Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Иероним Босх (нидерл. Jeroen (Hieronymus или Jheronimus) Bosch наст. Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босхавряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшеевремя.
Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера – лучший дар Иеронима Босха потомкам. В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500». Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа.
До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию. Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Иероним Босх– один из самыхзагадочныххудожников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.
Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500».
Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Иероним Босх. Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний. С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении восьми рисунков.
С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении девяти рисунков. Иероним Босх (настоящее имя- Ерун Антонисон ван Акен) — нидерландский художник из города Хертогенбос, загадочный и необычный живописец, гений своего времени. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.
Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго. Иероним Босх. До нас дошли только некоторыекартины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя.
К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить.
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Это увлечение длилось несколько десятилетий. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Творчество Босха загадочно. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Кто-то — дух. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей).
В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Его техника называется алла прима. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Ему противостоят мощные силы зла.
Достоверные факты скупы. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Ад изображен в правой части триптиха. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. «Вписанная в круг композиция построена на пересечении сухих, узких форм и на преувеличенно пространственных паузах. Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Это является подтверждением, что художник творил не ради заработка как большинство его коллег – живописцев. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Мать его была дочерью портного. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Однако дон Фелипе де Гевара (исп.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. в Хертогенбосе (Брабант).
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Весьма нетипичный случай для художника.
умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Справа в шатре сидят любовники. В своих картинах Босх очень умело отражает уродство греха, призывая, прежде всего, отречься от него. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Босх – был личностью весьма интересной. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Около 1480г. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Его техника называется алла прима. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. За основу картины были взяты весьма традиционные сюжеты сотворения мира, Ад и Рай, однако в целом композиция превратилась в нечто очень оригинальное. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). И даже Игорь Фёдорович, да.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Спорна центральная часть. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Вот, собственно и всё. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». и состоявшее как из монахов, так и мирян. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. – так писал о ней Р. Б. Климов. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
Jos de Sigenza), живший в XVIIв. В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Точная дата рождения Босха неизвестна. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она скорее всего служит признаком обмана. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Лишь семь творений Босха подписаны. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь).
Они пьют вино. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Ерун ван Акен родился около 1453г. Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Кто-то заимствует у него «букву».
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча.
Это блудный сын, уходящий в отчий дом. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания).
Его дед Ян и отец Антониус ван Якены были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей и храмов, чему можно найти множество доказательств в городском архиве. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Еще одна тайна связана с могилой художника.
Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. Поскольку ничего не известно о становлении Босха как художника, можно предполагать, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Св.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Это было последнее произведение Босха. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Бог видит «. Лишь 7 творений Босха подписаны. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери имел признание и много заказов. Его техника называется алла прима. 12:1).
Картина называется «Искушение святого Антония «. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Босх всецело отдал себя в творчество. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.
Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Символы меняют значение в зависимости от контекста. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма.
У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни.
Сюжет религиозный. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Ерун ван Акен родился около 1453г.
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». в боковом пределе) братства. Лишь семь творений Босха подписаны. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Детей эта пара так и не завела. Большинство его родных – дед Ян ванн Акен, два дяди Босха, отец Антониас и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. А сзади него жизнь, покидаемая им. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Св. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Только природа остается чистой, бесконечной. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
И собачка – маленькая, с сумасшедшими глазами, – приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи».
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Меня зовут Лубберт Дас». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Это единство закономерно и естественно.
Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть.
Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». вХертогенбосе (Брабант). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Меня зовут Лубберт Дас».
Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Но разве тут дело в св. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым.
Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. Лишь семь творений Босха подписаны. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Его техника называетсяалла прима.
А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха.