Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Рождение Земли, рождение жизни на Земле. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал.
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Меня зовут Лубберт Дас».
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков.
Интеллектуальная и духовная жизнь Хертогенбоса объединялась главным образом Братством Богоматери и двумя религиозными общинами Братства Общей Жизни, выступавшего против ереси и развращенности духовенства. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель. 12:1).
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. «Сад наслаждения» – гимн женщине и любви – дань благодарного художника своей невесте, красавице и богачке имевшей смелость ответить на любовь скромного художника и ставшей для него жизнью и духовной опорой. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Достоверные факты скупы.
Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов».
Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis).
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Их символ – перевернутое зеркало Венеры.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Никто не избегает кары, никому не удается спастись. На виду и уединившиеся в огромных плодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях.
Эти жанры не утратили своей, господствующей роли, однако постепенно в сферу живописи стали исподволь проникать новые темы и мотивы. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Книга Бытия говорит: «всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. Так и должно быть в символике. Лишь семь творений Босха подписаны.
Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В живописи ему было интересно абсолютно другое. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. И даже Игорь Фёдорович, да.
Босх отвечает, – нет. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана.
Кроме одного эпизода супружеской неверности (мужчина несет раковину с женой и любовником, с чем он вынужден считаться и смиряться), других бед нет. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ.
Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Вот таким образом все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св. Группа девушек в центре с аистами на головах. Царит атмосфера безгрешности, нежности, радости.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.
Счет датирован 1480 годом. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом, небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Заметим, что главные произведения художника, осуждающие глупость, появились задолго до трактата изданного в 1511 году.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Приносит ли любовь кому-нибудь страдания, горести. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Рождался новый мир, который утверждал то, что еще недавно считалось грехом и подвергалось осуждению. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.
Пожалуйста, отойди в сторонку и обнимайся. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.
Св. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Но пусть адамиты даже умудрились – незаметно для всех – просуществовать до начала XVI века, нет никаких оснований сомневался в том, что сам Босх был ортодоксальным христианином, членом «Братства Богоматери».
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Творчество Босха, несомненно, питали и книги, получившие массовость со времени изобретения печати Гуттенбергом в 1455 году.
Ван Акены – потомственные художники. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. А сзади него жизнь, покидаемая им. Это единство закономерно и естественно.
Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Лишь 7 творений Босха подписаны. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить.
Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Картина называется «Искушение святого Антония «. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Как Адам и Ева жили в раю, так и продолжали жить, только в реальном, земном раю, со всеми его радостями и заботами. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, довались разнообразные заказы – от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскерк или даже модели канделябра.
В натуре он так же не вполне респектабельный господин, а некий физический урод, о чем говорит отрезанная ступня, висящая на шлеме. Из темной влаги выступают очертания суши. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя». Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. 1478 года), стали художниками. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. На переднем плане мужчины и женщины группами, парами, одиночные. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Его техника называется алла прима. Суммируем сказанное.
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Они пьют вино.
Сова, смотрящая из корзины – типичый, для Босха, символ зла. Но дать другую жизнь женщина может через любовь, взаимное притяжение мужчин и женщин. javascript:newwindow (christ. html)Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. Как не было и змея.
К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Сова присутствует несколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих, несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем. Созданные в 1475-1480гг.
в Хертогенбосе (Брабант). Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Справа в шатре сидят любовники.
Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. Живопись Босха – пророческая. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость.
Она находится на трехстворчатом алтаре, на внешней поверхности створок которого в виде прозрачной сферы изображена Земля на 3-й день ее творения. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Какой-то паре захотелось поговорить о бренности. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Иоанна. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Детей эта пара так и не завела. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен.
Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связи как с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанный великими мастерами фламандской школы Роббером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, так – и в особенности – с более «отсталой» Голландией известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярко выраженной экспрессивности четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» и утрехтской традицией миниатюры. А грехи.
В 1486-1487гг. Все резвятся, кто во что горазд. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Сначала выясним, что такое ад. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Босх всецело отдал себя в творчество. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Братство, посвященное культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).
Определенные металлы, камни и растения. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Безобидный кролик (символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.
К концу XV — началу XVI века необходимым атрибутом в западном искусстве становится античная тематика. Только природа остается чистой, бесконечной. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений.
Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Одновременно он стал членом религиозного общества «Братства Богородицы», возникшего в Хертогенбосе в 1318 году и включившего в себя как монархов, так и мирян.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Воображение – фантастическое. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Босх вырос в семье потомственных художников. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
после грехопадения. Нет ни одного недовольного, хмурого, злого лица или безобразного тела. Термин Возрождение, означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Считается, что с 1475 года Иеронимуса Босха можно рассматривать как самостоятельного художника.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады.
По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Но можете присоединиться к любой компании по своему вкусу. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Основное действие разворачивается на центральной панели. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра. В этой же капелле в соборе Св. Иоанна 9 августа 1516г. Но разве тут дело в св.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Религиозная нравственность сочла взаимное влечение мужчин и женщин грехом. Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.
Работы Босха рассчитаны на образованного зрителя, знакомого с главными культурными событиями и идеями своего времени. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.
Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Искусство Иерони-ма Босха поражает глубиной постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений интригующей многоплановостью, допускающей множество толкований. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Кому-то больше по душе обниматься с Мудростью (совой слева), а не женщиной. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.
Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Его техника называетсяалла прима. И стало так».
Вот, собственно и всё. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. вХертогенбосе (Брабант).
Ерун ван Акен родился около 1453г. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили.
