Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». О картине появилось много статей в периодической печати. Третьяков»109. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Вегетарианцем стал и сам Репин. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Работал весь день, не замечая времени.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин встречал их по средам. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. А свеча становилась ниже и тени менялись. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Это лучше всех ваших академических работ. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна».
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Этюд получился превосходный. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Общение с прежними друзьями было только заочным. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. М. Бунакову.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Возвращается в Россию летом 1876 года. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Написан портрет вдохновенно.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Убийство свершилось.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Над письмом склонился предводитель казаков. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
В его взгляде осуждение и тревога. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. — сказал Крамской.
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Этот мужчина слыл в городе колдуном. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. -— И. Г. ), они много смеялись».
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Внимание художника тяготит их. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Каждый персонаж переживает что-то своё. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Они словно противопоставлены друг другу. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Умер русский художник в Пенатах. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Широко известное и признанное произведение И. Е. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Все заняты. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Слабеющей рукой царевич касается плеча Ивана Грозного, пытаясь этим жестом успокоить его и показать, что прощает. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Мне минутами становилось страшно.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
Эта история получила название «бунт 14». Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. К тому же и погода благоприятствовала работе. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». И вот уже перед нами не царь, а отец.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
художественный музей им. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Казалось, она спит.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И это не скрывает Репин. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Имя Репина стало широко известным. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Америка—Франция—Россия. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Л. Н. Толстого». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. я работал завороженный.
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Глаза ясные и добрые. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.
Пятый факт. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Он идет прямо к матери.
Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Не доносчик ли. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Берег Волги. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Зритель становится участником происходящего.
На что получил насмешливое письмо. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Первый факт. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Однако в Советской России он оставался «своим». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Так ли это – судить зрителям. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. — Да это превосходно. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России».
Пенаты были превращены в мемориальный музей. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Репин стал очевидцем казни народовольцев. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Репин запечатлел момент написания письма.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Много учился на написании портретов близких и друзей. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. За окном летний день.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. «Как. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Имя Репина стало широко известным.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
О картине появилось много статей в периодической печати. Родом из семьи военного поселенца. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Вся центральная часть написана самим Репиным. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. — И. Г. ) посидеть мне смирно. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В конечном варианте оно одухотворённое. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В его глазах читается печаль, тоска. Репин считал сам эту картину красивой. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Репин дважды подавал прошения об отставке. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Рассмотрим "ближний круг". Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Мне минутами становилось страшно». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Комната небогатой интеллигентной семьи. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Она была закончена только в 1891 году. Публике картина понравилась.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Восстановлен в 1962 году.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Стасов присылает ему все, что он просит. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. На моих друзей она производила то же впечатление. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Это вы сами. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.