«несение креста» — одна из трёх картин нидерландского художника Иеронима Босха с одинаковым названием. Сегодня в программе «История одной картины» мы рассмотрим полотно нидерландского живописца Иеронима Босха «Несение креста», 1515-1516г.
У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Т. е. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. О жизни художника нам известно мало.
Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Больные называют это сном наяву.
Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Т. е. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя. Лишь семь творений Босха подписаны. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. 12:1).
Это монстры, кровожадные и греховные. По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу.
От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Психиатры называют это состояние онейроидом. Но и в обыденной жизни изображаемой Босхом, проглядывают неожиданные странности: черт держит зеркало, в которое смотрится модница в шуточной, казалось бы, сценке жуликам угрожает едва заметная в глубине картины виселица и пыточное колесо. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте.
Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Меня зовут Лубберт Дас». Опять те же алые одежды, что были у Уголино. Два слова о фоне.
Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
Спорна центральная часть. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей.
Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век.
Зло по-прежнему выражается через привычные символы, но оно все чаще оказывается присущим непосредственно человеку. Бог видит «. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. в боковом пределе) братства.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Сатира – одна из сторон живописи Босха. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх.
Вернее, что мучители – это преступники. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Т. е. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. Кричащие лгут, молчащие говорят правду. Вот укрупненный центр картины и мы видим, что голову Христа, спокойное, как будто заснувшее лицо, закрытые глаза плотно окружают со всех сторон люди, которые вытаращили глаза, сверкают глазами и что-то кричат и говорят.
Благочестивый отшельник Святой Антоний подвергается всем возможным испытаниям и мукам, которые только способно было изобрести дьявольское воображение Босха. Лицо Христа по-прежнему в центре. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский.
Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Т. е. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом.
На возу зеленоватое существо с крыльями, с короной на голове играет на дудке для целующихся влюбленных. При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников. Обратите внимание, на зрителя смотрят только два героя этой работы – Христос и ведущий его на казнь палач. Нормально ли это. » Напомним еще раз, что в целом картины Рая, человеческой жизни и Ада в триптихах напоминают грезы человека со сновидным нарушением сознания. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам.
В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
И в этой работе Босха из Мадридского королевского музея и в этой работе из Венского музея истории искусства мы видим, что есть некие элементы ландшафта, какой-то условный пейзаж здесь намечен. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. В общем, мы видим знакомую нам картину. Но явных указаний на это у нас здесь нет. Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека.
Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. На примере этой поздней картины Босха видно, что в его позднем творчестве исчезают элементы готической стилизации, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере: фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка.
Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Последователи тоже были: достаточно вспомнить раннее творчество и графику великого Питера Брейгеля Старшего. Но Иисус пришел не для того, чтобы установить земное царство, основанное на внешнем могуществе, а для того, чтобы открыть сердца людей Богу, добру. Вот крупный план этой части картины. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. Больше не помогает никто. Осужденный был передан в руки солдат. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Единственный помощник – это Симон из Кирены.
Св. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело.
Первая из них по внешним признакам — жанровая. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Очевидно их было крайне мало.
Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. Она в центре, чуть левее и выше головы Христа.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.
Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства.
Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Развеваются стяги германского императора и французского короля. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. Все это как будто списано с картин Босха. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа.
Среди полей, лужаек и рощ видны крохотные фигурки — здесь и крестьяне на полевых работах и группы скачущих всадников-воинов и хищные звери. Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам.
В Назарет путь Ему был также закрыт. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Чело его обращено вверх. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Его полуобнаженное тело все в крови.
Христос окружен врагами. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым.
Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый плетьми, над площадью пронесся крик: «На крест. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Приписывается Босху. Одновременно в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников.
Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Босх показывает ужас страданий и мук ада, пытаясь вызвать страх и отвращение у своих зрителей к греху и похотям человеческим. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). страдания он испытывает ото всех сразу.
Возрождение. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.
Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин.
Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Т. е. Это створка несохранившегося алтаря. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Характерно, что с самого начала творчество Босха носит разоблачительный или морализаторский характер, в нем на первом месте – борьба добра и зла, порока и добродетели. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка.
Его техника называется алла прима. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Ад изображен в правой части триптиха.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно.
В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Это братство, как и многие ему подобные, было главным образом благотворительным, но также служило своего рода клубом, местом обсуждения новых веяний и интеллектуального общения. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».
Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая, невзирая на время, оказывается вечно современной живому человечеству. Это было последнее произведение Босха. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста».
То, что Питер Брейгель Старший (ок. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
И фрески на этот сюжет есть. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Он принадлежал к братству прихода церкви св.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы.
Женился Иероним на дочери довольно состоятельных родителей и поселился с женой в собственном доме на окраине Хертогенбоса, где прожил безвыездно до конца своих дней. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Вполне закономерно, что гениальнейший художник не мог не прийти к Христу в своем зрелом творчестве. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения.
Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Нидерланды.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. А фигура, безусловно, центральная.
Далее идут сцены изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Творчество Босха загадочно. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб».
Израненного Христа в терновом венце, со связанными руками палачи выводят на высокий каменный подиум. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план.
Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века.
В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными».
«Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Что это – указание на разбойника. Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии.
В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Кто готов к этому. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Картины Босха полны символизма. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Лица людей свирепые. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». Голову Христа он окружает контрастными, кричащими и выпучившими глаза людьми, а дальше, ближе к углам картины, двум верхним и двум нижним, он размещает примерно на одном ярусе фигуры с закрытыми глазами. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Вот и Босх населял свои картины такими животными. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Но штанина не выглядит разорванной. Та же поза, т. е. Его уродливое лицо искажено радостной злобой.
Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Голубовато-серые тона вечереющего неба, тихая умиротворенность пейзажа, проникновенный взор Иоанна, уходящий за пределы картины, — все создает ощущение как бы зримо звучащего божественного слова. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д.
Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Маленький городок лежал в стороне от известных художественных центров страны, но поскольку семья Босха, включая деда, отца, брата и дядей, была связана с живописью, то Иероним рано приобщился к художеству. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит.
Гертогенбош. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. В середине XVIв., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца.
Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Меня зовут Лубберт Дас». Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. Наконец, еще два персонажа.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Молчащие несут слово истины, а кричащие Правда, здесь есть и фигуры фарисеев, сомкнувших уста, вот таким образом это противопоставление не так последовательно проведено, как в случае с открытыми и закрытыми глазами, но тем не менее оно тоже есть. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью».
Это очень важная для нас диагональ.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Т. е. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. Продолжаем это движение вверх по диагонали в правый верхний угол и там встречаем голову благоразумного разбойника. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
(Ин 8:31—32). В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний.
Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Она находится в Мадриде в Королевском дворце.
не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Они вообще не видны, они в тени, глаз нет.
Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Вскоре свершится то, что было предопределено. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Обе интерпретации не противоречат друг другу.
В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена».
К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций изобилующих маленькими подвижными фигурками и возвращается – уже на новом творческом уровне – к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Высокий открытый лоб и ясный смелый взор говорят о веселом, живом уме и жизнерадостном характере молодой женщины. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Мы видим фигуру Христа, несущего крест. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Вернемся к картине в целом. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Он как бы говорит ему: Не бойся.
Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим. На лицевой стороне изображен голенький ребенок с ходунками и ветряной мельницей, которого вы можете видеть на картине слева вверху. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Т. е.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Дерево, масло. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Символы меняют значение в зависимости от контекста.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Ему противостоят мощные силы зла.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Вверх идем, в центр – голова Христа. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея.
Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Это было последнее произведение Босха.
– это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Он закрывает им глаза, также как и Христу. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.
Таким образом, персонажи эти пусть не строго геометрически, но все-таки достаточно ясно различимый крест изображают и тем самым Босх как бы еще раз нам показывает, как он расставляет персонажей на этой картине. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Жизнь его протекала внешне спокойно.
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Кольцо быстро сжималось. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены.
Мы видим Христа в центре, несущего крест. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания).
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно. В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители.
Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Это поистине уникальное, не поддающееся и не нуждающееся в объяснении время, знакомое всем верующим – и язычникам и христианам и иудеям и мусульманам. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья».
Собрание Ф. ван Ланшота. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.
Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Во-первых, он убирает пейзаж.
здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке.
Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Справа в шатре сидят любовники. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Достигшие пределов своих желаний, они не замечают, что в их воз, на котором они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами.
Исследователи объясняют это особенностями религиозности тамошних жителей, носившей мрачноватый оттенок, уделявшей значительное место расплате человека за тяжкие грехи. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. В отношении человека, ухватившегося за крест обеими руками, также существуют разные версии: кто-то считает его Симоном Киринеянином, которого солдаты заставили помогать Христу нести крест, кто-то – солдатом, специально повисшим на Кресте, чтобы утяжелить ношу. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Воин с мечом отгоняет женщин из башни городских ворот выходит вооруженный отряд, вооруженный отряд и перед Спасителем. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих.
Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. 1505, Берлин, Государственные музеи). Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Большинство картин Босха не имеет датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. Кто готов к этому.
Например, пожар. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Он смотрит перед собой, вперед и вниз.
Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами.
Но не таковы должны быть дети Его Царства. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы.
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Изображение Христа – подлинный центр картины. Весьма вероятно, что образы, созданные Босхом, были навеяны художнику масками актеров, которые разыгрывали в праздничные дни на площадях и церковных папертях еще с эпохи средневековья мистерии на сюжеты из легенды о Христе. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла.
Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Справа в шатре сидят любовники. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше».
В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества.
В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа.
Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни.
Не хочет и не принимает. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Вся ее плоскость заполнена человеческими фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак – грубые, уродливые. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что одна и та же идея по-разному выражается в разных системах мировосприятия, а также может иметь противоположное значение в разных контекстах. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя.
Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. Они пьют вино. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Христос отвернулся от нас, он смотрит перед собой, он показан в профиль и не участвует в этой сцене.
Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Св.
Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей.
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Но никаких других персонажей здесь нет. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум.
На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже».
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего.
Тесная связь Босха с духовной жизнью этих организаций – веский аргумент против тех, кто считает его адептом еретических сект, например адамитов, которых в Хертогенбосе тоже было немало. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь).
Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Живописи он учился у своих предшественников – голландских живописцев, в том числе и у собственных родственников. Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания.
Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает.
Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. Он не страдает, не мучается, не рыдает, не говорит какие-то важные пророческие или последние слова, не пророчит никому гибели – он внимательно и задумчиво смотрит на нас.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. корыстолюбия и зависти. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Вот эта фигура в центре над крестом, над Христом, такого лысого человека, который собирается бичевать Христа, размахивает бичом или веревкой, она буквально повторяется и на предыдущей работе. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
в Египте. Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план.
А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Они пьют вино.
Т. е. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Вот этот образ.
59 x 51 см. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы. Это вполне традиционно и понятно.