Технико-технологическое исследование портрета внесло ясность. Как бы ни была плоха сохранность портрета (худшая в сравнении с мужским) при всех смытостях, которые не дают отчетливо увидеть мазок, очевидно, что он написан в более сложной технике различных имприматур.
В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Считалось, что ребенок – это своего рода «недоделанный» взрослый, несформированная личность, соответственно, вся система воспитания была как раз и направлена на эту «доделку». Такое восприятие ребенка привело к тому, что на портретах XVIII века детей изображали как маленьких взрослых по всем правилам «взрослого изображения». Далее хотелось бы обратить внимание на наиболее характерные для Вишнякова черты. Портрет Федора Голицына" Вишнякова, «Портрет Сары Фермор», «Портрет царевны Натальи Петровны» (повторение с работы Луи Каравакка. Портрет брата Сары – Вильгельма (Виллима) Георга Фермора написан в последнее пятилетие жизни художника, в его самую напряженную творческую пору, богатую замыслами, но и разнообразными заботами по Живописной команде. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ).
Блик на зрачке – чуть вверху и слева. 5. Инфанта юна, но уже полностью осознала свою исключительность, свою силу и величие. Последний по времени известный портрет Вишнякова – изображение князя Федора Николаевича Голицына "на девятом году своего возраста", о чем свидетельствует старинная надпись пером на подрамнике портрета (ГТГ). Иван Яковлевич Вишняков – знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий.
Сравнивая изображение Михаила Яковлева с портретом его отца кисти Мины Колокольникова (1730–1740-е, ГРМ), можно заметить разительное сходство, не столько внешнее, сколько в характере. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Для России новое десятилетие открывается «убогим» (В. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.
Девочка в пудреной, по-взрослому, прическе. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Уезжал ли в Москву, где много времени отнимали хлопоты по Головинскому дому.
Вишняков, в целом, являлся прекрасным и удивительно тонким мастером детского портрета. Эту должность он занимает до последнего дня своей жизни. Он прекрасно знал литературу искусство, некоторое время курировал Московский университет. И над всем мирским, светским, пад сверкающим богатством вещного мира царит прелестное лицо Ксении Тишининой (не забудем, что смытость верхнего красочного слоя исчезнувшие лессировки не позволяют нам увидеть всей тонкой характеристики жизни этого лица). Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. в мастерской И. П. Аргунова его учениками вроде Ивана Саблукова или Кирилла Головачевского.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Т. 1. У Яковлева было пять сыновей, одного из них – Михаила и увековечил художник. Обыкновенный парадный заказной портрет превратился в торжественно-величавое произведение, послужившее провинциальному художнику Ивану Березину прототипом для создания значительно более архаического, но не менее торжественного посмертного живописного памятника Тишининой (1759).
И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. – Вишняков чаще всего высветляет выступающие части носа и лба.
В то же время эта пышность вызывала у него несколько ироническое отношение и он тонко, но немного нарочито подчеркивал громоздкость сковывающих движение костюмов. Замечательным русским художником был Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Прекрасный художник-монументалист и вместе с тем один из интереснейших русских портретистов. В подписном портрете все это представляет особый интерес.
Николай Иванович изображен на портрете в возрасте 28 лет. Техиико-технологическое исследование, проведенное в научно-реставрационных мастерских им. Колорит его теплый в сравнении с холодной гаммой парного ему портрета. Плоскостно изображен и фон за спиной фигуры. О. Ключевский) правлением Анны Леопольдовны (принцессы Брауншвейг-Люнебургской, племянницы Анны Иоанновны). Роза на груди перекликается с красной лентой в волосах.
Руссо. Степанида Степановна была старше мужа на четыре года, что видно на портрете. С. 74).
Вряд ли изображение регентши в таком домашнем одеянии могло служить официальным целям, например украшению присутственных мест Конюшенной конторы (о чем упоминается в документах), даже если учесть пренебрежение ею торжественными туалетами. Но даже если бы их осталось всего два (долгое время были известны только "Ферморы"), то и этого было бы достаточно, чтобы считать его одним из наиболее значительных художников, определивших дух искусства середины столетия. С. 9). В творчестве художника 1740-е годы -- период, когда на посту главы живописной команды он получает много заказов на официальные портреты.
