М. Бунакову. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Берег Волги. Репин продумывал композицию картины до мелочей.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Мне минутами становилось страшно. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
я работал завороженный. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Гоголевский Андрей мягко улыбается. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Действительный. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Учился в Высшем. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Казалось, она спит. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека.
Написан портрет вдохновенно. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Это лучше всех ваших академических работ. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Труд — вот что определяет и украшает человека.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Репин запечатлел момент написания письма. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
За окном летний день. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
Это вы сами. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Этюд получился превосходный.
Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. А свеча становилась ниже и тени менялись. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. С 1913 – академик.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Умер русский художник в Пенатах. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта история получила название «бунт 14». Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Глаза ясные и добрые. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. На что получил насмешливое письмо. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Восстановлен в 1962 году. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Все заняты. Он идет прямо к матери. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Первый факт. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. — Да это превосходно. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Она была закончена только в 1891 году. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. 2. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Пятый факт. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Зритель становится участником происходящего. О картине появилось много статей в периодической печати.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Пенаты были превращены в мемориальный музей. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25000. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
-— И. Г. ), они много смеялись». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Америка—Франция—Россия. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В его глазах читается печаль, тоска. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Она ушла из жизни в 1931 году55. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Так ли это – судить зрителям.
Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Имя Репина стало широко известным. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Родом из семьи военного поселенца. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Комната небогатой интеллигентной семьи. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Л. Н. Толстого». Работал в плакате и в книжной графике. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. И это не скрывает Репин. Действительный член Академии художеств с 1903. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Убийство свершилось. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
О чем эта история. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Мне минутами становилось страшно». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репин дважды подавал прошения об отставке. На моих друзей она производила то же впечатление. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Третьяков. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного.
Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены., Остроумова-Лебедева.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
О картине появилось много статей в периодической печати. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Над письмом склонился предводитель казаков. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Чтобы придать картине лиричность и не отвлекать внимание зрителя от разнообразия ярких человеческих типов, художник умышленно выбрал именно вечернее освещение.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. — сказал Крамской. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Репин никуда не делся. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Третьяков»109. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Не доносчик ли.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин встречал их по средам. Они словно противопоставлены друг другу.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин считал сам эту картину красивой.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Много учился на написании портретов близких и друзей. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Внимание художника тяготит их. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Стасов присылает ему все, что он просит. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. «Как. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Однако в Советской России он оставался «своим». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Рассмотрим "ближний круг". Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Рисунок уверенный, лепка твердая. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Каждый персонаж переживает что-то своё. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Публике картина понравилась. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». — И. Г. ) посидеть мне смирно. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В его взгляде осуждение и тревога.
Имя Репина стало широко известным. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В конечном варианте оно одухотворённое. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. художественный музей им.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Широко известное и признанное произведение И. Е.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Работал весь день, не замечая времени. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В эту минуту в комнату вошел Христос.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25., Серов Серов Валентин Александрович Великий русский художник, мастер портрета, автор исторических полотен. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.