И это приводит к трагической разобщенности образов. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Илл. И тот, кто не знает, что такое старость, должен терпеливо ждать ее прихода ибо раньше он этого испытать не может. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. 174.
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. 184. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
Илл. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). В живописи Ренессанса «Видение Иезекииля» встречается в виде исключения (алтарный образ Рафаэля, около 1515-18, Палаццо Питти, Флоренция).
146-148. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Около 571 года дон. э.
11:19-20, 20:34-37). Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещён (Иез. 44:9).
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
По мысли Иезекииля, служить в храме должны исключительно саддукеи— потомки Садока (Иез. 44:15). Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида. Перешедшая в контрнаступление католическая церковь выдвинула людей нового склада – кичившихся своей принципиальностью фанатиков, холодных и безжалостных, требовавших слепой веры в авторитеты и совершенного повиновения церковным властям. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Илл.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. В действительности оно так и получилось. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. 23, 24.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. 25-32). Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Илл.
Пророчества И. содержатся в ветхозаветной Книге пророка Иезекииля. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
164. И результаты были самыми плачевными.
Илл. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Илл. Например, деревянная модель собора св. Илл. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
Иезекииль сообщает, что Бог повелевает сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва (Иез. 41:18). Последняя была предназначена для хора старого собора св.
пророк скончался. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Ты знаешь это.
Илл. Используя этот случайно до нас дошедший материал, а также сонеты и высказывания об искусстве как самого художника, так и его ближайших друзей, мы все же можем восстановить метод работы великого мастера.
Я сказал: Господи Боже. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Вместо зубцов он дает подобие шахматных пешек, вместо обычных окон крепостного типа – вписанные в подковы круглые окна обрамленные капризными картушами прямоугольные окна и забранные решетками окна первого этажа, наделенные тяжелыми обрамлениями с разорванными фронтонами. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
С необычайной свободой обрабатывает он мрамор, то оставляя его сырым, то доводя поверхность до последней стадии завершения. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. И сказал мне: сын человеческий. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
Пророчества Иезекииля содержатся в ветхозаветной Книге пророка Иезекииля. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Илл. Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Пока Адам спит, Ева, сложив молитвенно руки, склоняется перед Господом.
Изображения И. присутствуют в ср. -век. Внезапно раздался крик: мы пропали. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Но какой ценой. Около 571 года дон. э.
Он присутствует на иконах «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Богоматерь Неопалимая Купина». ИЕЗЕКИИЛЬ (евр. Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться. Действительность не оправдала их надежд. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. 1:3 3:14, 22 8:1 33:22 37:1 40:1). Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
пророков предстоит Богоматери (икона «Богоматерь Кикиотисса с пророками», 11–12вв., мон. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. 25–48). 48-55. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Илл. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. 110, 112. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Этот конфликт между заполнением и обрамлением, эта перенасыщенность стены декором сознательно используются мастером для того, чтобы вызвать у вступившего в вестибюль чувство сдавленности.
Илл. Илл. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
5, 6. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Пейзаж пустынен и гол.
Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
Илл. 5:6).
худож. Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1). 160.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Илл. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. типы возникли на основе двух видений И. (Иез. Атрибуты И. – свиток и затворённые врата, согласно словам его пророчества о Деве Марии.
Илл. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
Родился в Иудее в кон. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
В росписи Армадио-дельи-ардженти (шкафчике для хранения церковного серебра, ок. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Илл. Илл.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Но уже три года спустя из-за быстро менявшейся политической ситуации, этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивавший масштабы двух первоначальных проектов., Йхезкэль ивр.
81-84. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Сен-Трофим в Арле, ок.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В росписи Армадио-дельи-ардженти (шкафчике для хранения церковного серебра, около 1450, музей Сан-Марко, Флоренция) Фра Анджелико видение Иезекииля представлено в виде мистического колеса, с фигурками Иезекииля и папы Григория Великого под ним. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко. Фигура погружается в сон.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Некоторые варианты стихов лежали десятилетиями нетронутыми и мастер затем вновь к ним возвращался, чтобы подвергнуть их коренной переработке. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Илл. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
«Подобие лиц их— лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх». В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Илл.
Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). 155, 156.
