Особенно хорош портрет княгини. Помимо своих сыновей Павла, Николая и Якова (о них см. Среди этих портретов есть и парадные и полупарадные и камерные.
Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Иван Аргунов.
Но, обласканный царскими милостями еще при Анне Иоанновне, он стяжал "имение" свое "без уважения к родству и к правам естественным", "обогащаясь чужими достояниями и ничего не выделяя и все оставляя за собой". Лобановы-Ростовские, 1750 и 1754, оба– в ГРМ П. Б.
Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. и А. П. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.
Сам заваливал его работой. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью.
Но вот что особенно замечательно. Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. Эти портреты изображают людей Петровской эпохи.
петерб. и Е. А. Что же касается парадных — «репрезентативных» портретов, то в них Аргунов силен не был. Учился, возможно, у двоюродного брата, живописца Фёдора Леонтьевича А. (1716–54).
1753). Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. дома (дворца) усадьбы.
«Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. Фигура женщины по-антроповски грузна, заполняет собой весь холст. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Черкасского.
И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок.
Вероятно также его участие в проектировании гл. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. образности, соединившей принципы классицизма с веяниями предромантизма.
Ну и, наконец, он знаменит своей молчаливостью". С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване).
Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.
Будучи крепостным, происходивший из замечательной династии мастеров, давшей и архитекторов и живописцев, он попал к графу П. Б. Шереметеву в "приданом" его жены (урожденной княжны Черкасской) и помимо живописи вынужден был заниматься множеством других дел (в основном управлял домами графа в Петербурге и Москве). дек. Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Портрет маленькой Софьи Матюшкиной (1763, ГТГ) К. И. Головачевского объединяет черты того сложного узора, который представляет собой отечественное искусство середины столетия. Постоянно практиковался в написании портретов. живописцев и архитекторов, крепостных графов Шереметевых.
А ведь уже в 1750-е гг. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В 1816 получил вольную.
(1729–1802), его двоюродный брат, учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. К. Гроота, долго работавшего в России. Четыре портрета из ретроспективной серии находились в "наугольной" овальной зале Фонтанного дома в Петербурге (ныне – в музее "Кусково"), Естественно, Аргунов не мог писать этих лиц с натуры: он родился через 10 лет после смерти Б. П. Шереметева. Шереметевых, 1768, музей в Кускове)– прекрасные образцы рус. Аргунов – сын). В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение. Аргунова, дворецкого «Миллионного дома» князей Черкасских (впоследствии графов Шереметевых).
Крепостной князя А. М. Автопортрет (. ). Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов.
АХ (1818). Он много быстрее преодолел все архаизмы старого письма и усвоил приемы европейского искусства. Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм». Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803 все– музей в Кускове).
Произведения рубежа 1750–1760-х годов открывают новый этап в творчестве Ивана Аргунова, связанный с высшими достижениями мастера. В маленьком этюде об Аргунове М. В. Алпатов дает блестящую характеристику его искусства: его наследие — «невелико и скромно». По глубине характеристик, теплоте и сердечности отношения художника к моделям эти портреты действительно представляют новое слово в развитии отечественного искусства. Шереметевы, 1760-е гг., Музей-усадьба Останкино посмертные портреты Б. П. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.
1732, С. -Петербург– ок. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Зато в ней немало прелести, робкой, скованной, еще не сознающей себя.
Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Занимается хозяйственными делами. Испытал влияние классицизма. Возможно, участвовал также вперепланировке парка. С. 237–238). Уже в 1750-е годы его мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья, а также А. П. Лосенко).
В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку.
отделкой (раковины, кораллы, средиземноморские камни) и, возможно, Оранжерея (1761–64). Баженова). – 1802, усадьба Кусково Московской губ. )Художник, портретист иконописец, педагог. Вспоминаются пушкинские «Повести Белкина» с их безыскусной простотой слога и зернами истинной поэзии. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С.
Занимается хозяйственными делами. Известны его образы крепостных актрис (Т. В. В портрете жены Лобанова-Ростовцева – Екатерины Александровны, урожденной княжны Куракиной, парном к мужскому исполненном через четыре года (1754, ГРМ), художник, быстро усваивавший уроки западноевропейского мастерства, становится более изящным в письме. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Иван Петрович Аргунов (1729-1802).
Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Собственно, те же задачи решат художник и в "Автопортрете" (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ). Форма лепится иначе, чем у Антропова.
Не умаляя достоинств последнего, признаем, что ученик быстро перерастает своего учителя и предстает более серьезным и глубоким в характеристиках. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника». «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». 1770, С. -Петербург– после 1832), художник.
Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Сын и ученик предыдущего. В 1816 получил вольную. барокко, одним из зодчих Фонтанного дома Шереметевых в С. -Петербурге (1750–55), автором ряда построек в подмосковном имении Шереметевых Кусково, где проявил себя как мастер ландшафтной (парковой) архитектуры: кухонный флигель (1755), павильон «Грот» (1755–75) с необычной внутр. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Художнику было восемнадцать лет, его модели — шестнадцать.
На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. домом графов Шереметевых. Парный портрет жены художника (в котором по аналогии можно усмотреть портрет неизвестной, портрет жены архитектора, скульптора и т. д. ), Марии Николаевны Аргуновой (1760-е, ГРМ), очень красив по колориту, построенному на противопоставлении лимонно-желтого платья и темно-синего плаща, более импозантен, но и более холоден. Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре.
СПб., 2004. Получила превосходное воспитание и образование. Много сил и творческой энергии уходило на изготовление копий с картин модных художников, подобных Анжелике Кауфман.
Однако на портрете младшей дочери Шереметевых – Варвары Петровны (1766, "Кусково") физический недостаток ("косина", как писали в XVIII в. ) оборачивается прелестной милой неправильностью, придающей очарование ее совсем юному, пухлому лицу и всему ее какому-то беззащитному облику. В мужском портрете (П. В мае 1792 отправлен в С. -Петербург для обучения к некоему арх. Тайны истории в романах, повестях и документах. Фёдор Семёнович (кон. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Холодная цветовая гамма голубовато-серых и лимонно-серебристых, серебристо-дымчатых (в волосах) тонов женского портрета разработана в сложной игре оттенков, в чем, несомненно, сказалось влияние Гроота.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Аргуновы, русские художники. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни.
Он был сыном своего времени и своей культуры. Аргунов много быстрее Антропова преодолел архаизмы старой русской живописи и усвоил язык западноевропейского искусства. Учился, возможно, у двоюродного брата – Фёдора Леонтьевича Аргунова и у Г. К. Гроота.
Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Аргунов не был великим художником.
Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с вспышками голубого и розового в шейном платке. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1816 году, освобожденный от крепостной зависимости художник был признан назначенным в академики Академии художеств, а в 1818 году избран академиком. Шлыковой-Гранатовой, 1789 П. И. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
После 1797 переведён в столицу, где работал над перестройками Фонтанного дома. Шереметева исполнял частные заказы: портреты А. М. Иван Петрович А., художник. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Они подтверждают одаренность русских крепостных художников, чей талант был замечен и развит их хозяевами.
Сердце в нем было бронзовое, душа – несогреваемая льдина. В 1788 стал управляющим моск. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. За княжну Черкасскую сватались блестящий придворный красавец граф Карл-Рейнгольд Левенвольде и блестящий дипломат и поэт князь Антиох Кантемир но сватовство Левенвольде расстроилось после обручения, а сватовство Кантемира так и не состоялось. С 1793 возглавлял строительство дворца-театра в Останкине, реализуя проекты И. Е.
Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ). Царскосельского дворца (1747) и для Благовещенскойц. Николай Иванович Аргунов (1771 – умер после 1829).
Женский портрет Аргунова написан более изысканно, в голубовато-серой гамме (беличий мех на плечах, седые волосы), с сильным всплеском голубого в атласном банте на груди. Старова и В. Бренны (в частности, участвовал в исполнении некоторых интерьеров дворца с их изысканной полихромией использованием различных материалов, уникальными наборными паркетами). 1768, там же. ), архитектор. В 1746–1747 учился живописи у Г. -К. из Останкинского дворца-музея.
Ранее он значился как "портрет неизвестного", потом как "портрет архитектора", затем скульптора (даже более конкретно – скульптора Федота Шубина). Отсюда и барочный характер его ретроспективных портретов. Оставаясь крепостным всю жизнь, Аргунов, естественно, не раз писал своих хозяев.
Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Акад. Он смущался, терялся и живопись получалась ходульной и однообразной. В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей).
До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. Однако уже в портрете офицера Конногвардейского полка князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ), первой известной нам работе Аргунова в этом жанре, очевидна связь художника со старорусской живописью: лицо тщательно моделировано, поза при подчеркнутой горделивости статична, одежда написана жестко. Грибовских (1795, ГТГ), членов семьи Милорадовичей (ок. Чевакинского в С. -Петербурге. Один из создателей интимногокамерного портрета в рус. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова.
АРГУНОВЫ, семья рос. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. М., 1996. Бажеву (ряд исследователей предполагает, что он учился у В. И.
Участвовал в создании интерьеров Останкинского дворца, автор парадного портрета имп. Портреты, как это характерно для времени, решены в противоположном цветовом ключе. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н.
Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. особ и представителей дворянских родов России, прежде всего Шереметевых Б. П. и В. А. (1760, оба портрета – Московский музей-усадьба «Останкино»). Лишь легкая улыбка трогает ее губы, а глаза смотрят задумчиво и даже грустно для 16-летней девушки (для современного зрителя, осведомленного о ее дальнейшей жизни, это ощущается как предчувствие: у Варвары Петровны оказалась нелегкая судьба – она была несчастлива в браке с Разумовским). К счастью, традиционная закваска позволила ему сохранить при этом свое лицо. С. 189). Иконы писал и позже. Писал иконы дляВоскресенскойц. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
Автор парадных портретов, в которых широко использованы приёмы искусства барокко (посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768, – оба в Музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в., Москва) один из родоначальников камерного портрета в России (портреты К. А. и X. М. Хрипуновых, 1757, – оба в Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Москва). Кроме того, он делал на заказ копии картин известных художников в ущерб собственному творчеству, хотя уже в 17 лет работал как профессионал. Воскресенского мон. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Автор ряда портретов представителей крепостной интеллигенции, в том числе актрис Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (1802-03, оба – в Музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в., Москва). Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается.
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Подобной характеристики нет ни у Гроота (портрет 1746, ГТГ), ни у Ротари (1750-е, "Кусково"). В Москве он уже совсем не работает как художник. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова.
Это прежде всего портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева, одного из немногих отказавшихся принимать участие в деле царевича Алексея ("не мне судить цареву кровь"), знаменитого полководца и верного сподвижника Петра I (прах умершего в 1719 г. фельдмаршала император сопровождал с непокрытой головой от Зимнего дворца до Александро-Невского монастыря). Крепостные графов Шереметевых. Шереметеву «Миллионным домом». Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея).
Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Маленькая Лиза Стрешнева подкупает трогательным сочетанием нарядности своего костюма взрослой дамы и еще совсем по-детски неумелым способом его представить. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Одарённый портретист, выработал новый тип худож.
Аргунов Иван Петрович (1727, . В 1770 – 80-е rr. Особенно хорош портрет княгини.
иск-ве: «Девочка-калмычка Анна Николаевна» (1767, музей в Кускове) «Неизвестная в русском костюме» (1784, ГТГ)– одна из лучших его работ, считающаяся первым в рус. А. и X. М. Хрипуновых (1757 Московский музей-усадьба «Останкино»), а также он один из первых обратился к написанию портретов простых людей. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. ПавлаI (1797) для «Малиновой гостиной». Одна из них — портрет Татьяны Васильевны Шлыковой (Гранатовой — по сцене).
В 1770–1880-х он пишет мало. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Был видным представителем рус. В Москве он почти не работает как художник. Среди поздних работ А. наиболее знаменит в этом направлении «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 ГТГ).
и Ф. Л. ниже), учил по распоряжению имп. И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство раскрывать в человеке его моральную чистоту». Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам».
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Иван Аргунов написалсебя в конце 1750-х годов, в пору расцвета своего таланта. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона. Пришла роковая минута и очи московского Креза вечным сном смежились" (это написано в 1788 г. – в год смерти Шереметева).
В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. Иван Петрович Аргунов (1729–1802) несколько младше Л. П. Антропова, но его активный творческий период приходится на те же 1750–1760-е гг., что и у Антропова. 1795, музей в Останкине и ГРМ) и др. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Лосенко, И. С. Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея).
в Новом Иерусалиме (ок. И не только потому, что он был крепостным художником, не имевшим свободы выбора и обязанным выполнять заказ хозяина, желавшего увековечить своих знаменитых предков, но и потому, что в нем была определенная гибкость таланта, легкость усвоения чужой манеры и чужого языка. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. Саблукова, К. И.
Николай Аргунов. О Петре Борисовиче Шереметеве писал князь И. М. Долгоруков (Долгорукий) в своих пленительных мемуарах как о человеке, богаче которого не было в государстве. Но смерть никого не чтит. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Помимо работ для гр.
Портретисты. и А. П. Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), – достаточно эффектны. «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Обучался рисованию у отца, черчению у Фёдора Семёновича.
В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». – время расцвета творчества Аргунова. Тот же принцип подхода к модели демонстрирует художник в парном к женскому портрете Петра Борисовича Шереметева изображенного с привычным жестом засунутой за борт камзола руки.
В творческом наследии А. преобладают портреты имп. Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково). В ее лице нет ни жеманства, ни манерности. Его парадные портретные композиции (И. И. Заказов со стороны он уже не брал. В 1788 с семьёй переехал из С. -Петербурга в Москву.
Все эти подробности биографии П. Б. Шереметева мы не можем, конечно, прочитать на портрете, но то, что художник не стремился как-то приукрасить свою модель (разве что костюмом), очевидно. Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста.
Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Это большие цветовые пятна. В 1762 г. он написал портрет императрицы Екатерины II (ГРМ) по заказу Сената. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Николай Иванович (нач.
Художник не скрыл под парадным обликом ни ее далеко не изящной фигуры, ни короткой шеи, расплывчатой линии полных плеч, ни следов старения на некогда красивом, сильно нарумяненном лице. Воспитывался в С. -Петербурге у дяди, С. М. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Учился, вероятно, у С. И. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета.
Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Никаких препятствий Шереметев не чинил. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. Троюродная сестра императора Петра II.
Мы мало знаем о художнике и его жизни. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, абсолютно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Вероятно, художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Раскосые глаза на смуглом лице ("таракушки", как называла их Шереметева) – живые, быстрые, взгляд смышленый и эта живость близка уже искусству XIX в., сродни карандашным портретам О. А. Кипренского.
портретной живописи изображением «простого человека из народа» парные портреты четы Хрипуновых (1757, музей в Останкине) и др. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений.
А. является создателем нового в России типа камерного портрета (К. Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства.
Павел Иванович (1768, С. -Петербург– 1806, там же. ), архитектор. Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). Николай Аргунов является завершителем славной фамилии художников, родоначальником которой был его отец. апр.
Как естественно она изображена. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. П. И. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками.
В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Т. 1. Аргунов, будущие академики живописи. "Все суды были им куплены, когда дерзал кто входить с ним в тяжбу.
"Калмычка Аннушка" (1767, "Кусково"), воспитанница Варвары Алексеевны (таких экзотических детей тогда модно было держать богатым господам), прямо на зрителя держит гравированный портрет своей недавно умершей благодетельницы. Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году.
Наиболее характерными для художника представляются портреты 1760-х гг. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). барокко. У Козьмы Аксентьевича Хрипунова, некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел, некрасивое лицо с крупным носом и толстыми губами портрет выполнен в серо-коричневой гамме. Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны, как и у Антропова.
Панина. Елизаветы Петровны А. П. Головачевского. Свои первые уроки живописи Аргунов получил у рокайльного мастера Георга Гроота в их совместной работе над иконостасом Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе (погиб во время Великой Отечественной войны). Двоюродный брат Ивана Петровича.
и Н. А. К этому времени лучшие работы Николая Аргунова были уже позади. и В. А.
Еще в 1753 г. к нему в обучение были отданы три (имеются сведения, что четыре, но имя четвертого до нас не дошло) мальчика из певческой капеллы ("спавшие с голоса"), все трое в последующем – известные русские художники: Антон Павлович Лосенко, будущий профессор Академии художеств и руководитель класса исторической живописи, а также Кирилл Иванович Головачевский (1735–1823) и Иван Семенович Саблуков (1735–1777), оба впоследствии замечательные педагоги. За последние годы за произведением окончательно утвердилась атрибуция автопортрета (возраст, характер взгляда, как бы направленного в зеркало, всматривающегося в свое изображение, расположение инструментов, которые в соответствии с "Иконологическим лексиконом" если и не совсем соответствуют аллегориям, сопровождающим живописца, то во всяком случае связаны с художествами и позволили исследователю видеть здесь монограмму Аргунова: "ИПА"), Поворот головы и туловища сообщают композиции барочную динамичность голова, руки, складки одежды моделируются тонкой светотеневой игрой колористическая гамма очень сложна. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны.
Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. Н. П. П. И. Аргунов). Николай Аргунов.