Вот таким образом-то картина Утро в сосновом лесу у разных лиц ассоциируется с той природой, которая им особенно знакома и близка: краеведы Нарвы хотят видеть в ней местные леса, а, например, жители Калининской области связывают ее со своей природой. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
По контрасту с погруженной в тень дорогой, появившейся из-за рощи и словно устремленной в сторону зрителя, ярко золотится край огромного, уходящего в даль поля. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Как и всякий самобытный художник, сам он интуитивно развивался по каким-то внутренним, заложенным от природы законам. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. В них нет политики и социальной направленности.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Мастер смело экспериментировал. О его рисунках постепенно узнала вся школа. организованы две выставки работ художника.
По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. В природе нет для него крупного или мелкого. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Друг Шишкина А. В. Гине, работавший на Валааме над этюдами бок о бок с ним и делавший в то время большие успехи, тем не менее не в силах был достичь такой уверенности и точности в изображении форм природы. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIX века общественная жизнь в стране достигла высокого накала.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
Русское богатство. Бесхитростное воззрение на натуру и полное доверие к ней – главная установка Венецианова – наиболее отвечала стремлению Шишкина к правдивому изображению природы.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Шишкину, как и другим шестидесятникам, содержательность замысла представлялась одним из основных критериев ценности произведения, что подтверждает и его пенсионерский отчет 1864 года в Академию художеств. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ).
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. К ним относятся Уголок заросшего сада. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника.
Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Глубоко верные по сути своей определения Крамского были сделаны в ранний период творчества Шишкина. Различные оттенки черного, звучность белого цвета, желтоватая просвечивающая бумага придают ему особую выразительность. У него были какие-то свои трения с Савицким. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню.
Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Много работал Шишкин и за границей. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Его главным учителем была природа и лишь в непосредственном соприкосновении с нею нащупывал он свой самостоятельный путь. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Он суров, величествен, но доступен. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Если соотнести эту картину с тем, что делалось в ту пору другими художниками, надо признать, что творчество Шишкина, хотя и в меньшей степени, чем творчество двух замечательных поэтов природы А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, отмечено новаторскими чертами. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.
Если на рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в творческом плане, особенно в создании картин, над Шишкиным довлела академическая доктрина, то по своим идейным убеждениям он предстает уже как человек новой формации. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. В картине 1867 года В церковной ограде.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Биография художника зашифрована в его творениях. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).
В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Однако неумение Коллера прийти к цельной, законченной картине, как считал Шишкин, разочаровало и отдалило его от своего учителя. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище, – записал он несколько позже в дневнике1. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Мрачное настроение. Высокие достижения богатого и разнообразного искусства восьмидесятых годов требовали совершенствования средств выражения. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Лесная глушь (1872).
Ему уже сопутствовала известность. Особенный, тихий, погожий выдался день. Мери-Хови. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.
Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.
Окрестности Москвы. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа. Известная динамичность мазка интенсивность света игра освещенных и затемненных частей, обогащение палитры яркими, солнечными тонами – все это признаки того, что Шишкин здесь органично подошел к художественным решениям, близким тем, которые наблюдаются в работах более молодого поколения пейзажистов. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин близко сошелся с только что организованной Артелью художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским, которая объединила молодых русских художников, отрицавших академизм старой живописной школы. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Божия Благодать. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Богато нюансирован цвет. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Художник их штудировал прямо в лесу. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало).
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Валаам (1858, 59. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Изображена Кама близ Елабуги. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу.
В окрестностях Москвы» (1869). Несмотря на заметные в картине, по сравнению с этюдом, некоторую дробность и условность живописного строя, мешающие широте обобщенного замысла, пейзаж рождает у зрителя мысль о бесконечности просторов Родины. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Шишкин не облагораживал природу. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись.
Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Мох, плотным слоем покрывающий каменистую почву, написан пастозно, рельефно, даже осязаемо. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. У работы было очень много положительных отзывов.
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Видимо, речь может идти скорее о некотором совпадении в то время творческих позиций обоих художников.
Густые кроны бросают на них тень. Они касаются главным образом передачи пространства: его увеличивают и растянувшееся теперь в обе стороны ржаное поле и еще более высокое по отношению к земле небо с величаво плывущими кучевыми облаками и поднимающимися над ними легкими перистыми облачками и хорошо различимая, а не теряющаяся в глубине дорога, которая словно влечет вдаль к светлой излучине реки, служащей как бы продолжением этой дороги. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». В окрестностях Москвы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Сосновый бор». Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Во второй половине шестидесятых годов на путь реалистического изображения родной природы уже смело вступили А. К. Саврасов, М. К. Клодт, Л. Л. Каменев. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе.
Колорит здесь играет решающую роль. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. А их было немало. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Если в передаче света в семидесятые годы Шишкин не сумел преодолеть академической условности, то в восьмидесятых он решительно идет по пути его завоевания, хотя испытывает при этом немалые трудности.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Эти труды стали началом аналитической, своего рода лабораторной работы, не прекращавшейся в сущности на протяжении всей его жизни. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Это была ювелирная работа. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
Это очевидно. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Это одно из самых совершенных произведений художника. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.
В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Уже первая передвижная выставка, состоявшаяся в 1871 – 1872 годах, поразила современников содержательностью и высоким уровнем исполнения представленных на ней работ.
Сосны придают картине величественное звучание. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. «Утро» полностью лишено всего этого. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство.
Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано.
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Мы видим и высокие старые сосны и молодняк, цветы на берегу прозрачного ручья с песчаным ложем и огромное сухое дерево с вывороченными корнями. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Шишкин был в высшей степени наделен способностью находить в природе черты и строй будущей картины и мысленно уже представлять ее себе. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Его отец был купцом, культурным человеком. Художнику недостало умения передать далекую перспективу лесов, тающих, как у Шишкина, в голубоватой дымке. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Лесной пейзаж кажется необъятным.
Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Примером таких работ является картина Рубка леса.
Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье.
Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Показанные в феврале-марте 1865 года на постоянной выставке в Дюссельдорфе, рисунки вызвали многочисленные восторженные отклики.
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Это было выступление против мёртвого академизма. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Кроме этого увлекался археологоией историей.
На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Он относил его к категории художников объективных, которые особенно деятельны тогда, когда заняты формой и глаза ее видят2. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Окрестности Москвы. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Пейзаж носит пространственный характер.
Первое место занимает Шишкина Рожь1. В период обучения в Академии художеств продолжало активно формироваться мировоззрение Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространявшихся в русском обществе. Он носит романтический характер.
Все сковано морозом и погружено в тень. Среди них, судя по его выпискам, критический разбор произведений М. Н. Воробьева Дуб, сожженный молнией, А. Е. Егорова Истязание спасителя, Ф. А. Бруни Богоматерь с младенцем. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Характерна в этом смысле «Рожь». Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Недаром его называли швейцарским Поттером. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Клодт, творчество которого в то время уже близилось к закату, не сумел глубоко осмыслить и обобщить увиденное, в отличие от Шишкина, воспевшего величие родины. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Художник насыщает деталями не только первый план, но и затемненную центральную часть, неторопливо уводя взгляд зрителя вглубь, к дальнему, освещенному участку леса. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью.
Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. 1.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Регулярно посещая артельные четверги, Шишкин вскоре был замечен и оценен как выдающийся мастер. Как воспринял Шишкин французских пейзажистов во время своего недолгого пребывания в Париже, мы не знаем.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Взору открываются огромные массивы лесов. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
Впереди художника ждали новые достижения. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Случайность.
Его картина поет. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. В окрестностях Москвы. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку.
Шишкин же был пока что на пути к этому. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Его восхищение природой с годами не притупляется.
Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии.
Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.
Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Он кропотливо изучает натуру. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. На всем словно лежит серый налет.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Этюд Полдень. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Чувствуются глубина оврага, глушь. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.
К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1.
Большой пространственности добивается художник в офорте того же года Облака над рощей, особую выразительность которому придает высокое небо с клубящимися облаками из-под которых льется на землю солнечный свет, – мотив, необычный для Шишкина, сложный, поэтичный. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны.
На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Воздух словно напоен теплом. Удивительный старик этот Шишкин. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Упорная натурная работа, развивающееся на ее основе чувство цвета, опыт более молодых живописцев и в первую очередь В. Д. Поленова, направившего русскую пейзажную живопись по пути освоения пленэра, – все это влияло на развитие творчества Шишкина. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Лучшей вещи он не писал1. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Думается, что можно. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Ее иногда называют картиной-завещанием. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Активно используя рефлексы и цветные тени, Шишкин добивается непосредственности впечатления солнечного света при безусловной материальности и предметности изображения. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. А. Беггров, в 1884—85 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. На косогоре (1880). 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.
Для обогащения живописной фактуры Шишкин использует в ту пору и такой своеобразный прием, как процарапывание живописного слоя до грунта. Среди долины ровныя. Их он стремился передать как можно конкретнее. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).
Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Рожь. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Когда рецензенты передвижных художественных выставок писали, что, подходя к пейзажам Шишкина, словно чувствуешь запах сосны и хочется глубоко вздохнуть, как в лесу, это отнюдь не являлось свидетельством натуралистического подхода художника к окружающему, а было тем свежим ощущением жизни, чувством непосредственной близости к природе, благодаря которым возникает определенное поэтическое состояние души.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Эту технику художник освоил еще за границей.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. 60. ). О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
Становится все больше заметна тяга художников к воспеванию лучших качеств народа – мужества, стойкости, удали. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Что впереди.
В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Этот прием будет характерен для него и в позднее время.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Шишкин стремился к другому. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий.
Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. В 90-е гг. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Картина Хвойный лес. Творчество Шишкина развивалось не только по пути все большего обобщения, монументализации образов, но и по линии завоевания эмоционального, колористического, пленэрного начал. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения.
Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.
Домотканово (1888). Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева.
Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Это вообще не только самый крупный раздел творчества художника, но, думается и особенно им любимый. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева).
В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Все полно жизни.
В их изображении художник достигает изощренного мастерства, раскрывая индивидуальные особенности каждой сосны, как бы ни были они похожи друг на друга. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Процесс отбора идет даже на этой стадии.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Окрестности Москвы. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
Сейчас эти мечты стали явью. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Оба они шли от своих натурных наблюдений, у обоих очень спокойное и любовное повествование о природе, подлинно живое ее восприятие. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Все они были написаны под Петербургом. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Крамским.
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Эту картину приобрёл П. Третьяков. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В связи с этим в работы молодых художников проникали определенные догматические приемы, накладывавшие однообразный отпечаток на их творчество. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности.
Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Природа – сама благородство. Произведение отличают подробная, даже излишне скрупулезная детализация, вызванная желанием досконально рассказать обо всем увиденном тщательный рисунок, выявляющий со всей четкостью формы предметов.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Одно из них – Сосна. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Шишкин сдержан и величественен. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке.
Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Тщательно разрабатывая передний план, высветляя его и с точным расчетом строя перспективу, Шишкин начинает изображение как бы от зрителя, которого он таким образом словно вводит внутрь композиции. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Художник сосредоточивает внимание на эффекте вздымающихся к пасмурному небу крон, контрастно освещенных стволов и причудливо изогнутых ветвей, добиваясь поэтически-возвышенной трактовки обыденного. Они давали богатый натурный материал. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Ничуть не бывало. Его репутация была безупречной. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Однако такого единства ее живописной трактовки в совокупности цвета, света и воздуха, такой нерасчлененной, свето-насыщенной, подлинно пленэрной цветовой гаммы, как у Серова, мы у него не находим.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
— Ср. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. В 1878 – 1881 годах в России сложилась новая революционная ситуация, кульминационным моментом которой явилось убийство народовольцами Александра П. Наступившая вслед затем жесточайшая правительственная реакция не смогла, однако, вырвать с корнем крамолу.
В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Вид на острове Валааме (1860).
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Подобного рода работы отвечали эстетическим взглядам юного Шишкина, которые формировались первоначально под влиянием журнальных статей по вопросам искусства. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.
Так в реальной жизни не бывает. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Последнюю свою работу он так и не закончил. И хотя впоследствии Мокрицкий стал горячим поклонником К. П. Брюллова, в занятиях с Шишкиным он использовал прежде всего педагогические принципы Венецианова. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
Один из самых совершенных – Берег моря. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Так писались и «Сосновый бор.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Этому способствовало также нарастающее у него критическое отношение к Академии художеств и всей ее педагогической системе. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Это несомненно. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Автор словно утверждает значительность темы. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Сиверская (1883. ). Это дерево давно должны были спилить на дрова. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Ее более простой, безыскусственный, по сравнению с чопорным Петербургом, жизненный уклад, более свободная общая атмосфера этого города, где с такой силой проявлялось своеобразие национального реалистического искусства, особая красота среднерусской природы, ярко выраженная в окрестностях Москвы, московское Училище живописи и ваяния со сложившимися там демократическими традициями, где в дальнейшем стали преподавать друзья Шишкина В. Г. Перов, затем В. Е. Маковский, К. А. Савицкий и другие, – все это роднило его с Москвой. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище.