Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника.
Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Тоже учился в основном у отца. Прежде всего, его учениками были сыновья, двое из которых сделались живописцами, а один – архитектором. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Портрет написан незадолго до её смерти.
В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Мода на калмычат была большой.
Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Особенно ценилось красивое, покрытое узорами оружие, так как отец Петра I, царь Алексей Михайлович, был страстный охотник.
авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Шереметева» (1763), «Портрет графини В. А. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Пётр очень любил сестру.
У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Проходит много лет. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых.
Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». И в лице ее и в костюме есть та подлинность, которая для нас очевиднее и дороже авторских указаний или документов. Был крепостным графа П. Б. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Шереметева. Тонкая пёстрая декоративная ткань отделки написана с большим мастерством, контрастируя с тяжёлым бархатом. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Получила превосходное воспитание и образование.
Можно только предполагать. Но почему черенок кисти изогнут. Автопортрет (. ). Портрет графа А. М. ДмитриеваМамонова, 1812, ГосударственнаяТретьяковская галерея, МоскваПортрет императора Павла I, 1797, музейусадьба ОстанкиноНаиболее известны исполненные им образы крепостных актрис театра Кусково — юнойдвенадцатилетней Татьяны Васильевны ШлыковойГранатовой (1789) и Прасковьи Ивановны КовалевойЖемчуговой в красной шали (Портрет графини Шереметьевой, 1802) и полосатом халате (1803). Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.
Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. На окраине Москвы построен своеобразный уголок Западной Европы – Немецкая слобода, мастера которой и весь её быт оказали своё влияние на молодого Петра I. Пётр рано понял, что в России надо многое изменить – создать регулярную армию и флот, развивать торговлю, образование и всю свою энергию направил на реформирование жизни страны. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Скоропадского.
В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). Аргунов И. П. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века.
Получил вольную также в 1816 году. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Никаких препятствий Шереметев не чинил. и Я. И. Непосредственность и невинная ясность словно лучится из «Портрета калмычки Аннушки» (воспитанницы Шереметьевых).
Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Аргуновых. Отец Н. И.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Он прекрасно справился со своей задачей, создав парадный портрет монаршей особы и подчеркнув все тонкости пышного окружения императрицы.
Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Заказов со стороны он уже не брал. Но совсем недавно искусствовед Т. А.
В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Шереметевой» (1866). Никитин любил царя. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова.
Каравак работал преимущественно портретистом. Из-за дороговизны работы приглашенных иностранных мастеров многие дворяне прибегали к услугам доморощенных и часто крепостных художников. Зрителю как бы предлагали в первую очередь общение с реальными «персонами», олицетворявшими собою государственную и частную жизнь дворянской России. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Иван Аргунов.
Родился в 1771 году в семье крепостного художника. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Хрипунова, где он изображен вместе со своей супругой. В настоящее время среди всех работ Аргунова самым большим спросом пользуются репродукции картины «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами.
Часто он писал поясные портреты используя минимум оттенков цветовой палитры. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. А ведь уже в 1750-е гг.
Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Так как государыне не полагалось позировать крепостному холопу, Аргунов должен был писать ее «наизусть, с примечания в выходах». Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Когда стали Ивана Аргунова осыпать заказами, разрешил граф ему устроить большую мастерскую.
Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Ему было тогда двадцать пять лет.
Лицо более выразительно, определён цвет лица с лёгким румянцем и форма груди показана более правдоподобно. Портрет Екатерины II. Черкасского.
Шереметевой» и «Портрет В. П. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым.
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. В 1760-е года начался настоящий рассвет в творчестве Аргунова.
Художнику предстояло ещё многому научиться. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. К ним можно отнести такие картины Ивана Аргунова, как «Портрет графа П. Б. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Кроме того, он делал на заказ копии картин известных художников в ущерб собственному творчеству, хотя уже в 17 лет работал как профессионал.
Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. На плечо накинута мантия коричневого бархата, показанная крупно, без лишних складок, что придаёт портрету парадность. Шлыковой-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве). Больше всего в его творчестве ценилось то, что он даже не пытался идеализировать воплощаемый им образ, а смело изображал даже малейшие изъяны в лицах. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка.
А. А. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия.
Уже одна из его самых ранних работ «Портрет княгини Лобановой-Ростовской» построена на колористическом контрасте холодных и теплых цветов и одновременно передаче характера модели, а не только ее внешней привлекательности. Однако его лучшей работой по праву считают загадочную «Неизвестную крестьянку в русском костюме» изображающий женщину, одетую в отвечающий всем этнографическим правилам костюм жительницы Московской губернии. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).
Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Возможно, учился живописи у двоюродного брата Ф. Л. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли.
Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Она была образованна и талантлива, сочиняла стихи, любила театральные представления, писала пьесы и сама ставила их на сцене своего дома в Петербурге. Наталья Алексеевна показана в лёгком повороте, как и Прасковья Ивановна. Как естественно она изображена. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Картины Ивана Аргунова являются по своему жанру парадными и одновременно камерными, «интимными».
Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Портрет неизвестной в русском костюме был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Шереметева.
Никитин прошёл обучение в Италии и во Франции и вернулся, как предполагается, в 1720 году. Самые лучшие картины Ивана Аргунова, по мнению многих критиков, это камерные портреты К. А. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку.
Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Екатерина II одобрила, сказав что «работа и идея хороша, также и в лице сходство есть, а более нижняя часть лица похожа» и заметила, что она с удовольствием позировала бы художнику – «для чего де не сказали, мне де самой надобно сидеть».
Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Троюродная сестра императора Петра II.
В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Немногие дошедшие до нас картины Я. И. Аргунова (портреты В. П. Разумовской, 1824 неизвестного в меховой шапке) близки постилистике к работам брата Николая. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Николай Иванович Аргунов умер в 1830 году в Москве. Яков Иванович Аргунов (1784 — после 1835), еще один сын Ивана Петровича Аргунова. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.
В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми. Лицо царя смуглое и моложавое. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. В основу подобной развески Дягилев положил иконографический принцип, то есть упор делался на самих личностях изображенных, а не на творческих индивидуальностях мастеров. Шереметева. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов.
Она родила ему сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье – она умерла через три недели. С ранней юности Иван Петрович Аргунов начал писать портреты русской аристократии. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Сам заваливал его работой. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова.
Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.
Речь идет о «Портрете калмычки Аннушки» (1767). Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Это означало, что художнику необходимо было запоминать черты лица своей модели, увиденные на каком-нибудь придворном торжестве и уж затем, по памяти, переносить их на холст.
авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Шереметеву «Миллионным домом». И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго.
Особенно хорош портрет княгини. В «Портрете Екатерины Второй» он воссоздал все стандарты барочного триумфа и сложной игры складок на ткани, в портретах Шереметьевых представил нам изысканность, подчеркнутую игрой темного фона и света, сфокусированного на лице и одежде моделей. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Можно предположить, что это определение перешло в название. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Можно добавить, что молодой граф П. Б. Гроота. Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом.
Аргунова и у Г. Х. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.
Николай Аргунов. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия.
Шереметьевы отметили его дар и сделали своим придворным портретистом. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Эту традицию художник продолжил и в многочисленных портретах Шереметьевых («Портрет графини Варвары Шереметьевой», «Портрет графа Петра Шереметьева».
Николай Аргунов. Кроме того, он еще обучал других мастерству «художества».
Шереметева, 1768, Кусково). Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. В портрете Аннушки художник передал обаяние ее детской непосредственности, ее общительный и живой характер и правдиво, без экзотики показал национальное своеобразие ее облика.
На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного». Бахрушина, Киевском музее русского искусства, музеях Рязани, Уьяновска и других. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Мать её очень любила вести светский образ жизни, вот таким образом всех дочерей своих рано начала вывозить.
И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Панина. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы.
Как сообщается в каталоге живописи XVIII века Русского музея, Иван Никитин приехал в Петербург в 1711 году. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. П. Б. Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей.
Художник умер в 1802 году, так никогда и не узнав вкуса свободы. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Особенно хорош портрет княгини. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.