Иеронимус Босх (нидерл. И вообще Босх – это псевдоним художника, его настоящее имя Иеронимус ван Акен. И это странное время породило странного художника, одного из самых загадочных мастеров – Иеронимуса ван Акена, более известного как Иеронимус Босх. Иеронимус Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в местечке Хертогенбос в Голландии ок. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60-1516), великий нидерландский живописец.
И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Он как бы говорит ему: «Не бойся». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
С другой стороны, ощущение греховности всего происходящего не покидает зрителя, — и художник не стремится непременно расставить все точки над «i», демонстрируя земную жизнь как космически-грандиозное противоречие. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Отец спилкував в религиозно-благотворительную союзе Нотр-Дам, славила Богоматерь. С другой стороны, ощущение греховности всего происходящего не покидает зрителя, – и художник не стремится непременно расставить все точки над «i», демонстрируя земную жизнь как грандиозное противоречие. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Дальше сюжет композиции можно трактовать по-разному. – Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте. вХертогенбосе (Брабант). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). В семи секторах центральной круглой композиции мы видим живые сценки, демонстрирующие разные грехи – Гордыню, Скупость, Похоть, Гнев, Обжорство, Зависть, Уныние, а в углах изображены «четыре последние вещи», т. е. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а настойчивое стремление изобразить жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Благодаря методу дендрохронологического анализа было установлено, что все эти 4 произведения написаны на досках, вырезанных из одного дерева, в одно и то же время, около 1495 года (а не в 1500-1510 гг., как они датировались раньше).
Демоны в облике летучих мышей и покрытых шипами насекомых тянут их в разные стороны. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Композиции Босха, особенно такие как «Страшный суд», «Сад земных наслаждений», «Воз сена», подобны каким-то невероятным алхимическим лабораториям, полным роящихся чудовищ. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Существо, похожее на ящерицу, с угрожающе разинутой пастью, взобралось на кровать и уже готово вцепиться в грешников. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
1500, Мадрид, Прадо). В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. Врач достает пациентовои председателя цветок тюльпана (еще одна лежит на столе). Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Вдалеке, в космической мгле, виден Творец, наблюдающий за рождением нового мира. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Главным событием провинциального торгового городка был еженедельный ярмарка. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Сейчас предполагают, что на картине изображен средневековый коробейник.
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство.
Эта та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет колючая пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг появится некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом. Босх неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
Жаба забралась на колени к обнаженной молодой женщине, обозначенной как «superbia» (гордыня или тщеславие). Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель. Ученый Ч. Тольна считал кодом сюжету картины слова Библии: Не можете пить чашу Господню и времени бесовскую не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (Первое послание к Коринфянам, Х, 21). Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет имущество своего хозяина.
Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Чем больше процветал Антверпен — международный порт, «цветок моря», тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих мировых доходов. Босх создал странное, фантасмагорическое зрелище – «Сад Земных Наслаждений». Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Чем больше процветал Антверпен – международный порт, «цветок моря», тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи. Наряду с религиозными сюжетами на створках, решенных относительно традиционно (Рай с сотворением человека, Ад с его наказанием), в главных частях триптихов появляются многочисленные фантастические гротески.
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. По тогдашней традиции учений, был завершил обучение и получил звание мастера, должен был жениться (это известно и из биографии Дюрера). Босх жил и работал в провинциальной среде, вдали от развитых художественных центров. Это одновременно лукавые притчи о смысле жизни и философские размышления об исконных принципах мироустройства (возможно именно вот таким образом художник обращается к круглому формату центральных композиций, как бы намекая на вселенскую значимость изображаемых сцен).
Они поклоняются Младенцу Христу и подносят Ему свои дары — золото, ладан и смирну. На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам. В чем различие между сном, фантазией – и реальностью.
Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Ни одна из картин Босха не датирована, хотя многие работы подписаны. Однако результатом его работы стало произведение глубоко оригинальное, не имеющее аналогий в искусстве предшественников и современников мастера. Она принесла мужу солидное приданое и передала ему право распоряжаться им.
Когда художник писал «Рай», он старался нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Картины позднего периода (1510-е) контрастно несхожи по своему мироощущению. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Это аллегория греховной жизни людей. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет колючая пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку. Самое известное и загадочное из произведений Босха — Триптих «Сад наслаждений» был создан в начале XVI столетия.
На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Его техника называетсяалла прима. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Наиболее гармоническим по цветовому и композиционному строю является большой алтарный триптих с «Поклонением волхвов». Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека. Лошадиный круп оборачивается гигантским кувшином и на тонких голых ногах куда-то крадется хвостатая голова.
Основные произведения – это монументальные триптихи – «Страшный суд», «Сад земных наслаждений». Лишь семь творений Босха подписаны. корыстолюбия и зависти.
Но эта победа иллюзорна: еще миг – воз сдвинется и адское пламя в одно мгновение испепелит его вместе с грузом, тогда как его соперник (Христос) неуничтожим. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». До него мир казался художникам царством гармонии, порядка и красоты.
Орел (типичный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет своего хозяина. Начало зрелого периода творчества (1485-10) отмечено созданием алтарного образа «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос. Орнаментальный надпись гласит: Доктор, опусти камень. Композиция – широко развернутая, но пронизанная торопливым, захлебывающимся ритмом. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. В картине Ад триптиха Сад земных утех впадают ув глаз огромные музыкальные инструменты, которые Босх представляет как новые приборы на пытки (распят грешник на лютне, повешен грешник на струнах арфы, наказание музыки в середине барабана, что у него бьет чудовище). Иеронимус в 1478 -1480 гг (где-то в тридцать лет) женился на Алейда Гояртс ван дер Мерв – девушкой из состоятельной семьи.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Но меры около нее не одобряли. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. В триптихе Искушение св. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Сам Коробейник или «Бродяга» или «Блудный сын» был написан на внешней стороне створок и был виден средневековому зрителю, когда триптих был закрыт. Первая из картин, которая кажется юмористическим бытовым жанром, на деле оказывается сложной аллегорией, о точном сюжете которой до сих пор спорят ученые (что характерно, впрочем, для исследовательского восприятия почти всех произведений Босха) удаление «камня глупости» из головы некоего деревенского простака представляет собой не просто примитивную знахарскую операцию вроде среза болезненного нароста, но являет попытку магико-мистического преобразования человеческой природы, попытку, которую в равной мере можно воспринять и как сатирическую насмешку и как неортодоксальный, возможно, алхимический символ. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ из Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Босх – был личностью весьма интересной.
Торжественность церемонии нарушается присутствием недобрых элементов: противостоящие друг другу вооруженные отряды в отдалении, тупое безразличие или злорадное любопытство пастухов и загадочная, зловещая мужская фигура на пороге хлева в венке из сухих веток и с язвой на ноге, заключенной в прозрачный цилиндр (Ирод, Антихрист иудейский Мессия или олицетворение ереси). Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Но эта победа иллюзорна: еще миг – воз сдвинется и адское пламя в одно мгновение испепелит его вместе с грузом, тогда как его соперник (Христос) неуничтожим. Для Нидерландов конец XV – начало XVI века – тяжелое время. С этого же этапа и работа Лодка дураков. В его искусстве возникают сатирические даже саркастические изображения рода человеческого.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. В конце жизни он выполнял заказы для бургундского двора, что говорит о его признании современниками.
Изображение Христа подлинный центр картины.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Так «Несение Креста» отличает щемящее холодная интенсивность цвета. Адские порождения проникают всюду. На картине неоднократно показаны все смертные грехи очень много эротической символики.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В 1480 году Иероним вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем. Они хватают сено, дерутся за него, топчут упавших. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. Триптих условно назван по главной его части, где изображено некое мистическое чистилище плоти и духа, загадочный Сад Любви, занимающий срединное положение между раем на левой створке и адом на правой красочная пестрота, жеманная манерность, свойственные придворным гобеленам, в плавном спиралевидном ритме преобразуются в чувство вольного парения духа, с птичьего полета созерцающего услады плоти (множество внешне скабрезных мотивов, как в народном свадебном фольклоре, слагаются в гимн природной гармонии между человеком и мирозданием). Они сбились в тесную группу, которая представляет лишь малый эпизод целого. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
На фоне бескрайнего пейзажа за огромным возом следует кавалькада. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Босх предполагал, что зло вездесуще и вмешивается даже в самые священные события. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории — от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. Формирование буржуазной идеологии в эпоху Возрождения характеризуется ориентацией на материалистическое истолкование законов природы (принцип природосообразности»), антропоцентризмом (человек рассматривается как венец Природы), рационализмом (человек познает окружающий мир и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является). А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Пейзаж «Поклонения волхвов» обладает не только тонкими световыми и воздушными оттенками, но как бы чувством еле заметной пульсации жизни. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.
Достоверные факты скупы. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Триптих условно назван по главной части, где изображено некое мистическое чистилище плоти и духа, загадочный Сад Любви, занимающий срединное положение между раем на левой створке и адом на правой красочная пестрота, жеманная манерность, свойственные придворным гобеленам, в плавном спиралевидном ритме преобразуются в чувство вольного парения духа, с птичьего полета созерцающего услады плоти (множество внешне скабрезных мотивов, как в народном свадебном фольклоре, слагаются в гимн природной гармонии между человеком и мирозданием). в Египте. Никто, кроме ангела, не замечает ни Сына Божия, ни того, что воз влекут демоны. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться.
За ними – дали. А сзади него жизнь, покидаемая им. Фонтана жизни здесь нет, а из замерзшего озера растет трухлявое «древо смерти». Еще более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Один из любимых сюжетов художника – «Искушение Святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Однако было бы неверное думать, что Босх тяготеет к методу аллегорических уподоблений. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Формирование буржуазной идеологии в эпоху Возрождения характеризуется ориентацией на материалистическое истолкование законов природы (принцип природосообразности»), антропоцентризмом (человек рассматривается как венец Природы), рационализмом (человек познает окружающий мир и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является). Антония». Босх вводит в канонический сюжет нетрадиционные образы: это фигура Святого Иосифа, который сушит над костром пелёнки группа зловещего вида персонажей, забравшихся в Вифлеемский хлев (исследователи считают их олицетворениями ослабляющих Церковь беззаконий и ересей, а их предводителя в красном плаще и короне из терниев — самим сатаной) любопытные поселяне, удивлённо глядящие на Богоматерь и волхвов из-за угла и с кровли хлева. Босх создал странное, фантасмагорическое произведение.
Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Придуманный художником мир кишит причудливыми образами: обнаженные люди собирают гигантскую землянику, занимаются любовью внутри хрустальных шаров или скачут верхом на певчих птицах, превосходящих размером самих людей. Изображен операцию, хирург из перевернутой воронкой на голове проводит небом.
Две из них он разместил в собственной спальне. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Около 1480г. Дом с прозрачной крышей и полуоторванной ставней реален.
Ежегодно Братья собирались на пиршество, где основным блюдом была эта птица или гусь. Особенно изысканно позднесредневековое наследие и ренессансное художественное мировоззрение сопрягаются в триптихе «Сад земных наслаждений».
Замысел «Воза сена» глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Босх родился и провел почти всю жизнь в городе Гертогенбосхе в Северном Брабанте. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Сюжет не нуждается в пояснениях.
Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель: За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре изображения – смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. четырех последних вещей, по выражению проповедников того времени. В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населённый множеством обнажённых фигурок мужчин и женщин. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Это единство закономерно и естественно. Другие склонны видеть в Босх ироничного зрителя человеческой жизни, высмеивал пороки тогдашнего общества, критиковал церковь (изображение монахов, священнослужителей, даже Папы Римского на центральной части триптиха Воз сена). и состоявшее как из монахов, так и мирян. Они созданы где-то в 1470-1480-е годы. Родился Иеронимус Босх (Иероним Антонисзон ван Акен) где-то в 1460 году, в семье потомственных художников (его дед, отец и старший брат рисовали). И собачка – маленькая, с бешеными глазами, – приопустив голову, смотрит вслед уходящему. Св.
Это лукавые притчи о смысле жизни, равно как и философские размышления об исконных принципах мироустройства (возможно именно вот таким образом художник обращается к круглому формату центральных композиций, как бы намекая на вселенскую значимость изображаемых сцен). Замысел «Воза сена» глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Это было последнее произведение Босха. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Тюльпан в средневековье понимали как символ расточительства, глупости.
Среди ее членов – император и папа римский. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Триптих условно назван по главной его части, где изображено некое мистическое чистилище плоти и духа, загадочный Сад Любви, занимающий срединное положение между раем на левой створке и адом на правой красочная пестрота, жеманная манерность, свойственные придворным гобеленам, в плавном спиралевидном ритме преобразуются в чувство вольного парения духа, с птичьего полета созерцающего услады плоти (множество внешне скабрезных мотивов, как в народном свадебном фольклоре, слагаются в гимн природной гармонии между человеком и мирозданием). Алтарь распахивается и радует глаз своими красками. Семья Ван Акен жила в Гертогенбоси (теперь – провинция Северный Брабант) от 1399 года, когда в город переехал купец Ян ван Акен (фамилия свидетельствует, вероятно, о том, что тот родом из немецкого города Аахена). Это аллегория греховной жизни людей. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Св. На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя.
В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Возникновение буржуазной идеологии приводит к постепенному разрушению средневековой концепции мира и человека, устанавливавшей непосредственную иерархическую связь не только между людьми, но и между человеком и всем сущим (концепция отношений «от камня до Бога»). Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Олицетворением человеческих грехов было и изображение птиц.
Вопрос так и остается открытым. На картине неоднократно показаны все смертные грехи очень много эротической символики. Братство Богоматери основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Тут властвует не благой Творец, а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в бездну. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Брак Иеронима не был особенно счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику приличное состояние, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Создавая это панно, Босх поставил перед собой задачу связать повседневные прегрешения с адским возмездием за них как неизбежным последствием. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него вороньё кружит над падалью в глубине изображения — разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. Если современники Босха полагали, что художник своими глазами видел этих чудовищ из Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Основам ремесла его научили дед и отец – профессиональные художники. Лишь 7 творений Босха подписаны. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор из которых изготавливались надгробия. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Иоанна и члене религиозного Братства Девы Марии. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества».
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Композиция – широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. Тема конца света (Откровение Ионна Богослова – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
В «Бродяге» в отличие от большинства работ художника нет ни фантастических, ни драматических сцен. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
«Операция по извлечению камня глупости» – операцию делает монах и здесь сквозит злая усмешка над духовенством. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. На его работы повлиял фламандский стиль живописи. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Антокольский, «Босх». Его техника называется алла прима.
Видимо, для того, чтобы выделиться среди живописцев Акенов. Особенно жутко становится, когда замечаешь у монстров детали человеческих тел. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Французский ученый Жак Комб считает работу Распятие за границу между ранним и средним периодами творчества (датирует 1475-1480-ми годами). Справа в шатре сидят любовники. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Возникновение буржуазной идеологии приводит к постепенному разрушению средневековой концепции мира и человека, устанавливавшей непосредственную иерархическую связь не только между людьми, но и между человеком и всем сущим (концепция отношений «от камня до Бога»).
Еще более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злородство. В картине Святой Иоанн Богослов на остове Патмос (1485-1490 гг. ) апостолу досаждает дьявол.
Когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Но теперь на смену Антонию явилось все человечество.
Это особенно хорошо видно в изображении обитателей преисподней. Это особенно видно по изображению обитателей преисподней. Но только цвет и выделяет его. О самом Босхе тоже известно до обидного мало.
Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
(Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него вороньё кружит над падалью в глубине изображения — разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Алтарь распахивается и радует глаз своими красками. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции.
В 1593 г. его приобрёл испанский король Филипп II. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. Он обращается к народному юмору – и тот обретает под его рукой мрачный и горький оттенок.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Наиболее гармоническим по цветовому и композиционному строю является большой алтарный триптих с «Поклонением волхвов» (ок. пределы человеческого бытия: Ад, Рай, Страшный суд, Смерть. Внешние поверхности боковых алтарных створок представляют скромную, почти будничную сцену: устало бредёт по дороге истощённый оборванный странник. И собачка – маленькая, с бешеными глазами, – приопустив голову, смотрит вслед уходящему. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Его потомки принадлежали к ремесленно-торгового бюргерства, городского патрициата.
Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами. Он знает, что эти монстры, лишённые внутренней силы, не смогут одолеть его. Повсюду воздвигались виселицы, пылали селения, правила бал чума. Это произведение имеет форму столешницы (в роли которой оно когда-то и выступало), напоминающей о том, что следует соблюдать умеренность в пище и в азартных играх.
На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Вдалеке, в космической мгле, предстаёт Творец, наблюдающий за рождением нового мира.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Аргументом в пользу авторства Босха свидетельствует характерный пейзаж на заднем плане. Но художественная манера Босха очень отличается от существовавших в то время традиций. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения жизни и смерти. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Ее имя не сохранилось. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. «Несение Креста» самая потрясающая из всех. «Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо, – рассуждает Людмила Орехова. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Меня зовут Лубберт Дас». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Ерун ван Акен родился около 1453г. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Сюжет не нуждается в пояснениях. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Особым событием было совместное поедание лебедя. В самом центре круга, как бы в зрачке глаза – Христос Страстотерпец, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Это один из его любимых сюжетов — «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Центральная часть триптиха изображает земной мир. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Он был среднего роста, худощавым стройным мужчиной с правильным и довольно красивым лицом.
Изображение Христа – подлинный центр картины. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Фольклор, алхимические и астрологические поверья, позднесредневековая мистика, подготовившая Реформацию, соседствуют тут причудливо и парадоксально, однако явственно проступают и новые, ренессансные идеалы: они видны и в общем панорамическом охвате прекрасного в основе своей мироздания и в том центральном положении, которое занимает здесь пытливая человеческая мысль, для тренировки и воспитания которой и сооружены все эти пугающе-прельстительные лабиринты (подлинным олицетворением героической мысли выступает св.
Следовательно и относятся эти картины не к позднему периоду, а к зрелому. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. мага (фигура в розовом на заднем плане, вероятно, алхимик, который держит в руках сосуды) и чуда Христа.
Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Они расположены в определенном порядке. При этом пропадает символическую нагрузку образов.
Тот выдает себя за слепого, чтобы выманивать деньги у доверчивых верующих. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания.
В картине «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1486-1490) апостолу досаждает дьявол. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Босх взял за основу традиционный для Нидерландов того времени тип трёхстворчатого алтаря и использовал ряд канонических тем (сотворение мира, рай, ад). На правой створке зритель видит ад. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп.
Осуждения художника не избежал даже позорно воспроизведен на заднице заблудшего нотная запись (изобретение – гениальный), который давит огромная лютня. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы: добившись всего, эти люди не замечают, что в воз, на котором они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Сам Коробейник или «Бродяга» или «Блудный сын» был написан на внешней стороне створок и был виден средневековому зрителю, когда триптих был закрыт. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Вероника движется налево, то мир жизни, унося на платке лик Христа.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. «Осень Средневековья» причудливо соединилась в творчестве Босха с чертами Возрождения. Это единство закономерно и естественно. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
Иоанна и члене религиозного "Братства Девы Марии". В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. В основном это монументальные триптихи — «Страшный Суд», «Сад земных наслаждений». Босх приходит к утверждению мрачного иррационального и низменного образа жизни. «Несение Креста» самая потрясающая из всех.
Слева Босх рисует мальчика-поводыря, ведущего за руку мужа, профессионального нищего. Здесь все пронизано ощущением длительности и проявляется эта длительность не в людях – так как движения каждого из них как бы зафиксированы, остановлены, ничтожны, а в зрелище мира – в смене одних фигур и эпизодов другими, в том, что эмоциональная атмосфера, поглотив их, сама сохраняет свою напряженную пустынность. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. В самом центре круга, как бы в зрачке глаза — Христос Страстотерпец, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит».
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Тема конца света (Откровение Иоанна Богослова) – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Картина «Семь смертных грехов» изначально представляла собой крышку стола. И во многих отношениях он мыслил традиционными средневековыми понятиями.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Первая из работ, которая кажется юмористической бытовой картиной, на деле оказывается сложной аллегорией, о точном сюжете которой до сих пор спорят ученые (что характерно, впрочем, для исследовательского восприятия почти всех произведений Босха) удаление «камня глупости» из головы некоего деревенского простака представляет собой не просто примитивную знахарскую операцию вроде среза болезненного нароста, а высмеивание людской наивности вообще, поскольку процедура извлечения из мозга камня безумия (тюльпана – символа глупости) была типичным шарлатанством целителей того времени.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. К раннему периоду (примерно 1475—80-е) относят «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов». А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» – застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок». Из тёмной влаги выступают очертания суши. Грехи человечества изображены в цикле живописных сцен из повседневной жизни. В 1480 г. он вернулся в Хертогенбес уже мастером-живописцем.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ из Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Предполагается, что годы ученичества Иероним провел в мастерской отца или одного из дядей.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Босх неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. До сих пор не могут уточнить даже год его рождения. Только природы остается чистой, бесконечной.
Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Наиболее гармоническим по цветовому и композиционному строю является большой алтарный триптих с «Поклонением волхвов» (ок. Хотя центральная часть триптиха с изображением, возможно, Страшного суда утрачена, зато в Роттердаме выставлены обе боковые створки. Дом с прозрачной крышей и полуоторванной ставней реален.
В творчестве Босха нарастает сарказм, он представляет людей пассажирами корабля дураков. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может».
Сюжет не нуждается в пояснениях. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Если фламандские художники создавали мир безмятежности и действительности, то мир Босха – это мир ужаса и фантазии. Изображены представители всяких общественных слоев – крестьян, мещан, монахов. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Композиции Босха, особенно такие как «Страшный суд», «Сад земных наслаждений», «Воз сена» подобны каким-то невероятным алхимическим лабораториям, полным роящихся метаморфоз.
Один из его любимых сюжетов -- «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. В основном это монументальные триптихи — «Страшный Суд», «Сад земных наслаждений». Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты.
Картины позднего периода прямо противоположны по своему мироощущению. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Только природы остается чистой, бесконечной. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство.
Узнавая себя в том или ином из этих образов, современники Босха, вероятно, бывали потрясены, поскольку здесь же, в небольшой, заключенной в окружность композиции в левом нижнем углу панно изображены последствия этих грехов. То, что Питер Брейгель Старший (ок. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». К раннему периоду (примерно 1475—1480-е годы) относят «Извлечение камня глупости», «Фокусник» и «Семь смертных грехов».
Довольно значительное место в творчестве Босха занимал осуждение алхимии. Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих. Он стоял на пороге XVI века, а это была эпоха, заставляющая мучительно размышлять. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. При жизни католического короля творчество Босха не критиковали, однако после смерти Филиппа II, в годы усиления террора католической церкви (Контрреформация), разгорелись споры, не был Иероним Босх еретик или атеист.
Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Многие Босхових символов алхимические (алхимию символически соединяли с грехом, демонизмом). Первая из картин, которая кажется юмористическим бытовым жанром, на деле оказывается сложной аллегорией, о точном сюжете которой до сих пор спорят ученые (что характерно, впрочем, для исследовательского восприятия почти всех произведений Босха) удаление «камня глупости» из головы некоего деревенского простака представляет собой не просто примитивную знахарскую операцию вроде среза болезненного нароста, но являет попытку магико-мистического преобразования человеческой природы, попытку, которую в равной мере можно воспринять и как сатирическую насмешку и как неортодоксальный, возможно, алхимический символ. К раннему периоду (примерно 1475—80-е) относят «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов». Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Меня зовут Лубберт Дас». На это марноване жизнь сверху смотрит Христос в золотом сиянии. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
В таком случае на полотне – контрастное противопоставление фальшивых см. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Полагают, что он автор «Распятия Христа с донаторами», которое и сейчас находится в величественном соборе Святого Иоанна. Глаз везде натыкается на острые, царапающие формы. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Первые уроки ремесла он получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Картина относится к концу зрелого периода творчества Босха. И их множество обладает определенной системой. Это особенно видно по изображению обитателей преисподней.
Впрочем, у Босха, если судить по его картинам, вообще был колоссальный объем знаний, кроме того, он прекрасно знал теологическую литературу (даже самые ортодоксальные варианты, вплоть до учений тайных еретических сект, ему были известны даже средневековые еврейские религиозные и мистические источники, не переведенные на европейские языки) архитектуру зоологию (вплоть до слонов и жирафов), промышленные технологии, музыкальные инструменты, орудия пыток, воинское вооружение, пословицы и сказки. Босх неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Но какова бы не была трактовка, основная идея картины не меняется и также остается еще одно – мы легко узнаем этого блудного сына или бродягу: это странник с внешних створок «Воза сена» он постарел, ещё более обносился, поранил левую ногу но лицо его сделалось мягче, спокойнее, в глазах не видно прежней скорби и подозрительности. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Фигуры Христа и Богородицы не выделяются среди других, гости не обращают внимание на них. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Эта та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Уже зрелым Босх создал «Воз сена» – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Лубберт – общее название для простаков, дурачков.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Наряду с религиозными сюжетами на створках, решенными относительно традиционно (Рай с сотворением человека, Ад с его наказанием), в главных частях триптихов появляются многочисленные фантастические гротески. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.
Но тот, кому делают операцию, пристально смотрит на зрителя. На его работы повлиял фламандский стиль живописи. - Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Хотя и тут есть странные моменты. Это один из его любимых сюжетов — «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Этот взгляд и нас делает сопричастными действию.
Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества». Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил свою мастерскую. Подобно средневековым художникам, он стремился дать всеобъемлющую картину мира.
Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик. Однажды Босха привел меня в харчевню. Едва мерцала толстая свеча в ней, Горластые гуляли палачи в ней, Бесстыжим похваляясь ремеслом. Босх подмигнул мне:- «Мы явились, дескать, Не чаркой стукнуть, не служанку тискать, А на доске грунтованной на плоскостьВсех расселить в засол или на слом». Он сел в углу и начал:Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре, Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и гореСей живописи Страшного суда. П.
Три месяца в году города жили карнавальной жизнью. Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. А сзади него жизнь, покидаемая им. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. Тогда церковь еще не рассматривала чрезвычайно распространенное алхимию как ересь. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку.
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Николас Бом, автор кинофильма BBC, посвященном творчеству Босха (1981 г. ), сделал голову, что на картине сочетаются три сюжета: собственно чудо превращения воды в вино, притча Христа о пир, куда пригласили и добрых и злых (два мужчины сидят спинами к зрителю, на них верхнюю одежду – свидетельствует о том, что они только что вошли в помещение) и притча о сборщика податей (человек был небольшого роста, вот таким образом залез на дерево, чтобы увидеть Христа), которого изображен перед новобрачными в зеленой одежде. «Осень Средневековья» причудливо соединилась в творчестве Босха с чертами Возрождения.
В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. Название птицы тоже соединяли с этим братством, что есть в Гертогенбоси и теперь. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества».
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Он сообщает своим много фигурным драматическим феериям жуткий в своей всеобщности оттенок. Нравоучительный аспект искусства Босха наглядно отражен в росписи панно с программным названием «Семь смертных грехов». Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Согласно записям, Иеронимус Антонис ван Акен вступил в Братство в 1486 году, а годом позже стал его «почетным членом».
Здесь царит тьма, слабо озарённая пламенем дальнего пожара исчезло изобилие природы — его сменила оскудевшая, вытоптанная земля. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Помимо Братства Богоматери, к которому принадлежал Босх, в Хертогенбосе активно действовали и имели две школы Братья Общей Жизни, выступавшие против ереси и развращенности духовенства. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Это лукавые притчи о смысле жизни, равно как и философские размышления об исконных принципах мироустройства (возможно именно вот таким образом художник обращается к круглому формату центральных композиций, как бы намекая на вселенскую значимость изображаемых сцен). Изображение Христа является подлинным центром картины.
Символом Братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». «Это не случайность, – подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха».
В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий. В ранних работ Босха Тольна отнес Поклонение волхвов (1-й вариант), Пир в Кане Галилейской, Эссе homo, Операция глупости, Фокусник, Семь смертных грехов.
Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Например, образы неизвестных стеклянных сосудов (Семь смертных грехов, Сад земных утех). Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Дом Босха стоял у торгового площади, что его посетителей он зарисовывал для своих работ.
Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка – рулём. в Хертогенбосе (Брабант). Вот, собственно и всё. В семи секторах центральной круглой композиции мы видим живые сценки, демонстрирующие разные грехи — Гордыню, Скупость, Похоть, Гнев, Обжорство, Зависть, Уныние, по углам же представлены «четыре последние вещи», т. е. пределы человеческого бытия: Ад, Рай, Страшный Суд, Смерть.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Ни одна из картин Босха не датирована, хотя многие работы подписаны. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. «Страшный суд» – одна из самых больших по размерам работа Босха и одна из самых законченных и откровенных по содержанию. Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. На первом плане Господь благословляет только что созданных им Адама и Еву.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
Антоний в лиссабонском триптихе – маленькая фигурка святого, посрамившего зло в серии смертоносных искушений, занимает центральное положение, являясь средоточием разума среди инфернальных страшилищ). 1510) ни хитросплетения замысловатой символики, ни отдельные зловещие детали не заслоняют общей благочестивой умиротворенности этого наиболее «ванэйковского» из проявлений Босха сильные, монументальные цветовые акценты красных одеяний фигур первого плана определяют весь цветовой строй, сочетаясь с зелеными тонами далекого панорамического пейзажа, чье спокойствие укрепляет общее ощущение победы божественного начала над ненавистью, жестокостью, грехом. На правой створке зритель видит ад. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры.
В центре створки, посередине земного рая изображён круглый водоём, украшенный причудливым сооружением, — это источник жизни из которого выбираются на сушу разнообразные существа. С другой стороны, ощущение греховности всего происходящего не покидает зрителя, — и художник не стремится непременно расставить все точки над «i», демонстрируя земную жизнь как космически-грандиозное противоречие. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Они сбились в тесную группу, которая является лишь небольшой частью произведения. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Фонтана жизни здесь нет — трухлявое «древо смерти» растёт из замёрзшего озера. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Ибо черты сходственны у всех. Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами.
Ерун ван Акен родился около 1453г. По другой версии, Иероним присоединился к братства, как женился. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу.
И даже Игорь Фёдорович, да. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Центральная часть триптиха изображает земной мир. И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а бесконечно настойчивое стремление откликнуться на жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Из темной влаги выступают очертания суши.
И одной из целей деятельности Братства Богоматери было как раз устройство таких представлений, нравоучительных зрелищ, пантомим (особенным успехом пользовалось «Искушение Святого Антония»). Мать Иеронима была дочерью портного. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Но художественная манера Босха очень отличается от существовавших в то время традиций. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. В центре композиции — коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой.
Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). «Несение креста» самая потрясающая из всех.
На первом плане Господь благословляет только что созданных им Адама и Еву. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Из пяти сыновей Яна три (в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году) стали художниками.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Они пьют вино. Хотя если рассматривать особенности каждого из периодов творчества, то это все-таки поздний период.
1510) ни хитросплетения замысловатой символики, ни отдельные зловещие детали не заслоняют общей благочестивой умиротворенности этого наиболее «ванэйковского» из проявлений Босха сильные, монументальные цветовые акценты красных одеяний фигур первого плана определяют весь цветовой строй, сочетаясь с зелеными тонами далекого панорамического пейзажа, чье спокойствие укрепляет общее ощущение победы божественного начала над ненавистью, жестокостью, грехом. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Меня зовут Лубберт Дас. Он жил в стороне от главных художественных центров Нидерландов, что несомненно повлияло на его творчество. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
В постели, окрашенной в цвет пламени, лежит пара прелюбодеев. На первом плане Господь благословляет только что созданных им Адама и Еву. Ни хитросплетения замысловатой символики, ни отдельные зловещие детали не заслоняют общей благочестивой умиротворенности этого наиболее «ванэйковского» из произведений Босха сильные, монументальные цветовые акценты красных одеяний фигур первого плана определяют весь цветовой строй, сочетаясь с зелеными тонами далекого пейзажа, чье спокойствие укрепляет общее ощущение победы божественного начала над ненавистью, жестокостью, грехом. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». «Страшный суд» – одна из самых больших по размерам работа Босха и одна из самых законченных и откровенных по содержанию. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Иеронима.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). По другой версии, художник осуждает людей, не замечают чуда в исполнении Христа.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Наше сознание не создает монстров из ничего, оно заимствует их формы из действительности, чудовищность заключена не в самих формах, но в несочетаемости нескольких соединенных вместе форм (двуногая крысо-рыба, например).
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». «Страшный суд» – одна из самых больших по размеру работ художника и одна из самых законченных и откровенных по содержанию.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. 12:1). Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Грех – гордость. Босх – характерный представитель передового, демократического направления в нидерландском живописи начала XVI в. (1957). Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Произведение «Несение креста» (1515-16) полно отчаяния и страха перед безумной действительностью фигура Христа тут почти теряется среди безобразных, злобных лиц толпы.