На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.
В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа.
Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося.
Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости».
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Протестанты упраздняли монастыри и аббатства, безжалостно уничтожали иконы и статуи, украшавшие католические храмы, рассматривая католический обычай изображения святых как недопустимый пережиток язычества.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Еще не воссел Грозный Судия на трон и не отправил добродетельные и грешные души по назначению. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Вот, собственно и всё. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Внизу под ним буйствует Жадность. По Писанию они все еще закрыты.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Босх всецело отдал себя в творчество. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Рядом сидит в кресле тучный монах.
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Лишь 7 творений Босха подписаны. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.
На черном фоне расположен под ним Ад. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия. Перед вами – репродукция картины Босха. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
«А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Картина Босха показывает корабль. Босх вырос в семье потомственных художников. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. И все же лучше судить о Босхе по его работам. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.
Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Оно не укладывается ни в рамки общей европейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи. Это – кощунственная для церкви мысль. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Перед странником лежит ненадежный мостик. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Что же мы видим у Босха. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря.
Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Ад изображен в правой части триптиха. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.
А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. В них действует множество причудливых фантастических существ, диковинных монстров и чудищ, вступающих между собою в невероятные взаимоотношения. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Достоверные факты скупы.
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом видели адепта еретической секты спиритуалов или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения или же неумолимого преследователя порока. Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Картина Босха – не иллюстрация к ней. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Воз символизирует человеческую славу, успех, богатство, достаток в погоне за которыми, люди всегда были готовы положить даже свои жизни. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Легенда о мессе Св. Благодаря богатому приданному своей жены, Иероним мог позволить себе не задумываться о хлебе. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех.
Сколько его ни набери, богаче не будешь. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
«Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Спорна центральная часть. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Будучи глубоко верующим человеком Иероним в 1486 году вступает в религиозное общество монахов и мирян Братство Богоматери.
Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Остальная публика потешается, срезает у дурня кошелек, неприлично ласкается, в общем, всё как у людей.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. В отличие от других нидерландских мастеров — Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена — Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая — Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Ни одна из этих работ не сохранилась. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе».
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков».
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Иоанна. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Как воссоединится душа с телом. Его техника называется алла прима.
Это уже безнравственность и блуд. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».
Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня».
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. в боковом пределе) братства.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Из одного только Лондона бежало около 20 тысяч человек, а президент Тулузы Ориаль используя свое служебное положение, подготовил персональный Ноев ковчег. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Некоторые исследователи предполагают, что здесь изображена другая почитаемая святая – дочь короля Португалии Либерата, распятая по приказанию отца-язычника за то, что стала невестой Христовой.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Босх – был личностью весьма интересной.
Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду.
Меня зовут Лубберт Дас». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. И наиболее сложным. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Картина называется «Искушение святого Антония «. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Но вот створки раскрыты и невольно глаза останавливаются в центре: так вот куда придет человек со створок. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Лишь семь творений Босха подписаны.
Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.
Низменным, кровожадным инстинктам толпы противопоставлен немой укор и сила духа согбенной фигуры Спасителя. Сюжет не нуждается в пояснениях. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Пылали костры инквизиции.
Это было последнее произведение Босха. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. 1478 года), стали художниками. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Иконографическую схему в иконе по своему смыслу можно приравнять к обрядовой формуле, которая может видоизменяться — расширяться или сокращаться, — составляя либо более торжественный, либо более будничный вариант, но ядро ее остается неизменным. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Другой объелся до рвоты.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Его техника называетсяалла прима. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Он – живое обличение глупости и безбожия.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Большинство его родных – дед Ян ванн Акен, два дяди Босха, отец Антониас и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало.
Но имя Босха стало известно в основном благодаря тому, что в его работах появились абсолютно новые, невиданные персонажи. вХертогенбосе (Брабант). В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов.
В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Босх и реален и символичен. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). И даже Игорь Фёдорович, да.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Но внезапно среди этой благодатной атмосферы зритель замечает внизу в уголке какое-то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой — напоминание о вечно присутствующем на земле духе зла. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты.
Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний. Творчество Босха загадочно. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Иоанна, бесследно исчезли. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия).
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
1505, Берлин, Государственные музеи). Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин).
На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Его полуобнаженное тело все в крови. Пастыри и паства совместно беспутствуют.
Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Это особенно видно по изображению преисподней. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность.
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Детей эта пара так и не завела.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Там, вероятно и родился около 1450 года. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Искусство Иерони-ма Босха поражает глубиной постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений интригующей многоплановостью, допускающей множество толкований. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.
Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Бог видит «. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
.