Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). И в протоколах суда, в частности, встречаются, например, замечательные размышления. Бальоне написал большую биографию Караваджо. С атрибуциями всегда возникает масса вопросов и это абсолютно нормально. Понятно, что караваджизм, в общем, возникает как некоторая реакция, как некое подспудное такое течение и через 20 лет после того, как они все помрут или станут старыми, он более-менее по естественным причинам иссякнет, оставив большое и неизгладимое влияние вообще в истории европейской живописи.
Караваджо такие вещи мало волновали. — Лонги — это такая священная корова искусствознания, человек, которому принято поклоняться, так как, если просто посмотреть его послужной список, количество опубликованных им работ, сделанных выставок, это все очень внушительно. Перед нами здесь Маттиа Прети, ставший потом важнейшим художником, писавший на Мальте множество алтарей и вернувшийся потом обратно в Италию. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо).
Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. При этом картина сохраняет все свои характеристики (фактуру основы, грунта, красочного слоя, цвет и т. д. ) и продолжает находиться в экспозиционном состоянии. Или вот этого вот воробья, которого Пассаротти (по-итальянски воробей — это «пассаро») включал в качестве своего автографа, в качестве как бы подписи, что, дескать, я, Пассаротти, написал эту картину.
Ну а изящества экспозиции добавляет «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» академика Гвидо Рени, выполненная в голубоватых тонах и, казалось бы, очень далекая от искусства караваджистов. Говорили: кому недоставало ума писать полуфигуры в темноте. Но это не помешало ему и дальше прославлять Христа и его веру. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. — Есть некоторые.
Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Пойдемте дальше. Эта работа Булоня, в общем, наверное, не уступает (разве что по масштабам) той, которую мы видели только что.
Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Совершенно такое же устройство, такие же полуфигуры сидят вокруг стола.
Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древности». Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. В XVII веке слова «караваджизм» не существовало, существовала «метода Манфреди». Пассаротти сделал большой цикл, четыре существуют вещи: одна у Лонги, другие в итальянских музеях различных, там еще «Мясной рынок», «Рыбный рынок», всякие такие обыкновенные вещи. Это история о том, как Христа берут под стражу и Петр, бывший его первым учеником, отрезает стражнику ухо, а потом это ухо будет возвращено на прежнее место, так как Христос скажет ему: «Стражника не трогай».
Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами и пламенными взглядами. То есть здесь много разных деталей, которые учитываются в сумме. Хотя, безусловно, она больше их пострадала от времени, потемнела.
Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Взгляд святого направлен чуть в сторону. На каменном полу стоит юная Инесса. А тут висит из Фонда Лонги весьма замечательный мальчик под названием «Портрет юного художника в красном берете».
Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мягкость). Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики.
В ней все привлекательно и все правдиво. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка» изображающую нищего подростка. Вот здесь, в общем, тоже все очевидно.
Тут все вещи связаны с ранним римским периодом Караваджо. И это важно. Рибера писал в основном мучеников и святых. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет.
Он держит посох, ставший ему на долгое время крепкой опорой в пути. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. Они сначала приехали, действительно потусовались в Риме, потом увезли это обратно.
Полиция спрашивает у Караваджо: «Кто такие хорошие художники. » И Караваджо, немного подумав, отвечает: «Хороший художник — это тот, кто хорошо пишет красками и имитирует природу». Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожатакие же «простонародные» святые. К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж). Одно не исключает другого. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка.
Рибера решил его по-своему, смело и просто. Вот перед нами ранняя работа Карло Сарачени, человека, бывшего одним из первых римских последователей Караваджо, тоже описанных в XVII веке в биографиях и разного рода текстах. И в хорошем состоянии, что редкость для музейных работ здесь у нас. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо.
Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. И сегодня круг их более-менее, конечно, понятен. — Тем, кто интересовался, — наверное. Смысл в том, что подход здесь принципиально иной.
Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. Об этом написан один искусствоведческий текст. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Караваджо начинает свою карьеру как мастер цветов и фруктов, как натюрмортист, который имеет дело с внешним обликом предметов. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими.
