На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.
Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа. Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Живописи он учился у своих предшественников – голландских живописцев, в том числе и у собственных родственников. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Иоанна, бесследно исчезли. Перед странником лежит ненадежный мостик. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад.
Он напоминает гигантскую строительную площадку. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.
Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Это увлечение длилось несколько десятилетий. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Его техника называется алла прима. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. И, конечно же, успех этой темы был одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Это вполне традиционно и понятно. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Пастыри и паства совместно беспутствуют. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор из которых изготавливались надгробия. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Жизнь его протекала внешне спокойно. К концу XV — началу XVI века необходимым атрибутом в западном искусстве становится античная тематика.
«Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках.
Босх не указывает конкретно на грешника. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
На этой части триптиха показаны всевозможные кары: за обжорство, за увлечение азартными играми, за чрезмерную любовь к музыке люди прикованы к арфам и флейтам. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок.
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Подлинная радость в этом произведении кроется не в том, что изображено, а в пути, который оно указывает. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Фигура смотрит через плечо на свой зад – слишком ясный символ нечистоты греха и зловония ада. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.
Как воссоединится душа с телом. в боковом пределе) братства. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Спорна центральная часть.
На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
И даже Игорь Фёдорович, да. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. вХертогенбосе (Брабант).
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Творчество Босха, несомненно, питали и книги, получившие массовость со времени изобретения печати Гуттенбергом в 1455 году. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Сцены этой картины расположены по кругу, вот таким образом у исследователей возникло предположение, что она была настольной.
Персонажи картины предстают в гротескно фантастическом облике: у женщины, наблюдающей за процедурой, на голове книга, у врача — воронка. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания).
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Семейная мастерская ванн Акенов специализировалась на выполнении настенных фресок, золочении деревянных скульптур.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки.
Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Психиатры называют это состояние онейроидом. Эти гениальные, особенно если вспомнить время их создания, произведения очень схожи с картинами заведомо душевнобольных, рисовавших через 500 лет после Босха. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом».
Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Бог видит «.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем.
Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.
В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Босх всецело отдал себя в творчество. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах.
Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Перед вами – репродукция картины Босха. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).
Это особенно видно по изображению преисподней. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Работы Босха рассчитаны на образованного зрителя, знакомого с главными культурными событиями и идеями своего времени. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Вот и Босх населял свои картины такими животными.
Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Очевидно их было крайне мало. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Картина Босха – не иллюстрация к ней. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Характерно, что с самого начала творчество Босха носит разоблачительный или морализаторский характер, в нем на первом месте – борьба добра и зла, порока и добродетели.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.
Там, вероятно и родился около 1450 года. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Лишь 7 творений Босха подписаны. И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку. В образах Босха отсутствуют гармония и красота, а любое чувственное удовольствие может быть обманчиво. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло. Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Сюжет не нуждается в пояснениях.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Ад изображен в правой части триптиха. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Большинство его родных – дед Ян ванн Акен, два дяди Босха, отец Антониас и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На мачте привязан жареный поросенок и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. 1505, Берлин, Государственные музеи). Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
Картина Босха показывает корабль. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось абсолютно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Что же мы видим у Босха. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое.
Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Он – живое обличение глупости и безбожия. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Все это как будто списано с картин Босха. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена».
– Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Это было последнее произведение Босха. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии.
Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Босх и реален и символичен. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех.
Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Меня зовут Лубберт Дас». Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Его техника называетсяалла прима.
Его техника называется алла прима. Еще не воссел Грозный Судия на трон и не отправил добродетельные и грешные души по назначению. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности).
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Творчество Босха загадочно. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Например, цветок, вырастающий из раны оперируемого, – символ обмана, красная книга на голове монахини – примерно то же самое. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Вот, собственно и всё. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Лица людей свирепые. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие.
Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую.
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе».
«Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Ерун ван Акен родился около 1453г. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Достоверные факты скупы. Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Больные называют это сном наяву.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника.
И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Лишь семь творений Босха подписаны.
Это молодой мужчина с округлым лицом, выражающим то ли недоумение, то ли скрывающим какую-то загадку, на нем длинная одежда и странная шапка. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Босх вырос в семье потомственных художников. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
И наиболее сложным. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.
На черном фоне расположен под ним Ад. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
При жизни Босх был достаточно оценен, получал заказы от богатых горожан: об этом свидетельствуют триптихи, картины на трех створках, на которых изображены донаторы – люди, заказывающие картину и оплачивающие работу над ней. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Но отшельник не смотрит на нее и тогда перед ним встает город бесов – это и есть Ад, куда хочет завлечь святого искусительница. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов».
Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это уже безнравственность и блуд.
А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
Ерун ван Акен родился около 1453г. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими.
Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления.
Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Лишь семь творений Босха подписаны. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи.
Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Иероним Босх – великий нидерландский художник. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Его полуобнаженное тело все в крови. Его техника называется алла прима.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков.
Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Современников Босха забавлял гротеск его изображений.
Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Картина называется «Искушение святого Антония «. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом.
Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). По Писанию они все еще закрыты. 1478 года), стали художниками. Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Триптих «Поклонение волхвов» (ок.
В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Другой объелся до рвоты. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.
Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Первая из них по внешним признакам — жанровая. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Это – кощунственная для церкви мысль. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
в Хертогенбосе (Брабант). В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ).
Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. рядом). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, выступая символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
В середине XVIв., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Иоанна. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Босх – был личностью весьма интересной. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Рядом сидит в кресле тучный монах. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными».
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Легенда о мессе Св. Детей эта пара так и не завела.
Внизу под ним буйствует Жадность. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена».
Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Пылали костры инквизиции. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника).
Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.