Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. В 1889 женился на Н. П. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. не имевшую себе равных. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Сначала работал самостоятельно, потом пользовался советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в начале 1880-х гг. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. живописи. Ни ветерка. Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи.
Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». И из битков жил не блызжет.
Бенуа). После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Однако со второй половины 1890-х гг. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. В1913г. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Репина (1881–82), частную мастерскую П. П.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». К 1917 году в коллекции у Остроухова находилось: 117 икон: свыше 600 предметов церковной утвари: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура 237 произведений русских художников около 40 произведений западноевропейских художников около 20 различных скульптур. лит. -худож. Познакомившись с С. И.
И. С. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. После смерти О. музей был закрыт, осн. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». и лит. После смерти художника в 1929 музей был ликвидирован, собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ.
было подлинным откровением. Остроухов занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти – коллекционированию картин. Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы – все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Поленова, И. Е. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Остроухов вел активную общественную деятельность.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день.
Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. Остроухов уже добивается успеха.
Поэтичные картины Ильи Остроухова были лишены того напряжения и драматизма, который присутствовал в пейзажах Левитана, скорее, они написаны в мягкой, солнечной манере, свойственной импрессионистам. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Природа России стала главной темой и его живописных работ. В середине 1880-х гг.
Все работы Остроухова 1880-х гг. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. С 1906 г. – д. чл. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Жил в Москве, с сер. Серовым и бр. Экспонент (с 1886) и чл.
В собрании Остроухова иконы висели рядом с пейзажами, портретами, натюрмортами и это не только не умаляло художественных достоинств икон, а, наоборот, подчеркивало их необычайную живописность, декоративность, пластику. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А. И. Мамонтова.
Действит. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). художник, коллекционер, музейный деятель, д. чл. академию коммерч.
Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Толгует подделками. Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода из той среды, которая поставляла колоритнейших типажей для пьес Островского, Остроухов и сам любил бравировать своими купеческими ухватками, напоказ капризничая в окружении интеллигентных гостей – Александра Бенуа и Абрама Эфроса. Слышал я, что Шаляпин всем интересуется. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Саввинская слобода». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Чл. Чистякова в С. -Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д. перечень). Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Талант. Щедрина и др. ) и зап. -европ.
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. с В. А.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Был я уже довольно известным в Москве и как художник и как собиратель иконы. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. С 1905 по 1913 гг.
И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Самородок. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами.
гор. Одна из важнейших задач интересовавшая художников этого периода, проблема движения в картине. Саввинская слобода». Он советует приехать на родину, так как только здесь он по-настоящему «дорогой» и к нему отнесутся бережнее, любовнее и внимательнее. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
Подмосковья), сочетающего реалистич. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09). После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея.
Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Остроухов уже добивается успеха.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Окончил Моск. Очерки понравились, понравился и юный автор. Голос, правда, непревзойденный, — и красота и сила: раз послушал, другой, третий — красота.
Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Остроухова». Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
— вот и ему будет приятно меня навестить»1. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Моск.
После октября 1917г. В 1918 году он получил от новой власти курьёзный пост директора своего же трубниковского музея: коллекцию национализировали, но за хозяином закрепили пожизненную должность хранителя. выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
Боткины). Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Учился самостоятельно, пользовался советами АА.
был назначен главным попечителем галереи. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Левитана, В. Д.
Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус. Со второй половины 1890-х гг. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Мамонтовыми по Италии в 1887).
Моск. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. и уникальная подборка древнерусских икон.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. И. С. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».
Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения».
В 1889 году И. С. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Остроухов приобрел две небольшие по размерам жанровые работы Шебуева которые смотрелись настолько живописно-красивыми, мастерски скомпонованными, что по ним можно было видеть мастера европейского уровня. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей).
часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Чистяков.
После смерти Третьякова (1898) Остроухова избрали в Совет Третьяковской галереи, он стал фактически ее руководителем, а в 1905г. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. об-ва (с 1905).
С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества. Нельзя так. В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». На склоне лет художник так рассказывал о своей встрече с Шаляпиным: «Услышал я, что появился какой-то Шаляпин. ушел в отставку.
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В коллекции Остроухова были представлены бесценные образцы новгородской, московской, ярославской, строгановской, византийской иконописных школ. После его смерти коллекция, включавшая более 200картин русских мастеров, 40 полотен западноевропейских художников (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса и др. ), свыше 650 рисунков и акварелей, 250предметов русскогодекоративно-прикладного искусства, более 100икон, образцы древнеегипетского и древнегреческого искусства, была распределена по разным музеям России. ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл.
петерб. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). иск-ва, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и науч.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. чл. Собрание Остроухова обладало столь высоким качеством икон, что по нему можно было составить настоящую историю русской иконописи. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи.
В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Иванова, И. И. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. храмов Москвы и Подмосковья после смерти П. М.
Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера уИ. Е. Путешествовал по странам Европы (в т. ч. В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств.
учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. И. Е. Репина представляли в коллекции Остроухова портреты: этюд к портрету Л. Н. Толстого, сделанный в Ясной Поляне, акварельный портрет Л. Н. Толстого, портрет дочери художника, все работы очень высокого уровня. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Врубеля, А. А.
Голосище только для Волги да широких русских просторов. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Остроухов Илья Семенович (1858-1929)Русский художник, передвижник.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Мастер лирич. Советы прославленных художников, атмосфера Абрамцевского кружка, талант и трудолюбие сделали свое дело – Остроухов стал профессиональным пейзажистом, не подражающим своим знаменитым товарищам, а ищущим свой путь в искусстве. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
В библиотеку Остроухова допускались немногие. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Остроухов одним из первых в России осознал огромное художественное значение иконописи. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума.
Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. практич. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
АХ (1906). В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. об-ва (с1887), чл. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). В эти годы Остроухов вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью.
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. В сложных случаях на Трубниковском созывался консилиум музейщиков и искусствоведов, которым предлагалось осмотреть картину и разделить заключение хозяина. И захотелось мне познакомиться с этимШаляпиным. Боткиной (см. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.
Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции). В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917). Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
40 живописи и графики и ок. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Академии художеств.
Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.
А. Н. Бенуа писал ему3 в 1907 г., что после исполнения в концерте арии из «Князя Игоря» публика и особенно русские эмигранты, долго и много аплодировала Шаляпину и оркестр не смог сыграть последний номер программы в 1911 г. А. П. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. В дальнейшем из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году были созданы «Не дрожат листы» и «Березовая осень».
Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Его декорация к Кармен очень понравилась». Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах.
И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. пейзажа (преим. Излюбленная всеми пейзажистами, уютная, живописная подмосковная природа приобрела у Остроухова абсолютно неожиданное мощное выражение. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи.
Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Получив в качестве приданого огромное состояние, увлекся коллекционированием. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож. 1880-е гг.
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. В особняке Остроухова в Трубниковском переулке в Москве (ныне – филиал Государственного литературного музея) был создан частный художественный музей. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова.
Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Именно в пейзажной живописи этого периода отразились итоги достижений художников предшествовавшего поколения, прокладывались пути для поисков искусства начала ХХ века.
Репин, П. П. Эмоциональные образы русской природы. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. и Ю. А.
Поленова, И. И. Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Продолжения не было. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.
Купил длянь. Западноевропейская часть коллекции (ок. Зимой 1882-1883 гг. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное искромное изображение русской природы» (А. Н. 1870-хгг.
Киселев, И. Е. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. и муз.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Все это богатейшее и ценнейшее собрание иконописи проявилось в полном своеобразии и совершенстве именно благодаря усилиям Остроухова. Пополнение музея снова пошло планомерно.
Наиболее известна картина Сиверко (1890). В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Киселёва, И. Е. Остроухов сформировался как художник в творческой атмосфере Абрамцевского художественного кружка. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Остроухов женился на Н. П. Боткиной, дочери одного из богатейших московских купцов. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. С 1901 гласный Моск. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. коллекционированием, также изучением др. -рус.
Федотова, С. Ф. И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму, находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи вернувшись в Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. В этом этюде темные вертикали стволов еще более подчеркивают переливающуюся всеми оттенками охры массу листьев, сверкающих на ветках, покрывающих ковром траву. б-ку ГТГ.
Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью– брал уроки у А. А. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук.
Его лучшие работы («Золотая осень», 1886–87, «Первая зелень», 1887–88) близки «пейзажу настроения», представленному в русской живописи И. И. Левитаном и А. К. Саврасовым. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Участник Абрамцевского художественного кружка. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Боткина (дочь П. М. Третьякова, основателя картинной галереи) делилась с Остроуховым впечатлениями4 о блестящей комедийной игре Шаляпина в театре Монте-Карло в роли Дон-Базилио и о его чудесном гриме. кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10). Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.
Саврасова, В. А. Собрание служило серьёзной основой для изучения иконописи благодаря Остроухову увлечение русской иконой широко распространилось среди московских любителей. Наиболее известна картина Сиверко (1890).
Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. П. М. Третьяков считал "Сиверко" лучшим пейзажем своей галереи. Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Почти все его время занимало коллекционирование.
В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
Родился в купеч. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Репина, брал уроки у П. П. Таким образом, в творчестве Остроухова наметились две основные линии развития – поиски создания обобщенного образа русской природы, с одной стороны и дальнейшего развития колористического этюда пейзажа-настроения – с другой. Передний план заполнен тонкими силуэтами березок с едва распустившимися интенсивно зелеными молодыми листьями. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы.
К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. С1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка.
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя. Собрался я его послушать. наук (1873). Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»).
Впоздние годы жизни занимался преим. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Поначалу бестолково. Остроухов происходил из очень богатой купеческой семьи получил прекрасное образование, знал три иностранных языка играл на рояле.
Их листва – желтовато-зеленоватая. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. А. Серов). архит.
Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Толстого, П. А. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Этюд, как и законченная картина, должен быть продуман и построен, свеж и тонок по цвету, непосредствен по настроению, что давалось только длительной, вдумчивой работой на пленэре. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова.
В середине 1880-х гг. М. А. В лесу тишина. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож.
семье. Когда изнемогали они силушкой — прилегали к родной матери-земле и сила умноженной возвращалась к ним»6. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая.
Оно бледное, серовато-голубое. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Черногубова.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». И. С. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Ублать.
ОСТРОУХОВ Илья Семёнович, рос. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Шишкин, Саврасов, Васильев, Перов, Крамской выглядели в его собрании чаще всего великолепными колористами и превосходными рисовальщиками.
Молодой художник был замечен критиками. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Серова, Ф. П. Друг П. М. Третьякова. Саввинская слобода». С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых.
А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Остроухов как бы все сказал. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь.
Из купеческой семьи. Совет покупал для галереи новые произведения, руководил развеской, перестройкой экспозиции. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Однако время от времени кто-то из новых пытался экспроприировать особняк со всем содержимым. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Его декорация к Кармен очень понравилась». (работы М. А. Служил в Торговом доме Боткиных.
В коллекции Остроухова хранились и иконы XVII в., особенно разнообразны и многочисленны были работы строгановской школы. думы. В картине нет рассказа.
и уникальная подборка древнерусских икон. произведений. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Нет, не уступает.
Работал в Торговом доме Боткиных. музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все– в ГТГ). Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников».
Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». В 1889г. С середины 1890-х гг. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Репина, А. К. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Остроухов собирал иконы, живопись. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ О. оставался пожизненным хранителем музея). Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. археологич. В этюдах конца 1890-х гг. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства.
Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Это было худшее время за всю историю музея. Такие демарши жестоко карались. Саврасова.
Имп. Остроухов собирал живопись ради живописи. Эпический пейзаж «Сиверко» (1890) был высоко оценен современниками и приобретен П. М. Третьяковым. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Третьякова– чл. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).