Во всех них есть нечто общее не только в почерке, что естественно, но и в характере. Художник передал нам через века мимолетное и хрупкое обаяние этой женщины. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Русский провинциальный некрополь. Портреты только что женившегося (1756) сына и его молодой жены могли быть заказаны одному из наиболее известных русских портретистов того времени.
Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) – помещики, Михаил Яковлев – сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) – артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев – представитель Комнатной конторы. Но здесь имеет место прежде всего общность костюма, аксессуаров, а не почерка автора. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. Островский не единственный художник, овладевший новыми живописными принципами, который осознанно снова и снова обращается к парсуне именно потому, что она в некоторых случаях гораздо лучше сочетается с потребностями и стилистическими особенностями русского портрета.
В изображении мальчика Голицына выражено явное тяготение Вишнякова к парсунным традициям. В последний год Вишняков активно занимался иконами для церкви Зимнего дворца, был очень увлечен этой работой (как мы знаем иконы позже переписал Ф. Фонтебассо, а еще позже, уже в другом столетии, они погибли в страшном пожаре). Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.
Имевший столь большой успех "канцелярский" портрет до нас не дошел.
Но ведь и сам Вишняков не расстается полностью с этими приемами (плоскостной фон, узор вещественномастерски переданных тканей не всегда ложится по форме и т. д. ). Это те архаические качества, в которых неуловимо проявляется мощная подспудная связь русского искусства Нового времени с фольклором, с эпосом: расчет на рассматривание, на впечатление "с некоторого расстояния" (в переносном смысле, конечно), стремление воплотить типическое, тяготеющее к извечному, помимо портретно-индивидуального. Некоторые исследователи сравнивали портрет Сары Фермор с инфантой Маргаритой Диего Веласкеса на портрете из музея Прадо (с платком в руке), но это лишь самое поверхностное сравнение.
пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге. эталонное, произведение Вишнякова.
Анна Леопольдовна была изображена иначе, в несколько ином одеянии (вместо косынки спускалась какая-то цепь. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность. Два деревца на фоне так тонки и хрупки, что почти нереальны.
В его детских пор третах много тепла, тонкого проникновения в хрупкий мир ребенка. Рукава заканчиваются широкими оборками дорогих кружев. Портретное наследие Вишнякова очень мало, до нас дошло лишь несколько портретов его кисти.
Жизнь и творчество. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. 2. Имеется и еще одна черта в творчестве Вишнякова, знаменующая новую эпоху. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.
Первые упоминания о Вишнякове относятся к годам аннинского правления. Историками искусства давно доказано, что вторую половину 1720-х – 1730-е гг.
брошь. Но и сохранившихся – вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. Елизавета Петровна, которая при восшествии на престол дала обет отменить смертную казнь и которая даже в отношении опального семейства Анны Леопольдовны проявляла (изображала. ) милосердие, могла поощрить окончание портрета, разумеется, не в прежнем виде, с императором. Несколько раз князь Голицын исполнял дипломатические поручения при иностранных дворах. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Сарры Элеоноры Фермор» «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1743 «Портрет Вильгельма Георга Фермора», вторая половина 1750-х).
В нем есть спокойствие, доброжелательность и серьезность. В портрете Фермора первый план плоскостный, задник же задуман глубинно, вот таким образом меняется и точка схода: она оказывается выше центра картины, а для самой фигуры модели остается ниже центра. В 1714г.
Камзол обильно украшен золотым шитьем, как и черная треуголка. Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Все эти отзвуки старого письма проявляются, заметим, даже в официальных произведениях "по образцу". Особенность эта неизменно присутствует во всех детских портретах Вишнякова. Вся жизнь – в лице и лица эти чаще всего открыты миру и перед миром. Однако сам этот стиль был понят им иначе. В них проявилась чуткость Вишнякова, понимание характера модели. Но еще в конце 20-х rr.
Наконец, у Вишнякова, как правило, в портрете нет глубины пространства. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). наградной портрет. ), а главное – она была не одна. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Конечно, этой скульптурности объема Вишняков учился прежде всего у Каравака. Двадцатилетие правления Елизаветы были самыми плодотворными в его творчестве.
Правки портрета исполнены, как показало исследование, той же рукой, что и сам портрет. Л. Колокольников, Г. Д. Молчанов) было очень редким. В этом смысле судьба Вишнякова трудна и одинока.
И. Я. Вишняков Портрет К. И. Тишининой 1755г, холст, масло, 100. 2 x 82 cм. В ГРМ было проведено их полное технико-технологическое исследование. Портрет в русском искусстве всегда был проверкой мастерства. На всем облике Тишинина лежит печать ясности духа, спокойствия и гармонии.
До нас дошел длинный список его трудов и всего лишь несколько сохраненных картин. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. Портреты Яковлевых зрительно не похожи на подписные и датированные (т. е. С. 259). Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». С. 20). Парные портреты Яковлевых написаны Вишняковым почти в то же время, что и чета Тишининых.
В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Платье написано с тем же тщанием, так же восхитительно вещественно, как у девочки Фермор и так же плоскостно. Это, по утверждению некоторых специалистов, являлось источником проблем с рисунком. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера».
Рукава также заканчиваются пеной кружев. Трудно сказать, почему сам Вишняков не делал эти исправления. Через год после написания портрета 20-летняя Ксения Ивановна умерла во время родов. Но еще в конце 20-х rr. Вишняков исполняет в эти годы целый ряд портретов "по образцу" (Екатерины I, Петра II и др. ), чаще всего используя для этого "тип Каравака".
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. По композиции и характеру письма к портрету Тишинина примыкает еще несколько произведений, атрибутированных как принадлежащие кисти Вишнякова (портрет М. С. Бегичева (Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) портрет И. И. Кацарева (Художественный музей Беларуси, Минск) и пр. ). И Сара Фермор, действительно, как мечта.
В Холмогорах Анна Леопольдовна прожила четыре года и в 1746 г. умерла. Статуарная пластика фигур художника придает им величавый оттенок вечности, незыблемости. В этом его можно сравнить, пожалуй, только с Иваном Никитиным. В портретном наследии Вишнякова лишь два произведения имеют авторскую подпись: это парные портреты помещичьей четы Тишининых, написанные в 1755 г. Николай и Ксения Тишинины были владельцами имения в селе Тихвино-Никольское Рыбинского уезда Ярославской губернии.
Был ли болен (о чем имеются документальные свидетельства). Затем Голицын был в Германии, Англии, Голландии, Париже, вращаясь в самом высоком свете в Версале он находился в день смерти Людовика XV (10 мая 1774 г. ), где был представлен новому королю и Марии-Антуанетте. Вып. С 1742 г. до ухода в 1757 г. в действующую армию (во время Семилетней войны) он был начальником Канцелярии от строений, вот таким образом заказ на портреты детей главе Живописной команды его же ведомства, ведущему художнику, руководившему многими монументально-декоративными работами и выступавшему экспертом для еще большего количества других произведений, кажется вполне естественным. И. Э. Грабаря (Москва), показало, что живопись, несомненно, была значительно богаче, пока портрет не пострадал от утрат, от смытостей верхнего живописного слоя и грубых записей в результате небрежных реставраций. В 1714г.
Он знал их живописные приемы и не мог не восхищаться мастерством создания иллюзорной пространственности, подчеркнутой трехмерности, чисто чувственным восторгом перед многообразием и богатством вещного мира. Ноги модели представлены в невозможном развороте, как часть костюма, не имеющими объема. Изменения в положении Анны Леопольдовны вызвали и изменения в композиции портрета: младенец был записан, а вместо регалий художник изобразил косынку (привычную, как мы видели, деталь ее туалета), все опростив и лишив портрет первоначального предназначения. Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге.
Вишняков – мастер психологической характеристики. "Слабая, неряшливая, неопрятная правительница.
Обращение некоторых его учеников к портрету (М. До настоящего времени дошло лишь около 10 портретов, причем из них только рыбинские имеют подпись, сделанную заказчиком, «намалеваны надворным советником живописным мастером Вишняковым». Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
Превращение репрезентативного изображения в камерное, почти домашнее, несомненно, вызвано роковыми переменами в судьбе регентши. При создании парных портретов художник должен тщательно продумать взаимозависимость не только колористического, но и композиционного решения, согласовать их линейный и пластический ритм. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г.
Николай Иванович Тишинин представлен в почти поколенном обрезе, анфас к зрителю. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей.
Интерьеры дворцов и соборов неоднократно изменялись, а триумфальные арки разрушило время. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Во время путешествия Екатерины II в 1767 г. по Волге Тишинин готовился принять ее у себя. Около четверти века он возглавлял Живописную команду Канцелярии от строений, т. е. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича.
Больше, чем в каком-либо другом портрете Вишнякова, живет одно лицо: оно написано живо и любовно, с глубоким проникновением в детскую психику, что было характерно в те годы именно для Вишнякова. Пудреные волосы по моде того времени схвачены на затылке черным бантом. Так, если сравнить портрет Голицына с портретами Матюшкиных работы Головачевского (1763, ГТГ), то сходство, конечно, отыщется, особенно в изображении мальчика Матюшкина: в трактовке волос, галуна, кафтана, кружев, манжет, пуговиц. Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. В этом смысле среди русских мастеров он был первой и одинокой фигурой. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. М., 1914.
Валериани, Ф. Градицци, А. Перезинотти. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». После обучения в Риме князь Голицын продолжил образование в Женеве, посетил "фернейского мудреца", по знаменательно, что вольтерьянцем не стал и не разделял деистических взглядов великого скептика, оставшись на всю жизнь глубоко религиозным, православным человеком (в отличие от своей сестры, в замужестве Головиной, принявшей в Париже католичество). Благодаря гармоническому сочетанию этих черт И. Я.
Платье модели изысканное серо-зеленовато-голубоватое, вылепленное свободно и смело, поражает богатством многослойной живописи и вместе с тем имеет явную тенденцию к уплощению. Его заказывали царствующие особы, двор, знать. Но его костюм ярче, локальнее по цвету, он написан не киноварью, как кажется сначала, а красным реальгаром (сернистый мышьяк), редким, необычайно красивым по оттенку. Именно благодаря подчеркнутости этого несколько деланного жеста и усиливающейся с годами условности изображения портреты Вишнякова выявляют квинтэссенцию рокайльного стиля в его русском преломлении (ведь условность и театрализация: "чистая театрализация", как верно заметил А. Д. Чегодаев, – ярко выраженные черты рококо).
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. 1756 И. И. Коцарева, до 1759 и др. ).
Женский портрет лиричнее и теплее мужского. В 1714г. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность. Движение для Вишнякова – это нарушение гармонии, оно заслоняет главное статичность же позволяет подчеркнуть важность сюжета и (или) персонажа.
Как древнерусская резьба сравнивается с кружевом, так и здесь белые кружева, наложенные на красное платье, невольно приводят на память белокаменную резьбу на кирпичной кладке баженовского Царицына. Круглое розовое лицо Елизаветы Петровны красиво, молодо, спокойно и ласково-приветливо. В позе и жесте больше скованности.
Завернутые кромки холста подтверждают, что портреты были одинаковых размеров. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени».
С 1753г. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей.
Это и позволило ему создать произведения, которые выражают русский XVIII в. так же полно, как лучшие произведения западноевропейского искусства – дух и время своих стран. "За особо оказанные Его Величеству услуги" (имеется в виду император Петр III) в 1762 г. Савва был пожалован в титулярные советники и в том же году по именному указу Сената произведен в коллежские асессоры (штаб-офицерский чин), что давало ему право почитать себя потомственным дворянином. Личным же пристрастием художника в этой сфере выступают детские портреты (дети Фермор, мальчик Голицын), написанные с необычайным вниманием к детскому миру и большой теплотой. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись.
1874. С. 9). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Т. 21.
От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Написанные в 1756 г., в год свадьбы или около того (торжественность костюмов вполне соответствует причине появления портретов, по они могли быть заказаны и некоторое время спустя, как это было с Тишиниными), портреты наиболее близки манере Вишнякова середины 1750-х гг. И разве приходится удивляться тесной связи с древнерусским искусством отечественных мастеров вроде Вишнякова, Аргунова или Антропова, если даже некоторые иностранцы испытали это влияние. Стб. Исключение в ряду "негосударственных" людей составляют заказные портреты царственных особ.
В 1730–1740-е гг. Но разве стебли цветка должны быть узаконенной длины. СПб., 1874. Однако речь в данном случае идет не о разнице принципов, а о разной степени умения.
Вишняков знает об анатомии, но спокойно идет на нарушение ее правил, как в знаменитом «Портрете Сарры Элеоноры Фермор» (ок. Век, который последующие поколения создавали в мечтах. Как и в первых работах Земцова, в произведениях Вишнякова много недоговоренности иногда даже робости, но в них много и того, чему предстояло в полной мере развиться во второй половине XVIII в. В этом заключена несомненная перспективность его творчества, поскольку очевидно, что русское искусство в целом никогда не порывало с предшествующей эпохой, несмотря на приоритет светского над религиозным, – идет ли речь о Вишнякове или о признанных мастерах европейского масштаба, таких как Д. Г. Левицкий или В. Л. Боровиковский.
Модели их разительно не похожи друг на друга по своей сути. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Но, во-первых, это произойдет только через 30 с лишним лет, а во-вторых, Левицкий создаст свой сложный образ в традиционной и уже отшлифованной схеме парадного портрета.
Но лицо поражает живыми глазами, жизнью души, вырвавшейся через этот взгляд наружу. О первых опытах Вишнякова-портретиста мы, к сожалению, ничего не знаем. Эти записи – авторские, т. е. С 1727г. Удивительно, что и с годами Вишняков не отказался от парсунных традиций, скорее наоборот.
Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Рисунок губ, носа, подбородка, лепка зрачка, век, пальцев с характерным вывертом мизинцев, который, наверное, должен (по эстетике русского рококо) означать особенную женственность изящество и который плохо отвечает правилам анатомии, – все это будет повторяться и в "Саре Фермор" и в "Ксении Тишининой". Достаточно типичным для творческой манеры Вишнякова является портрет Федора Голицына. Родился художник в Москве, в семье «шатерных дел мастера», в 1714 году юношу отправляют в Петербург учиться «живописному делу», с 1727 года он начинает работать в живописной команде Канцелярии от строений, в начале живописным подмастерьем, а после смерти А. Матвеева, в 1739 году его назначают руководителем живописной команды.
Оно начисто лишено галантности и гривуазности Франсуа Буше или Жан Оноре Фрагонара. Женский портрет вызывает ассоциации с древнерусским искусством. С. 50). В 1739 г. Анна Леопольдовна была выдана за принца Аптона-Ульриха Брауншвейгского. Переписывался по этому поводу со знаменитыми мастерами – архитектором Василием Баженовым, петербургским гравером Михаилом Махаевым, живописцем Миной Колокольниковым. Не менее яркие биографии имели представители графского рода Мусиных-Пушкиных, два десятка портретов которых расположены на противоположной стороне «эстрады». Фигуры как бы распластаны на плоскости и представлены в типично репрезентативной позе.
В-вторых, для портретов Вишнякова характерны статичность позы, подчеркнутая монументальность, что так удачно названо исследователями "образом сидения" – в портрете Анны Леопольдовны и "образом стояния" – в портрете Сары Фермор. С. 208). Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ).
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Каждая из этих причин возможна. Портрет и по времени близок к "Фермору" и к "Тишинину".
Речь идет о том, что в достаточно короткий срок становления нового светского искусства (всего несколько десятилетий в сравнении с веками западноевропейского опыта) русский мастер вырабатывает свое отношение к детской модели: восхищенно-уважительное, внимательно-пытливое, без тени ироничности и снисходительности умудренного жизнью взрослого к миру ребенка. Черные со шпорами сапоги, мушкет, сумка и шпага на золоченом темляке довершают наряд. Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). Как ни парадоксально, виной тому их прекрасная сохранность. Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. Но кроме работ, связанных с архитектурой, Вишняков занимался портретом и иконописью.
подписных и определенно авторских работ (в данном случае – портретов четы Тишининых), что в микроскоп и на рентгенограмме их можно даже спутать. Фон в портрете Тишининой (боскеты и аллеи) взят в контрасте с красным платьем. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». К сожалению, почти все его работы были переделаны в век классицизма. Кн.
СПб., 1880. Как уже отмечалось ранее, Вишняков не обладал академической выучкой. С 1753г. Отец детей, выходец из Шотландии, свою судьбу связал с Россией, за беспорочную службу заслужил высокие награды (ордена Андрея Первозванного, Александра Невского, Анны, Белого Орла). Т. 1. В портретах Тишининых модели стоят подбоченившись: мужчина правой, женщина левой рукой.
по: Брикнер А. Г. Записки иностранцев о России в XVIII столетии. конф., 1973. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок.
И. П. Аргунов будет всегда верен этому принципу (портреты Лобановых-Ростовских, автопортрет и портрет жены – примеры можно продолжить). Часть из них исполнена "по образцу" (например изображение Елизаветы Петровны), а другая, наиболее интересная, возможно, выражала собственный замысел художника, но, несомненно, также была официальным заказом. Пришедший в Петербург "с полтиною в кармане и с родительским благословением", он начал с рыбной торговли, потом откупов по таможенным сборам, а завершил рудниками и золотым промыслом. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.
Глуше, беднее и общий тон портрета в сравнении с женским. Он не подписной, но об авторстве Вишнякова свидетельствует твердая семейная традиция (портрет не выходил из рук одного семейного клана). 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). Стремление не к оптическому приближению изображаемого к натуре, а к передаче представления художника о ней вызвало в портрете Сары Фермор особый строй изображения: в письме светского парадного портрета явственно звучат иконные традиции. Парадный туалет завершают веер в правой руке и часы у пояса.
Мужской написан в теплых, коричневато-золотистых тонах и изображает очень молодого человека, почти мальчика (в год свадьбы ему было 14 лет), в коричневом с золотым шитьем кафтане, сидящего в напряженной позе, с руками, опирающимися на колени.
Это был Алексей Петрович Антропов, проработавший под началом Вишнякова в Живописной команде более 20 лег и, главное, как и сто учитель, отразивший в своем творчестве основные тенденции русской портретной живописи переходной поры (в 1759 г. он заявил о себе портретом статс-дамы А. М. Измайловой). Среди жанров станковой живописи портрет остается (с определенными модификациями, вызванными различием условий и вкусами правительниц) ведущим жанром и в 1730–1750-е гг.
Через 10 лет Иоанн Антонович был переведен в Шлиссельбургскую крепость, где и был убит в заговоре Мировича в 1764 г. Таким образом, портрет мог быть начат Вишняковым в конце 1740 – в 1741 г., а закончен не ранее 1742 (год ссылки Анны Леопольдовны и ее семейства) и не позже 1746 г. (год ее смерти). он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Не раз говорилось об иконной плоскостности и линейности, о скованности позы, о почти иератической торжественной застылости фигуры, фронтально поставленной перед зрителем. Это особенно важно, учитывая, что перед нами подписное, т. е. Захватив европейское искусство, рококо приобрело в России определенные национальные черты.
Предположим, что Вишняков мог видеть гравюру с портрета Веласкеса (что сомнительно), но даже в этом случае, думается, нет никаких оснований говорить о влиянии на русского мастера великого испанца. Портреты не были реставрированы, они не пострадали от времени. Благодаря этому, Вишняков становится настоящим художником-монументалистом. Действительно, фигура и поза Сары условны, задник трактован плоскостно – это откровенно декоративный пейзаж, а не пейзажная среда (вспомним о нарочитой "театрализации" живописи XVIII в. ), однако лицо на его фоне подчеркнуто объемно.
Художники Г. Молчанов, И. Бельский, А. Антропов иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. В 1731 году «придворный маляр», то есть придворный художник Каравакк, служивший тогда при дворе Анны Иоанновны, писал о Вишнякове как об изрядном мастере, который написал уже не одну персону. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». По распоряжению Елизаветы Петровны портрет предшественницы радикально исправляют. Мы встречаемся здесь с тем же уплощением пространства, с гой же постановкой фигуры на плоскости, которые роднят эту живопись с парсунным письмом, архаичным для европейского, но органичным для отечественного искусства середины столетия.
Воцарение на престоле дочери Петра вселяло большие надежды в сердца русских людей. В европейском рококо Вишнякова прежде всего привлекало "тонкое чувствование", которое у лучших мастеров можно даже назвать тонким психологическим анализом, что было свойственно всему искусству и литературе XVIII в., на всех этапах развития и во всех европейских странах.
Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова. 1. Портрет Сары Элеоноры Фермор – парадный исполненный по всем законам жанра. До предела занят монументальными работами.
Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. Только Д. Г. Левицкому будет доступно изобразить человека величаво-царственным в обличье домашнего одеяния, как он сделал это в "Демидове". В документах не раз упоминается о заказе Вишнякову царского портрета: в 1742 г. – для Аничковских триумфальных ворот и "для постановления Персоны" в Канцелярию от строений в 1743 – в строящийся Летний дворец с указанием таковой же, "какова в Канцелярии от строений написана", в 1757 г. – в Статсконтору и тоже по типу прежней ("против той, которая была учинена во оной Канцелярии в 1743 году").
Это справедливо с точки зрения академической правильности рисунка. М., 1974. можно предположить, что портрет был написан (завершен или нет, сказать невозможно) как репрезентативный и двойной: Анна Леопольдовна и император. Из того, что создано Вишняковым в этой области не сохранилось практически ничего.
Если за дату рождения Ф. Н. Голицына принять 1751 г., как указано в "Роде князей Голицыных", то, учитывая надпись на портрете ("на девятом году своего возраста"), он был написан в 1759–1760 гг., как и датируется в каталоге ГТГ. И это также обусловлено отсутствием академического стиля. 9. 6). Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Все его портреты проникнуты духовностью, цельностью, непритязательностью, целомудрием.
Материалы и исследования. Портреты, которые долго были единственными, связываемыми с именем Вишнякова и с которых началась его слава изображают детей начальника Канцелярии от строений Виллима Фермера (оба – ГРМ). Самые знаменитые экспонаты «усадебного» раздела – свадебные портреты владельца местной усадьбы Тихвино-Никольское Николая Ивановича Тишинина и его жены Ксении Ивановны, написанные лучшим русским живописцем середины XVIII века Иваном Яковлевичем Вишняковым (1699 – 1761).
1271-1336). Это портреты купеческой четы Яковлевых из собрания Эрмитажа. Автор портретов большую часть жизни проработал в Петербурге, почти 25 лет он возглавлял «живописную команду Канцелярии от строений» – главного художественного учреждения того времени. Ее образ хрупкий и трогательный, вся она похожа на какой-то невиданный цветок.
Лишь гербовая грамота в руке приписана позднее каким-то посредственным мастером (химический анализ показал, что она выполнена другими пигментами). В эти же годы начинает свой творческий путь и Федор Степанович Рокотов – художник, открывший новый этап в русском искусстве портрета. Слева видна колонна.
С первого введения портретов в науку в 1907 г. исследователи, начиная с Н. Н. Врангеля, справедливо отмечали некоторую вялость живописи мужского портрета в сравнении с женским. Голова имеет также свободный, несколько горделивый постав. ближе к "Тишининым" (см. : Романов Н. М., вел. " (Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. Однако русский мастер не следует слепо системе выразительных средств рокайля. К сожалению, от монументальных работ Вишнякова ничего не сохранилось (последняя погибла в годы Великой Отечественной войны) и мы знаем о них – день за днем – лишь по протоколам Канцелярии, архивным документам. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»).
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был.
кн. Портрет Ксении Ивановны Тишининой также дублирован. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Но разве сам Василий Баженов так уж далек от традиций зодчества Древней Руси.
