приведем цитату из воспоминаний Андрея Ивановича Сомова историка искусства, главного хранителя Эрмитажа (и отца знаменитого художника Константина Сомова), который, еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в 1849 году посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировались три первые живописные работы Федотова (за одну из них, «Сватовство майора», художник получил звание академика): «Публика бродила по выставке, довольно равнодушно останавливаясь лишь на минуту перед тем или другим произведением, пока не добиралась до предпоследней из зал, выходящих на третью линию Васильевского острова.
Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Всё было естественно и натурально. Этот счастливый майор, конечно. Даже «шапки в воздухе» «ведут себя» почти портретно имея разные траектории полета. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии.
Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Рядом гитара.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Но, кажется, в его творчестве и нет никаких канонов. Но обличал без пафоса и скандалов, не позорил, не высмеивал. ассигнациями в месяц».
Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Молодая на коленях просит прощения – и за волосы и зубы, которые под венцом были не так в плохом состоянии и за всю мебель и приданое, которое было взято напрокат и теперь выносятся и, наконец, за то. На первый взгляд картина как картина. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Раздел выставки «Сцены из обыденной жизни» – это в основном карандашные рисунки, сочиненные на основе житейских наблюдений, – Федотов рисовал беспрестанно, с остротой, юмором, а иногда и ехидством фиксируя человеческие «повадки» в таких «типических обстоятельствах», которые не утрачивают актуальности до сей поры (как, например, в рисунке «Взяточник»). Прожив всего 37 лет, художник успел много.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Однако репродукция, будучи композиционным центром сумрачной пещеры, притягивает к себе зрительское внимание, при этом посетители обсуждают, главным образом, то, кто именно из игроков остался в выигрыше и почему на стене висят пустые рамы от картин (сами картины проиграны и холсты вырезаны из рам, чтобы достаться новому владельцу. ). Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Застали и что. 20-я линия Васильевского острова», картина «Анкор, еще анкор», рисунки на синей бумаге для картины «Игроки», а в центре большая (увеличенная раза в три), подсвеченная и помещенная в подобие камина репродукция самих «Игроков» – оригинал хранится в Киевском музее русского искусства и по вполне понятным в нынешней ситуации причинам в Москве его показать не смогли.
ассигнациями в месяц». 3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин1. Довольно поздно и довольно быстро пройдя «живописные университеты», научился не только метко и точно рисовать, но и мудро обобщать жизненные наблюдения. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Не пропустите этот лист с набросками, с прямоугольным вырезом в середине, – он висит справа при входе в «пещеру» с «Игроками» и многими посетителями остается незамеченным. Далее – обещанная игра-угадайка.
А тем, кто действительно хорошо помнит его хиты, для которых даже слово «хрестоматийные» недостаточно хрестоматийно, предлагается столь (не)любимая студентами-искусствоведами игра-угадайка: сможете ли вы узнать самые известные картины Федотова по их небольшим фрагментам. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Старый дядька молодого стоит в грустном оцепенении. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Только рост художника и его ощущение трагедийности жизни.
Один из разделов называется «Полковой художник». Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Так Федотов писал о себе в шуточном стихотворении – его детство и ранняя юность прошли в Москве, в доме в Большом Харитоньевском переулке в Огородной слободе, где выращивались овощи для царского стола (в центре слободы находилась церковь Харитония Исповедника). Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Утро.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Застали и что. На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств.
Утро. «Вдовушек» на выставке три из четырех, созданных Федотовым (четвертая, самая лаконичная из Государственного Русского музея не приехала). Кто-то видел, как художник заказывал гроб. «После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон с ярко-розовым цветом постели и тусклым мерцанием сальной свечи, при ярком дневном свете», – пишет Лебедев. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Смотреть – не пересмотреть, читать – не перечитать. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Федотов рисовал, даже находясь в лечебнице для душевнобольных (правда, случалось это в редкие моменты просветлений – большую часть времени он находился в смирительной рубашке из-за буйного характера помешательства, а лечили его при этом ударами кнута) и даже учил рисовать других пациентов. Но основным увлечением было все же рисование. На следующий день его не стало.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Наконец, я должен взять карету, так как на ваньке меня и к подъезду не пустят». Павел стал задумчивым и молчаливым.
В 1850 году на выставке в Московском училище живописи Федотов показал семь сепий «нравственно-критического содержания», которые он, вероятно, намеревался издать отдельным альбомом. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. «Вдовушка» – первая живописная работа, где Федотов целенаправленно уходит от прежде присущей его живописным полотнам остроумной описательности, от изображения события в сторону того, что принято называть настроением, состоянием. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Раздел выставки, названный просто «Сепии», в наибольшей степени отражает ее главную тему «театра жизни». Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Ничего не знаешь». Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Анкор, еще анкор. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». ассигн.
Да и герой картины не очень достоин насмешки. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. И увидеть «вживую» (а не в растиражированных репродукциях) акварели, рисунки, сепии, которые вытаскиваются из музейных хранилищ лишь по большим праздникам, – это редкая и счастливая возможность. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Отход от канонов. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Это великолепное полотно, в котором мастерство художника поднялось на новый уровень, хранится в Киеве, в Русском музее.
Рисуя жанровые сценки, Федотов задумывался об исправлении нравов. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Последние годы накануне страшного психического заболевания.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава).
Акварель исполнена в Москве осенью 1837 года, когда Федотов получил отпуск. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории и все они заканчивались расставанием. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Отныне он должен был зарабатывать лишь своим искусством. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве.
И теперь, по прошествии сорока лет, я смотрю на эти рисунки с крайне тяжелым чувством. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – Завтрак аристократа. Первый шаг при попадании в этот раздел – «Вдовушка».
Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Между тем основной массив наследия художника – не живопись, а графика. А может быть, он и рад бы был лишиться обстановки и вести более здоровый образ жизни, да завещание не позволяет. По мнению психиатра Александра Шувалова, проанализировавшего клинический случай болезни Федотова уже в 1990-х годах, увеличительное стекло в данном случае «могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления».
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Это именно театр, граничащий с клоунадой.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. В 1837 году «оклад» Федотова составлял 350 рублей серебром (около 1250 рублей ассигнациями). Последнему (как хронологически, так и территориально, то есть самому дальнему от входа) разделу выставки предпослан эпиграф из дневниковой записи Федотова: «Судьба, как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. Сама акварель сравнительно небольшая (31 х 44, 4 см), а фигур на ней изображено более пятидесяти и каждую Федотов выписал с портретной тщательностью миниатюриста. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
В этюдах и эскизах к картине «Игроки» совсем другой почерк, мрачное мироощущение. Да и герой картины не очень достоин насмешки. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох.
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В июне 1852 года Федотов был помещен в психиатрическую больницу. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа».
Написанная в 1852 году, незадолго до смерти П. Федотова, в казенном доме для душевнобольных, она несет в себе предчувствие будущего несчастья. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). «Чтобы понять, до какой степени этот труд был велик, нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов из головы, то есть без натуры перед глазами», – вспоминал Дружинин. Последняя работа художника Игроки – картина совсем не однозначная.
Вариант «с лиловыми обоями» ближе всего к ранним картинам Федотова с точки зрения описательных подробностей. Рядом в стеклянных витринах в том же зале Инженерного корпуса экспонируются предметы «из полковой жизни» времен Федотова, позаимствованные из Государственного исторического музея и Музея Пушкина: тесаки, сабли, чубуки, ружья игральные карты. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Ниже, на полотнище знамени, цитата из сочиненной некогда Федотовым для полка песни «То ли дело егеря», а над ней надпись «Радъ стараться» и далее неразборчиво «усрать (. ). ». Ничего не знаешь», – горький эпиграф к последнему акту «Театра жизни Федотова».
В варианте «с зеленой комнатой» изменяется и пространство – оно обступает фигуру более тесно, а черты лица героини приобретают сходство с ангельским ликом.