Босх Иероним Картины и биография Иеронима Босха Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Все лица искренни, заботливы, внимательны, счастливы. Тут же и донос со всеми печатями и чернильница и гусиное перышко. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим.
Молодой Босх говорил о семи смертных грехах. Откровенно эротическая – слева в центре трое под прозрачным зонтиком. Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символа любви. Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям.
Он не бьёт себя в грудь, не устремляет обожающего взгляда на распятие — художник избегает этих драматических эффектов, ставших шаблонами для изображения кающегося святого, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт душевные муги его персонажа. Перед нею несколько девушек с яблоками на головах. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Лишь семь творений Босха подписаны. В середине XVI века, спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов.
Mать происходила из семьи резчика по дереву. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Собрались игроки в азартные игры: карты, кости, триктрак. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Или там тело полностью восстанавливается и живет полнокровной адской жизнью. Весьма нетипичный случай для художника. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Там сложились самые большие коллекции его полотен.
Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Отсюда другое название – «адамиты». Это увлечение длилось несколько десятилетий.
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Это было последнее произведение Босха. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи.
Адского в этой сцене – лишь безмерная корысть и подлость вполне земных обывателей. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Она символ опустошения и несчастья.
Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
В триптихе Искушение св. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века). Женщину художник ставит в центре мира и сопоставляет с животворящим сосудом, морем и водой, которые породили первых животных. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Значит и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе. Разгул дьявольских сил наживы, зависти, жадности, злобы, дикости.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Там, вероятно и родился около 1450 года. Та дробность и измельченность в изображении человеческих фигур, которая была его излюбленным приемом, выдает любовь к миниатюре и глубокое ее понимание.
Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге—символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480году, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Возможно, такие апокалиптические предсказания астрологов стали для Босха побудительным мотивом в создании фантасмагорических триптихов, где погрязшее в грехах человечество подвергается заслуженной каре.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Когда женщина торгует своим телом стряпают доносы и наушничают. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. Как-нибудь объяснить его затруднительно.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. 1500, Мадрид, Прадо). Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Меня зовут Лубберт Дас».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Душевная черствость, холодность. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.
Его дед Ян и отец Антониус ван Якены были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей и храмов, чему можно найти множество доказательств в городском архиве. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Это было последнее произведение Босха. Властвует демон наживы (он в центре в черном): пускаются в ход крапленые карты, фальшивые кости, шулерские приемы и прочие ухищрения алчности. Может быть это плохие музыканты.
Он мог видеть их на гравюрах и на полях иллюминированных манускриптов либо на церковных фресках – последним вскоре, когда волны Реформации захлестнут Нидерланды, суждено будет погибнуть. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом, небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Сюжет религиозный. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Вот вам удобная пещера (с правого края внизу), располагайтесь и обсуждайте.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Ерун ван Акен родился около 1453г. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.
Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). По мнению Френгера (современный исследователь), Босх был членом «Братства Свободного духа» – еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Фокусник – одна из ранних работ Босха. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Что мы и видим у Босха.
Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века). В 1484г.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Ни одна из этих работ не сохранилась. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой. Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Следовательно, зло, а поедание одного живого существа другим безусловное зло, заложено в природу самого живого существа, предусмотрено в плане самого Творца и дьявол тут ни при чем. Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии.
Свинья эта – простейшая метафора доминиканского монаха (судя по головному убору), состряпавшего донос на ближнего – некоего «еретика». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. – так писал о ней Р. Б. Климов.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Это совсем иное. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Играющая в воде пара.
Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Босх без колебаний избегает больших форматов.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву».
Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам имеющие пряный и приятный запах. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Следующая «адская сценка» столь же реальна. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Ибо то, что называют грехом любострастия и есть сама жизнь, суть ее.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну.
Протестанты упраздняли монастыри и аббатства, безжалостно уничтожали иконы и статуи, украшавшие католические храмы, рассматривая католический обычай изображения святых как недопустимый пережиток язычества. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Противостоит всему этому изображение Ада: результатом негативного влияния тех же планет является пьянство, разврат и обжорство.
Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Его техника называется алла прима.
(Лев в глубине, над головой жирафа). Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. В сове воплотились силы тьмы и мудрости.
Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе», «Искушение Святого Антония», «Страшный суд») В них есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Он сражается с ними, как сражается и сам художник.
На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию.
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Бог видит «. Зритель скажет – как же, ведь наиболее повторяемые предметы, это клубника, ягоды, огромные рыбины, ежевика, которые есть откровенные символы преходящих радостей, разгульного веселья, плотских наслаждений, но и распутства, похоти.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Пылали костры инквизиции. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
Темой Искушения св. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Имя ее Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Коза и олень с аистами на спине.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Большой кусок картины посвящен осуждению увлечения музыкой и наказаниям музыкантов. Но сейчас разговор о главном, – о любви. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Св. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Идиллические райские видения и картины ада, населенного то женственно-беспомощными, а то чудовищно уродливыми существами, отвратительные превращения, таинственные символы — все это характерно для большинства произведений Босха и делает его творчество уникальным и волнующим явлением в истории искусства. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений.
Наверняка, неизменной моделью. Смотрим у Босха.
В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Иоанна, бесследно исчезли.
Его техника называется алла прима. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах – говорит пессимистически Босх. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Неизвестна и дата его рождения. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Вот таким образом художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Какой угрюмый ханжа скажет, что здесь греховодство и похоть. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом».
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Сцены, весьма целомудренные, за исключением нескольких. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей. Ад изображен в правой части триптиха.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. В центре картины расположен круглый водоем – чисто женский символ, – заполненный девушками. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Библия говорит, что грешным человек стал очень скоро после своего появления на земле. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может».
Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий.