Так, своим старанием и трудом, с помощью Пера, Фотокамеры и Кисточки, по сказке, И. Н. Крамской стал одним из самых талантливых русских художников XIX века. Крамскойи. н. Крамскойи. н. Вениг Б. Б. Григорьев А. К. Дмитриев Н. Д. Журавлёв Ф. С. Корзухин А. И. Крамской И. Н. Крейтан В. П. Лемох К. В. Литовченко А. Д. Маковский К. Е. Морозов А. И. Песков М. И. Петров Н. П. Шустов Н. С. ВенигБ. Б. В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров.
Работал над альбомом, посвящённым коронации Александра III (1883-1885) создал также несколько скульптур («Голова Христа», ГТГ «Христос», 1883, ГРМ). Попов был женат, обещал развестись, но в результате уехал и оставил ее одну. Крамской преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). Между тем домашние желали распорядиться его судьбой по-своему. В качестве ретушера и акварелиста, путешествуя по России, он проходит своеобразную школу. Она трактована Крамским трагически возвышенно.
Это работы «для души» – в отличие от тех заказных, которые отбирали львиную долю времени и сил, но были необходимы, поскольку обеспечивали существование и семьи и Артели: росписей храма Христа Спасителя в Москве (по договору с профессором А. Т. В портретных типах Крамского различие менее существенно, чем сходство. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности.
В 1862 г. из его мастерской вышла неоконченная программная работа на 2-ю золотую медаль Поход Олега на Царьград, две большие копии: с картины Я. Капкова Силоамская купель для академической церкви и с картины П. Петровского Ангел приносит пастухам весть о Рождестве Христовом, а также ряд портретов. В 1869 году посетил Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж в 1876 – Рим, Неаполь, Париж, где познакомился с Ж. Э. Виделась Крамскому и перспектива будущей широкой выставочной деятельности.
Исполняя обязанности мальчишки, он писал стихи, много читал и настолько был поглощен различными модными в то время научными вопросами, что собирал вокруг себя аудиторию из подмастерьев и учеников и разъяснял им такие вещи, как «животный магнетизм, месмеризм и прочую чертовщину», как сам писал потом. Оттуда часто доносились звуки хорового пения, скрипки и флейты. Работа, помимо каталога живописи, содержит выдержки из писем художника, дневниковые записи, рецензии друзей на полотна, что, по сути, является уникальной информацией. «Русским гражданином» назвал его И. Е.
В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников. К числу лучших портретных произведений Крамского принадлежит его «Автопортрет» 1867 года (ГТК), к числу самых известных – знаменитая «Незнакомка» (там же). Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Словом, Крамской своим отношением оживил школу и принес ей большую пользу.
— художник, род. Как рано появилось у меня влечение к живописи — не знаю. Еще раньше в 1863 году, когда был опубликован роман Н. Г. Чернышевского «Что делать. », где описана некая идеальная артель, Крамской осуществил этот идеал на практике, возглавив «бунт четырнадцати». В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение». Темы собственного творчества Крамского, однако, не были типичны для передвижников. Наиболее блестящим периодом деятельности Крамского были семидесятые годы.
В ряде произведений художника проявились черты академизма (портреты певицы Е. А. Крамской преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-1868). Потом Попов уехал за границу и репутация молодой женщины «пала». Дома было скучно. Учился в петерб.
Салтыков-Щедрин, Н. А. Иванов оценивается автором статьи как предтеча, провозвестник и учитель новой живописи – «переходный художник». Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения «Артели». Гаршину: «.
Большинство передвижников обвиняет его во всех смертных грехах – и в том, что его работы стали «неискренними» и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи и в панславизме и в роскоши, в которой он якобы погряз и даже в том, что он носит модные красные чулки. В. В. Центральное произведение Крамского – «Христос в пустыне» (1872, ГТГ смотри иллюстрацию к статье Иисус Христос) за эту работу ему присуждено звание профессора Академии Художеств, от которого он отказался. На следующий год решился поступить в акд.
О том событии Крамской скажет: «Единственный хороший день в моей жизни, честно и хорошо прожитый». В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Будучи учеником проф.
Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Суворина, 1881, Государственный Русский Музей). Тема торжества земной власти и покорной ей толпы над одиноким проповедником определяем содержание замысла Крамского в картине «Хохот». Он писал о Крамском: «Вот так учитель. 50 коп.
Крамской: Очерк / И. С. Ненарокова. Снова началась борьба со старшим братом, который тяготился обязанностью содержать Ваню. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна.
Кроме портретов в период семидесятых годов появилось несколько картин — Майская ночь, Охотник на тяге, Пасечник, Христос в пустыне, Лунная ночь и полукартина, полупортрет, — Созерцатель и великолепнейшие этюды — Лесник, Оскорбленный еврейский мальчик (удивительнейшее произведение по силе экспрессии), Мельник таких картин и этюдов было немного, подавляющее число составляло портреты. Иван Николаевич Крамской / Т. И. Курочкина. Крамской с любовью работал и над гравюрой крепкой водкой (офорт) и уже в 1872 г., как видно из письма Крамского к Ф. А. Васильеву от 22 февраля 1872 г. имел свою собственную офортную мастерскую. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью.