Их по праву можно назвать своего рода визитной карточкой музея. Рисунок нанесен на ткань платья нарочито плоско, без учета моделировки тела. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. Приемы художника (особенно в одежде) напоминают иконописные способы доличного письма, определяющие всю своеобразную палитру мастера. Как свидетельствует та же надпись на обороте, портреты написаны «в точном венчальном уборе». Такое отношение позволяет увидеть и передать внутренний, духовный облик: духовность становится для художника главной чертой характеристики (если, конечно, мастер видит ее в самой модели).
Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». Детали одежды переданы так же тщательно, как и платье его сестры. Но это удивительно только на первый взгляд. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
В скупом наследии Вишнякова насчитывается десяток портретов. Эта живопись – точно вишняковская, со всеми признаками его письма. В портрете эта традиция присутствует несомненно.
(подробнее об этом см. : Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. 1878. Левой рукой регентша обнимала своего царственного сына: его круглое большеглазое лицо, детали одежды (камзольчик, манишка, манжеты, аграф у шеи) по сей день читаются невооруженным глазом из-под записей. Что касается ее облика, то о нем современники отзывались по-разному.
Портрет переделывался при жизни художника (он умер в середине 1761 г. ) и вот таким образом можно было бы предположить, что переписки принадлежат самому мастеру. эталонные) портреты Тишининых. Приписываемый ему с большой долей вероятности «Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье» (1741--1746) к официальным не относится. Он учился у них многому, но оставался при этом верен своим принципам понимания образа. руководил всеми монументально-декоративными работами строящихся дворцов Петербурга и его окрестностей.
Помимо обычного сходства (а что такового он достигал, доказывает сравнение портретов детей Фермор с портретом их отца исполненным Антроповым уже после смерти Вишнякова), он всем живописным строем картины создавал атмосферу внутренней жизни. Близость проявляется не только в возрасте моделей, но и в позе (Голицын представлен в рост, с расставленными ногами, правая рука засунута за борт камзола, левая, сжатая в кулак, уперта в бок), в цвете одежды, где преобладает красная гамма, а главное – в лице. Украшающий ее белый бант перекликается по цвету с белым галстуком.
Возможно, что именно так мастер получил заказ на парные портреты, о которых идет речь. М., 1979) технико-технологическое исследование исполнено С. В. Римской-Корсаковой). Разница между искусством Вишнякова и Каравака – это разница между русским и европейским искусством. Вишняков — мастер психологической характеристики. Ярко-белый цвет затухает и переходит в пепельно-серый в волосах.
У Вишнякова много черт идущих от парсуны и иконописи. Но рисунок – естественно, далеко не все. П. И. Бартенева // РА. Каравак "свидетельствовал" его умение "писать изрядно персоны с натурального". М., 1973. Глава 2.
На рентгенограмме, на которой незаметно отсутствие лессировок (смытых в портретах Тишининых), разница в технике исполнения практически отсутствует: характерный для Вишнякова длинный мазок, определенная грунтовка холста использование грунта в тенях, особенно у глаз, носа, губ манера лепки лица. Взамен их Вишняков берет за основу яркость и звучность цветовой гаммы. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Для этого он через графика Михаила Махаева, с которым был дружен долгие годы (в Рыбинском филиале архива Ярославской области сохранилось более 40 писем Махаева к Тишинину) и по его рекомендации привлек к строительству в имении архитектора Василия Баженова, незадолго перед тем вернувшегося из-за границы.
И фигура и узор платья и жест руки, поза, пейзаж – все выдержано в стилистике парадного портрета XVIII в., но над всей условной схемой господствует, живет напряженной жизнью серьезное, тонкое, грустное лицо маленькой девочки с задумчивым взглядом и поэтическим обликом. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). С 1727г.
Поза модели спокойна. Вишняков был вполне одиноким в ряду русских художников-портретистов. Специфическими чертами отмечено и живописное решение портретов Вишнякова. С. 208).
Это будет прослеживаться на протяжении всего XVIII в. (подобную "иконописную кладку" Н. Н. Пунин убедительно доказывал даже на Д. Г. Левицком).