При этом картина сохраняет все свои характеристики (фактуру основы, грунта, красочного слоя, цвет и т. д. ) и продолжает находиться в экспозиционном состоянии. Точно переданное живописцем физическое уродство уходит в сознании зрителя на второй план. Рибера писал в основном мучеников и святых.
Композиция на полотне превосходно сбалансирована. К образам отшельников близка по духу серия картин Риберы с условным названием «Нищие философы» (1630—40-е гг. ). Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет.
Они погибли во время второй мировой войны. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.
Януария). Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Впечатлению зыбкости, ломкости противостоит божественная мудрость Бога-Отца, его спокойная безграничная нежность. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Учился живописи у Ф. Рибальты. Художник широкого творческого диапазона.
Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. От первых лет пребывания Риберы в Неаполе осталось очень немного работ. Иероним и ангел»).
Изображение пронизано потоком света. Композиция «Мученичество св. Одной из самых удивительных работ последнего периода творчества Риберы стала картина «Хромоножка» (1б42 г. ). В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Второе его имя, Хуан, нигде не фигурирует, как и имя Венет. Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний».
Екатерины», 1648). Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. Испанский художник и график эпохи Барокко. Хусепе Рибера, сын испанского офицера, родился 17 февраля 1591 г. в городе Хатива (Валенсия).
Самый известный в этом ряду – портрет «Хромоножка» (1642). О том, что Рибера был человеком образованным, свидетельствуют многие надписи на его картинах, сделанные на латинском языке, в которых современные названия городов заменены античными (Хатива -- Сетабеном, Неаполь -- Партенопеей). Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии.
Испанский (по рождению) художник и гравер. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка» изображающую нищего подростка. Онуфрий», 1637, Ленинград, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. 1591—1652), художник и график. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св. Однако душевное волнение охарактеризовано внешне — преувеличенной экспрессией мимики и жеста, общим бурным движением, которое захватывает предметы переднего плана.
Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж). Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Детальность рисунка и моделировки вообще не была присуща Караваджо, в то время как это был один из основных принципов именно валенсийской школы, хотя никто до Риберы не мог развить его до такого совершенства и виртуозности.
Искания Риберы были разнообразны, не исчерпываясь одним кара-ваджизмом. Офорты Риберы («Св. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну.
Себастьян и Ирина»). Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах.
Екатерины»). Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя. Возможно, к изучению творчества Корреджо Рибера обратился под влиянием интереса к подчеркнутой передаче объемности материальных тел и к объединению их с пространственной средой без резких «погребных» контрастов светотени. Иероним», «Пьяный Силен») поражают правдивостью изображенных в них сцен и реальностью воплощенных образов.
Документов, подтверждающих эти сведения, нет, но и то и другое вполне вероятно. Мы видим кульминационный момент поединка. Инесса», 1641 «Обручение св. художник как художник оставался невостребованным, но много работал в области офорта. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мягкость). Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. В картинах на библейские и евангельские сюжеты художнику удалось отразить глубокие человеческие чувства и переживания («Исаак, благословляющий Иакова», «Оплакивание Христа», «Мистическое обручение св. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Дольше всего он, видимо, был в Парме, где изучал картины Корреджо.
Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, переходит к более уравновешенным решениям (отчасти под влиянием приехавшей в Неаполь художницы А. Джентилески и местных мастеров классицистического направления, возглавляемых М. Станционе). Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. Род Рибера --старинный испанский дворянский род, разделившийся на многочисленные ветви, от знатных и богатых до очень бедных. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Неаполитанский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и закругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны.
Мария Египетская» обе – 1651 «Св. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые. Павел Пустынник», «Св. Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво.
Дж. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Хрупкая красота словно опадающего тела Христа, руки которого раскинуты, как крылья мертвой птицы, далека от классических канонов. Но произошло чудо: волосы Инессы внезапно отросли до пят, прикрыв наготу, а появившийся ангел накинул на её тело покрывало. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Точных сведений о молодых годах Риберы мы не имеем. Для творчества Риберы 1620—30 гг.
Доминичи пишет об образе «Санта-Мария Бианка» в церкви дель Инкурабили, которую Рибера будто бы написал в корреджиевской манере, «противоположной той, которой он следовал позже». Светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, художник переходит к т. н. светлой «венецианской» палитре, композиции приобретают большую монументальность, появляются картины на мифологические и исторические сюжеты. Сохранился рассказ Доминичи, повторенный Бермудесом, о том, как выставленная Риберой на балконе картина «Мученичество апостола Варфоломея» привлекла к его дому толпу зрителей. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожатакие же «простонародные» святые. Для творчества Риберы 1620—30-х гг.
Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древности». Иероним»). Кажется, что само полотно излучает сияние. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Ри-бальты (1565 – 1628), а затем в Риме. Этот опыт отразился в его ранних графических работах.
О его полунищенской жизни в Риме говорит итальянский писатель Джулио Манчини в рукописи, относящейся к первой половине XVII века. 1630-х гг.
Трудно предположить, что Рибера был в Риме уже до 1606 года, когда Караваджо оттуда бежал. Себастьян и св. С сер. Интересны портреты Риберы, рисующие с большой любовью и сочувствием образы нищих, калек, бродячих философов и попрошаек.
Рибера является одним из самых крупных художников эпохи барокко. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. К этому периоду относятся также полуфигурные изображения философов и святых, трактованных как народные типы («Архимед», 1630 «Св. 1630). В Парме до сих пор находится в одной из церквей картина «Св. Не сохранилось никаких достоверных работ Риберы, относящихся к валенсийскому периоду.
Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок. Ирина», 1628). Он учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Может быть, вот таким образом же он побывал и в Падуе, где копировал картину Веронезе «Христос среди ученых». В середине второго десятилетия XVII века в Риме было уже мало реалистов, являвшихся последователями и учениками Караваджо, который незадолго до приезда Риберы бунтарски выступил против маньеризма и академизма и выразил взгляды, вкусы и запросы по отношению к искусству широких общественных кругов.
Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица».
Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца. В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Маленький хромоножка стоит в конце долгого духовного пути, который вместе со своими героями – мучениками, отшельниками и философами – прошёл сам Рибера. Хусепе Рибера считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVIIв. Среди разноплановых религиозных картин появляются полотна на мифологические сюжеты («Аполлон и Марсий», «Венера и Адонис», 1637, галерея Боргезе, Рим), полные теплой колористической чувственности. При этом меняется и его манера живописи: исчезают резкие цветовые контрасты, светотень становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света («Непорочное зачатие»).
Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Такая живопись называлась в Италии «живописью погребного освещения». П. Беллори.
Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). В 13-14-летнем возрасте Рибера уехал в Италию. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины.
Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Так, художник неоднократно изображал погруженного в размышления св. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Родился в Испании, в провинции Валенсия, учился, вероятно, у Ф. Рибальты.
Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. Изучая картины Караваджо, Рибера, вероятно, копировал их.
Другая держит в боевой готовности свой меч, которым она только что ранила соперницу и которым она собирается нанести решающий удар. живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности». Он направился в Рим, где долго копировал знаменитые работы великих мастеров.
Но Рибера преображает хрупкую каллиграфию Караваджо — его композиции приобретают необыкновенную монументальность и материальность в трактовке волос, складок одежды, даже бородавок. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами («Архимед»). Проникновенная лиричность отличает его женские образы («Св.
Создал серии «Апостолы» и «Нищие философы», писал портреты, картины на античные сюжеты, жанровые сцены. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке.
Таково полотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изображающее юную девушку – христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим богам, выставили обнажённой перед толпой. С середины 1630-х гг. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.
Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. Возвышенной человечности полны евангельские и библейские композиции («Непорочное зачатие», 1635 «Троица», 1635—37 «Поклонение пастухов»). Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Бруно»).
Вероятно, он чувствовал ограниченность манеры «тенебросо» п хотел научиться светлой многокрасочной живописи именно живописи, чего не могло ему дать изучение Рафаэля и других представителей римской школы. Иероним», 1652). После смены власти, в 1620—29 гг. Оно написано переливами тончайших оттенков, воздушными, мерцающими красками, которые мягкими линиями моделируют хрупкое, несформировавшееся тело юной христианки.
В ней все привлекательно и все правдиво. Хосе де Рибера, Хусепе де Рибера (исп. В ранних произведениях Риберы (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени, диагональные ракурсы интерес к передаче фактуры тканей и человеческой кожи. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание.
В конце жизни Рибера возвращается к «тёмной» караваджистской манере и пишет в основном отшельников, добровольно покинувших мир («Св. Большую часть жизни провел в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей.
На каменном полу стоит юная Инесса. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Уже в XX веке в Хативе было найдено новое свидетельство о крещении Хосе Хуана, сына Симона де Риберы, датированное 17 февраля 1591 года. При жизни был чрезвычайно популярен, пользовался покровительством испанского короля. Художественная жизнь Рима в начале XVII века была чрезвычайно разнообразна и многопланова, представляя собой арену столкновения различных стилистических течений и «манер».