По четвергам сюда на своеобразные рисовальные вечера собирались художники – артельщики и гости, приходили студенты, ученые, литераторы – цвет «шестидесятников». Бытовыми вопросами в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова). Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью.
С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Работал над альбомом, посвящённом коронации Александра III (1883-85) создал также несколько скульптур («Голова Христа», ГТГ «Христос», 1883, ГРМ). Прослужив у Данилевского условленные три года, он тотчас переехал в Петербург и поступил в Академию, благо тогда (1857 г. ) никаких словесных экзаменов для поступления не требовалось.
В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. В Дрездене его сильно поразила Сикстинская Мадонна.
Со временем Крамской обосновался в Санкт-Петербурге, поразившем будущего портретиста «величественной своей сухостью». Дмитриева – Оренбургского. «Мимолетное» его не интересовало – он ощущал себя пророком, бьющим в набат и страшно огорчался, когда ему казалось, что его не слушают. Подробно о музее расскажет издание «Картинная галерея им. Перова, Н. В.
Картина «Н. А. В 1863 году возглавил «бунт четырнадцати», который завершился выходом из Академии Художеств её выпускников, организовавших Артель художников во главе с Крамским (1863). Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок. Многие идеи Крамского получили осуществление уже после его смерти (организация независимой от Академии Художеств художественной школы, созыв съезда русских художников и др. ). Книга рассказывает о великой судьбе великого художника.
Портретов же он нарисовал (так назыв. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле».
В письме к его жене от 19 ноября 1869 г. читаем: Никакая книга, ни описание, ничто другое не может рассказать так цельно человеческой физиономии, как ее изображение. За два года до смерти своей он пишет А. С. Суворину: «Я самоучка во всем, кроме грамотности». Маркова. Третьяков и другие. В 1872 году на Второй передвижной выставке появилась картина Крамского «Христос в пустыне».
В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние). Продолжение темы в картине «Хохот» окончилось поражением: работа так и не была завершена. – Воронеж: «Творческое объединение «Альбом»). При всех неприятных свойствах своего характера он к тому же еще сильно пил. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Из этого несколько наивно выраженного признания нельзя не видеть, что жизнь вне «милой живописи» теряла в глазах пылкого юноши свой главный смысл. Несколько раз Крамской ездил за границу – в последний раз это случилось в 1884 году. Участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве (1863-1866) исполнил образа для русской посольской церкви в Копенгагене (1883-85). Он описывает свое прощание с людьми и предметами, наиболее ему дорогими, с любимыми книгами, с картиной собственной работы («Смерть Ивана Сусанина»), даже с мебелью и различными безделушками чувства, понятные для всякого, кому приходилось в юности покидать обстановку детства.
Родился в семье письмоводителя городской думы. Но тут произошло событие, резко отразившееся на всей остальной жизни художника.
«В парке. Выполненная в монохромной манере (карандаш, сухой мокрый соус, реже – акварель и кое-где в светах – белила) портретная серия «шестидесятников» занимает особое место в истории отечественной культуры. Видно, сказать бы пришлось нечто не особенно лестное.
Картина «Н. А. На беду, в самый разгар лихорадочной деятельности запивает ретушер. Третьякова, Д. В. Изгнанные из Академии художники образовали самостоятельную Артель, которую возглавил Крамской. Создает картины, Охотник на тяге, Майская ночь, Лунная ночь, насыщенную психологизмом знаменитую картину Христос в пустыне, которую восторженно оценила тогдашняя публика. Репина, М. А.
И. Н. И в этом нас убеждает книга Курочкиной Т. И. «Иван Николаевич Крамской» (Курочкина Т. И. Эти «портреты-драмы» (по определению В. В. Однако материальной нужды семья, по словам самого Крамского, не терпела: отец получал десять рублей в месяц жалованья и, кроме того имел большие доходы от записей в гильдию, что давало иногда от шестидесяти до семидесяти рублей в месяц.
» (Последние слова относились к первой страсти юноши Крамского). Крамской переступает очередную ступень славы, завораживая всех своими выразительными работами. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. Продолжая традицию вечеринок Крамского, артельные «четверги» стали школой нового искусства.
Центральное произведение Крамского – «Христос в пустыне» (1872, ГТГ) за эту работу ему присуждено звание профессора Академии художеств, от которого он отказался. Не воротишь Я иногда думаю: может быть, я и не художник совсем, может быть, я и не остался бы в сфере искусства при других обстоятельствах» «Мне не дано обстоятельствами знание – лучшее, чем человек может обладать в жизни, – пишет он через тринадцать лет (в 1876) Ф. Ф. Петрушевскому. – Я всегда, с ранней юности с завистью взирал на людей науки, а теперь зависть хотя и улеглась с летами, но уважение и любовь к науке остались как сожаление о чем-то окончательно утраченном». Ренаном, автором книги «Жизнь Иисуса».
Терпеливо перенося всевозможные невзгоды, Крамской находил утешение в дружбе с сыном Данилевского, гимназистом, в не покидавшей его страсти к чтению и черпал новые силы в неиссякаемом источнике своей любви к природе и живописи. и как гром поразила его безвременная смерть великого художника. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Хотя в последние годы жизни он как будто склонен был к примирению с академией, но это объясняется тем, что он думал и надеялся дождаться возможности ее преобразования согласно с его основными взглядами. К лучшим произведениям непортретной живописи К. относятся: Майская ночь (по Гоголю), Дама в лунную ночь, Неутешное горе, Полесовщик, Созерцатель, Христос в пустыне и некоторые другие. Стасова раздражал «Христос» Крамского.
Литовченко. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Большинство заказов он отдал И. Крамскому. Толстого как бы в ореоле завоеванной им репутации художника эпического склада. Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Когда Крамской кончил курс уездного училища, отца его уже не было в живых.
– 60 с. : фотоил. ). Л. Н. Одним из его учеников был Илья Репин.
Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. - М. : «Совет. В это время ему было шестнадцать лет. В 1869 г. он впервые ненадолго поехал за границу. Академии художест (1857-1863) у А. Т. Помог небольшой опыт, который юноша приобрел самоучкой.
В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Когда работа в Острогожске закончилась, Данилевский уехал в Харьков и через два месяца выписал к себе «Ивана Николаевича». Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Жизнь Крамского у фотографа далеко нельзя было назвать счастливой. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В юные годы был писцом, ретушёром фотографий.
Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. Крамской говорит в своей автобиографий — потом (с 1870 годов) пошли портреты, портреты и портреты и карандашом и красками и чем попало. Удивительно, но судьба распорядилась так, что сам художник взял в жены «девушку с прошлым», с разрушенной в глазах общества репутацией. Круг обязанностей его вскоре определился, но определился абсолютно неожиданным образом. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», – писал он.
Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков. «Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному», – писал он не раз. Смерть, последовавшая от аневризма, была мгновенной. Д. А. Толстого (1869 г. ) — за последние портреты он получил звание академика, кн.
Крамским после «Христа в пустыне». Но и художественная их значимость – тоже особая. Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения.
оказавшись в безвыходном положении. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств.
Обладавшие в глазах современников исключительным духовным, нравственным престижем, они выглядят на портретах Крамского «мужами битвы и сонета», словно бы жрецами сурового общественного ареопага. С этих пор, говорит Тулинов, Ваня стал Иваном Николаевичем Крамским.
Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Портрет жены и дочери» (1880) – одна из таких работ. Не все ладно было в самом Товариществе.
Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее). Человек, с его думами, заботами, переживаниями, занимал мысли художника. И художественная артель, распавшись в корне, скоро совсем прекратила свое существование. Так, автор зорко подмечает холодноватую отчужденность во взгляде Н. Д. Художник-мыслитель, художник-психолог, подаривший русскому искусству «Христа в пустыне» и «Неутешное горе», честный боец за идею свободного национального искусства, написавший на своем знамени многозначительные слова: «Вперед без оглядки. » – Иван Николаевич Крамской провел свое детство в убогой обстановке.
Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве (1863-1866) исполнил образа для русской посольской церкви в Копенгагене (1883-1885). Родился в бедной мещанской семье в Острогожске Воронежской губернии. В тот же год лишился отца, писаря городской думы. Фотография Данилевского, по словам самого Крамского, давала «блин» – плоское изображение лица с резко обозначенными очертаниями глаз, носа и губ – и требовала «оживотворяющей» доработки.
И. Н. Крамского» (Картинная галерея им. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Родился в семье письмоводителя городской думы. Работа художника была долгой и мучительной. Художник в конце концов изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). Ваня радовался, что наконец достиг желаемого, но быстро наступило для него печальное разочарование.
Иван Николаевич был младшим из трех братьев. Можно предположить, что уже с раннего детства он был наделён тонкой, восприимчивой к красоте натурой. Журавлева (1864, Государственная Третьяковская галерея). Так писал двадцатилетний самоучка.
Тулинов – художник-любитель и фотограф, дружба с которым, несмотря на разницу в возрасте (Тулинов был много старше), завязалась на долгие годы.
В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Эти «портреты-драмы» (по определению В. В. Стасова) воплощают возвышенные этические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине нейтральность поз, точность рисунка и мягкость пластики акцентируют углублённость психологической характеристики.
Отец и в то суровое, как всякому известно, время казался человеком крайне крутого нрава. Он редко писал жанровые картины, обращался к евангельским сюжетам. Изучайте книгу – посетите музей. Он призывал избавляться от влияния Академии художеств на искусство, выступал за создание школ рисования и мастерских, где молодые художники могли бы учиться у опытных живописцев и при этом сохранять собственный стиль. медаль за этюд с натуры (в 1861 г. ) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: Моисей источает воду из камня. Некрасов в период "Последних песен"» (1877-1878) также автопортреты (1867, 1874 оба – в ГТГ).
27 мая 1837 г., ум. Герои его портретов – это преимущественно представители передовой русской интеллигенции, те, кого обычно называют «властителями дум» своей эпохи. Однако любовь к товарищам не делала взгляд Крамского менее зорким. В конце концов она, однако, уступила контракт был заключен и Крамской поступил к Данилевскому на службу в качестве ретушера и акварелиста на жалованье в два рубля пятьдесят копеек в месяц.
Мать Крамского долго не соглашалась, чтоб ее сын поступал к жиду (Данилевский был крещеный еврей), да еще уезжал с ним Бог весть куда. Третьякова Крамской создал галерею портретов деятелей русской культуры и науки: Ф. А. Е. А. Васильчиковой (1867 г. ), гр. В этот период Крамской создает галерею портретов посетителей артельных «четвергов», близких и дорогих ему товарищей, соратников, единомышленников. Большинство офортных работ Крамского — превосходны они сочны, приятны и эффектны. Не имея средств перевести меня в воронежскую гимназию, куда мне очень хотелось, меня оставили в родном городе и я стал упражняться в каллиграфии в той же городской думе, где место моего отца занимал тогда старший брат (старше меня лет на 15).
1860-е годы – это и первый плодотворный этап самостоятельного творчества. Милая живопись. В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым. В последние годы жизни Крамской создал ряд картин, по-новому открывших его живописное Дарование: «Лунная ночь» (1880), «Неутешное горе» (1884 все в Государственной Третьяковской Галерее).
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Как видно, будучи дошкольником, лучшие часы свои Крамской провел на улице. «Ах. Васильчикова (1867 г. ) и некот. Л. Н. Толстого, гр.
И Васильев умер. Но он выбрал иной жизненный путь – путь художника. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». Кроме того из общей группы его блестящих портретов выделяются портрет писателя Д. В. Григоровича, портрет Е. Лавровской оригинально представленной на эстраде, А. С. Суворина, И. И. Шишкина и Владимира Соловьева. В портретах Крамского, как в романе «Что делать. » Чернышевского, перед зрителем возникал образ героя будущего.
И вдруг, толчок. Общими силами они добились того, что фотографии вышли у них лучше, нежели у харьковского ретушера. Да, твоя картина — для художников. В автобиографических записках Крамской вспоминает первые детские впечатления: небо сквозь черную дымовую трубу, стволы тонких берез, отливающий перламутром лед на замерзших лужах, «страшно скорую» скачку казаков с пиками игру соседа на флейте.
Они были проникнуты пафосом утверждения нового социального идеала. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». В 1857 году поступил в Академию Художеств. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин.
В 1865 году он предпринимает шаги по устройству выставки в Нижнем Новгороде. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского. Третьякова, 1876, все – в ГТГ). В этой должности Крамской работал так успешно, его ретушерская кисточка создавала такие chef-doeuvreы, что скоро благодаря ему Александровский сделался «фотографом Его Императорского Величества», получил «Орла» и вся знать стала сниматься у него изменив гремевшей в то время фотографии Левицкого.
Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. И. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью.
Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Вождем и теоретиком передвижничества был Иван Николаевич Крамской (1837-1887), в 1863 г. возглавивший «бунт 14-и» замечательный организатор, художник и выдающийся художественный критик. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок». – Ленинград: «Художник РСФСР», 1987), в котором представлены некоторые произведения художника, в полной мере отражает глубину творчества великого русского живописца.
Эта группа учеников играла значительную роль во все пребывание Крамского в Академии. проснулся. Правда иногда это «исполнительство» несколько походило на кабалу, но, ска- жем так, «кабалу» дружественную, теплую, основанную на взаимопонимании.
Впрочем, в реальности все оказалось не столь гладко. Задуманная вслед за «Христом в пустыне» картина «Хохот» («Радуйся, царь иудейский», 1877-1882, Государственный Русский Музей) рассматривалась самим художником как второй том предшествующего произведения. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская Галерея) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский Музей этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев).
Умер за мольбертом во время работы. С первого года обучения Иван Николаевич отвергает консервативные устои и каноны, принятые на тот момент в Академии. Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Замысел «Хохота», относящийся к 1872 году, опередил реальные события – судьбу народнической эпопеи 70-х годов в ее действительной развязке имеющей символическое подобие в сюжете избранном И. Н. В течение их он дал ряд великолепных портретов: великих князей Павла и Сергия Александровичей (1870 г. ), Ф. Васильева, M. Антокольского, Т. Г. Шевченки (1871 г. ), И. Я. Шишкина, гр.
На картину холил смотреть чуть ли не весь Петербург, о ней писали восторженные современники («лама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. »), но никто так и не разлагал ее тайну. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках.
Все это время Крамской неустанно работал он начинает достигать известности своими великолепными портретами, например И. И. Шишкина (1869 г. ), кн. – М. : Дет. Дальше генеалогия моя не поднимается. Семейства фигуры были с ногами. Писал пейзажи и натюрморты. Д. А. Толстого, Гончарова и многие другие.
Он писал: «О чем надумывается, зачем надумывается, на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание вместо настоящего «дела», фактов, деяний – этого никто не объяснит». Видя полное незнание анатомии, Крамской принялся за чтение краткого курса этой науки. Сделался ли бы К. крупным историческим живописцем — трудно сказать. Знаменательно совпадение: фигура Христа по своему психологическому строю и пластическому рисунку поразительно напоминает написанный независимо и одновременно экспонированный на той же выставке портрет Достоевского работы Перова, тогда как печальный и безжизненный, с похожими на ледяные глыбы серыми камнями пейзаж с силуэтом одинокой фигуры вызывает в памяти перовский же «Последний кабак у заставы».
Картина осталась незавершенной. Крамской страшно обрадовался предложению Тулинова, под его руководством быстро постиг науку ретуши и согласился на условия, которые представил ему Данилевский. Душой этого предприятия стал Крамской.
Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. Интеллигент-разночинец идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир, – таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская Галерея). Однако Ваня не унывал и продолжал настаивать на своем: он верил, что победа в конце концов останется за ним и занялся пока своим образованием. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно.
Сотни самых различных физиономий возникают перед его глазами. Объединение свободных художников процветало. Вероятно, Крамской женился не сразу и первые дети появились вне брака.
Альбом «Иван Николаевич Крамской» подтверждает это и включает более 180 репродукций художника, что позволяет ощутить смелость и прогрессивность его художественных взглядов. И сегодня мы знаем И. Н. Крамского, прежде всего, как величайшего художника. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Крамского сильно интересовал Иванов его положение, судьба.
Григоровича, 1876, ГТК портрет А. С.
Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. В 1870 стал одним из учредителей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок. В юные годы был писцом, ретушёром фотографий. Заваленный заказами, Крамской, будучи уже учеником Академии, делился этой работой со своими товарищами, которые прозвали его «богом ретуши». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы.
Так или иначе упорный юноша пробил бы себе дорогу, но стал ли бы портретистом. Многие идеи Крамского получили осуществление уже после его смерти (организация независимой от Академии художеств художественной школы, созыв съезда русских художников и др. ). Вся семья, состоявшая из пяти человек, ютилась в небольшой собственной хатке, выходившей тремя окнами на улицу. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа.
Возглавил бунт четырнадцати, отказавшись писать на заданную тему Пир на Валгалле. А. Некрасов в период Последних песен» (1877-78) также автопортреты (1867, 1874 оба – в ГТГ). Ее смущало еврейское происхождение последнего (известна антипатия малороссов к евреям) и не убеждали даже уверения Тулинова и других знакомых, вмешавшихся в это дело, что он хотя и еврей, но крещеный. В своей автобиографии он упоминает еще о двух сестрах, рано умерших. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына.
Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам – в частности и Крамскому, который пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши». Не возможно не согласиться с тем, что талантливый человек талантлив во всём. Значительную роль в его творчестве играли портреты.
Всю жизнь Крамской пишет трогательные письма к «милой Сонечке», создает ее портреты, делает ее героиней своей картины «Неутешное горе». В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Гончарова, 1874 Портрет П. М.
художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Индивидуально-неповторимые особенности манеры поведения модели – поза, осанка, жест, характерная мимическая игра лица – все, что относится к области динамических характеристик живописного изображения исключено из поля наблюдения Крамского. На самом деле «заведение» было одним из первых российских фотоателье. В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров.
Особенно восхищала Ваню флейта. Ожидания эти сбылись работа закипела. Эту работу не стал покупать П. Третьяков.
Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). др. И это еще один «чернышевский» сюжет его жизни. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. П. Валуева (1873 г. ), Гончарова, Н. Ярошенко (1874 г. ), Я. Полонского (1875 г. ), Д. В. Григоровича, Мельникова, наследника цесаревича Александра Александровича (1876 г. ), Некрасова, С. Т. Аксакова, А. Д. Литовченко, Лавровской на эстраде, Ю. Ф. Самарина (1877—1878 гг. ), М.
Особое место в творческой биографии Ивана Крамского занимает картина «Христос в пустыне» – одна из самых известных работ художника, выставленная им на Второй выставке передвижников в 1872 году. Он не был сторонником эмансипации идеальная женщина для него – заботливая мать, хозяйка дома, верная супруга, но по иронии судьбы именно «Неизвестная», всегда окруженная ореолом таинственности стала одним из самых популярных картин Крамского да и русской живописи в целом. От Александровского Крамской перешел к Деньеру и, благодаря его ретушерскому таланту (Крамского прозвали богом ретуши), эта фотография сделалась первой в столице.
Живо и горячо отнесся Крамской к новому для него делу. Подобно Чернышевскому, художник любуется своими героями их серьезностью интеллигентностью, тонкостью и чуткостью, красящими даже неправильные, «не идеальные» лица. лит., 1991.
Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Вышедшие из Академии художеств выпускники создали Артель художников (1863-1870). Она воплотила его идеал женственности. Серова и многих других. Мир представал перед мальчиком празднично-цветным и никогда впоследствии не дано ему было пережить такого «восторга, спирающего дыхание», как в те дни далекого детства.
Васильева (1871), Л. Н. Как художник, был крупным мастером психологического портрета. Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян.
Именно Крамской в 1870-е годы стал тем портретистом, который в наиболее типичных своих созданиях выразил идеал личности. В морально-философском плане К. трактует религиозный сюжет (Христос в пустыне, 1872, ГТГ).
Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники).
«Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. 63 год, 9 ноября, когда 14 человек отказались от программы. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. И это оче-видный «Чернышевский» сюжет в судьбе художника – вспомним артель Веры Павловны.
Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». С любовью вспоминает Крамской серенькую обстановку, в которой протекло его детство. Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Это не картина — а слово, говорил Крамской. Толстого (1873), И. И.
Работал напряженно, «с огнем», с душой, модель была симпатична. Но средств на продолжение учения не было: двенадцатилетним он потерял отца. Учился в петербургской Академии Художеств (1857-63) у А. Т. Маркова. Созданные Крамским портреты крестьян отразили внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий социальный протест («Полесовщик», 1874, ГТГ «Мина Моисеев», 1882, ГРМ «Крестьянин с уздечкой», 1883, Музей русского искусства, Киев).
В 1870 году он стал руководителем и идейным наставником Товарищества передвижных выставок, сообщества художников-единомышленников, которое предполагало самостоятельно определять развитие художественной культуры в стране. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Ко всем бедам присоединялась еще и полная неудовлетворенность юноши работой у Данилевского, которого он, как видно из его слов, признавал безусловным профаном в живописи. К сожалению, круг его произведений известных широкому зрителю ограничен.
Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос. Альбом-проспект. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской.
В 1910 на родине художника был основан музей Крамского (ныне Районный историко-художественный музей имени И. Н. Крамского). Кроме этих портретов Крамской написал много этюдов, большое число рисунков Неизвестная (богато одетая красавица в полуколяске) и две великолепнейшие картины: — Лунная ночь и Неутешное горе последняя картина — это целая поэма в красках поразительно полное скорби лицо женщины у гроба. Четырнадцать выпускников отказались писать конкурсную работу по мифологической истории, желая выбрать свободную тему. Это полотно создавалось в течении десяти лет. Продолжением данной темы стало незавершённое полотно «Хохот» («Радуйся, царю иудейский. », 1877-80-е годы, ГРМ), в котором Крамской выразил пессимистический опыт поколения шестидесятников и крушение их надежд. В частности из книги Ненароковой И. С. И. Н. Как лучшие из них можно отметить портрет цесаревича Александра Александровича очень больших размеров, портрет императрицы Марии Александровны на смертном одре, поясной один 3/4 влево, другой в профиль (отпечатаны были лишь по 25 экземпляров) портрет художника А. И. Иванова портрет Тараса Шевченки в шубе и меховой шапке, погрудный, Христос в пустыне с собственной картины этюды к картине Майская ночь (два оттиска).
Тулинов обещал поделиться с мальчиком своими хорошими красками и тем заманил его к себе. Глубокий теоретик искусства, прекрасный организатор, сыгравший главную роль в образовании первых в России самостоятельных объединений художников (Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок), Иван Николаевич Крамской внёс огромный вклад в отечественную культуру. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника.
В Крамском угасала жизнь, но талант его, его художественная мощь еще были сильны в нем. Соседями с правой стороны были братья Крупченко, большие любители музыки. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.
Неврева, И. М. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Но Ваню не так легко было убедить. Данилевский.
Окончилась эта истории уходом Крамского из числа членов артели. В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. Потом служил несколько времени у посредника по полюбовному межеванию. Он этого не мог понять, что личное счастье не наполняет жизни. » «Оттепель» (1871) кисти Ф. Васильева, к которому Крамской всегда относился с почти отцовской заботой.
Иначе и нельзя сказать об этом удивительнейшем произведении Крамского. Боткина (1880), В. С. «Искусство обширно и неисчерпаемо. Толстого при жизни Крамского, признавая, что последний сумел выразить всю суть «великого Льва». О своём детстве художник писал следующее: «Я родился в уездном городке Острогожске, в слободе Новая Сотня, от родителей, приписанных к мещанству. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877 оба – Государственная Третьяковская Галерея).
Некрасов. Духом, двух рук, Христа и 4 апостолов для купола храма Христа в Москве, отчасти по эскизу А. Маркова. Жизнь его была нелегкой, приходилось постоянно искать источники пропитания. Тут пригодились Крамскому навыки, приобретенные в прежних скитаниях. В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Между тем занятия Крамского в Академии шли очень успешно.
Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старое-той и вдохновителем которой стал Крамской. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Шишкина, И. Е.
В 1870-е годы по заказу П. М. И. Н. Крамского). Вечером художники собирались вместе и проводили время за чтением, рисованием, обменивались творческими планами и идеями.
Сказать в России о ком-то, что он «истинный шестидесятник» – значило определить высшую до самоотвержения меру гражданственности, чистоты и честности, готовности служить делу защиты обиженных и угнетенных. У одного из соседей способный мальчик обучился грамоте, а затем окончил уездное училище «с разными отличиями, похвальными листами, первым учеником». Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Иванова «Явление Христа народу» вызвала самые разнородные толки. гской «Артели Из Академии молодой художник ушел с громким скандалом, сделавшим его имя общеизвестным.
Светлое, тонкое, по-особому одухотворенное лицо П. П. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Гончарова (1874), П. М. Артель художников была независимой от официальных кругов, ее целью была борьба за реалистические методы в искусстве.
В ряде произведений художника проявились черты академизма (портреты певицы Е. А. Лавровской, 1879 императрицы Марии Фёдоровны, 1882 оба – в ГРМ). «Честный человек – вертикален», – заметил как-то великий немецкий историк искусств Вельфлин. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. Тогда конкуренты выбрали депутацию лично поговорить с членами академического совета в числе депутатов был и Крамской.
Только спустя два года Крамскому удалось настоять на своем и он был отдан в науку к какому-то воронежскому иконописцу. — известный художник (1837—1887). Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью.
В этом почерпал он силу, узнавал свои недостатки и рос нравственно». Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. Техника живописи у Крамского была – тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. А. Т. Маркова, получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры (в 1858 г. ), такую же медаль за картину Умирающий Ленский (в 1860 г. ), большую серебр.
Скорбя о смерти Александра Иванова, «святого, великого и последнего потомка Рафаэля», двадцатилетний ученик Академии утверждает, что эта смерть знаменует конец старой «исторической религиозной живописи в том смысле, как ее понимал и которою жил Рафаэль», называет нынешнее состояние исторической живописи ничтожным и предрекает скорый расцвет нового искусства. КРАМСКОЙ Иван Николаевич, российский художник, график и художественный критик, академик петербургской Академии Художеств (1869). Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. В портретах Крамского эта вертикальная ось или «линия честности», порой подчиняет себе модели с властной серьезностью, например, в упомянутых уже портретах Салтыкова-Щедрина, Третьякова, Некрасова, художника А. Д. Рисование) и написал множество из них особенного упоминания заслуживают портреты С. П. Боткина, И. И. Шишкина, Григоровича, г-жи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов, мальчика еврея, А. С. Суворина, неизвестной, гр.
Среди пришлого люда был харьковский фотограф Я. П. Данилевский. 12 лет я лишился отца своего, человека очень сурового, сколько помню. Вдруг взгляд художника погас, кисть выпала из рук, проведя по полотну длинную линию. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы.
Кто изображен на портрете. Как сказать в последний раз прости. Художник писал В. М. Впереди оставался творческий конкурс — те, кто проходил его с успехом, получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.
В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Мадонна Рафаэля, пишет он в другом месте, действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания (насколько это наука сделать в силах) откроют действительные исторические черты обоих этих лиц. Особенно пленительно лицо О. П. В юности работал ретушером у фотографа. Артель отказывалась принять этот процент, но он настоял на своем.
Шишкина (1873), И. А. На следующий год мне выдали тот же аттестат, с теми же отметками, только с переменой года. Сам художник прямо говорил: «Я хотел нарисовать глубокомыслящего человека».
Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» (1883), до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью. – Ленинград: «Художник РСФСР», 1989. Ответа не последовало ни на первое прошение, ни на второе. Крамской неутомимо трудился и последние годы своей жизни.
Отец художника был писарем. Григоровича (оба 1876), М. Е. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. это не Христос.
А «раздумья» Крамского были о самоотверженной борьбе за высокие общечеловеческие идеалы, о духовной драме современного человека, не мирящегося с социальным общественным злом. Это есть выражение моих личных мыслей». Не случайно Репин так и не решился писать Л. Н. Его не слушали для семьи Крамского имя Брюллова было не более как пустым звуком. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок».
Стремясь психологизировать сюжетные композиции, Крамской создал произведения, сочетающие элементы портрета и тематической картины, раскрывающие тонкие душевные переживания и сложные судьбы («Лунная ночь», конец 1870-х годов, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884 все – в ГТГ). соусом, см. Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком. «Портреты его выходят препошлыми как выразился один остряк – это месяц в полнолунии». Толстого, 1873 Портрет писателя И. А. Но покорился он лишь внешним образом и на время.
Кошелева (1866, Государственная Третьяковская галерея). Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863).
Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Но мать долго не соглашалась на просьбу сына отпустить его на службу к фотографу. С 1857 г. по 1863 г. учился в Академии художеств. Особенно близок стал ему М. В.
Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи. Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Получая у Данилевского 2 руб. В Артели продолжалось идейное воспитание художественной молодежи.
«Христос в пустыне», написанный «слезами и кровью», являющий собою, по меткому выражению Н. Дмитриевой, «перенапряженность ищущей мысли», поставленный перед мучительно трудным выбором, — представлял собой в полной мере современное произведение. Муж и жена Орловы, кажется, прямо сошедшие со страниц романа Чернышевского «Что делать. ».
Крамского. Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок.
Обрадованный Данилевский начал переговоры со старшими братьями Вани. Еврей эксплуатировал своего молодого помощника. Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. Репина и др.
Орловой – одной из тех «хороших женщин», которые хотели «и дела и свободы». – 216. ил), в которой упоминается, что современники отмечали и литературное дарование живописца, что не будь он художником, он смог бы стать писателем, автором серьёзных, жизненно правдивых произведений. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Стремясь психологизировать сюжетные композиции, Крамской создал произведения, сочетающие элементы портрета и тематические картины, раскрывающие тонкие душевные переживания и сложные судьбы («Лунная ночь», конец 1870-х годов, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884 все – в ГТГ).
Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Сначала, для приискания средств к жизни, они образовали художественную артель, а в 1870 г. некоторые из них, присоединившись к молодым московским художникам, с Мясоедовым во главе, основали товарищество передвижных выставок (см. ). Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии. ». Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Врубеля, В. А. Некоторые ее участники скрывали свои доходы (декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы).
Товарищи последовали его примеру. Взволнованные и живые, они вводят читателя не только в круг остро волнующих автора проблем художественной жизни России, но и непосредственно отражают горячие споры посетителей артельных «четвергов». В 20 лет, не имея художественного образования, подал документы в Петербургскую Академию художеств и был принят. Начало 1870-х годов в жизни Крамского ознаменовалось еще одной дружбой – на этот раз трагической. В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Место в городской думе занял старший брат, а будущий художник там же «стал упражняться в каллиграфии», а потом поступил на службу к «посреднику по полюбовному межеванию».
Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. «Крамской: Очерк» (Ненарокова И. С. Крамской, очевидно, стремился запечатлеть Л. Н. Все же именно в 1880-х гг. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883).
Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». Завершила библейскую трилогию картина «Иродиада» (1884-86, ГТГ), трактующая известный сюжет как философское размышление о жизни и смерти. Товарищество передвижных художественных выставок возникло в 70-е годы 19-го столетия.
Брак оказался счастливым – Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Чистякова (1861, Государственная Третьяковская галерея), которому было предначертано судьбой стать учителем едва ли не всех лучших художников России – И. Е. Происхождения он был далеко не знатного. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса.
Самая ранняя из статей, увидевших свет уже после смерти Крамского, под названием «Взгляд на историческую живопись», относится к первым годам учения Крамского в Академии. Этот скандал получил широкую огласку. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Завершила библейскую трилогию картина «Иродиада» (1884-1886, ГТГ), трактующая известный сюжет как философское размышление о жизни и смерти. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею).
В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Еще в бытность свою академистом, он принес большую пользу своему профессору Маркову, употребив год времени на рисование картонов для плафона в храме Спасителя (в Москве), по эскизам Маркова. Книга (Иван Николаевич Крамской. Позже в Артели появилось фотоателье. К. сделался портретистом.
На Всемирной выставке 1878 года в Париже награждён золотой медалью. Каждый артельщик работал откровенно, отдавал себя на суд всем товарищам и знакомым. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Далее он говорит, что слово «живопись» есть для него «электрическая искра», что «при его произнесении он весь превращается в какое-то внутреннее трясение».
Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. Россия», 1988. Толстой, П. М.
Вот таким образом-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться. Единственный хороший день в моей жизни, честно и хорошо прожитый. Эти портреты – исторические документы огромной ценности ибо они представляют легендарное поколение «шестидесятников». В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888).
Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Приходилось расставаться с родным городом и близкими людьми. В 1863 году возглавил «бунт четырнадцати», который завершился выходом из Академии художеств её выпускников, организовавших Артель художников во главе с Крамским (1863). Салтыкова-Щедрина (1879 все – в ГТГ) С. П. Это М. Е. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи.
Продолжением данной темы стало незавершённое полотно «Хохот» («Радуйся, царю иудейский. », 1877-1880-е годы, ГРМ), в котором Крамской выразил пессимистический опыт поколения шестидесятников и крушение их надежд. Статья Крамского, написанная чуть высокопарным слогом, еще напоминающим страницы юношеского дневника, поражает неожиданной зрелостью суждений. Художественные способности у мальчика открыл один из жителей города ретушер Тулинов, дружба с которым скрашивала его невзрачное детство в провинциальном городке. Лавровской, 1879 императрицы Марии Фёдоровны, 1882 оба – в ГРМ). «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Итак, 1863 год – знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологиче-скую историю, отказались соревноваться за Большую зо-лотую медаль и хлопнули дверью.
Продолжая гуманистическую традицию А. А. Но тяжелая болезнь все сильнее и сильнее подтачивала его кашель душил и мучил его. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Тогда и был сделан первый набросок композиции. На Всемирной выставке 1878 года в Париже награждён золотой медалью.
Экспозиция организуется при участии Артели, но «под знаком» лояльного (в отличие от артельщиков, до той поры бывших под негласным надзором полиции) Петербургского собрания художников. Литке, гр. Альбом-проспект (Иван Николаевич Крамской. Соловьёва (1885 оба – в ГРМ), «Н. А. Родился он 27 мая 1837 года в Новой Сотне, слободе уездного городка Острогожска (Воронежской губернии). В 1870-е годы по заказу П. М. Третьякова Крамской создал галерею портретов деятелей русской культуры и науки: Ф. А. Васильева (1871), Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), П. М. Третьякова, Д. В. Григоровича (оба 1876), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879 все – в ГТГ) С. П. Боткина (1880), В. С. Соловьёва (1885 оба – в ГРМ), «Н. Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям».
В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство.
Созданные Крамским портреты крестьян отразили внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий социальный протест («Полесовщик», 1874, ГТГ «Мина Моисеев», 1882, ГРМ «Крестьянин с уздечкой», 1883, Музей русского искусства, Киев). В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. Социально-бытовые картины В. Г.
Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году. Но тут произошло событие, сразу решившее судьбу юноши. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске».
Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».
Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Но «иероглифическая», по выражению Крамского, форма евангельского сюжета вовсе не безразлична содержанию его произведения. В 1869 посетил Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж в 1876 – Рим, Неаполь, Париж, где познакомился с Ж. Э. Ренаном, автором книги «Жизнь Иисуса». За Крамским был установлен полицейский надзор. Шел интересный для обоих разговор о новой картине Поленова.
В начале 1880-х годов его отношения с Товариществом уже напоминают жесткую конфронтацию. Но к исканиям новейшей живописи он остался равнодушен. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен.