Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Парит. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Их он стремился передать как можно конкретнее. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Сосны придают картине величественное звучание.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
Первое место занимает Шишкина Рожь. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Ее иногда называют картиной-завещанием. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Художник одушевляет деревья. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Уже в 1872 году в письме к Васильеву Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность, присущую в те годы творчеству Шишкина, определил место и значение этого художника для русского искусства:. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Колористическая насыщенность и смелые обобщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности.
У него умерли сыновья. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Лесной пейзаж кажется необъятным. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В окрестностях Москвы» (1869). В его произведениях встаёт дремучая Россия. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Его отец был купцом, культурным человеком. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. География работ Шишкина чрезвычайно широка. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Ничуть не бывало. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Лесная глушь (1872).
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Воробьев.
Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Это несомненно. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Так в реальной жизни не бывает.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Примером таких работ является картина Рубка леса. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Крамским. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна.
А их было немало. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Природа – сама благородство.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Его пейзажи, отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, стада на пастбищах, – носили явные следы академической школы. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Задний фон мрачен. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Последнюю свою работу он так и не закончил. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Внушительные дубы достойны восхищения.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. В то же время Крамской со свойственной ему глубиной и широтой во взглядах на искусство сразу же почувствовал здоровую основу и сильные стороны творчества Шишкина и его огромные возможности. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Его картина поет. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Вертикали пересекаются косыми линиями. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Кроме этого увлекался археологоией историей.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Характерна в этом смысле «Рожь».
С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Случайность. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Мастер смело экспериментировал. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. К ним относятся Уголок заросшего сада. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Над землёй летают ласточки. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. «Утро» полностью лишено всего этого. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Шишкин не облагораживал природу. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. В 90-е гг. Шишкин сдержан и величественен.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Не закончив учёбу, он вернулся домой. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Все сковано морозом и погружено в тень.
Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Здесь его творчество расцвело. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Это очевидно. Крамским. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
Это была ювелирная работа. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. В окрестностях Москвы.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Много работал Шишкин и за границей. Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Биография художника зашифрована в его творениях.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. Картина Полдень.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Однако трактованы они с большей живописной свободой. У работы было очень много положительных отзывов. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Человек Шишкина прикреплён к земле. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Окрестности Москвы. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Его репутация была безупречной. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Шишкин стремился к другому. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Эту технику художник освоил еще за границей. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В них нет политики и социальной направленности. В академии его картины одна за другой награждались медалями.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Мрачное настроение. Богато нюансирован цвет. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Густые кроны бросают на них тень. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Быть грозе.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Чувствуется глубина оврага, глушь. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Облик этот был многолик.
Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Природа выражает музыку человеческой души. Сосновый бор». Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Чувствуется глубина оврага, глушь. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Лучшая работа этих лет – Полдень. В 1860-х гг.
Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Там будущий художник скучал. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок.
Ему уже сопутствовала известность. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Что впереди. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. организованы две выставки работ художника. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».
Это было выступление против мёртвого академизма. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время.
— Ср. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Это дерево давно должны были спилить на дрова. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Так писались и «Сосновый бор.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.