Подобны драгоценностям нежное лицо девушки, ее шея, открытое плечо, тонкие кисти рук, маленькие ступни босых ног, словно светящиеся матовой белизной. Онуфрий», 1637, Ленинград, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. И еще множество и множество цитат. Он очень много в ранних работах переделывает, прямо на холсте он переписывает.
Кардиналам и папам римским нравились разные вещи. Хотя потом караваджисты, пишущие всякого рода сюжеты вроде сцен в караулке, в трактире или обнимающихся влюбленных парочек, начисто этот момент у Караваджо забудут.
Они давно уже находились в частной коллекции. Там нарисован такой испуганный мальчик, который кричит, когда над ним заносят нож. На основании тщательного иконографического анализа в настоящее время установлено, что изображенный мученик — это Святой Филипп, в честь которого был назван король Филипп IV, заказчик картины, а не Варфоломей, как считалось ранее. Теперь переходим в ту сторону, посмотрим на Сарачени чуть позже. Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос.
— Влияние было с помощью контактов и вывоза. Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло антииспанское восстание Мазаньелло, для его подавления прибыл испанский флот во главе с внебрачным сыном Филиппа IV, молодым принцем Хуаном Австрийским. Такой был персонаж, который одновременно еще и картины писал.
Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя. Вот, собственно, служанка, которая его узнает в толпе, а он говорит: «Нет, никакого признания не было». Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр. Кажется, что само полотно излучает сияние.
Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Варфоломей знал, что истинная вера – это любовь не только к ближнему своему, но и к врагу. Именно такая всеобъемлющая любовь и читается во взгляде проповедника. Он учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо.
Тут немножечко более слабая работа. Когда Варфоломея схватили, то повесили на крест головой вниз и распяли. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами. Она восхваляла его и потом они на двоих создали журнал «Парагоне», выходящий двумя сериями, — она писала там про литературу, а он писал про искусство и они поделили весь мир эстетический между собой и чувствовали себя в этом смысле такими вот королями повседневности.
Но всегда и во всем он оставался испанцем. На Голландию — еще и с помощью этих самых утрехтских караваджистов. Да и сюжет с жертвоприношением Авраама Караваджо рисовал и картина эта сохранилась. Мы видим кульминационный момент поединка.
1645, Мадрид, Прадо). Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво.
Полуфигуры в темноте. Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. Приказ был выполнен.
Не всем это нравилось, не все к этому относились положительно.
На самом деле, это не имеет большого значения. Это то, что делало караваджистское искусство таким новым, доступным и очень сильно воздействующим на зрителя. Хочется отнести ощущение этого натурализма, который шокировал зрителей.
Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Эта Магдалина похожа на некоторые караваджовские работы вроде «Святой Екатерины» из собрания Тиссена в Мадриде.
Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. Снова мир караваджовских цитат и образов. Смерть, настигшая его, была ужасной. И, в общем, эта картинка сделана на сто процентов в этой самой методе.
Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Лонги был тем человеком, который, в сущности, выделил этот круг людей. В общем, очень экономный прием используется, чтобы рассказать эту историю. И агнец, который был вместо Исаака принесен в конце концов в жертву.
Ни озлобленности или ненависти не увидишь в его очах. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. А если обратиться на противоположную сторону и туда не подходить, то мы увидим весь этот монументальный, замечательный ряд апостолов, которые сегодня приписываются главнейшему испанскому караваджисту Хусепе Рибере, а во времена Лонги, наверное, более справедливо, чем сейчас, относились к такого рода творчеству пограничного мастера, который называется «мастер суда Соломона» по названию картины, находящейся в Париже, которая изображает суд Соломона и там центральная фигура повторена, вот святым Фомой. Это Франческо Курради, авторство тоже под вопросом. Странствия святого были долгими, он проповедовал, как простым людям, так и знати. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи.
Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. А революция происходит действительно буквально на памяти одного поколения, на памяти абсолютно даже просто одних и тех же людей.
Борода с годами поседела, а лицо сковала сетка морщин. Он нес веру с добром и милосердием, как и велел его Учитель. 1591—1652), художник и график. А в центре висит работа, которая тоже недавно куплена музеем, в прошлом году, кажется и изображает она благовестие ангела святому Иосифу. Это оказалось настолько шокирующим, что впоследствии картинка была закрашена, Сусанна была одета, а реставраторам пришлось расчищать ее обратно до первоначального состояния.
У Караваджо есть свои технические особенности. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына».
Вот это направленное освещение, которое выхватывает самые натуральные части тела Сусанны. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. На этой работе святой Варфоломей еще жив. Какие-то вторжения.
Например, та же самая картина Карозелли подписана инициалами Р. М. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Это естественно для живописца, жившего в Италии. Так как эти бородатые старики и вот эти вот протянутые сверху руки ангелов — все это уже было на других работах, например, в «Мученицах святого Матфея» в римской церкви Сан-Лучия де Франчези.
Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках.
Так или иначе, персонажи все абсолютно замечательные и портретные. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Приковывает и чарует необыкновенный «Портрет юноши» Никколо Ренье, выполненный на небольшой овальной доске. Эта работа немножечко грубее, это художник второго эшелона — Рутилио Манетти. С середины 1630-х гг.
Хотя понятно, что никакими «темными» вещами она не отдает, наоборот, тут как будто бы лампочку включили. Здесь вы можете увидеть, как работает художник, как устроен его творческий метод. Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний».
Можно видеть в ней продолжение такой сложной ренессансной аллегорической традиции и за этим мальчиком видеть аллегорию греха, который тянется к запретным наслаждениям и получает возмездие в виде укуса ящерицы. Хорошая и нетипичная даже для самого Гвидо Рени картина. Перед нами замечательная картинка Орацио Борджанни, где с помощью вот того караваджовского освещения сюжет, в общем, рассказывается. Другая рука лежит на груди в области сердца. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Неаполитанский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и закругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны.
Хотя, конечно, в XVIII веке это выглядит свежее, так сказать, в первый раз. Ее приписывают Бартоломео Манфреди. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности». Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание. — фальшивая подпись.
Так как никто из них никогда не подписывался, никто не оставлял более-менее точных данных и мы реконструируем многое по биографиям и свидетельствам современников, которые, слава богу, сохранились. Януария). Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых.
Существует целая группа таких работ. Убегает туда и там, тоже написав пару больших алтарных картин, производит такое впечатление на местных художников, что они все начинают писать темные караваджовские картины. Это Маттиа Прети, снова неаполитанец.
Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Это еще одна сравнительно недавняя атрибуция Марковой. В картинах это устроено так, как устроены некоторые ранние полотна самого Караваджо, когда тот пишет картину «Шулеры», где друг на друга показывают за столом разного рода герои карточной игры.
Это картина, к которой можно подходить с абсолютно разных позиций. Вот он такой, как есть, доходчивый и очень даже отчасти устрашающий тип искусства. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну.
Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Без него не было бы этой работы.
Это просто очень качественная работа: и руки и вот эта меховая накидка и такой странный, какой-то венгерский колпак на нем — все это выписано с большой тщательностью и как раз демонстрирует нам те натурные принципы Караваджо, которые благодаря или вопреки или при посредстве, собственно, оказались в этот момент актуальными. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые.
Это все такие игры Траверси со зрителями, которые имеются и в других его работах. Хосе де Рибера, Хусепе де Рибера (исп. Он уверен, что найдет последователей. Ну и кроме того, конечно, нет, так как, видите, плечо переписано, он менял композицию. Авторство этой картины, на самом деле, до конца не определено.
Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. Когда Караваджо пишет свою «Марию Магдалину», он пишет не Марию Магдалину, а девушку, расчесывающую волосы, а потом пририсовывает к ней сосуд с маслом и получается Мария Магдалина. Это чудные типы и кто бы их ни нарисовал, давайте к ним ближе подойдем. Конечно, все эти ярлыки надо применять с большой осторожностью.
Вот, наверное, этот, так как он всегда вызывает наибольшее количество эмоций, — святой Варфоломей изображающий здесь свою мученическую казнь, страдания, которым он был подвергнут. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Он сосредоточенно наблюдает за борьбой, не выказывая никаких намерений остановить смертоубийство.
Техника живописи немного другая, более мягкая, чем у этих героев.