Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. К несчастью из-за красок, которые оказались химически несовместимы и не выдержали испытания временем, некоторые полотна Архипа Ивановича, можно сказать, умерли. Отныне Вера считалась невестой Архипа. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Сам Архип Иванович не оставил никаких записей или дневников. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
Репин чувствует необходимость объяснить своё смелое определение гениальности Куинджи. Картина или действительность. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Глубоко и упорно добивался он совершенства в своём деле. «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев.
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.
на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Откликаясь на это событие, Н. К.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги.
Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Петербург жил открытием выставки. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Она не понята была даже Крамским.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Богаевский, А. Борисов. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Менделеевым – хорошим знакомым художника. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Это был взрыв. Днепр.
В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Обеспокоенный тем, что Куинджи им что-то недоволен, Николай Константинович пишет: «А между тем я люблю его и чувствую, что и он меня любит», — и просит Елену Ивановну пойти к учителю и наладить отношения. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке.
Греков – на другую сторону Азова. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
«Березовая роща» – идеал природы. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. А передвижничество не предполагает романтизма. А разве не так нас учит Господь. И было лишь началом.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Их произведения выделялись на академическом фоне зрелостью, живописным мастерством, знанием законов композиции. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Тишина царит над миром.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности идеализации образа натуры. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Среди рисунков художника сохранился портрет её отца – надо полагать, Архип не упускал ни одного повода, чтобы увидеться с возлюбленной. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Наступили долгие годы молчания.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
Куинджи, предчувствуя недоброе, пытался успокоить студентов. Вот до чего доползла змея клеветы. Рерих писал: «Вся коллекция Архипа Ивановича представляет большой интерес. Часто изображается художниками и всегда по разному. Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды. Слухи ходили по городу ещё до выставки. О том, что произошло, говорили разное.
Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Но решение было принято. Зато ранняя пора жизни Архипа Ивановича может быть освещена лишь довольно скудным светом. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В 1903 году, когда Совет Академии, думая, что ученики плохо рисуют и плохо пишут оттого, что нет инспекторов, решил учредить должности 4-х инспекторов «с содержанием по 4000 рублей, по чинопроизводству VI класса, по шитью на мундире VII разряда, а пенсии назначить по придворному ведомству, как более выгодные сравнительно с пенсиями по учебной службе», я подал общему собранию следующее заявление: «Каждый из нас, кто преподавал и кто сколько-нибудь художник, знает, что весь успех преподавания зависит от добросовестного и талантливого преподавателя, а не от инспекторов, хотя бы их было не четыре, как предполагается, а четыреста» и проч. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Часто в помещении оказывалось до 200 человек.
В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В 1873г. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
Полонский. Как и то, что Куинджи часто помогал им деньгами, причём старался делать это незаметно. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Моросит дождь.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Тем более это относится к серии «гор». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Яйла», «Горный склон. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Страдания художника были невыносимы. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось у Куинджи в картине Ночное с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Таков был этот оригинальный человек. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось.
Луна. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Рассказывают, что однажды Д. И. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. И ждала.
В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. В первый год учитель почти не делал замечаний и не притрагивался к его работам. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Об этой картине писали не только критики, но и учёный Д. И. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Появления его вначале никто не заметил. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».
С большой поэтической силой Куинджи передал очарование глубокой бархатной южной ночи, сохранив величавую простоту изображения. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном.
Выставка 1882 года была последней для художника. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Искрится легкая рябь на воде. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Под его началом было много всего построено и перестроено, но особое внимание обратим на возведённую отцом Дамаскином гостиницу для гостей. Для нее мы располагаем только отрывочными сведениями, которые удалось собрать на месте его родины художникам, членам «Общества имени А. И. Куинджи» (путем опроса его родственников и земляков), да кое-какими штрихами, сообщенными со слов самого Архипа Ивановича, его вдовой Верой Леонтьевной Куинджи. Крым», «Морской берег. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Краски горят на белых стенах хаты. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Отец Куинджи был сапожником. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Да так забылся, что, вижу, уже солнце село».
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Понятно, на стенах должны быть повешены только крупные произведения. Вскоре Куинджи выставляет один из вариантов «Берёзовой рощи» и «Днепр утром».
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Он завершитель эпохи. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Мир, полный неги, красоты и покоя. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы. Рисовал с детства, где только мог. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе.
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Ученики любили и уважали Куинджи. До всего он доходил собственным умом». В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. На этом заканчивается его юность. Так продолжалось восемь лет.
Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок.
Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. – восклицал Репин. С 1875 года Куинджи — член Товарищества передвижников. Ученик был незаслуженно оскорблён, за него вступились товарищи, объявили «забастовку». У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. В северной природе царят гармония и покой. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Набивалось до 200 человек. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Все эти и другие мои заявления никакого успеха не имели. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.
Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Менделеев, поэт Я. П. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Передний план прописан эскизно, небо же проработано многочисленными лессировками и становится композиционным центром картины. Хозяевам нравилось. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски.
В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В 1908 г. ряд живописцев – участников академических выставок – решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. – «Хорошо, я её оставляю за собой».
Они по-детски просты и естественны. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Это в высшей степени натура самобытная, с большими крайностями он открывает эпоху».
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Берёзовая роща – символ России. Неужели это художественное впечатление. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Среди его учеников были Н. К. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа.
Умирая, Куинджи хотел видеть возле себя своих учеников, словно отец детей. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины Вечер на Украине, Христос в Гефсиманском саду, Днепр и Березовая роща, которыми они были восхищены. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Так не о всяком скажется. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Это было смелое, пожалуй даже дерзкое, нововведение. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Репин относил Куинджи к гениям первого рода. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Главное – свет, дарующий покой и надежду.
По вечерам начиналось веселье. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Архип Иванович учил живописи Н. К.
«Большой, сильный, правдивый Куинджи», — писал о нём Рерих. Так тяжко было оскорбление, в глубине которого скрывалось невмещение Куинджи Академией. Ему ли было до фокусов. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Ответить на него с полной определенностью нелегко Впрочем, так как я пишу не историю Академии и не биографию кого-либо из заправлявших тогда ею лиц, а биографию Куинджи, то раскрытие тайных пружин события не так уж существенно для моих целей Мне важно подчеркнуть только одно: все поведение Архипа Ивановича имело в виду — защиту учеников имело целью — наладить дело уценил в Академии По свидетельству некоторых из учеников, участников события, он, даже после отставки своей, по выходе из-под домашнего ареста, встречаясь с ними, уговаривал приняться за работу, проповедовал на излюбленную свою тему: «Талант — синоним труда, не трудиться — значить губить свои способности» и т. д. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
В том же году я подал заявление общему собранию о несоблюдении Академией, а также Августейшим Управляющим Русским музеем Высочайше утвержденного положения о музее и, как бывший член комиссии по составлению временного устава Академии, так и положения о Русском музее, убедившись в бесполезности моих заявлений, в отчаянии закончил свое заявление следующими словами: «Если судьба Русского музея, будущей славы и гордости русского национального искусства — обратиться в частную галерею великого князя Георгия Михайловича, если судьба Академии — превратиться в департамент, а художников — в чиновников, на то воля Божья». Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Этакий молодец — прелесть. » — восхищался И. Н. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В том же 1873г.
он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Друзья не понимали причин, волновались. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову.
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Художник сумел избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам».
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Долго корпел Архип в ретушерной каморке, долго откладывал гроши, но наконец заветная сумма была накоплена. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Первое прикосновение к краскам и кистям.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. В искусстве любой эпохи он различает два типа гениев. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Рерих, А. А.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. В картине нет ярких световых эффектов. С Куинджи поехали 12 человек. Мальчик с детства любил рисовать.
«Украинская ночь» – начало зрелости мастера. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Мы, впрочем, забыли главное – сказать, что в 17 лет Куинджи влюбился, первый и последний раз в своей жизни.
Тогда и произошёл печальный инцидент с Русским музеем, «где, к стыду Петербурга, до сих пор не имеется ни единого произведения Куинджи». Что это такое. Академия помогала в этом немногим избранным. С этой картиной, несмотря на свой возраст, художник был современным, шёл в ногу со временем. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами.
Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Указывают, что художник будто бы повторялся. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
И с юношеских лет это богатое стихийностью я всецело предано, всецело прилепилось к искусству. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
Но далее началось сплошное расстройство. Вместо фамилий у них были прозвища. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой.
В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Это я слилось, спаялось с искусством. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. «Да зачем вам.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Большего триумфа для художника трудно представить. Затем картина была выставлена в Обществе поощрения художеств и весь просвещённый Петербург целыми днями осаждал его помещение. Противоположный берег тонет во мраке ночи.
Пейзаж стал необратимо темнеть. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Через год был возвращён обратно. Этой работой начался т. н. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». В 1879 году на VII Выставке, проводимой Товариществом, он представил «Берёзовую рощу», ставшую тоже знаменитой, картины «Север» и «После дождя».
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Куинджи — художник света», — констатирует Репин. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.
И это было естественно. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Художник этот долго работал над раскрытием секрета Куинджи и наконец «понял», что тот пишет через цветное стекло. Гений второго типа развивает определённое направление в искусстве «до полной невозможности продолжать работу в том же роде после него».
Крамской. И характер художника ничуть не изменился. Эта картина написана в 1879 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины.
Тургенев писал, что французов оно потрясло. А каковы были внутренние причины всего дела, каковы были побуждения и цели у лиц, «отставлявших Академию от Куинджи», — это, конечно, вопрос иного порядка. Все же остальные могут быть помещены в витринах-вертушках». Рылов, К. Б.
И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида.
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Биографический материал, которым мы располагаем, к сожалению, далеко не богат. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
Но зрители хлынули бесконечным потоком. Пейзаж нельзя было назвать удачей. «И то сказать: вместить его могла бы разве только академия в "коренном" значении этого слова, академия без куполов и "президентов", где-нибудь под открытым небом, среди природы — вроде той, где учил Платон. » — так писал художник Неведомский. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. А потом упорно из года в год все делал новые попытки.
Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Кавказ». Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Нет больше выставок Куинджи. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Это усиливало эффект лунного сияния. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Главным принципом своей работы Куинджи считал оберегание индивидуальности ученика. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу.
Мальчику не удалось получить образования. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Его успели удержать. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь.
Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В 1874г. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать.
Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Он пишет, но никого не впускает в свою мастерскую. Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставляет холодным серебристо-зеленым оттенкам. Своему детищу – Обществу им. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков.
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Обошлось это в сто тысяч рублей.
Вот таким образом первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского – Адольфа Фесслера. Крым», «Крым. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Сам он никогда о себе ничего не писал, считается, что он не умел писать и был мало грамотен так как его происхождение из самых низов. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Для современников художника его картины были радостным откровением.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Вид на гору Демерджи. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Куинджи от всего сердца хохотал над открытием своего товарища.
Все окна были занавешены, освещение было электрическим, так что луч света был направлен на картину. Русской педагог не знал.
Вся культурная Россия знала Куинджи. Куинджи же сам объяснял так:. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Это есть выражение моих личных мыслей». А. И. Куинджи для ежегодных премий.
После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». В родном городе это было невозможно. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Это проявляется прежде всего в сюжете, передающем бурное состояние природы, в повышенной психологизации пейзажного образа, в живописной свободе и в особой эмоциональной роли, придаваемой фактуре живописи. Неведомский.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Эти люди не выносили масок. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
В двадцать с небольшим он отправился в путь. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Писание этюдов дополнялось копированием чужих картин. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Рериха.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Лето 1870 г. Куинджи проводит на Валааме, много и увлеченно работая с натуры, создает десятки этюдов и рисунков. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
В конце концов победа осталась за Куинджи. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Начиналось всё нехорошо. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Крамским – идеологом передовых русских художников. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Во главе этой «семьи» он видел не строгого профессора, а мудрого наставника и старшего товарища. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. По картинам можно проследить все искания Куинджи.
Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Армян отправили на Дон. Жизненный путь А. И. Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Никто не мог понять, что происходит. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
И после этого неожиданно уходит «со сцены», как сказали бы в ином случае, «в затвор» — на долгие годы, почти на тридцать лет. Нет, понимаю. Это случай абсолютно исключительный в биографии большого художника. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы.
Крым» и многое другое. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Успех картины превзошел все ожидания. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. получает звание классного художника. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Открыл входную дверь. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу.
Это неверно. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. О нем говорили, как о маге и чародее. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Куинджи захотел его сопровождать. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.
Отец Куинджи был сапожником. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.
В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Не был принят художниками и «Вечер». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Он только зорко всматривался и изучал, хотел понять возможности человека. В картине сохранен от этюда прием среза верхнего края изображения, как в фотокадре, придавшего виду некий частный характер.
Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. По позднейшим документам Куинджи значился учеником школы Айвазовского, установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, сказать трудно. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».
И оно пришло, но в следующем столетии. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Репин описал курьёзный случай с одним известным художником, который «недосыпал, недоедал — как на огне горел — не мог понять, чем Куинджи достигает такой иллюзии света и такого общего тона картины, чем он так могущественно завладевает целою толпою зрителей и заставляет её самозабвенно неметь от восторга перед его картинами». Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, – и щедрый жертвователь на дело искусства. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи тем не менее живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Никогда у него не могло быть даже мысли работать скромно в своей специальности, довольствоваться камнем, лично им положенным в бесконечной лестнице, ведущей к совершенству в искусстве. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г.
Полотно приобрёл прямо из мастерской Великий князь Константин Константинович. Скромный по размеру пейзаж. Сила света в картинах Куинджи, то яркого, праздничного, то таинственно мерцающего, породила даже легенду о лунных красках, которыми будто бы пользовался художник.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Всё я сидел, смотрел и думал. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Вот что нужно сказать при исторической оценке события». Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
– «Тысяч пять». «Я знал уже, что с этой крыши будет далеко видно, – рассказывал впоследствии Архип Иванович. Определяется и творческий метод художника. В. Васнецов заявил Академии письменно: «Так как Академия не может отвечать своему назначению, то я считаю напрасным именоваться членом учреждения, утратившего свой живой смысл». За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. «.
И долгие беседы его с учениками и многое другое, о чём мы никогда не узнаем, делали его «другом молодёжи и печальником обездоленных». Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.