Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Иоанна. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды.
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Поглощенность проблемами земного существования человека, смелое отступление от незыблемых канонов религиозного искусства в выборе и интерпретации тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и о его причастности к великому процессу рождения культуры Нового времени.
Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц.
На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. И даже Игорь Фёдорович, да. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Ерун ван Акен родился около 1453г. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Это особенно видно по изображению преисподней. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Ему противостоят мощные силы зла. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Босх – был личностью весьма интересной.
Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. вХертогенбосе (Брабант). Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда.
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами.
И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. в боковом пределе) братства. Ерун ван Акен родился около 1453г. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Сюжет не нуждается в пояснениях. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. 1478 года), стали художниками. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Они пьют вино. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья».
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
Вот таким образом одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столькодраматизма в живописи Иеронима Босха. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. По легенде, когда Антоний уединился в пустыне, Дьявол со своим легионом бесов пытались неоднократно соблазнить святого подвижника, сбросить его в пучину грехов, страха и отчаяния, но тот стойко перенес все атаки нечистых сил.
Босх вырос в семье потомственных художников. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Только природа остается чистой, бесконечной.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Прежде репертуар жанров готической живописи ограничивался в основном иконами, заалтарными образами и циклами фресок иллюстрирующих жития святых.
Его техника называется алла прима.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Его техника называется алла прима. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Весьма нетипичный случай для художника.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Ерун ван Акен родился около 1453г. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Сюжет религиозный. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Мы видим, как мир, созданный Творцом, преображен человеческой деятельностью: возведены здания, вскопаны и засеяны поля, проведены дороги. Оно не укладывается ни в рамки общей европейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи.
– так писал о ней Р. Б. Климов. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. в Хертогенбосе (Брабант). Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Св. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Ни одна из этих работ не сохранилась. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками.
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. 12:1).
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Это было последнее произведение Босха.
В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Пылали костры инквизиции. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Меня зовут Лубберт Дас». Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы.
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Его техника называется алла прима. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь.
Лишь семь творений Босха подписаны. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Творчество Босха, несомненно, питали и книги, получившие массовость со времени изобретения печати Гуттенбергом в 1455 году. Можно предположить, что муж получил солидное приданое и не испытывал нужды в деньгах, что подтверждают финансовые документы из тех же архивов. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Спорна центральная часть. Искусство Иерони-ма Босха поражает глубиной постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений интригующей многоплановостью, допускающей множество толкований. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
В 1629 году Хертогенбос, город, в котором жил и умер Иероним Босх, был отвоеван у испанцев голландскими войсками принца Фредерика-Генриха. Факт принадлежности Босха к Братству Богоматери служит подтверждением его благочестия и делает безосновательными все попытки причислить его к какой-либо из еретических сект, распространившихся в Нидерландах перед Реформацией. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Этот бурый цвет, сочные пейзажи, эта переливающаяся теплыми тонами палитра уже предвещают искусство мастеров века последующего, эпохи расцвета и кажется порой, что даже единство тона почти найдено художником» – писал Л. Д. Любимов.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Кроме того, аллегорический язык этого времени, да и более позднего, действительно, многозначен. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Испанский инквизитор Торквемада за полтора десятилетия осудил на смерть более 10 тысяч человек. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Картина называется «Искушение святого Антония «. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом».
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Символы меняют значение в зависимости от контекста. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Там, вероятно и родился около 1450 года. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Мать его была дочерью портного. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
В поисках возможных источников его фантасмагорических образов исследовался его религиозный и культурный кругозор. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Св.
Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. На примере этой поздней картины Босха видно, что в его позднем творчестве исчезают элементы готической стилизации, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере: фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла.
В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Около 1480г. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Но разве тут дело в св. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
А сзади него жизнь, покидаемая им. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. В Европе разразилась настоящая паника: люди запасались продовольствием, кто-то переселялся подальше в горы, а кто-то срочно спешил проматывать состояния. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Лишь семь творений Босха подписаны. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Это единство закономерно и естественно. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Детей эта пара так и не завела. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. в Хертогенбосе (Брабант).
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Особенно бурный характер иконоборческое движение приняло в Нидерландах, где в 1566 году было разгромлено свыше 5000 церквей и монастырей.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 – 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса.
Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Легенда о мессе Св. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Здесь он сидит, облокотившись и не то наблюдает за борьбой между святым и демонами, не то глядит на странный предмет на белом платке вроде отрезанной стопы. Его техника называетсяалла прима. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
«Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
Бог видит «. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Лишь семь творений Босха подписаны. Иоанна, бесследно исчезли. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). То, что Питер Брейгель Старший (ок. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
Справа в шатре сидят любовники. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
С сочинениями этого автора Босх, несомненно, был знаком — Братство Общей Жизни располагало богатой библиотекой, где хранились также труды Фомы Аквинского, Святого Амвросия, Блаженного Августина. Лишь 7 творений Босха подписаны.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Творчество Босха загадочно. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Меня зовут Лубберт Дас». Вот, собственно и всё.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Достоверные факты скупы. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии — их общий неисчерпаемый источник образов. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику.
В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Босх выступает в этом цикле как ученый-аналитик, предмет изучения которого – человеческая душа. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Ад изображен в правой части триптиха.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.
Оплот моральных устоев средневекового общества — Церковь — стремительно теряла свой былой авторитет.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Точная дата рождения Босха неизвестна.
Его техника называется алла прима. Босх всецело отдал себя в творчество. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.