Пророчества Иезекииля стоят у истоков ветхозаветной и в целом иудейской и христианской (сравни Откровение апостола Иоанна Богослова) мистических традиций. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). 38.
В визант. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Илл. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Изображения Иезекииля присутствуют в средневековой книжной миниатюре (Библия Рода, середина 11 века, Национальная библиотека, Париж историзованная Библия из музея Мерманно-Вестренианум, Гаага, 1372), включаются в пророческие циклы: скульптурные (статуя Б. Антелами, около 1180-90, собор Сан-Доннино, Фиденца), живописные («Полиптих Святой Екатерины» С. Мартини, 1319, Национальный музей Сан-Маттео, Пиза роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело, 1508-1512). саркофаге 2-й пол. Илл. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. 131, 132. Его милосердие и сострадание к нему.
До Сикстинской капеллы Микеланджело, считавший себя в первую очередь скульптором, практически не работал в технике фрески. животными: миниатюры Евангелия Раввулы (586), Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (ок. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
оживут ли кости сии. Местами мрамор оставлен недоработанным, так что природа камня выступает здесь как бы в обнаженном виде. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Уже с юных лет его увлекали героические идеалы и благонамеренные бюргеры, жизнь и быт которых так любил изображать в своих фресках Гирландайо, ни в какой мере не интересовали молодого художника. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). В искусстве же века последующего, т. е. в искусстве стиля барокко, частное полностью подчиняется целому и, утрачивая свою самостоятельность, как бы растворяется в нем.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. 5:6).
Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Был женат, однако жена Иезекииля умерла во время вавилонской осады Иерусалима.
В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве5. Здесь сказались убеждения не только флорентийского пополана, но и человека большого сердца. 41. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Всюду подчеркнута пластическая масса стены, не спокойная и статичная, а полная внутреннего движения, так что стена кажется как бы пружинящей. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
134. Слева мы видим райский сад. 21, 22.
163. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Мы сталкиваемся здесь с уникальным художественным решением, в котором живопись оказалась оплодотворенной пластикой. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
16. Храм будет обращён на восток иметь притвор и деревянный жертвенник 3 локтя высотой (Иез. 41:22). Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
33, 34. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. 119, 111. Он действует только словом. высокого иконостаса.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Илл. После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Петра. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. 106, 113. Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером. К тому же принадлежавшие Микеланджело земли были расположены вокруг Флоренции, а секвестр на собственность был в те времена широко распространенным орудием политической борьбы. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. 107, 108.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Илл. Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). И. изображали в облике старца, в тунике и паллиуме, в составе ветхозаветных циклов (к наиболее ранним относятся росписи синагоги в Дура-Европос, 245–256). Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Илл.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. По другой версии он был побит камнями коленом Гада1. В 1513 году был заключен новый договор, предоставлявший Микеланджело возможность расширения первого варианта. Илл.
114, 115. пророков изображается между окон барабана купола, в пророческом ряду рус. 109, 111.
Гл. Здесь все построено на контрастах. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). В живописи Ренессанса «Видение Иезекииля» встречается в виде исключения (алтарный образ Рафаэля, ок. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
140, 141. Особые иконографич. Кроме того, постепенно возрастает динамика фигур, усиливается внутреннее напряжение образов. Три года напряженнейшей работы пропали даром. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Зато вид группы справа мало удачен. Следуя установившейся ранее традиции, фреска развертывает два сюжета. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). представителями иудейской знати и царём Иехонией. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Вместе с Леонардо Микеланджело закладывает основы для нового стиля, стиля Высокого Возрождения. 13, 14, 15. На самом же деле между ними лежала бездна. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Автор ветхозаветной книги Иезекииля из-за объёма (48 глав) и значимости которой относится к так называемым «великим пророкам». Это помогало ему сохранять чувство целого. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
159. Он избегает детализированной характеристики места. Тем самым ей отводится центральное место. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
185, 186. 25, 26. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Вазари прямо пишет:. 167.
В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Илл.
Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Илл.
Когда в 1588-1593 годах Джакомо делла Порта закончил купол, то он придал ему ту форму, которая получилась в деревянной модели в результате надставки. 162. 170. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
В образах Адама и Евы он воплощает свой идеал прекрасного человека. Знакомясь с самыми поздними рисунками Микеланджело, становится понятным, почему последние годы своей жизни он мало занимался скульптурой. слушайте слово Господне. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Вот, грядет с неба Царь и навеки Его будет царствие, в коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный». 11в., Нац. 7в. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
86-91. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Петра со стороны апсид.
Илл. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. 179-181. части: пророчества о наказании Израиля за нарушение Завета (гл. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Иоанна Богослова в Поганове, Болгария, ок. Илл. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26). Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Илл.
Этот жест символизирует молчание. В романском искусстве он помещался в виде фрески в конхах апсид (церковь Санта-Мария-де-Тауль, Испания, начало 12 века) или в виде рельефов на тимпанах церковных порталов (монастыри Сен-Жиль-дю-Гар близ Арля, 12 век Сен-Трофим в Арле, около 1180-1200), перешёл в готическом искусство («Королевский портал» собора Нотр-Дам в Шартре, 1145-55). Илл.
4в. И. Он победил. Они утратили волю. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Затем всплыл вариант трех гробниц, размещенных вдоль стен (одиночные гробницы правнуков Козимо-Джулиано, герцога Немурского – ум. Слева изображены разверзшиеся могилы и восстающие из них мертвецы, выше – устремляющиеся вверх души, еще выше – праведники, на самом верху, слева и справа, – несущие орудия мучений Христа ангелы, справа – опять праведники, ниже их, справа же, – восставшие титаны, еще ниже – Ахерон с ладьей, в которой стоит гонящий грешников в ад Харон. Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов.
Также должны проводиться ежесубботние богослужения. 177, 178. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. В общей композиции Микеланджело несомненно отправлялся от позднеантичных саркофагов, но он дал уже чуждое античности живописное понимание группы. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. По своей жизнеутверждающей силе фигуры нагих юношей принадлежат к числу наиболее ренессансных образов Микеланджело. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть и покрою вас кожею и введу в вас дух и оживете и узнаете, что Я Господь».
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Был женат, однако жена И. умерла во время вавилонской осады Иерусалима. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. показан юным, безбородым. Частично уцелевшие рисунки Микеланджело и хранящаяся в Каза Буонарроти деревянная модель позволяют восстановить замысел мастера. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. В отличие от тех, кто пророчествовал до пленения и обращался либо к Иудее, либо к царству десяти колен, Иезекииль обращался ко всему «дому Израилеву». И это понимает только один человек – апостол Петр.
Он должен думать о смерти. 3, 4. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога).
Петра (Музео Петриано). Илл. И призван он был проповедовать покаяние иудеям. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. 116-119.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Но все усилия напрасны.
В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18). 1:4–28, 37). музее, София). Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. И здесь ему помог Леонардо, который был великим мастером композиции, построенной по принципу живописного взаимопроникновения составляющих ее частей. 56-71). Работая над фреской Страшный суд, Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы.
Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в "Битве кентавров" и в "Битве при Кашине". 155. Она напоминает мощную лавину. Такой ее и изобразил Микеланджело. Тут столкнулись два сильных характера.
Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу. Илл. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. В пятый год от пленения царя Иокима «было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре (переселенному туда вместе с прочими пленными) и была на нём там рука Господня».
Сравнивая статуи Капеллы Медичи с более ранними произведениями мастера, бросается в глаза изменение пропорций фигуры: они сделались более вытянутыми, конечности стали более тонкими, головы несколько уменьшились в размере. Илл. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Это были тяжелые годы. История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем— «Книге пророка Иезекииля»— и занимающей 3-е место в ряду книг великих пророков (после «Исаии», «Иеремии» и перед «Даниилом»). Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу и пораненную перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю буду пасти их по правде. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. иск-ве И. среди др. до н. э.
круга как самостоят. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Недаром они украшали пилястры. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. 16:37–41).
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Этому его научила скульптура. Микеланджело полностью подчиняет его форме. 173.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. 1:4-28, 37). Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл. В среде флорентийских эмигрантов шли оживленные споры о правомочности политического убийства и большинство склонялось к тому, что Данте был неправ, поместив Брута и Кассия в ад. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Илл. Илл. Илл. 11:19–20, 20:34–37). Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Они должны носить льняные одежды (Иез. 44:27). Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Если первый написанный Микеланджело образ погруженного в медитативное состояние пророка Захарии над входом в капеллу по стилистике можно отнести к искусству XV века, то фигура Ионы по динамизму и экспрессивности уже характеризуется стилистическими особенностями искусства эпохи барокко.
При этом движение лишено всякой скованности. Св. Ему принадлежит описание тетраморфа— четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зоар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Он даже не дотрагивается до нее. Илл. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. 40 и далее).
«Похвала Богоматери».
В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками. Странным образом здесь дают о себе знать живые отголоски проторенессансной пластики, которую Микеланджело хорошо знал и которая всегда его привлекала суровой мужественностью и эпическим строем своих форм. Когда Папа спросил: почему.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Пророчествовать начал в возрасте 30 лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года дон. э. ).
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Илл.
Эти дворцы Консерваторов Микеланджело поставил не под прямым, а под косым углом по отношению к дворцу Сенаторов, так что площадь имеет в плане форму трапеции. Не имея возможности осуществить свой замысел, Микеланджело перенес на фигуру Матфея многое из того, что он собирался воплотить в фигурах рабов. Затем он ест лепешки испечённые на коровьем навозе (Иез. 4:15).
Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1). 7, 8. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. ), один из четырёх ветхозаветных великих пророков, один из духовных вождей Израиля в рассеянии пленения вавилонского. Екатерины» С. Мартини, 1319, Нац.
1180–1200), перешёл в готич. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
149. Илл. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Илл. Илл. Смятенные, страдающие, гонимые карающим мечом ангела, Адам и Ева покидают райские кущи.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Тревога и волнение отразились на его лице. Это одна из самых статичных из четырнадцати фигур, являющаяся символом спокойного, мудрого, отрешенного созерцания. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). 145. пророк скончался. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
иск-во («Королевский портал» собора Нотр-Дам в Шартре, 1145–55). На иконах визант. Однако и здесь царит дух отчужденности. Это дало ему возможность изобразить обнаженные фигуры мужественных воинов, готовых к героическому действию. Знамением призвания его было чудное видение славы Божией— Самого Бога в виде человека, шествующего «как бы свет пламени из средины огня», на четырёх животных— тетраморфе или как ещё называют Меркава имеющих облик, как у человека и лица у них и крылья у всех четырёх крылья их соприкасались одно к другому во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. В это время Иезекиилю было около 30 лет.
79, 142. Илл.
Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. 1180–90, собор Сан-Доннино, Фиденца), живописные («Полиптих Св.
1395, филиал староболгарского иск-ва при Нац. В левой, под его сенью, мастер изображает сцену искушения. Илл. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Илл.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Согласно традиции, погребён в Вавилонии.
Так он свыше года (430 дней) спит с кирпичом, на котором написано имя Иерусалима. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Холодные, светлые краски так подобраны, что от соприкосновения с ними пластическая форма обретает еще большую рельефность. Иезекииля изображали в облике старца, в тунике и паллиуме, в составе ветхозаветных циклов (к наиболее ранним относятся росписи синагоги в Дура-Европос, 245-256). 97, 98.
Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Статуя осталась незаконченной.
По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Затем он ест лепешки испечённые на коровьем навозе (Иез. 4:15). Особенно выразительна правая фигура. По-видимому, это была статуя Вакха.
Это, конечно, не так. Петра, с чем папа был полностью согласен. Могила в Ираке в Эль-Кифль. 169.
Буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах Израилевых. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования.
37. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. е. уважением классической традиции).
89-91. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк).
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18). В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
По другой версии он был побит камнями коленом Гада. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. 183. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость».
И я только бесплодно теряю время. Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как "дуб" из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.
161. Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». В восточнохристианском иск-ве И. в числе др.
Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. 17, 18, 19, 20. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. И Ной, чья фигура навеяна античными статуями речных божеств и его сыновья даны обнаженными.
Илл.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Однако, чтобы по-настоящему оценить величие и глубину микеланджеловского замысла, надо рассмотреть каждую из гробниц в отдельности. 47. Но как раз этого не произошло. На рим.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Она знаменует собой единение Ветхого и Нового Заветов: Бог посылает человечеству Спасителя, приход которого предсказан библейскими пророками. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Согласно традиции, погребён в Вавилонии. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. и др. -рус. 171. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. 20:31–32), любовь Бога и восстановление по воле Его станет причиной раскаяния: не сам Израиль соделает себе новое сердце раскаянием, но Бог Израилев возьмёт «сердце каменное» Израиля и заменит его «сердцем плoтяным», введя в узы Завета (Иез. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
происходил из священнического рода. Образ Матфея по общему своему духу близок позднейшим образам рабов, предусмотренных уже в первом варианте гробницы Юлия. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. музей Сан-Маттео, Пиза роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело, 1508–1512). Остро характерен профиль старца, грозен его взгляд, обращенный к ангелу, прекрасному, озаренному, с глубоким, умным взглядом. Он стал уже высекать статую св.
Илл. (Дан. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Иезекииль (Иезекиил др. -евр. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. С помощью сильных, энергичных линий, то идущих параллельно, то перекрещивающихся, художник строит форму так, что она кажется высеченной из камня.
122-125. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.
Он присутствует на иконах «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Богоматерь Неопалимая Купина». И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Он побежден. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Илл. 182, 187, 188, 189.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Художник охотно принял это предложение. Илл.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Илл. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Оформляя интерьер, Микеланджело ориентировался на отделку старой сакристии, выполненную по проекту Брунеллески. Таким представил его и Микеланджело. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Один из самых патетических образов капеллы – пророк Иезекииль.
Илл. книжной миниатюре (Библия Рода, сер. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Илл. Их платоническая дружба продолжалась свыше тридцати лет и Кавальери Микеланджело посвятил многие сонеты, каждая строка которых дышит высоким, чистым чувством. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Около 571 года дон. э.
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. Но роспись обладает и другим аспектом. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Илл. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Картоны изображающие «Всемирный потоп», были готовы первыми и перенесены на свод Сикстины.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхи в 14-й день 1-го месяца (Иез. 45:21). И мраморное тондо в Барджелло может как раз служить ярким примером такого свободного обращения с материалом. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. 5в. ). Женственно беспомощна Ева в сцене «Сотворение Евы». В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). 46.
Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. 30), довольно точно передающая ее общий вид. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Отказываясь от всего лишнего в характеристике места действия, художник сосредоточил внимание на главном – на людях, на их чувствах их душевном состоянии. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Стих и рифма стоили ему больших усилий и нередко он переписывал одно и то же стихотворение до девяти раз, меняя слова и ритм речи. В это время Иезекиилю было около 30 лет.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. 150.
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Моисей восседает в торжественной позе. Все это придает его архитектуре величественный характер. Илл.
В византийском и древнерусском искусстве Иезекииль среди других пророков предстоит Богоматери (икона «Богоматерь Кикиотисса с пророками», 11-12 века, монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове) позднее аналогичная композиция получила название «Похвала Богоматери». Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас и оживете. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.
На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). 130. Поверхность мрамора тщательно отполирована, все детали отделаны с высочайшей степенью законченности, равную которой мы найдем лишь в скульптурах Бернини. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
сюжет встречается редко (двусторонняя икона «Видение пророкам Иезекиилю и Аввакуму» из мон. Высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 18:20-32).
Илл. Ева послушно следует слову творца. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Илл. И этой своей гранью эстетика Фичино и его единомышленников прежде всего импонировала Микеланджело, которого уже с юных лет привлекало все по-настоящему значительное и нравственно чистое., Йехезкэль— «Господь укрепит»)— один из четырёх ветхозаветных «великих пророков» жил в правление иудейского царя Иехонии. 151. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
80. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. 109-112, 116-119. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. 20:31-32), любовь Бога и восстановление по воле Его станет причиной раскаяния: не сам Израиль соделает себе новое сердце раскаянием, но Бог Израилев возьмёт «сердце каменное» Израиля и заменит его «сердцем плотяным», введя в узы Завета (Иез. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами. Илл.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Через 3 месяца фреска изображающая картину всетоглощающего ужаса, была готова. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. 25-48). Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. 16:37-41).
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Петра. На иконах византийского круга как самостоятельный сюжет встречается редко (двусторонняя икона «Видение пророкам Иезекиилю и Аввакуму» из монастыре Иоанна Богослова в Поганове, Болгария, около 1395, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее, София).
Илл. Благодаря такому композиционному решению пространство приобретает динамику и поистине космический размах. Илл. Илл. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Илл.
1–24) и пророчества о его будущем восстановлении (гл. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. И этой же цели служит цвет. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
36. Недаром его любимым материалом была бронза. Илл. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
И Я, Господь, буду их Богом и раб Мой Давид будет князем среди них. 174. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Тогда осознал Микеланджело весь масштаб своей ошибки и тщетность своих усилий. Книга Иезекииля содержит семь пророчеств, каждое из которых начинается фразой: «И была рука Господа на мне» (Иез.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Ему принадлежит описание тетраморфа— четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зоар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека4.
1-24) и пророчества о его будущем восстановлении (гл. Иконография. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. 37:1-14). Адам и Ева, полные гордой красоты и силы, объединенные в ритмичную группу. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). На римском саркофаге 2-й половины 4 века Иезекииль показан юным, безбородым. 158, 159.
Особые иконографические типы возникли на основе двух видений Иезекииля (Иез. 126. Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. 99, 101, 102. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Илл. Это искусство, отмеченное печатью большой изысканности, было тесно граничит с двором Лоренцо Великолепного.
Необыкновенно экспрессивный образ. 25–32).
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил.
К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). 1450, музей Сан-Марко, Флоренция) Фра Анджелико видение И. представлено в виде мистич. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Да поможет мне Бог». К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди.
И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. В борьбу включился и Микеланджело.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Илл. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. 175, 176.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
Перед Микеланджело такая проблема никогда не вставала, поскольку он умел замечательно точно и экономно вписывать фигуру в форму каменного блока. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие. Илл. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Илл.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
92, 93, 94. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Дарую им и окрестностям холма Моего благословение. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. колеса, с фигурками И. и папы Григория Великого под ним. 32. Но обрабатывая так глыбу камня, художник всегда был связан ее первичной формой, которую Гильдебранд называл пространством камня. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. Это человек действия (vir activus).
86-88. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. 39.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Абзацы внутри этих основных пророчеств начинаются фразой: «И было слово Господне ко мне». Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Они смело протягивают руки к древу познания добра и зла. Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры.
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. В средние века широко распространяется сюжет «Majestas Domini» изображающий Христа в мандорле, поддерживаемой 4 апокалиптическими животными: миниатюры Евангелия Раввулы (586), Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (около 870), мозаика церкви Осиос-Давид, Фессалоники (середина 5 века). Илл. 1515–18, Палаццо Питти, Флоренция).
Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. И здесь его постигает страшный удар. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Петра.
В правой части запечатлен момент изгнания Адама и Евы из Эдемского Сада. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. пророк скончался. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Илл.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Его рука сгибается к плечу. ИЕЗЕКИИЛЬ (еврейский ), один из четырёх ветхозаветных великих пророков, один из духовных вождей Израиля в рассеянии пленения вавилонского.
870), мозаика ц. Осиос-Давид, Фессалоники (сер. Она научила его примирять и конденсировать в одном-единственном живописном аспекте все таящиеся в человеческой фигуре пластические возможности. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их. В его образе Микеланджело воплощает свой идеал художника, для которого нет никаких препон и преград.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. 10, 11, 12.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Бог-Творец на этой фреске выступает в образе мудрого отца, с любовью взирающего на своих детей. Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в 1-й день 1-го месяца (Иез. 45:18) и 15-й день 7-го месяца (Иез. 45:25). Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. 75-78.
166, 167. 135, 139. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Илл. Екатерины на Синайском п-ове) позднее аналогичная композиция получила назв. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
Тематически пророчества подразделяются на 2 осн. 136. Их формы выражения лучше подходили для воплощения того, что он чувствовал в старческие годы. о возмездии, которое ждет угнетателей и о народной славе в Царстве Давида. В средние века широко распространяется сюжет «Majestas Domini» изображающий Христа в мандорле, поддерживаемой 4 апокалиптич. 18:20–32), Его милосердие и сострадание к нему.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.
Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. Илл. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Илл. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. И здесь бог изображен в активном действии.
Илл. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
.