Триптих Иеронима Босха Воз сена представляет собой нравоучительную, с одной стороны и сатирическую, с другой стороны, аллегорию. Триптих Иеронима Босха, который называется " Воз сена ". «воз сена»—триптих Иеронима Босха, находящийся в коллекции музея Прадо в Мадриде. «воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха.
Триптих Иеронима Босха "Воз сена" на сегодняшний день сохранился в двух вариантах, состояние обоих таково, что не позволяет точно установить, какая из работ является подлинником, а какая копией, выполненной учениками живописца.
Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. в боковом пределе) братства. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
1510 г. и др. ). Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Можно отметить некое сословное различие между целующейся в кустах парой простолюдинов и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования.
Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».
На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Такова страшная участь. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi — сено и ничто).
Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. На наружных створках алтаря Босх изобразил фигуру нищего странника. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Так, на заднем плане, за возом сена, открывается великолепный пейзаж исполненный гармонии и покоя: грех существует на земле, проходит и задевает каждого, но сам мир пребывает в вечном великолепии и спокойствии, да и сама повседневная жизнь людей, несмотря на все зло.
Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Он как бы говорит ему: Не бойся. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
В триптихе Искушение св. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). «Страшный суд», 1506 – 1508 гг. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях -- например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага -- ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi -- сено и ничто).
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна.
Она почти незаметна, но это – смысловой центр триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой все, кто молился перед этим алтарем. Брак Иеронима не был особо счастливым – супруги не имели детей, – но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. в Египте. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Изображение Христа – подлинный центр картины. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
– так писал о ней Р. Б. Климов. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.
В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Сама она изображена на центральной части триптиха. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер. Однако каждый человек стремился забрать себе все. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий. Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может».
В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей.
Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы.
Современные историки могут с уверенностью утверждать, что у Босха было всего сорок произведений, при этом их истинное содержание в большинстве своем остается настоящей загадкой для знатоков искусства, так как прямых источников, которые могли бы прояснить данные моменты, не существует. Сюжет религиозный.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. «Блудный сын», ок. В конечном счете, всё обернется hooi -- так звучал припев песни того времени. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Все эти персонажи, погруженные в мелочную суету, как бы движутся по нескончаемому кругу, не понимая, что за грехами неотступно последует воздаяние. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад наслаждений» (1503 – 1504 гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Внешние створки триптиха по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Занимая весь передний план, возникает фигура изнурённого немолодого человека с плетёным коробом за спиной зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу.
1500, Мадрид, Прадо). Этому способствовала связь Братства с другим светским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.
Творчество Босха загадочно. Здесь есть пруд роскоши и фонтан адюльтера, цветы абсурда и замки тщеславия. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей).
Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Основное внимание уделено одному из смертных грехов -- погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соответствующими персонажам картины.
Спорна центральная часть. Но это только прелюдия человеческой трагедии.
Влюбленные пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чем-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания.
Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Однако каждый человек стремился забрать себе все.
Но разве тут дело в св. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». О технике живописи Иеронима Босха.
Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи». В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет».
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. В конечном счете, всё обернется hooi — так звучал припев песни того времени. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
И уже абсолютно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изображающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущему к Богу. Исследователи творчества художника выделяют в нем три периода: ранний, зрелый и поздний. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий.
Он многозначен и глубок. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. А сзади него жизнь, покидаемая им. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Это единство закономерно и естественно. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
В эту алчную погоню за недолговечными соблазнами – властью, богатством, почестями и наслаждением – вовлечены представители всех сословий, стремящиеся урвать клочок побольше. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. которую Бог уготовил человечеству. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын», также представленной на выставке в Хертогенбос. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. остается волнующим, загадочным и удивительно современным.
Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ).
Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.
В литературной фантазии «», созданной в XIIв. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. корыстолюбия и зависти. Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы.
Развеваются стяги германского императора и французского короля. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. В центральной части триптиха на фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них -- император и папа.
Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 года на фламандских гравюрах. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Все эти подробности призваны усилить основную тему -- торжество алчности.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.
А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Изображение Христа – подлинный центр картины. Этот триптих создан около 1500 года.
Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план.
Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведёт за руку мужчину в некоем подобии цилиндрана голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Работа подписана и совпадает по размерам с упоминаемой в документах.
Только природа остается чистой, бесконечной. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств).
Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Мир Босха так и останется неразрешенной загадкой». Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Так, фигура Евы на левой створке триптиха расположена так, что кажется устремленной к центральной части произведения, к греховным соблазнам земной жизни.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. на фламандских гравюрах.
Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории – от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени.
Центральная часть триптиха изображает земной мир. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия – низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение изгнание из Рая. В литературной фантазии Видение Тундала, созданной в XII веке ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ). Идет своим чередом. Но сюжет этой картины, как и других произведений Босха, не исчерпывается одним толкованием.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду. Благодаря своему росту он возвышается над окружающим его пустынным пейзажем. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Сцены этой картины расположены по кругу, вот таким образом у исследователей возникло предположение, что она была настольной.
Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Это было последнее произведение Босха. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Земля у него становится неотличимой от Ада, откуда навстречу грешникам надвигаются дьявольские полчища Сатаны. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Но, как справедливо отмечала русская исследовательница Н. М. Гершензон-Чегодаева, не следует забывать о том, что, «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.
Воз сена (1500—1502 гг. ) – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.
На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Сюжет не нуждается в пояснениях. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. В 1486 – 1487 гг.
Это особенно видно по изображению преисподней. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может».
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. История искусства. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Большинство современных исследователей разделяют это мнение.
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.
Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой). Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». В этом весьма традиционном изображении религиозного сюжета еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. «Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены.
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 года на фламандских гравюрах. Справа в шатре сидят любовники. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Замысел «Воза сена» и глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Занятые бесплодным дележом, люди не видят и прекрасной ясной долины, величественной природы – символа гармоничного мира – и высокого неба, откуда за ними печально наблюдает Спаситель.
Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Середину композиции занимает огромный воз с сеном, вокруг которого – масса персонажей. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Однако каждый человек стремился забрать себе все.
Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен.
Центральная часть. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос. Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, -- от этого и предостерегает Босх род человеческий.
Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Но эта победа иллюзорна: еще миг – воз сдвинется и адское пламя в одно мгновение испепелить его вместе со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим.
Как замечает Г. Фомин, композиция створки развертывается тремя последовательными планами снизу вверх. Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Обе версии неплохо сохранились, обе подверглись масштабной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них -- оригинал, расходятся. Так же как у большинства нидерландских, а затем и голландских мастеров, символика Босха очень разнообразна, один общий ключ ко всем его картинам подобрать невозможно.
Слева внизу лежат череп и груда костей по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка. Путь путника пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Они пьют вино. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена».
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.