Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Пополнение музея снова пошло планомерно. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ».
Со второй половины 1890-х гг. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
Этот метод работы на натуре, на первый взгляд, близок импрессионизму во французской живописи. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Это примета начала весны, хотя деревья уже начали выбрасывать листву. В темном зеркале речки отражается. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) родился в Москве в купеческой семье.
После обычных приветствий я излагаю ему все дело с финалом о болезни члена суда. Ответ на эту загадку кроется в указанном письме Похитонова к Остроухову. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Несколько деревьев в левой части композиции, темными силуэтами выделяющихся на фоне голубоватого неба, создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Станковые произведения Рылова (равно как и его эскизы и рисунки) показывают, что художник не стремится отразить внешнюю эффектность выбранного им уголка природы. Основная же часть работ, составляющих нынешнюю коллекцию произведений Похитонова в Третьяковской галерее, была приобретена Третьяковым, как свидетельствуют письма художника, в 1896 году «целой партией», без их предварительного просмотра. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Если не сердитесь на меня, то напишите, чем весьма обяжете.
Не то писарь, не то другой какой чин, но, во всяком случае, лицо власть имущее (на что указывало его нетрезвое состояние и подобострастное приниженное отношение к нему довольно трезвых обывателей), на мой вопрос, когда будет член суда, оно отвечает мне заплетающимся языком: мы об этом не предуведомлены. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Это было худшее время за всю историю музея.
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Ранние пейзажи Остроухова отличались простотой избранного им мотива, цветовой гармонией, свежестью пленэрной живописи и продуманностью композиции. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». В литературе же прочно укоренилось мнение, что собиратель специально ездил к Похитонову в Бельгию, в Льеж, чтобы отобрать картины для своей галереи.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Однако в 1902 г. вместо Остроухова в совет галереи попал влиятельный думский деятель Н. П. Вишняков. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова).
Может за поворотом встанет Избушка на курьих ножках или повстречается Кот-баюн или мимо промчится ступа с Бабою-ягой. Но успокойтесь. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. После отъезда в Бельгию в начале 1906 года Похитонов не переставал заботиться о том, какими произведениями его творчество будет представлено в Третьяковской галерее. Приехал сюда и застрял на неопределенное время.
На другой день утром прихожу опять. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Замечательный художник Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве. Он посвятил своё творчество пейзажам средней полосы России. Крамской, В. Д. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Прежде всего, отвечу на все ваши вопросы по пунктам: 1.
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. В остальном же Бельгия премилая страна. будущая история искусства» 1. Проходит час, другой. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.
Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Поленов, Н. Д. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. В картине «Первая зелень» мы угадываем черты родного края художника. Почти каждому пейзажу мастера предшествовало множество натурных этюдов и зарисовок. Хотя место явки было выбрано вне черты моей губ., я, помня данное вам обещание, был рад поскорее покончить с этим делом и потому расписался в получении беспрекословно, а чтобы сбыть поскорее чиновного гостя, просил управляющего выдать ему в награду руб.
А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Обязанности у членов совета галереи были сложные, хлопотные, отнимавшие время, но почетные и важные. Ф. А. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Я уже писал, что хотелось бы кое о чем поговорить с Вами. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.
Не знаю, насколько удачно мне пришлось бы справиться с этой тройной задачей. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Минского уезда в имение Жабовщизна. Впрочем, я отклонился в сторону. Савва Иванович Мамонтов – купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков.
Опять та же толпа, тот же пьяный чин и тот же ответ: мы об этом не предуведомлены. В этюдах конца 1890-х гг. Положим, казаки и семеновцы храбрее. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Теперь по отношению к этой картине я поставлен в очень неприятное положение.
Сказал и преспокойно стал ждать, что будет дальше. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Очень гармоничен колорит картины. Это, конечно, сущий вздор. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Последнее, конечно, совсем невозможно. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. На одной из них виднеется ветка с молоденькими листочками.
Ведь это почти то же самое, что вообразить страну без жандармов и полиции. Высокую оценку работам Похитонова давали и другие художники – И. Н. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). 1880-е гг. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В лесу тишина.
Вдали темнеет лес. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. ТРЕТЬЯКОВУ И И. С.
Ветер гонит по небу серые облака, покрывает воду легкой рябью. Сам же Похитонов в письме к П. М. Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Илья Семёнович получил образование в Московской практической академии коммерческих наук.
Все работы Остроухова 1880-х гг. Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) родился в Москве в купеческой семье. Членство в Товариществе давало возможность художнику выставляться на ежегодных выставках свободно, без предварительного обсуждения жюри. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
Маркевич, написавший о нем статью для каталога его персональной выставки в Третьяковской галерее в 1963 году, сетовал: «Мне не удалось выяснить, какие причины побудили Ивана Павловича в 1906 году вновь покинуть Россию, несмотря на почет, которым его здесь окружили» 10. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Что мне оставалось делать. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
Молодой художник был замечен критиками. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Третьякову категорически настаивал: «Как себе хотите, а я все- таки русский художник и мне грустно подумать о том, как мал и незаметен тот след, который я оставлю после себя на родине» 2.
Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Именно во французский раздел поместит его творчество.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». КОВАЛЕНКО И В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (КРАСНОДАР), – ПИСЬМА ПОХИТОНОВА К П. М. Вы бы обидели меня, если бы посмотрели на это дело иначе, так как этим самым признали бы данный факт навязчивостью с моей стороны. ПОХИТОНОВА И ХРАНЯЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА (МОСКВА), ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), В АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ.
Илья Семёнович получил образование в Московской практической академии коммерческих наук. «. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. и уникальная подборка древнерусских икон. Помещик добродушно хохочет и восклицает: Ах он подлец.
Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья. Что касается цены, то в этом вполне полагаюсь на вас и прошу совсем не стесняться. Это с легкостью можно увидеть, если посмотреть на деревья: их листочки еще достаточно небольшого размера и слегка желтовато салатового цвета. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
Саввинская слобода». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Наиболее ярко это стремление выразилось в известном полотне «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея, Москва).
Для него важно передать задушевность и искренность русского пейзажа. Зилоти, а затем в Льеже посетил Похитонова. Встречают довольно благосклонно. На переднем плане ребятишки остановились и ждут, когда господа выйдут садиться в экипажи. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Их листва – желтовато-зеленоватая. Предполагаю вернуться отсюда на свое обычное место жительства, т. е. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Однако со второй половины 1890-х гг. Ни ветерка.
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). «Сиверко» — наиболее значительное произведение Остроухова.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Само название полотна говорит, что наступила ранняя весна. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. В них звучит страстное желание Похитонова быть понятым и признанным соотечественниками. Но потом его в 1929 году, больного и полуослепшего, как бывшего купца и чаеторговца, лишили избирательных прав.
Важно также, что вслед за этим, очень значимым для Похитонова событием, его участие в художественной жизни России становится наиболее активным и разносторонним. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Продать ее в музей, да еще через приятеля, – это другое дело. Сколько там проживу – не ведаю. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса.
Очерки понравились, понравился и юный автор. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.
в Минскую губ. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Внук Похитонова, И. Б. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят.
Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Зимой 1882-1883 гг. По.
Оно бледное, серовато-голубое. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Мне кажется, художник изобразил весеннее утро, примерно начало апреля. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». В библиотеку Остроухова допускались немногие. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
и прерванный на этом слове икотой удаляется. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. было подлинным откровением. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Я излагаю мое дело и прошу совета. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Родители не предпо лагали, что увлечение живописью сыграет заметную роль в жизни их сына.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Навожу справки – члена суда еще нет. Его декорация к Кармен очень понравилась»4.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Тут же пробивается и свежая молодая зелень.
Понятно, что она, совершив путешествие24, вернулась не тронутой. Следующим приобретением Третьякова была картина «Ранняя весна. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Кусок еще темного леса на заднем плане, два тонких светлых силуэта берез, подчеркивающих плотную массу леса и остатки подтаявшего снега на переднем плане – вот из чего строит композицию художник. Так, один из современных исследователей творчества художника писал в своей монографии: «Тонкий ценитель пейзажа, очень любивший творчество Саврасова и Левитана, Третьяков не мог не почувствовать значительности мастерства Похитонова, «правды и настроения», которыми были проникнуты его произведения и приобрел в общей сложности двадцать три его произведения, специально совершив поездку к художнику в Льеж» 6.
Адрес в этом случае для писем и телеграмм просто: Радашковичи21, Похитонову. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Думаю пробыть здесь до 1 августа этого года, затем 3. На картине изображено Подмосковье.
А где же не попытать его, как не у Вас, Павел Михайлович. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Это свидетельствует о том, что они еще совсем молодые. Остроухов собирал живопись ради живописи.
Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Но сей властелин не стерпел -ухарски вскрыл пробку, вылакал все содержимое и, милостиво простившись со всеми, все-таки удалился (пустой же бутылки не взял). Картина en question находится у Василия Васильевича Матэ25, к нему можете и обратиться от моего имени, а меня прошу известить о резолюции, чем много обяжете особливо, если она будет благоприятна. А полицию и корпус жандармов увеличивают ежегодно: потому это необходимо. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко».
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». В эту лямку втягиваешься, свыкаешься с ней и, как это ни подло, перестаешь замечать. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь.
Художник изобразил реку, вдающуюся в обрывистый берег, поросший травой и цветами. Картина восхитила П. М. Третьякова и он приобрел ее для своей коллекции. Частью под влиянием советов некоторых из товарищей, частью потому, что мои маленькие. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Родители не предполагали, что увлечение живописью сыграет заметную роль в жизни их сына. Репин, В. Е. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
Только тут начальство давит ровно, без порывов, с известной системой. Небольшая речка немного выходит из берегов, быстрее всего вследствие таяния снега. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Ждал, пока перед рождественскими не выехал в Бельгию. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
2. К сожалению, благодаря всяким семейным невзгодам17, я поставлен в невозможность воспользоваться этим заказом, но мысль сделать что-нибудь в этом роде настолько въелась в меня и так привлекательна, что я не хочу отказаться от нее, не попытав счастья в другом месте. Да, может быть, спрашиваю, меня вызывают на сегодняшнее число по ошибке.
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Теперь, запросивши 1500 р. на выставке, продать ее какому-нибудь частному лицу за грош неловко, даже просто зазорно. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год.
Маковский, К. А. Конечно, ждать. Иду к юристу. Пришел, наконец, канун злополучного дня. В письме от 18 марта 1906 года к И. С. П. М. Третьяков приобрел картину прямо с выставки и всегда считал ее украшением своей галереи.
Крона их также написана контрастно: белый цвет и пожухлый зеленый. справляюсь опять. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».
Хотя все-таки как-то странно – ни блох, ни клопов. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Я и ждал. Однако интерес к живописи не угас и молодой человек стал брать частные уроки у И. Е. Репина и других видных художников.
О чем беседовал Третьяков с Похитоновым во время своего краткого визита, неизвестно. В картине нет рассказа. Тихой грустью проникнуто полотно «Весна. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве.
Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Отнеситесь ко всему так, как Вы бы сделали это у меня в мастерской. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно.
А пока жму вашу руку и прошу передать мой нижайший поклон Надежде Петровне. Валентин Александрович видел ее тогда и тоже одобрил. Продолжения не было. Большая вода» (1897, Третьяковская галерея, Москва). С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Написанная в 1887-1888 г. г. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Савицкий очень высоко ценили Похитонова» 3. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Правда и здесь есть начальство, без начальства, конечно, нельзя – «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Хозяин встречает очень радушно и знакомит с другим своим гостем, местным помещиком. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Всю, какая у них была, погань вывели.
Однако основная масса коллекций в России представляла обыкновенно странную смесь превосходных произведений искусства с никому ненужными предметами, свидетельствуя о наивности или безвкусии их владельцев. Остроухов как бы все сказал. Теперь я вспомнить не могу об этом без страха и внутреннего содрогания, а тогда – ничего. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Застрял и, откровенно говоря, не жалею. 4-5 ноября он был уже в Петербурге.
Прачки на берегу Гавы» (1885). Бакшеев, вспоминая свою встречу с художником, – И. Е. Остроухову, в то время попечителю и председателю Совета Третьяковской галереи, он писал, что в собрании галереи «нет ни одной русской вещи» 9, то есть нет ни одной написанной им в России работы и предлагал для приобретения одну из таких картин. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
С 1905 по 1913 гг. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Это намерение он осуществил, согласно летописи жизни собирателя8, 3 ноября 1896 года во время своей поездки за границу, куда отправился в сентябре.